Глава 5. Ожиданиеи привлекательность как детерминанты мотивации. . . 222

Теория поля Левина .................................................225

Модель личности...................................................227

Напряженные системы в модели личности ..........................228

Модель окружения .................................................232

Постдиктивность, а не предиктивность модели окружения...........234

Отношения между двумя моделями .................................236

Экспериментальные работы, проведенные в рамках теории поля ........241

Последствия незавершенных действий ..............................241

Усложнения эффекта Зейгарник....................................243

Замещающие действия .............................................245

Психологическое расстояние и сила валентности ....................247

Анализ целенаправленных действий Толмена ..........................248

Ожидание и целенаправленность ...................................249

Эффекты привлекательности .......................................250

Латентное научение: разделение научения и мотивации .............253

Матрица «ожидаемой ценности» ....................................255

Ожидание и привлекательность в рамках теории S—R ..................257

Ранние исследования Халла ........................................258

Средний и поздний этапы исследований Халла ......................261

Дальнейшее развитие теории Спенсом ..............................262

Последующая разработка теорий.......................................263

Избыточность понятия «подкрепление реакции» ....................266

Анализ Уокером понятийного аппарата теории научения ............267

Боллсовская когнитивная модель мотивации привлекательностью ... 268

Квазифизиологическая модель мотивации привлекательностью Биндры ....................................272

Теории «ожидаемой ценности»........................................274

Теория принятия решений.............................................276

Уровень притязаний и теория результирующей валентности............279

Ожидание успеха и валентность ....................................282

Модель выбора риска Аткинсона.......................................283

Теория социального научения Роттера .................................289

Эмпирические доказательства ......................................290

Теория инструментальности ...........................................292

Модель инструментальности Врума.................................294

Три частные модели валентности, действия и исполнения ...........296

Модель выполнения ................................................298

Результат и следствия действия.....................................299

Эмпирическая проверка ............................................300

Заключительные замечания.........................................303

Глава 6. Волевые процессы: реализация интенций....................304

Психология воли Аха..................................................305

Волевой акт и детерминирующая тенденция.........................307

Три типа проблем в исследовании волевых процессов ..................309

Упорство: поддержание устойчивости тенденции действия в процессе достижения цели.................309

Инициирование действия...........................................311

Преодоление препятствий в ходе реализации действия ..............312

Теория контроля за действием Куля ...................................316

Процессы, опосредующие контроль за действием ....................317

Два модуса контроля: ориентация на действие и ориентация на состояние.......................................320

Некоторые эмпирические данные ...................................321

Модель «Рубикона» ...................................................326

Мотивационное и волевое состояния сознания ......................327

Эмпирические данные ..............................................329

Четыре фазы действия..............................................340

Формирование интенции в подготовительной мотивационной фазе ........................342

Инициирование действия: процессы преакциональной волевой фазы..................................343

Акциональная волевая фаза........................................344

Постакциональная мотивационная фаза: оценка результата действия .....................................347

Глава 7. Тревожность............................................350

Общая тревожность ...................................................351

Ситуативные побуждающие эффекты ...............................352

Тревожность как диспозиция и как состояние .......................354

Экзаменационная тревожность.........................................356

Гипотеза внимания в исследованиях экзаменационной тревожности...................................358

Негативное влияние мыслей, связанных с самооценкой..............360

Когнитивные помехи или реакция на свою неспособность ...........363

Эффекты терапевтического вмешательства..........................365

Глава 8. Мотивация достижения................................... 367

Эволюционно-психологические аспекты ...............................368

Измерение мотива.....................................................370

Тематический апперцептивный тест ................................371

Измерение мотивации достижения..................................372

Разработка ключевых категорий анализа содержания рассказов......374

Измерение мотива достижения .....................................375

Измерение тенденций «надежды на успех» и «боязни неудачи» ......376

Методика ТАТ для обоих мотивов достижения ......................379

Критерии качества методики. Измеряемые переменные

как теоретические конструкты ...................................381

Согласованность как проблема измерения и формулирования конструктов .................... 382

Другие методики ...................................................385

Поведенческие корреляты различий в мотивах .........................387

Социокультурные индексы мотива и историко-экономические изменения.............................................390

