Женщина не может не признать факт своей принадлежности биологической природе, которая проявляется через зов пола и желание продлить род, то есть иметь детей
Итак, биологическая природа дала женщине возможность рожать детей. Через это перешагнуть нельзя, как нельзя перешагнуть через любую биологическую данность.
Следующий шаг – уже социальной природы, которая говорит, что раз ты можешь, то должна рожать. А вот это вопрос. Да, я часть природы, с природой не поспоришь. Но в отличие от всех остальных живых существ на Земле, принадлежащих только одной, биологической, природе, человек как минимум тройствен, потому что он один принадлежит трем природам, и влияние их переплетается. Одна природа использует возможности, данные другой, и каждая в своих интересах.
В данной ситуации самое сильное влияние оказывает социальная природа, потому что человек сделан из людей, человек без людей не становится человеком, вне человеческого сообщества он тоже человеком не становится. В самых простых вещах: ни говорить, ни ходить на двух ногах человек не может, если он вырос вне человеческого сообщества. А с другой стороны, социализация дает человеку возможность реально стать человеком, Homo sapiens, активировать то, чего нет в природе биологической: интеллект, сознание, разум. Она тоже сообщает свои права на человека: я же тоже природа, следовательно, я данность, и со мною не надо спорить, потому что если от биологической природы зависят твои жизнь и здоровье, то от меня зависит, выживешь ты или нет, ресурс. Ты можешь оказаться чужим среди своих, в одиночестве, никому не нужный, невостребованный, и твоим талантам, твоему уму и твоим возможностям негде будет проявляться.
Здесь у социальной природы есть сложность. Своими руками превращая человеческое существо в человека, она взращивает и социализирует своего оппонента. А иначе бы не было развития. Оппонентов социуму среди людей немного, но всегда находятся люди с дефектом социализации, где винтики не слишком туго закручены, где части деталей не слишком плотно легли. И ветер, воздух, звук, запах еще сообщает, что за социальной природой, за ее законами есть большой мир, большая реальность.
К ней еще и подпихивает человека третья, идеальная природа. Потому что социальная, развивая сознание человека, все больше приводит его к идеальным потребностям, главная из которых – потребность в новой информации. Человеку нужна не только потребность в эмоциональном контакте, ему нужна новая информация. Если где-то мелькнуло, что может быть по-другому, то это не менее сильный стимул к действию, чем посылы двух остальных природ. Этот посыл помогает человеку оппонировать категоричности социального мира, ибо страсть к познанию – именно страсть, не менее яркая и сильная, чем все другие страсти человеческие.
Соблазн нового знания приводит к тому, что некоторые видят в познании возможность увеличения степени собственной свободы, проявления себя как уникального человека, выработки собственной позиции в отношении предложений социальной реальности и требований биологической природы.
Именно такие женщины задают неудобные, раздражающие, иногда вызывающие настоящую агрессию, иногда недоумение, вопросы.
«Могу» и «должна» – почему это связано? Если я могу рожать, то кому я должна? Надо выходить замуж. Кому надо? Почему мне это надо? Что мне это даст?
Человек не может быть один, без людей? Да, правда. Но это же не значит, что обязательно нужно согласиться жить с первым, кто предложит, и считать это счастьем и избавлением.
А я могу выбрать? А я могу подумать? А могу ли я подумать, надо ли мне так, как у вас? А может, как-то можно по-другому?
И, наверное, я бы хотела сначала разобраться в своих желаниях, а потом уже принимать решение и заключать, уважаемый социум, с вами договор. Те ресурсы, которые вы мне предлагаете за выполнение ваших требований и соблюдение ваших правил, те ресурсы, которыми вы меня соблазняете, если я превышу требования и приближусь к вашим самым красочным ожиданиям, они мне нужны? Что они дадут мне? Стану ли я от этого счастливее? Буду ли я от этого больше любить и знать себя и тем самым смогу ли я больше любить и знать других людей?
Да, я не принимала решение родиться на этот свет, но именно это и не делает тех, кто привел меня на этот свет, хозяевами моей жизни. Вы же не знали, кто придет. Так давайте будем разбираться, кто пришел. Я не говорю, будто все, что вы мне предлагаете, мне не нравится. Я не говорю, что это плохо или неправильно. Но я хочу ответить на вопросы самостоятельно, чтобы вам, дорогое мое ближнее Мы , мои родственники, друзья, родители и даже любимая страна, потом не нужно было выслушивать от меня претензии, если что-то не получится, если меня что-то не устроит, если мой брак не сложится, дети вырастут ужасными и неблагодарными людьми. Я не буду всю жизнь мучиться, что не стала тем, кем хотела: лучшей дворничихой Москвы, лучшим врачом в нашей деревне, космонавтом или президентом, – я не буду от этого страдать и не буду никого винить.
