Дядя митя с котом циником. 4 страница

охватил гнев", а "гнев охватил меня"... Покуда я этого не усвоил, мои

усилия воздействовать и на других, и на себя самого по большей части

оставались безрезультатными. Когда усвоил - появилось то, что называют

гипнотическими способностями...

Поясняю, в чем дело. На сцене человек играет роль, а в жизни-роль

человека. Впрочем, и на сцене тоже, если по-настоящему. О Станиславском

рассказывали, что в периоды, когда он, готовясь к спектаклю "Горе от ума",

вживался в роль Фамусова, у него резко портился характер (и так-то,

впрочем, не очень легкий) - с ним уже просто нельзя было ни о чем

столковаться.

Кто же кем становился: Станиславский Фамусовым или Фамусов

Станиславским?..

Актер на сцене подчиняет внутреннее внешнемуищет самочувствия для

ролей. Эти самочувствия, однако, влияют и на его жизненные роли, делают

его, надолго или ненадолго, другим человеком.

А человек в жизни -ищет и самочувствия для ролей, и роли для

самочувствий.

При этом часто происходит следующее:

...роль Б-самочувствие (а)-роль В-самочувствие (аб)в - роль Г - ...

Вы возвращаетесь с работы, где только что получили изрядную взбучку от

начальства, выговор с занесением в личное тело. Это не оговорка. Ваше тело

и впрямь восприняло выговор, превратив в адреналин, разослало депешей по

всем клеткам: "Всем! Всем! Всем! Очень плохо и. очень страшно!" И вот

подтверждения: в автобусе вас нарочно толкают какие-то молокососы,

какой-то акселерат посмотрел на вас сверху вниз, как на козявку, какая-то

девица - как на бревно... ("Всем! Всем! Всем!

Очень плохо! Очень-очень скверно и страшно!"). И вот в роли

Козявки-(кто Вас, однако, обязывал принимать эту роль? Никто кроме Вас

самих!) Вы возвращаетесь домой и попадаете в обстоятельства, где Вам

надлежит по всем правилам играть роль Любящего Мужа, Вежливого Зятя, Отца

Семейства, а сегодня к тому же еще и роль Радушного Хозяина, Веселого

Хозяина - через полчаса грянут гости. ("Всем! Всем! Всем! - Веселитесь!

Радуйтесь жизни!") "Ты опять не купил колбасы?..

И яиц нет. И хлеба. Я же тебя просила!.." - "Да его разве

допросишься..."

...Самочувствие Г - роль Д - самочувствие X... - "А сама не могла

сходить?! Я вам что, мальчик на побегушках, а?! Я ВАМ КОЗЯВКА?!!!"

Переход в роль Отца Семейства непосредственно из роли Козявки,

несколько затруднен предлагаемыми обстоятельствами, поэтому совершается

через промежуточную роль Бешеного Крокодила. Однако самочувствие X,

возникающее в результате вхождения в эту роль, исполнению роли Веселого

Хозяина отнюдь не способствует.

Оставшуюся часть вечера приходится проводить в роли Бревна...

Как в игре, так и в жизни роль и самочувствие связаны интимной,

двусторонней связью. А именно: роль пробуждает определенное самочувствие.

Самочувствие жерасполагаетк определенной роли.

Вот Вы выходите на трибуну - принимаете, стало быть, роль Оратора,

первые секунды зажаты, скованы, но потом в Вас что-то включается,

зажигается... Или не зажигается?.. А вот что-то рассмешило, а перед тем

сильно поднялось настроение известием о внезапной удаче - и вот на

какой-то момент в компании друзей Вы, сами того от себя не ожидая, приняли

не свойственную Вам роль Души Общества - и с немалым успехом: все в

восторге, все смотрят на Вас с восхищением... А потом вдруг что-то

израсходовалось, погасло...

Трудно сказать, что здесь "первично", а что "вторично". Когда Вы

влюблены и пользуетесь взаимностью, самочувствие и роль сливаются в

сладостном объятии.

