Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога

Под профессиональным общением психологов, с научной точки зрения, можно понимать:

А) Все виды общения, в которые вовлечен психолог, включая как повседневные бытовые контакты, так и рабочие, в широком смысле производственные отношения.

Б) Общение специалиста-психолога на работе, во время выполнения своих профессиональных обязанностей.

В) Общение психологов между собой.

Первое понимание включает в себя остальные два, а второе и третье взаимно дополняют друг друга.

Профессиональное общение психолога может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.

С позиции партнера по общению компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием (психолог знаком с разными приемами и техниками убеждения, манипуляциями и т.п.). Чтобы быть неопасным, необходимо довольно глубоко проработать свое внутреннее содержание, чтобы выстроить внутренний образ себя — как человека и как профессионала.

С позиции самого психолога его общение может рассматриваться с двух несовпадающих точек зрения:

1.Как инструмент, как одно из средств из профессионального арсенала, которым обязан владеть.

2.Как условие собственной жизни — индивидуальной не в меньшей степени, чем социальной. Т.е. общение как ценность, а не средство.

В этой позиции психологу как профессионалу важно разграничивать сферы профессиональной и личной жизни.

С позиции коллеги-психолога общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач.

В настоящее время существую нормы и требования к профессиональному общению в диаде психолог – клиент, владение которыми говорит о коммуникативной компетентности психолога.

Характеристики профессионального общения:

Сензитивностъ.

Гибкость в средствах.

Целенаправленность.

Проницательность.

Рефлексивную позицию.

Долженствование.

Безоценочность.

8.Бесконфликтность.

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению коммуникативной компетенции психологов. В качестве показателей развития коммуникативной компетентности психолога можно считать следующие:

  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
  • владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
  • отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
  • эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Возможен следующий вариант их диагностики:

Показатели Используемые методики оценки уровня развития
Мотивационный компонент Анкета “Мотивы трудового поведения” (опросник Мюррея)
Ценностно-смысловой компонент Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии”
Эмоционально-волевой компонент Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина) Оценка уровня общительности (тест в.Ф. Ряховского)
Когнитивный компонент Тест «Вы сами» (Шейнов), психосемантические методы
Поведенческий компонент Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер) Трансактный анализ общения Тест оценки коммуникативных умений

Наши рекомендации