Чисть 2. Уроки психологии в cpiqheu школе
Лятый клясс
И они поплыли прочь от темной пещеры. И не было во всем огромном синем-синем море более счастливых существ, чем две эти маленькие рыбки.
Вопросы Зля обсужЭения
— Какая мысль в сказке показалась вам самой главной?
— Как вы понимаете фразу «главное — хотеть видеть кра
соту»?
— В чем эта сказка могла бы быть вам полезной?
ЗянятиЕ 20. Я не опинок в этом mupe
«Какого человека можно назвать...»Подростки записывают в тетрадь качество, затем рассуждают о том, какого человека можно назвать обладателем этого качества. Качества могут быть такими: добросовестность, общительность, справедливость.
Работа с плакатом.На доску вывешивается плакат с позитивными качествами:
«Активность, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, романтичность, собранность, способность придумывать, трудолюбие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, умение быть благодарным, умение понимать, умение слушать, упорство, уступчивость, честность, щедрость».
Подростки «цепочкой» (по очереди) читают качества, объясняя группе их смысл. Затем каждый выписывает по одному качеству, которое кажется ему самым необходимым для
того, чтобы избежать одиночества.
■'■■>;■:. '- ■ ,о<! .■
Работа со сказкой.Подростки слушают и обсуждают сказку.
И однажды утром... (И. Коротеева)
Каждый год с первыми лучами весеннего солнца на лесной поляне пробивались из-под снега тоненькие нежно-зеленые травинки, поднимали свои пестренькие головки многочисленные цветы, тянули к солнцу нераскрывшиеся бутоны и просили солнечной ласки и тепла. Каждый день приносил свои радости и беды, дарил жизнь новым цветам и травинкам.
Так проходил месяц, и лесная поляна превращалась в чудесную страну — страну Цветов. Ах! Как были прекрасны эти молодые цветы: высокие и низенькие, крупные и едва заметные на зеленом ковре, розовые и синие, белые и желтые — здесь были все цвета радуги, все цвета жизни. Все они такие разные, такие неповторимые: были здесь и свои гордецы и упрямцы, любознательные и безразличные ко всему, добрые и жестокие, нежные и заботливые. Да, это была их жизнь, и, казалось, ничто не могло нарушить ее привычный ход, но однажды на поляне появился цветок, которого прежде не видели. Это был необычный поздний цветок. У него был высокий и толстый стебель, крупные изогнутые листья, а самое главное — не было самого цветка. И другие цветы говорили: «Посмотрите на него, он же другой, он не похож на нас, даже пчелы летят мимо него, и птицы не дарят ему своих песен. Ах, как он неуклюж и некрасив!» Так шел день за днем, и j ранние цветы теряли свою красоту и блеск, с каждым днем все меньше жизни оставалось в них, и ничто уже не волновало их крохотные сердца.
А тот неуклюжий и некрасивый цветок все больше тянулся к солнцу, прислушивался к дыханию уже почти осеннего ветра. Он знал, что нужен другим, знал многое, потому что умел лушать, слушать сердца. И многие рассказывали ему о своей
>ли. Он плакал вместе с ними утренней росой. Его толстый тебель был опорой безжизненных травинок, а опаленные
арким солнцем цветы находили приют под его большими листьями. А порой, страдая от сильной жажды, он отдавал последние капли животворящей влаги умиравшим травинкам, он радовался их красоте, забывая о себе, он радовался жиз-