Когда охладеваете, инерция роли, уже принятой, может завести очень

далеко, иногда даже в загс.

А не чувствуете ли Вы себя слегка больным при одном лишь виде человека

в белом халате? Дело в том, что этот халат уже сам по себе предлагает Вам

определенную роль. Конечно, и возникшее в результате болезни самочувствие

больного может заставить человека принять и роль Больного, то есть

обратиться к Врачу.

Врач может помочь: дать человеку самочувствие здорового и тем самым

вернуть его в эту роль. Но Врач, случается, и не может помочь, а роль

Здорового все-таки приходится исполнять. С другой стороны, есть множество

болезненных состояний - и среди них прежде всего те, которые называют

неврозами, - при которых одно лишь принятие роли Здорового само по себе

может исцелить человека. А роль Больного может усугубить болезнь - роль, в

которую, человек слишком вжился... Отсюда и инстинктивная нелюбовь многих

"ходить по врачам". Не в том дело, что человек не верит в медицину, а в

том, что он интуитивно бережется от роли Больного.

До известной меры (!) - правильная политика. "Хвост"

самочувствия Больного - неприятная вещь, не только мешающая

выздороветь, но и рождающая подчас новые болезни. Поэтому и хороший Врач,

любой специальности, должен уметь ввести человека в роль Здорового раньше

настоящего выздоровления. И это при полном соблюдении всех мер лечения.

Это и есть психологическое искусство.

А почему так мучительно застенчивы, скованы, почему так неувйрены в

себе столь многие молодые и не слишком молодые люди? Да потому, что не

вылезают из роли Оцениваемых, Экзаменуемых, Разглядываемых, Изучаемых!

Потому что с упорством, достойным лучшего применения, исполняют роль

Заинтересованных-вПроизводимом-Впечатлении!

Выход - только в переходе в противоположные роли:

Исследующего, Оценивающего, Лечащего, Творящего.

В роли, где значение впечатления о своей персоне меркнет перед

значительностью самого дела. Вниманию неуверенных! Забудьте про слово "я".

Будьте Режиссерами для Других, будьте Исследователями и Врачами!

(Но знать об этом должны только вы). Тогда ваша застенчивость перейдет

в прекрасную Сдержанность, неуверенность сменится благородным Сомнением.

...Умолкаю до Вашего ответа.

Л. Кет.

Письмо 8.

Гений общения *[Речь идет не об универсалах, которых нет, а просто о

необычайно способных людях. (Уточнение по просьбе Д. С. - В. Л.).]

Дорогой К,

Ваш интерес к "гениям коммуникабельности" меня радует, это хороший

признак, означающий, что Древо Цели отращивает новые ветви, на которых

вот-вот появятся завязи плодов... Нет, себя к этой категории я не отношу.

У меня профессиональая специализация, поневоле заставившая развить некие

качества, но исходньнГ задатки были скорее отрицательными. Именно это,

кстати, и побудило меня, еще с юности, особо приглядываться к мастерам

общения во всех жанрах, а потом, когда я стал врачом по расстройствам

общения (один из синонимов психотерапевта), мне понадобилось знание и тех,

у кого особо хорошо получается как раз то, что не получается у моих

пациентов. Так как в мой кабинет такие люди попадают не часто,

количественную нехватку пришлось возместить интенсивным качественным

изучением.

Где бы я ни был (а жизнь, случалось, кидала в разные места), я искал

этих гениев. На сегодняшний день в моей "человекотеке" их насчитывается

уже около трехсот.

Что же Вам сказать?.. Выбрать кого-то одного, дать портрет?.. Боюсь,

выйдет слишком длинно и необобщенно. Люди это разные, очень разные...

Лучше, пожалуй, попытаюсь набросать в самых общих чертах главные признаки,

которые их отличают.

Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям.

Отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная

память на все, касающееся Другого. Один такой человек способен завалить

материалом целую писательскую организацию.