А если я вопросы не задам и сама себе не отвечу, то ведь всегда могу сообщить: я вас послушала, вы сказали, что все знаете, вы сказали, что будет хорошо, а вот нехорошо! Где вы были, когда я делала ошибки, когда у меня не получалось? Я выполнила ваши требования, больше я вас не интересую?
Но я интересую себя.
Оппонирующая социальным законам позиция всегда очень привлекательна для людей, которые даже не собираются оппонировать, потому что у них внутри есть такое знание: безумству храбрых поем мы песню… И действительно, интересно смотреть: а вдруг получится? Если у нее получится, потом можно будет и нам немножко попробовать. Исследователей, авантюристов, безумцев так немного, и не надо, чтобы было много, иначе мир рухнет.
Казалось бы, такая классная выигрышная позиция: человек говорит тем, кто о нем заботится, кто как бы обеспокоен его судьбой, кто указывает ему дорогу: «Знаете, вы не беспокойтесь. Я тут сейчас самостоятельно покопаюсь, почитаю, подумаю, по людям похожу, на других посмотрю, поспрашиваю, поезжу по миру, узнаю, как раньше было, как в других местах… Приму решения – я вам обязательно сообщу о них. Вы не волнуйтесь, я сейчас заранее говорю вам, что это будет мое решение, и я готова написать расписку:
Во всех последствиях моих самостоятельных решений, моих управленческих поступков в отношении себя я не виню никого, и никто, кроме меня самой, не будет нести за это ответственность».
Звучит очень красиво, очень вдохновляюще, когда об этом говорят… другие. Но тех, кто всерьез озаботится таким решением, я не могу не предупредить: никто, кроме вас или, если вам повезло встретить еще нескольких таких же, с таким взглядом на жизнь, не будет этому рад. Потому что вы уходите из стаи. Вы ломаете гарантированные устои. Уровень вашей управляемости падает. Пока таких мало, общество может относиться к этому довольно снисходительно. А вдруг станет много? И как потом ими командовать? Социальная машина охраняет сама себя.
Я ни в коем случае никого не призываю уходить из активной социальной жизни, ни боже мой, я просто предлагаю не следовать слепо уже предложенным правилам и устоям.
Объяснять свои действия действиями других людей, действиями «всех» или действиями одного авторитета означает признать себя ребенком вне зависимости от цифры в паспорте. Совершенно замечательная детская позиция диалога с миром: виноваты все вокруг. Ребенок, который бьет по столу, ударившись о него, потому что стол плохой; ребенок, которому мать позволяет ударить кошку, цапнувшую своего мучителя, вместо того чтобы наказать ребенка, поскольку тот не чувствует, что мучает живое; ребенок, который знает, что он всегда найдет в родителях поддержку, что бы он ни натворил со своими друзьями, какую бы гадость он ни сделал во дворе, всегда все будут плохие, а он хороший, этот ребенок не станет чудесным образом взрослым.
Потому что общество, социальная природа для увеличения нашей самооценки выстроены также с родительских позиций, и нам не стыдно, доживая почти до седых волос, списывать свои неудачи, свое нежелание самостоятельно о себе позаботиться на неправильность социальной ситуации, на плохих правителей и нехорошие законы, на недобросовестных чиновников и небезупречных полицейских. Очень удобно быть ребенком, потому что «они все» виноваты, а значит, никто не виноват.
Только детская позиция заставляет нас виноватить родителей в том, что они недостаточно богаты, в том, что они не там нас родили, что у нас не такие длинные ноги, не того цвета волосы, не той формы нос. Или в том, что у них нет денег на переделку носа, ног, волос.
Социум не только выращивает себе же оппонента в виде человека, но и человек, если сознательно подойдет к своей жизни, увидит оппонента в социуме. Почему я говорю, что семья – это маленькое государство? Потому что напряжение между родителями и детьми, кризис отцов и детей точно так же переносится и воспринимается как кризис граждан страны и государства.
Я предлагаю посмотреть на начало великого пути завоевания права. Хотя бы на ту часть своей жизни, которую я понимаю, которой я в состоянии управлять без чужой помощи, без чужого руководства, опираясь на собственный опыт, на знания других людей и просто на знание законов управления.