Личные переменные и абсентеизм
К числу личных характеристик, которые чаще всего исследуют в связи с абсентеизмом, относятся возраст, пол, раса, образование, внерабочие обязанности, доход и семейное положение. Некоторые исследователи считают, что к этой категории следует отнести также стаж работы в данной должности и уровень этой должности в организации. Между каждой из этих переменных и абсентеизмом была обнаружена корреляция, но эти результаты не образуют постоянной тенденции.
Наиболее явно выраженная зависимость, которую удалось обнаружить в исследованиях, посвященных поиску связей между личными переменными и абсентеизмом, — это его связь с полом. Большинство исследований свидетельствует о том, что, как показано на рис. 7.2 и 7.3, уровень абсентеизма у женщин выше, чем у мужчин (см. также Fitzgibbons & Moch, 1980; Leigh, 1986; Rogers & Herting, 1993). Для объяснения этого результата было выдвинуто несколько гипотез.
В большинстве случаев относительно более высокие уровни абсентеизма у женщин объясняют конфликтом, возникающим за счет особых требований, предъявляемых к работающим женщинам, которые имеют также и семейные обязанности. Релевантным фактором считается также то, что женщины обычно занимают должности более низкого уровня, чем мужчины. Сейчас исследователи пришли к общему мнению, что, независимо от специфики, при разработке объяснений абсентеизма следует учитывать пол сотрудников (например, VandenHeuvel & Wooden, 1995) и что точные объяснения для женщин, вероятно, сложнее, чем для мужчин (например, Hendrix, Spencer & Gibson, 1994).
Вывод Хендрикса, Спенсера и Гибсона о том, что детерминанты абсентеизма для женщин сложнее, чем для мужчин, получает дополнительное подтверждение в исследованиях характера зависимости между возрастом и абсентеизмом. Широкомасштабный метаанализ этой литературы показал, что у мужчин возраст связан умеренно сильной отрицательной корреляцией с преднамеренным (voluntary) абсентеизмом (с увеличением возраста абсентеизм уменьшается), но для женщин такой связи не обнаружено (Hackett, 1990).
Тот факт, что, в отличие от мужчин, у женщин с возрастом уровень абсентеизма не снижается, обычно объясняют тем, что в среднем возрасте у женщин больше домашних обязанностей, чем у мужчин. Однако другое исследование заставляет усомниться в адекватности этого объяснения. Хэкетт (Hackett, 1989) изучил три отдельных мета-анализа литературы, посвященной этому вопросу, и пришел к выводу, что чем больше доля женщин в выборке, тем сильнее отрицательная связь между удовлетворенностью работой и отсутствием на работе. Если учесть еще и тот факт, что (вообще говоря) женщины, как правило, занимают должности более низкого уровня, чем мужчины, то можно предположить, что неудовлетворенность многих женщин своей работой аннулирует общее возрастное снижение абсентеизма.
Вторая гипотетическая возможность появляется в связи с результатами исследования Мартоккио и Джаджа (Martocchio & Judge, 1994), показывающими, что меньше отсутствуют на работе те люди, у которых меньше финансовых возможностей, чтобы позволить себе не ходить на работу. Существует некоторая тенденция к увеличению финансовых обязательств с возрастом (возврат ссуды, обучение детей в колледже и так далее). Может быть, если бы в этом исследовании учитывался статус получателя зарплаты (первичный или вторичный), то была бы получена другая картина взаимосвязи возраста и абсентеизма?
Эти примеры наводят на размышления. Может быть, как предполагает Лоуренс (Lawrence, 1987), возраст является просто замещающей переменной для многих физиологических, психологических и социальных процессов, и для прояснения характера связи между возрастом и абсентеизмом необходимо сначала углубить понимание этих процессов. Ясно, что в этой области необходимы дополнительные (или, может быть, иначе спланированные) исследования; что бы ни говорили индустриально-организационные психологи или их исследования, менеджеры часто обнаруживают, что более надежны сотрудники старшего возраста — как мужчины, так и женщины. Например, когда одна очень большая английская сеть магазинов металлоизделий в рамках эксперимента полностью укомплектовала один магазин служащими в возрасте старше 50 лет, абсентеизм уменьшился до уровня почти на 40 % ниже среднего для этой сети. Кроме того, количество случаев порчи инвентаря и воровства снизилось почти на 60 %.