С непостижимой легкостью вживается в чужие судьбы, характеры,

обстоятельства, живет жизнью Другого, как своей собственной. Поразительная

человековместимость.

Замечу еще, что количественная степень общительности у них не

обязательно высока. Не будем путать общительность с коммуникабельностью:

общительность - склонность общаться, коммуникабельность - способность

общаться. Люди сверхобщительные, как правило, те, кто компенсирует

недостаток качества общения его количеством. Гений коммуникабельности не

есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении.

Минус тревожность. При всей живости и подвижности этот человек на

редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: нет не только

излишних, но как будто и вполне оправданных беспокойств, беспечность до

безалаберности. Замечательно, однако, что по крайней мере в 90 случаях из

ста эта беспечность оказывается мудростью: так или иначе, но выясняется,

что беспокоиться и не стоило: либо ничего не случается, либо случившееся

неизбежно... На взгляд же тревожного человека им просто необъяснимо везет.

Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключения

внимания, доверчивость, свобода в поведении, некоторый авантюризм.

Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей.

Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже

трижды и принимает Ваш взгляд как старого знакомого. Вы еще только

протягиваете руку, а он уже знает, каким будет рукопожатие... Важнейшее

свойство. В контакте, в саморегуляции - высокая чувствительность к

изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе

улавливает малейшие изменения интонаций, мельчайшие, неосознанные движения

и реагирует так, что собеседник замечает только одно: беседа идет гладко,

приятно... Это то, что старые психиатры называли "синтонностью" -

противоположность аутизма. Способность легко, быстро перестраиваться,

превосходная подвижность психики - свойство врожденное, но и поддающееся

тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость,

остроумие, артистизм (см. ниже).

Плюс-минус эгоизм. Почему "плюс-минус"?.. Потому что сплюс обратная

связь". Если эгоист, то умеет, как никто другой, прятать свой эгоизм и

тем, конечно, опасен. Умеет вести себя так, что и сам эгоизм его

привлекателен - есть такие натуры с обаянием эгоизма. Если альтруист, то

безнадрывный и тоже умеющий хорошо прятаться в прозе бытия...

Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, превосходный рассказчик,

имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочной детали. Неистощимый игровой

азарт - азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными

жизнями. Поэтому так легко даются всевозможные перевоплощения в жизненных

ролях, поэтому такой разный с разными людьми (плюс - интерес, плюс

обратная связь...). Уровень культурно-эстетического развития может быть

разным, ияогда ужасающе низкий, но чувствительность к ожиданиям других

людей столь высока, пластика поведения столь великолепна, что диссонансы

не замечаются. Эти люди у,меют, не нравясь по частям, нравиться в целом.

Плюс-минус агрессивность. При общем фоне добродушия и благорасположения

(см. плюс симпатия) гений общения не лишен агрессивности, которая

проявляется редко, но метко. Мастер мирных решений и компромиссов, он

способен при крайней необходимости провести и болевой прием - решительно,

мощно, но без садистского избытка. Эта резервная способность образует

столь необходимый в людских отношениях подтекст силы и не менее

привлекательна, чем самое сладкое обаяние. Речь идет, конечно, не о

физической силе. Выглядит это поразному: то как внушительная уверенность

то, как беззлобная шутливость, то как шутливая злобность, то как бережная

повелительность.

Плюс оптимизм. Черта обязательная, но не обязательно лежащая на

поверхности. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка, и оптимизм

как состояние, ощущение радости бытия - вещи разные, хотя и

взаимосвязанные. Разное дело и оптимизм внешний и внутренний. Если

помните, в одном из предыдущих писем я упомянул тип повышенно

коммуникабельного "зануды-в-душе". Так вот, этот трагический тип относится

к гению коммуникабельности примерно так, как Сальери к Моцарту. У моцартов

общения оптимизм внутренний, натуральный, оптимизм-состояние,

оптимизм-сияние, живое солнце в груди, которое всех греет и привлекает. Но

так как солнышко понимает, что разным существам оно необходимо в разных

дозах, а для некоторых и опасно солнечным ударом, то всегда знает, когда

спрятаться за тучку. А Сальери оптимизм проповедуют, демонстрируют...

