Зависимость акцентуации характера от профессиональной направленности творческой личности в период молодости
Постановка проблемы.В настоящее время ученые все чаще обращают внимание на изучение особенностей творческой личности. Существуют две основные точки зрения к рассмотрению творческой личности. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный.
Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью, или творцом. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным [1, с.53].
Творческие личности в большинстве своем обладают легко возбудимой фантазией и богатством эмоциональных переживаний. Немудрено, что они и отличаются высокими показателями отклонений от так называемых норм. Как правило, чем ярче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Хотя гармоничных характеров встречается очень мало и среди «нормальных» людей.
Понятие творчество – многогранно. Оно включает в себя такие виды: художественное, научное, техническое и спортивное. В большинстве литературных источников ведется обзор качеств творческой личности ученого-изобретателя. В этой статье акцент направлен на изучение особенностей личности музыканта, актера и художника.
Анализ последних исследований и публикаций. Изучением черт и качеств творческой личности занимались многие ученые. Среди них Е. Басин, В. Дружинин, Е. Ильин, В. Петрушин, Я. Пономарев, [1; 3; 4; 8; 9]. Большинство исследований по этой теме проходили в рамках изучения природы творческого процесса, а так же в психологии индивидуальных различий. В разработку типологии акцентуаций характера внесли весомый вклад как зарубежные так и отечественные авторы. Среди них наиболее известны П. Ганнушкин, К. Леонгард, Г. Шмишек, А. Личко [2; 6; 7]. Однако, зависимость акцентуаций характера от профессиональной направленности творческой личности изучена не достаточно. Этому и будет посвящена наша статья.
Формулирование цели статьи. Изучение зависимости акцентуации характера от профессиональной направленности творческой личности в период молодости.
Результаты исследования. В исследовании принимали участие 30 человек, возраст которых составляет от 20 до 30 лет. Из них 10 испытуемых − художники, 10 − актеры и 10 музыканты.
**************************************************************
Выводы. Таким образом, в данной статье мы рассмотрели зависимость типа акцентуации характера от профессиональной направленности творческой личности.
В ходе исследования нами выявлены акцентуации характера музыкантов, актеров, художников. Так у актеров театра преобладающим является демонстративный тип акцентуации, это характеризует их как людей артистичных, жаждущих внимания. У музыкантов доминирующим типом акцентуации характера является эмотивный, демонстративный и экзальтированный тип, такие люди чувствительны, имеют широкий спектр чувств, отличаются склонностью к артистизму. В группе художников преобладает гипертимическая акцентуация, что характеризует их как людей активных, деятельностных, но не всегда доводящих дела до конца.
Во всех трех группах испытуемых доминирует направленность на дело, это говорит о увлеченности выбранной профессией, заинтересованности в профессиональных успехах.
Перспективы дальнейших разработок. В дальнейшем планируется провести исследование с учетом большего количества испытуемых, а так же продолжить изучение особенностей творческой личности, в частности личностных черт и механизмов защиты.
Литература
1. Басин Е. Я. Личность творческая//«Художественный совет»,2006, № 3. 2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982 3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей .- СПб.: Питер, 1999 4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб.: Питер, 2008 5. Карелин А. Большая книга психологических тестов. - М.,2007 6. Леонгард К. Акцентуированные личности. –К., 1981 7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983.8. Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М.: ВЛАДОС, 1997 9. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976.