Тендерные различия и «страх успеха» ..................................393

Исследования в русле модели выбора риска ............................395

Функциональная зависимость валентности от мотива ...............396

Выбор: максимальное произведение ожидания и побудительности ......402

Субъективная вероятность успеха...................................403

Уровень притязаний: выбор задания и постановка целей.............405

Типичный и атипичный сдвиг уровня притязаний ...................409

Максимизация аффекта или максимизация информации ............410

Настойчивость ........................................................411

Анализ условий Физера ............................................412

«Тенденция инерции» незаконченных заданий .........................414

Результаты деятельности достижения..................................416

Школьная успеваемость ............................................416

Сила мотивации и достижения: количество и качество...............417

Теория цели Л оке: проблема воли...................................420

Эффективность решения задач.........................................423

Эффективность ....................................................423

Эмпирические доказательства ......................................424

Другие подходы; внимание и контроль над усилиями ................427

Кумулятивные достижения ............................................427

Двоякая роль силы мотивации в кумулятивных достижениях........428

Эмпирические доказательства ......................................429

Соотносительные нормы оценки результатов...........................430

Первичность индивидуальной соотносительной нормы с точки зрения психологии мотивации.....432

Соотносительно-нормативная ориентация ..........................436

Соотносительно-нормативная ориентация

как мотивационное понятие .....................................439

Глава 9. Оказание помощи........................................443

Социобиологические перспективы .....................................444

Из истории исследований психологических аспектов помощи .......447

Ситуационные факторы ...............................................451

Взвешивание затрат и пользы.......................................452

Диффузия ответственности.........................................453

Нормы ................................................................455

Норма социальной ответственности....................J............455

Теоретико-нормативная концепция Шварца.........................456

Норма взаимности..................................................458

Перспективы суждения с точки зрения партнеров по действию .............................................460

Объяснительные подходы ..........................................462

Каузальная атрибуция со стороны помогающего.....................463

Каузальная атрибуция со стороны нуждающегося в помощи .........466

Атрибуция намерений со стороны получателя помощи ..............467

Атрибуция намерений со стороны помогающего .............!.......467

Сопереживание........................................................468

Сопереживание в свете теории научения ............................469

Сопереживание в психоэволюционном аспекте ......................470

Эмпатическая эмоция в свете психологии мотивации................472

Личностные диспозиции...............................................475

Наброски модели мотивации помощи ..................................479

Мотивация помощи и модель «ожидаемой ценности»...................483

Глава 10. Агрессия..............................................485

Границы агрессивного поведения ......................................485

Биологические перспективы ...........................................490

Социобиологические аспекты.......................................491

Нейробиологические аспекты.......................................495

Нормы ...............................................................501

Взаимность: норма возмездия .......................................503

Норма социальной ответственности

и самооправдание при ее нарушении .............................505

Из истории психологических исследований агрессии ...................508

Теории влечения ...................................................508

Фрустрационная теория агрессии ...................................509 -

Теория социального научения ......................................509

Экспериментальное изучение агрессии..............................512

Ситуационные факторы агрессивного поведения .......................514

Намерение .........................................................514

Атрибуционно-психологический анализ................................515

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия

за агрессивное поведение........................................517

Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители .............519

Удовлетворение, приносимое запланированными результатами агрессии..............................520

Самооценка ........................................................521

Внешняя оценка....................................................523

Эмоция гнева и общее состояние возбуждения .........................524

Дополнительные источники возбуждения ...........................525

Индивидуальные различия и наброски концепции мотива агрессивности...............................527

Стабильность агрессивного поведения ..............................527

Личностные характеристики........................................529

Конструкт «мотив агрессивности» ..................................530

Мотивы агрессии по Ольвеусу ......................................532

Мотивы агрессии по Корнадту ......................................534

Агрессия как цель действия: гипотеза катарсиса ........................536

Уточнение гипотезы катарсиса с позиций теории мотивации.........536

Недостаточная убедительность экспериментов по изучению катарсиса................................538

Уточнение проблемы путем

непосредственного измерения мотивации ........................541

Глава 11. Социальные связи: мотивация аффилиации и мотивация близости......................546

Онтогенетические и эволюционно-биологические аспекты социальных связей.................................547