"Так это же врожденное, - скажете Вы. - Одним везет, другим нет".

Правильно, врожденное. Врожденный оптимисткаждый ребенок. Утрачивается

наивность, постигается трагизм жизни - откуда быть оптимизму?... Вот

именно отсюда. С другого конца спирали... Потерянный рай возвращается,

когда ад пройден до глубины глубин. После того как мы покидаем полюс

наивности, оптимизм ждет нас на полюсе мудрости. Многих, увы, так и не

дожидается. До взрослого оптимизма нужно дозреть Ничто не помогает этому

лучше, чем открытость Другому.

Минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность.

Отсутствие предрассудков. Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо

посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям,

заграждающим сущность. Разумеется, все эти вывески тонко учитываются в том

значении, которое они имеют для самого человека и окружающих. Но взгляд

проходит сквозь них, к сердцевине. Отсутствуют и предвзятости, создаваемые

собою самим, эти поспешные образы-химеры, которые мы вее лепим из

отрывочных впечатлений о Другом и из своих желаний и опасений. Всегда

помнит, что собственное мнение столь же ненадежно, сколь и чужое, но все

же оно должно быть собственным. (Плюс интерес, плюс обратная связь...)

Плюс предвидение. И в большом, и в малом - результат всего остального.

Поскольку из всякого отдельного общения маэстро извлекает значительно

больше, чем обычный человек, его общин опыт и человекопредсказательная

способность достигают размеров несравненных, порой поражающих воображение.

Один такой гений, в лице обыкновенной учительницы, когда-то предсказал и

мою судьбу, я был тогда совсем маленьким мальчиком... Физиономист,

провидец, телепат-такие люди есть, факт общеизвестен, но тема особая.

Сейчас хочу обратить Ваше внимание лишь на одно: лучше всего и мы с Вами

предвидим то, чем интересуемся бескорыстно.

Плюс симпатия. "Last but not least" - последнее по упоминанию, но не по

значению. Я говорю "симпатия", чтобы не говорить "любовь". Отношение к

людям как к существам, несмотря ни на что заслуживающим симпатии,

характерно для всех гениев общения, даже для тех из них, кого нельзя

упрекнуть в излишнем альтруизме.

Пожалуй, это-их единственная предвзятость. Связь всего со всем

очевидна. Без симпатии не может быть интереса, без интереса неоткуда

взяться симпатии. Излучения доброжелательности возвращаются к ним

отраженным свитом. Добавьте к этому еще и их спокойную, не требующую

доказательств уверенность в том, что симпатии заслуживают они сами (плюс

обратная связь), и Вам станет понятно, почему эти люди почти всегда

оказываются в симпатичном окружении. Они просто заставляют людей быть

симпатичными!

...Что же еще?.. Вы можете спросить, где же я отыскивал этих людей,. Да

я их вовсе и не отыскивал, я только смотрел, а они объявлялись сами. Не

далее как сегодня моя коллекция пополнилась еще одним гением - продавщицей

магазина, куда я обычно захожу после работы купить пачку чая или бутылку

кефира. Потрясающий психотерапевт - очередь плясала и пела, никто не хотел

уходить, куда, делась спешка! Неделю тому назад попался гениальный

таксист, в позапрошлом месяце - гениальный милиционер...

Дорогой К., то, что я здесь набросал - не более чем карандашный эскиз

многоцветного полотна, которое еще предстоит написать исследователям

человеческой природы, если они желают познать не только темные ее стороны.

Лично мне концентрация внимания на благодатных свойствах человеческой

натуры приносит пользу неоценимую: как пчела, собирающая нектар со всех

цветов, я стараюсь у каждого чему-нибудь научиться. У Вас в том числе.

Догадаетесь ли, чему?..

Ваш Д. Кет.

