Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности психолога
Под профессиональным общением психологов, с научной точки зрения, можно понимать:
А) Все виды общения, в которые вовлечен психолог, включая как повседневные бытовые контакты, так и рабочие, в широком смысле производственные отношения.
Б) Общение специалиста-психолога на работе, во время выполнения своих профессиональных обязанностей.
В) Общение психологов между собой.
Первое понимание включает в себя остальные два, а второе и третье взаимно дополняют друг друга.
Профессиональное общение психолога может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.
С позиции партнера по общению компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием (психолог знаком с разными приемами и техниками убеждения, манипуляциями и т.п.). Чтобы быть неопасным, необходимо довольно глубоко проработать свое внутреннее содержание, чтобы выстроить внутренний образ себя — как человека и как профессионала.
С позиции самого психолога его общение может рассматриваться с двух несовпадающих точек зрения:
1.Как инструмент, как одно из средств из профессионального арсенала, которым обязан владеть.
2.Как условие собственной жизни — индивидуальной не в меньшей степени, чем социальной. Т.е. общение как ценность, а не средство.
В этой позиции психологу как профессионалу важно разграничивать сферы профессиональной и личной жизни.
С позиции коллеги-психолога общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач.
В настоящее время существую нормы и требования к профессиональному общению в диаде психолог – клиент, владение которыми говорит о коммуникативной компетентности психолога.
Характеристики профессионального общения:
Сензитивностъ.
Гибкость в средствах.
Целенаправленность.
Проницательность.
Рефлексивную позицию.
Долженствование.
Безоценочность.
8.Бесконфликтность.
КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению коммуникативной компетенции психологов. В качестве показателей развития коммуникативной компетентности психолога можно считать следующие:
- готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
- владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Возможен следующий вариант их диагностики:
№ | Показатели | Используемые методики оценки уровня развития |
Мотивационный компонент | Анкета “Мотивы трудового поведения” (опросник Мюррея) | |
Ценностно-смысловой компонент | Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии” | |
Эмоционально-волевой компонент | Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина) Оценка уровня общительности (тест в.Ф. Ряховского) | |
Когнитивный компонент | Тест «Вы сами» (Шейнов), психосемантические методы | |
Поведенческий компонент | Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер) Трансактный анализ общения Тест оценки коммуникативных умений |