Мотивация аффилиации...............................................550

Симпатия ..........................................................551

Социальная тревожность ...........................................551

Мотив аффилиации ...................................................553

Измерение мотива аффилиации.....................................554

Поведенческие корреляты данных ТАТ .............................560

Физиологические и нейроиммунологические корреляты................566

Опросники ............................................................ 567

Мотивация близости ..................................................570

Измерение мотива близости и его поведенческие корреляты .........571

Близость и аффилиация ...........................................574

Глава 12. Мотивация власти......................................575

Мотивационная основа .............................................576

Источники власти ..................................................577

Поведение и власть.................................................578

Биологические аспекты................................................582

Индивидуальные различия деятельности власти: мотив власти .........583

1. Овладение источниками власти...................................583

2. Способности .....................................................583

3. Деятельность власти .............................................584

4. Моральность цели................................................585

5. Страх перед последствиями действий власти ......................586

6. Предпочтение определенных сфер использования власти..........586

Определения мотива власти ...........................................587

Определение Вероффа..............................................588

Определение Юлимана .............................................589

Определение Уинтера ..............................................590

Типология стадий развития мотивации власти ......................595

Резюме..........................................................598

Связь ожидания и ценности............................................599

Сдерживаемый мотив власти, иммунная система и состояние здоровья .. 601

Психоиммунологические эффекты..................................603

Констелляции мотивов власти, достижения и аффилиации .............604

Экспериментальные исследования ..................................605

Мотив власти в критериальных группах.............................606

Демографические различия и исторические перемены ...............613

Глава 13. Приписывание причин: теория каузальной атрибуции........615

Приписывание причин в процессе мотивации ..........................616

История проблемы и смежные исследования ...........................617

Феноменальное и каузальное описания .............................617

Межличностное восприятие в социальной психологии ..............620

Внутренний и внешний контроль ...................................620

Концепция «личной причастности» де Чармса.......................622

Каузальная атрибуция и редукция когнитивного диссонанса.........622

Теория самовосприятия Бема.......................................623

Атрибуция внутренних состояний возбуждения .....................624

Основные позиции и модели...........................................625

Каузальная атрибуция: потребность или способность?...............626

Мотивация контроля ...............................................628

Каузальная атрибуция как регулятор социальных отношений........628

Первоначальная постановка вопроса и модели исследования атрибуции ...............................630

«Наивный анализ деятельности» Хайдера...........................631

Модель соответственного вывода Джоунса и Дэвиса.................634

Углубление модели Троупом .......................................637

Ковариационная модель Келли .....................................638

Эмпирическая проверка ковариационной модели.................... 641

Конфигурационные понятия: каузальные схемы по Келли ...........644

Четыре вопроса, ведущие куглубленному пониманию феноменов атрибуции .........................647

Вопрос «Когда?» ...................................................647

Вопрос об используемой информации...............................651

Вопрос об эффектах ожидания......................................652

«Фундаментальная ошибка атрибуции»............................. 653

Мотивационная предубежденность атрибуции .........................655

Атрибуция успеха и неудачи, служащая сохранению самооценки --655

Контрзащитная атрибуция..........................................656

Обслуживание самооценки или рациональная обработка информации? .. 656

Расхождение в перспективе суждений о себе и о других.................659

Новая концепция расхождений в перспективе наблюдения ..........660

Асимметрия атрибуции при смене наблюдателем перспективы.......662

Атрибуция ответственности ...........................................663

Мотивационная предвзятость атрибуции ответственности ...........666

Глава 14. Атрибуция деятельности достижения......................668

Классификация параметров причин....................................669

Сочетание условий, приводящее к использованию тех или иных

каузальных элементов ..............................................672

Информация о ковариации .........................................672

Каузальные схемы..................................................673

Обусловленные мотивами различия в атрибуции .......................677

Последствия атрибуции успеха и неудачи ..............................680

Прогнозирование успеха других людей..............................687

Параметр локализации: самооценочные эмоции ........................688

Самооценочные эмоции: атрибуция относительно способностей и старания ...............................689

Виды самооценочных эмоций .......................................690

Параметр контроля: внешняя оценка и переживание себя ...............693

Каузальные параметры и эмоции.......................................695

Эмоции, переживаемые по достижении результата ..................696

Поведенческие проявления ............................................699

Выбор задания .....................................................699

Запрашивание обратной связи......................................700

Настойчивость .....................................................702

Результативность достижений ......................................703

Самооценка как принцип мотивации ...................................704

Мотив достижения как система самооценивания ....................705

Эмпирические подтверждения модели самооценивания .............707

Применение полученных данных: «атрибуционная терапия»............710

«Переживание себя источником действия» ..........................710

Освоение моделей атрибуции .......................................711

Вклад теоретико-атрибутивного подхода в изучение мотивации достижения ....................713

Наши рекомендации