Письмо 9.

Самооценка, или Другой внутри нас

Дорогой К.!

Не догадываетесь, не можете себе представить?.. Ну хорошо, скажу. У Вас

я учусь умению задавать вопросы.

И прежде всего, себе - о самом себе. У Вас это получается лучше, чем у

меня. И причина тому, по диалектике достоинств и недостатков, лежит на

черной полосе Вашей Зебры. Неустойчивая, колеблющаяся самооценка.

Болезненно неустойчивая... Вы не хотите быть, пользуясь Вашими же словами,

ни "самодовольным кретином", ни "пришибленным чудаком". И однако, как сами

же пишете, то и дело впадаете то в одно, то в другое, а меры не

улавливаете. Я тоже не могу поручиться, что уже нашел золотую середку, не

уверен даже, что она всегда необходима. Нужны и крайности, нужна мера

меры...

Позвольте же поделиться с Вами некоторыми сведениями и соображениями о

психологии самооценки. Не буду отделять "чужое" от "своего", Вам это

неинтересно. Первый и главный постулат: уравновешивания самооценки не

добиться без понимания или хотя бы рабочего представления - что же это,

собственно, такое. Научиться общаться без этого тоже нельзя.

Прежде всего, самооценка есть у всех, и у всех болезненна, в том числе

и у тех, весьма многих, кто и не слыхивал этого слова. В каком-то виде она

есть, по-видимому, и у высших животных, у обезьян, у собак... Нет ее разве

что у клинических идиотов да у близких к ним по состоянию людей,

находящихся в глубокой алкогольной интоксикации. Еще нет ее, в развитой

форме, у маленьких детей, лет до 5. Но уже и в два-три года, если не

раньше, малыш начинает ощущать зависимость своего настроения и

самочувствия от оценок окружающих, прежде всего взрослых, родителей, потом

сверстников - от оценок, которые, скоро ли, долго ли, становятся его

собственными. "Ты хороший", "ты нехороший", "ты бяка", "ты умница" - все

мы проходим через это, как пассажиры через турникеты метро. "Я хороший".

"Я плохой". "Я самый хороший" - вот и первые самооценки. Они уже

погружены в море общения. Самооценка есть основная человеческая форма

переживания связи с миром. Это мост между "я" и Другим - мост с движением

в обе стороны. Все, что происходит с душой дальше, все наши триумфы и

драмы вырастают на этих первых простых "я хороший" и "я плохой". На Рае и

Аде.

На Прянике и Кнуте.

Основа, как видим, проста и до глупости целесообразна. "Рай" и "Ад"

(центры положительных и отрицательных эмоций) находятся внутри нас, а

Пряник и Кнут (поощрение и наказание, одобрение и неодобрение)

воздействуют извне. Все понятно. Усилия воспитания направлены на то, чтобы

загнать Пряник и Кнут внутрь воспитываемого и тем освободиться от

необходимости воспитания. Покуда человечек мал и незрел, трудно надеяться,

что Пряники и Кнуты сразу войдут внутрь и будут действовать безотказно -

всем известная детская безответственность... Нужны, ничего не поделаешь,

нужны внешние стимулы, и поощрения, и наказания. Многое не воспринимается,

забывается. Похвалили - и ладно, отругали - подумаешь.. До поры до времени

то, как тебя воспринимают, еще не самое главное в жизни. Но уже и помогает

и мешает жить... И все как-то действует, как-то откладывается...

И вот мало-помалу наш Рай и наш Ад оказываются во власти Другого,

живущего внутри нас.

Его зовут Стыд. Его зовут Гордость. Его называют также Застенчивостью и

Заносчивостью, Тщеславием и Кокетством, Самолюбием и Честолюбием. Это

Зависть и это Совесть. Это Мораль, и это Любовь. Я перечислил не все,

далеко не все. Он может, по своему усмотрению, принять имя любого из наших

знакомых. И самое любимое, и самое ненавистное.

Но почему же один Другой? Их так много!..

