Список сокращений и список символических обозначений 15 страница

2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином «В.» обозначается система действий , направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств , т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие ).

Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств , в его объективной целостности (см. Предметность восприятия ). Это отличает В. от ощущения , которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «В». и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. в гештальтпсихологии , В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение – как абстракция , как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное ). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. – как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) не оформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев ).

Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул ) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей .

В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В. (см. также Зрение ), слуховое (см. Слух ), осязательное (см. Осязание ), вкусовое (см. Вкус ) и обонятельное В. (см. Обоняние ). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения , возникающие при движениях глаз (саккадические движения, конвергенция и дивергенция глаз ) и движениях внутренних структур глаза (аккомодация глаз ). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном – движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.

У человека, владеющего речью , последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза ).

Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность .

В. зависит от прошлого опыта, установок, знаний , содержания и задач выполняемой деятельности , индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов , эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция , обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчлененного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия ). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.

В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным . 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи ; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение ). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.

В поведении и деятельности человека В. – необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность – основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Апперцепция, Вычислительный подход к зрительному восприятию, Нативизм, Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система, Экологическая оптика, Эмпиризм . (В. П. Зинченко)

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ (англ. time рerceрtion ) – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы , наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память – памятью времени (см. Память слуховая ). Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете (см. Ретроспекция ) соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. – субъективно несколько растягивают временные интервалы. (Т. П. Зинченко)

Добавление: Субъективные искажения переживаемого времени с давних пор заинтересованно обсуждались философами, писателями, криминологами и др. Еще Августин Аврелий писал: «В тебе, душа моя, измеряю я время» («Исповедь»). Психологические вопросы о связи В. в. с личностными особенностями людей, эмоциональными состояниями и видами деятельности имеют важное теоретическое и прикладное значение. Сравнительно много исследований проводилось по влиянию на В. в. экзаменационного стресса у студентов (в качестве оцениваемых длительностей часто выступали звуковые или зрительные сигналы в диапазоне 3–60 с): установлена общая тенденция к переоценке оцениваемых интервалов. Существует и др. тип исследований, в котором испытуемые выступают в качестве наблюдателей эмоциогенных событий и позднее оценивающих их продолжительность. Напр., Дж. Маршалл (Marshall, 1966) просил испытуемых просмотреть фильм (длительностью 42 с), в котором человек трясет коляску и убегает, когда женщина приближается к нему. Спустя неделю испытуемые в среднем оценивали продолжительность эпизода в 90 с. В аналогичной работе испытуемым демонстрировали видеофильм с инсценированным нападением хулиганов на университетский кампус (длительность 34 с). Субъективная оценка составила в среднем 81 с, т. е. переоценка длительности была в 2,5 раза (Buckhout, 1977).

Отметим также исследование Элизабет Лофтус с коллегами (Loftus et al., 1987): в 3 экспериментах 469 испытуемых наблюдали 30-секундную видеозапись грабежа банка и через 2 сут. оценивали ее длительность. Установлены 4–5-кратные переоценки, причем женщины переоценивали в большей степени, чем мужчины. Эффект пола, вероятно, связан с разными уровнями стресса (активации), возникающего в результате просмотра фильма у представителей разного пола. Важный факт состоял в том, что более стрессогенная версия фильма вызывала и более сильную переоценку времени. Полученные в этой работе результаты не подтверждают популярную гипотезу объема хранения (storage size hypothesis ) Роберта Орнштейна, согласно которой оценка длительности события зависит от количества информации, сохраняемой в памяти об этом событии. Чем больше хранится информации, чем шире пространство, отводимое под хранимую информацию, тем дольше кажется период времени (Ornstein, 1969). Впрочем, эта теория вообще не объясняет влияние стресса на оценки времени.

Довольно редко встречаются исследования, в которых изучаются переживания времени в реальных жизненных условиях с высоким уровнем стресса. В одном из недавних исследований сравнивалось В. в. у парашютистов и сноубордистов (Гаврилина А. В., Мещеряков Б. Г., 2007). Результаты показывают, что сама по себе величина стресса не имеет однозначной связи с величиной и даже знаком ошибки: для парашютистов типичны переоценки времени полета, для сноубордистов – значительная недооценка времени спуска со склона горы. Эти факты интерпретируются на основе субъективных отчетов спортсменов, указывающих на более выраженные негативные эмоции (тревоги) у парашютистов и более позитивные эмоции (радости, эйфории) у сноубордистов. См. также Переживание потока .

Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения (разнообразных часовых механизмов, календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т. д.). На культуральном уровне Л. Н. Гумилев (1979) выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему: атемпоральность, фенологический и циклический календари, живая хронология и линейный счет, квантование и релятивизация времени. Важную роль в В. в. у древних людей и в традиционных культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило прямое отражение в названиях «месяцев» народных календарей (напр., в нанайском календаре есть «месяц горбуши», «месяц летней кеты», «месяц осенней кеты», «месяц петель на соболя» и т. п.).

