Пожелания к изучению отдельных тем курса
Изучение первого раздела курса «Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга» предполагает освоение исходных представлений о маркетинге как определенного вида деятельности предприятия, направленной на продвижение товаров от производителя к потребителю посредством обмена.
В теме «Понятие маркетинга» маркетинг рассматривается как философия и рыночный инструментарий деятельности предприятия.
Особое внимание необходимо уделить историческим этапам развития основных концепций маркетинга и современным представлениям о нем.
В теме «Типы и виды маркетинга» должны быть раскрыты основные субъекты маркетинга, его ключевые принципы и цели, дана классификация различных видов маркетинга и основные его этапы.
В теме «Исходные понятия маркетинга» следует разобрать такие исходные понятия маркетинга как нужда, потребность, запрос, рынок, обмен и попытаться привести конкретные примеры из современной рыночной практики.
В теме «Среда маркетинга» необходимо рассмотреть внешнюю макро- и микросреду маркетинга и ее составляющие. Раскрыть факторы макросреды и микросреды маркетинга и дать их характеристику.
Второй раздел курса «Маркетинговые исследования» состоит из двух тем.
В теме «Маркетинговая информация» следует рассматривать информацию как основу для принятия маркетинговых решений. Особое внимание уделить видам информации.
В теме «Основные направления маркетинговых исследований» особое внимание следует уделить целям и объектам маркетинговых исследований, подробно изучить их методы. Особое внимание нужно обратить на вопросы структурирование внешней среды предприятия, а также на методы изучения потребителей.
Третий раздел курса «Целевой маркетинг» состоит из трех тем.
В теме «Сегментация рынка» раскрываются признаки сегментации. Признаки сегментации для рынка потребительских товаров, для рынка товаров производственно-технического назначения, для рынка услуг.
В теме«Выбор целевого сегмента» выделяются критерии оценки сегмента, выбор сегментов. А так же рассматривается недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг.
В теме«Позиционирование товара» раскрывается понятие позиционирования. Выявляются основания для позиционирования товара.
Четвертый раздел курса «Товар и товарная политика в маркетинге» является центральным и состоит из пяти тем.
В теме «Товар в системе маркетинга» уточняются представления о товаре как продукте труда, предназначенного для продажи посредством обмена, раскрываются различные его стороны и приводится классификация.
В теме «Жизненный цикл товара» важным моментом является понимание жизненного цикла товара и особенностей его отдельных этапов. Определяется стратегия маркетинга на разных этапах ЖЦТ и способы продления ЖЦТ.
В теме «Новый товар» раскрывается понятие нового товара. Рассматриваются этапы разработки нового товара. Риски, связанные с разработкой и выводом нового товара на рынок. Особое внимание должно быть уделено формированию стратегии разработки новых (инновационных) товаров и выработки товарной политики предприятия
В теме «Товарный ассортимент» уделяется внимание для раскрытия понятия товарного ассортимента, его характеристике, формированию, а также планированию ассортимента.
В теме «Рыночная атрибутика товара» конкретизируется понимание товарно-знаковой символики. Уточняются требования к упаковке и маркировке.
Пятый раздел курса «Ценообразование в маркетинге» состоит из пяти тем.
В теме «Формирование цены продажи» углубляются и конкретизируются теоретические представления о цене как категории рыночного хозяйства. Должны быть раскрыты функции цены, приведена система цен и факторы ценовой и неценовой конкуренции.
В теме «Стратегия ценообразования» отдельно необходимо осветить вопросы ценообразования на различные виды товаров и услуг, на формирование ценовой политики предприятия на различных стадиях жизненного цикла товара.
Шестой раздел курса «Система распределения и товародвижения»рассматривает две темы.
В теме «Каналы распределения и товародвижения» рассматривается роль системы распределения в комплексе маркетинга. Уточняются каналы распределения и товародвижения в условиях постоянно меняющегося рынка, их функции и уровни. Особое внимание уделяется преимуществам и недостаткам основных методов продвижения товаров на рынок.
В теме «Торговые посредники» определяется роль посредника в доведении товаров до потребителя. Раскрываются виды посредников и дается их краткая характеристика.
Седьмой раздел «Маркетинговые коммуникации» раскрывает содержание одного из важнейших элементов маркетингового комплекса, а именно, коммуникаций и состоит из шести тем.
В темах этого раздела «Комплекс маркетинговых коммуникаций», «Реклама», «Паблик рилейшнз», «Ярмарки, выставки», «Стимулирование сбыта и продаж», «Личные продажи» следует раскрыть содержание общей модели коммуникативности (аудитории, информационных каналов, сообщений, средств распространения информации и стимулирования). Особо рассматривается вопрос о рекламе, ее целях, видах, формах и методах. Уделяется внимание связям с общественностью.
Восьмой заключительный раздел курса « Организация и планирование маркетинга» носит сугубо прикладной характер и раскрывает конкретные вопросы планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности на предприятии.
В теме «Планирование в маркетинге, показать методы ранжирования стратегических и тактических задач маркетинга, изложить формы и содержание различных видов маркетинговых планов.
В теме «Организация маркетинга на предприятии» следует показать роль маркетинговой службы на предприятии в современных условиях, раскрыть особенности различных организационных структур маркетинговых служб и конкретные вопросы их деятельности.