Да, много. И все же - один.

Где-то на рубеже отрочества и юности, пораньше или попозже... Нет,

нельзя уловить, когда он приходит, этот миг, когда то, как тебя

воспринимают, становится главным. Это уже не просто Пряники и Кнуты. Ты

уже живешь ради того, чтобы для Кого-то быть Кем-то. Ты хочешь нравиться.

Ты не хочешь не нравиться. Ты хочешь радовать и не хочешь, чтобы над тобою

смеялись.

Ты хочешь покорять, внушать трепет и удивление. Ты хочешь быть

уважаемым, быть любимым. Ты хочешь, чтобы о тебе знали, чтобы о тебе

помнили. Ты. хочешь жить не только в себе, но в Другом.

И это главное. Главное. Потому что ты умрешь, а Другой останется..

Это зов пола. Зов любви. Зов родительства. Но не только. Утвердить себя

среди людей. Найти свое место, свое лицо. Отдать себя своему обществу,

своему народу... Но не только своим, нет, не только. В этом зове голос

всего человечества. Голос предков и еще не рожденных потомков, голоса всех

и вся - не все Его слышат, но Он во всех...

Внутренний Другой. Обобщенный, Бесконечный Другой. Он приходит к нам

через самую простую, для всех общую потребность что-то значить для тех,

кто для тебя что-то значит. И даже для тех, кто не значит, казалось бы,

ничего. Это Он заставляет нас искать свое отражение в чьей-то душе. Это Он

сказал Пушкину: "Ты сам свой высший суд".

Спустившись с небес на землю, можно увидеть, как это происходит.

Одна артистка, талантливая и опытная в своем деле, пожаловалась мне на

ужасающую скованность, страх, паническое состояние при исполнении самого

дорогого для нее-песен с о б с т в е нно г о сочинения. Состояние это

мешало, приводило к провалам. Я посоветовал:

"Сочините себе Слушателя. Любящего, Верящего, Обожающего. Любимого,

Обожаемого, Единственного... Дайте ему имя, возраст, характер, представьте

все-все...

Когда будете выступать, берите его с собой. Сажайте где-нибудь в

середине зала. Пойте только для него одного..." Совет был понят и принят к

исполнению. Парализующий страх ушел, осталось волнение, но другое.

Последовал успех у публики - успех, конечно, поднявший самооценку. И сами

песни, и исполнение тоже несколько изменились...

А вот какую психотерапию приходится проводить со множеством молодых

людей обоего пола, с комплексом неполноценности по поводу недостатков

внешности.

У всех одна песня: нельзя жить с такими (ногами, носом, талией,

волосами, прыщами, комплекцией:..).

И всем говорю (разными словами) одно: "Да ведь вы не своими глазами

смотрите!" - "А чьими же?" - "Глазами того, кому вы не нравитесь". - "А

чьими же мне смотреть?" - "Глазами того, кому нравитесь". - "А разве такой

(такая) есть?" - "Конечно". - "Но где же?" - "Внутри вас". - "Но зачем же

мне внутри? Мне нужно снаружи." - "А вы его (ее) выпустите". - "То есть

как?" - "Поверьте, что он (она) сущест"

вует. И она (он) придет". - "Но как же поверить?..." - "Да вот так,

поверьте. Как верите в Новый год. Как верите в свой день рождения. Как

верите в то, что Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот, хотя видите

вы только движение Солнца..."

Добро, однако, если разговор складывается именно так. Довольно часто

слышишь: "Да что за чушь, нет во мне никакого другого! Я сам свой высший

суд!.."

Да и в самом деле: разве можно поверить, что комуто могут понравиться

прыщи, лысина, морщины или кривые ноги?.. Трудновато, прямо скажем. Но

ведь и не о том речь. Не нужно чрезмерного воображения, чтобы представить

себе, что Кому-то ты можешь понравиться, несмотря ни на что, при всех

своих кривизнах и.