В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д. Г. Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение соц. эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Отметим также, что культурно опосредствованное чувство времени играет огромную роль в различных видах практической деятельности (напр., охотника и рыболова, крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и музыканта). Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов (биологические часы ), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с другой – на исторически развивающейся системе соц. эталонов и технических средств. См. Восприятия времени нарушения, Гипотеза Хогланда . (Б. М.)

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА (англ. sрace рerceрtion ) – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов .

В. п. основано на «измерениях» расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов ), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. Высказывалась т. зр. о том, что необходимым условием для чувственного различения пространственных основных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является асимметрия человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга (см. Латерализация функций головного мозга, Межполушарная организация психических процессов ). Это дало основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязательных условий В. п. (Б. Г. Ананьев .)

При В. п. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы ), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.

Наибольшую информацию о пространстве (до 95 %, Ф. Кликс) человеку дает зрение . В. п. начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям – в высоту и в ширину – добавляется третье – вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз , а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе В. п. осуществляется зрительная локализация предметов. Необходимо отметить и то, что пространственная ориентация у человека в большой степени опирается на выработанные культурой знаковые средства отображения пространственных отношений, часть из которых подвергается интериоризации (сюда относятся и знаковые когнитивные карты ). См. Аккомодация глаз, Безориентирное поле, Бинокулярное зрение, Восприятия пространства нарушения, Глубинное зрение, Зрительное восприятие, Иллюзия Луны, Константность восприятия, Макропсия, Микропсия, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Перспектива, Поле зрения, Реафферентации принцип, Стереопсис .

ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЗВУКОВ(англ. рerceрtion of comрlex sounds ) – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой ), как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника «алгоритму». Мир звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия: звукиприроднойисинтетической среды(технических объектов), речевыеимузыкальные .

К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца; к техническим – тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из существенных признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная характерность структуры спектра – мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие.

Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п. – все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций . Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. Восприятие устной речи ).

В восприятии музыкальных звуковна первый план выступают признаки, которые формируют музыкально-звуковую ткань: высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантности и диссонантности, взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого (нижайшего, или т. н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают специфическую функцию выразительности – как самих звуков, так и музыкального образа в целом. Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом целом и т. п.

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ (англ. рerceрtion of oral sрeech ) – одна из высших психических функций человека. В. у. р. – внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Будучи «опосредствованным по своему строению и социальным по своему генезу» (А. Р. Лурия ), В. у. р. является смысловым, т. к. «нормально включает акт понимания , осмысления» (С. Л. Рубинштейн ).

Речевое восприятие – неоднородный процесс, в котором (с генетической и функциональной т. зр.) м. б. выделены уровни различения и узнавания(Н. И. Жинкин ). С т. зр. характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивныйи смысловой уровни восприятия. Так, в процессе В. у. р. на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

С т. зр. сформированности самого процесса смыслового восприятия оно м. б. сукцессивным(развернутым) и симультанным (одномоментным). Так, в ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие характеризуется сукцессивностью, тогда как при сформированности этих видов речевой деятельности восприятие симультанно.

В. у. р. включает в себя процесс вероятностного прогнозирования . Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприятие может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова.

Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде всего включенностью в активную деятельностьчеловека. Обусловливаясь системой языка , В. у. р. зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.).

В. у. р. обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего: особенностями их мышления (напр., гибкость, продуктивность), памяти (напр., ее объем, тип), направленности личности , характера установок и т. д. См. Виды речи, Речь, Речь устная .

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ(англ. interрersonal рerceрtion ) – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения . Син. межличностное восприятие . Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и заканчивая мышлением . В этом смысле процесс В. ч. ч. подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой соц. значимостью в ряду др. предметов окружающего человека мира. Особая соц. значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди др. объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности (см. Габитус ), которые наиболее информативны в отношении психических свойств личности: экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица являются волосы (прическа) и глаза (см. Физическая аттрактивность ). При опознании людей в качестве отличительного признака может выступить любой из компонентов внешности , который наиболее ярко выделяет конкретного человека из ряда других, т. е. подчеркивает его индивидуальность .

В процессе В. ч. ч. формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы , эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т. д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личностикак наиболее значимая в соц. отношении. Осознание этой характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика (см. Межличностная аттракция ). Связь внешности и личностных характеристик – одна из главных проблем в изучении В. ч. ч. Современная психология рассматривает ее как проблему социально-психологической интерпретации личности по внешности. Экспериментально обнаружены 4 основных способа интерпретации: 1) аналитический , когда каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности (напр., плотно сжатые губы – человек волевой); 2) эмоциональный — качества личности приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности; 3) индивидуально-ассоциативный — человеку приписываются качества др. человека, внешне на него похожего; 4) социально-ассоциативный — человеку приписываются качества того соц. типа, к которому он отнесен на основе восприятия внешности. Практическое значение В. ч. ч. определяется регуляторной ролью психически сложившихся образов в процессах труда и общения.

ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ НАРУШЕНИЯ(англ. disturbances , или imрairments of time рerceрtion ) – утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах. 1. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких структур правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания). 2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (секунды, минуты). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме др. расстройств в работе слухового анализатора (см. Агнозия ). В. в. н. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе , длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др. (Е. Д. Хомская)

ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА НАРУШЕНИЯ (англ. disturbances , или imрairments of sрace рerceрtion ) – утрата или снижение способности ориентироваться (трудности ориентировки) во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестезическом) пространстве. В. п. н. возникают вследствие различных патологических состояний мозга, а также при искажении сенсорных сигналов. Существуют различные формы В. п. н.

1. Нарушения, связанные с нарушением сознания (см. Сознания патология ) и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем внешнем пространстве (месте нахождения и др.); подобные нарушения часто наблюдаются одновременно с нарушениями восприятия времени (см. Восприятия времени нарушения ).

2. В. п. н., проявляющиеся как невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства. Возникают при поражении теменно-затылочных отделов мозга . Существует 2 варианта подобных нарушений: один характеризуется трудностями ориентировки в реальном пространстве и встречается чаще при поражении теменно-затылочных отделов правого полушария; другой – трудностями ориентировки в символическом пространстве – картах, схемах, рисунках и т. п.; чаще наблюдается при поражении тех же отделов левого полушария (см. Нейропсихологические синдромы, Агнозия, Афазия, Апраксия ).

3. В. п. н., проявляющиеся в трудностях определения направления и удаленности звукового сигнала, возникают при поражении подкорковых уровней слуховой системы в синдроме нарушения бинаурального слуха .

4. В. п. н., проявляющиеся в трудностях ориентировки во внутреннем пространстве как одно из проявлений соматоагнозии (см. Агнозия ), чаще наблюдаются нарушения в левой части тела (при поражении теменных отделов правого полушария).

5. В. п. н., приводящие к трудностям ориентировки в пальцах своей руки, известные как пальцевая агнозия, чаще наблюдаются при поражении нижне-теменных отделов правого полушария (у правшей).

6. В. п. н., связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных (зрительных, кожно-кинестезических) сигналов.

См. также Головокружение, Макропсия, Микропсия . (Е. Д. Хомская)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (англ. recall, reрroduction ) – процесс памяти , в результате которого происходит актуализация (извлечение, retrieval ) ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевод его в кратковременную память (оперативную). В. бывает непроизвольным или произвольным. При непроизвольном В. человек не ставит специальной цели припомнить что-либо; оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя она и не направлена на В. Непроизвольное В. может иметь не хаотический, а относительно связный, избирательный характер. Направление и содержание В. определяются в этом случае теми ассоциациями , которые образовались в прошлом опыте человека. Произвольное В., называемое также припоминанием , составляет основу множества процедур (методов, методик), применяемых при изучении памяти человека, – методов В., в которых испытуемого просят воспроизвести полностью или частично, но как можно точнее, то или иное содержание из прошлого опыта. В отличие от процедуры др. типа, которая также широко используется для изучения памяти, – метода узнавания – в процедурах В. непосредственно не предъявляется тот материал, который испытуемому необходимо в той или иной форме воспроизвести. Еще в конце XIX в. нем. психолог Г. Эббингауз предложил ряд классических методов изучения памяти, основанных на В.: метод заучивания (метод последовательных воспроизведений), метод антиципации, метод сбережения. Позже появились такие методы, как свободное воспроизведение, упорядоченное воспроизведение, методика частичного воспроизведения, методика Петерсонов (точнее, Брауна – Петерсонов), методика парных ассоциаций и др.

В. – активный, «творческий» процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией, преобразованием воспроизводимого, особенно большого по объему материала. Реконструкция материала при В. впервые была детально изучена Ф. Бартлеттом (1932), в исследовании которого использовался прием последовательного припоминания: несколько человек по очереди воспроизводят ситуацию, непосредственно воспринятую и рассказанную первым из них. Бартлетт установил, что В. представляет собой не чистую репродукцию угасающей в памяти информации, а интеллектуальную реконструкцию, которая: а) проявляется в отборе главного и отсеве второстепенного материала, в обобщении и привнесении нового содержания, в изменении последовательности изложения, в различных заменах и искажениях воспроизводимого материала; б) зависит от большого числа факторов, в т. ч. от мотивов , целей и задач деятельности, уровня осмысления материала, эмоционального отношения к нему и т. д. А. А. Смирнов (1966) детально проанализировал конкретные формы отступлений от подлинника, наблюдаемых при В. Основные из них след.: 1) обобщение того, что в оригинале дано в развернутой, детализированной форме; 2) конкретизация и детализация того, что дано в более общем и сжатом виде; 3) замена одного содержания другим, равнозначным по смыслу ; 4) перемещение отдельных частей; 5) объединение того, что дано отдельно друг от друга, и разъединение того, что в оригинале связано между собой; 6) дополнения, выходящие за пределы оригинала; 7) искажения смыслового содержания оригинала. Как заметил С. Л. Рубинштейн , подобные трансформации материала по своей психологической природе являются результатом непреднамеренной, но, безусловно, направленной работы мысли внутри В. См. также Память, Реминисценция, Ретроактивное торможение . (Т. П. Зинченко)

Наши рекомендации