прыщиках, только потому, что ты - это ты. Не такая уж фантазия: твоя

мать, твой дедушка, твой ребенок, твоя собака - какое им дело до твоей

-талии и до всего прочего и подобного?.. Ясно, ясно: тот (та), кто тебе

нужен, увы, не твой дедушка и не твоя собака, и не ребенок. (А вот это уж

как сказать.) Он-то (она) оценивает тебя по товарным ста.тям, по качеству

и количеству, по прическе да по одежде, на вкус да на цвет... Допустим -

но почему то же самое делаешь ты? Почему этот рыночный покупатель

поселился в тебе и превратил тебя в обанкротившегося торговца? Что общего

он имеет с человеческим достоинством? И почему бы тебе не поселить внутрь

себя другого Другого, умеющего любить?..

Когда это удается, шансы на встречу с Другим наружным, Другим во плоти,

с тем самым (той самой) значительно возрастают.

Осознать внутреннего Другого. И управлять им, чтобы он управлял тобой.

Это трудно именно потому, что Другой живет в~ собственном "я", органически

слился с ним, как то, что было некогда пищей, становится кожей, мышцами,

нервами. Его не видно, его не слышно, физически он себя проявляет разве

что в слуховых галлюцинациях (тогда, наоборот, приходится доказывать, что

это голос собственного "я", но и этого не докажешь). Внутренний Другой

существует, не физиологически, но духовно. И когда человек разговаривает с

собой, он говорит с Ним.

Самооценка и роль. Научный сотрудник Н. написал работу по

специальности. Опубликовал. Началось обсуждение, критика, похвалы. Чье

мнение о работе наиболее важно для сотрудника Н.? Вполне очевидно: мнение

коллег-специалистов. В той же области, по той же проблеме. Мнение лучших

из специалистов, мнение знатоков.

Пускай и не самых выдающихся, не звезды первой величины академика Б. -

слишком далеко, - но уж никак не мнение профанов. Другое дело, что мнение

профанов иногда кое-что значит в практическом Смысле, но для самооценки Н.

как специалиста мнение это, как говорится, значения не играет, - Научный

сотрудник Н. пришел на дружескую вечеринку, где, к его радости, не

оказалось ни одного коллеги. Весь вечер сотрудник Н. острил и рассказывал

анекдоты. Чье мнение о его интеллекте и обаянии было наиболее, важно для

сотрудника Н.? Мнение всех присутствующих. Но особенно и персонально -

мнение некоей М. Профановой, о которой Н. весь вечер был наилучшего мнения.

Наша самооценка зависит, прежде всего, от оценок тех, в чьих глазах мы

хотим играть некую роль, - от партнеров и зрителей нашего жизненного

спектакля.

С первого взгляда кажется, что перечень этих людей ограничивается

кругом "своих" - тех, с кем мы общаемся повседневно, с кем так или иначе

отождествляемся, с кем поддерживаем отношения: родные, друзья, сослуживцы,

знакомые... Какое мне дело, что подумает обо мне случайный прохожий или

бывший друг Не.таковский, до которого мне нет дела, потому что ему нет до

меня никакого дела?

Все так и, однако, не совсем так. Восхищенный взгляд чужого,

безразличного мужчины иной раз важнее для женщины, чем ласки любимого

мужа. Если вас обругал незнакомец, сумасшедший, которого вы больше никогда

не увидите, вы почему-то расстраиваетесь, в вас что-то неприятно

смещается. Даже если вас просто облаяла чья-то собака...

Волею судьбы и профессии мне приходилось иметь дело и с публикой

уголовного сорта, с теми, в чью психику прочно и необратимо впечатался

закон звериного клана: "люди" - только они, "свои", все же прочие суть

либо средства, либо препятствия к жизнедеятельности.

И что же?.. Даже среди этих потерянных душ, отпетых, я не встретил ни

одного, вполне безразличного к мнению об их персоне представителей

"нелюдей", к коим и сам был относим. Удивительно при этом: насколько все

Наши рекомендации