Глава 5. Ожиданиеи привлекательность как детерминанты мотивации. . . 222
Теория поля Левина .................................................225
Модель личности...................................................227
Напряженные системы в модели личности ..........................228
Модель окружения .................................................232
Постдиктивность, а не предиктивность модели окружения...........234
Отношения между двумя моделями .................................236
Экспериментальные работы, проведенные в рамках теории поля ........241
Последствия незавершенных действий ..............................241
Усложнения эффекта Зейгарник....................................243
Замещающие действия .............................................245
Психологическое расстояние и сила валентности ....................247
Анализ целенаправленных действий Толмена ..........................248
Ожидание и целенаправленность ...................................249
Эффекты привлекательности .......................................250
Латентное научение: разделение научения и мотивации .............253
Матрица «ожидаемой ценности» ....................................255
Ожидание и привлекательность в рамках теории S—R ..................257
Ранние исследования Халла ........................................258
Средний и поздний этапы исследований Халла ......................261
Дальнейшее развитие теории Спенсом ..............................262
Последующая разработка теорий.......................................263
Избыточность понятия «подкрепление реакции» ....................266
Анализ Уокером понятийного аппарата теории научения ............267
Боллсовская когнитивная модель мотивации привлекательностью ... 268
Квазифизиологическая модель мотивации привлекательностью Биндры ....................................272
Теории «ожидаемой ценности»........................................274
Теория принятия решений.............................................276
Уровень притязаний и теория результирующей валентности............279
Ожидание успеха и валентность ....................................282
Модель выбора риска Аткинсона.......................................283
Теория социального научения Роттера .................................289
Эмпирические доказательства ......................................290
Теория инструментальности ...........................................292
Модель инструментальности Врума.................................294
Три частные модели валентности, действия и исполнения ...........296
Модель выполнения ................................................298
Результат и следствия действия.....................................299
Эмпирическая проверка ............................................300
Заключительные замечания.........................................303
Глава 6. Волевые процессы: реализация интенций....................304
Психология воли Аха..................................................305
Волевой акт и детерминирующая тенденция.........................307
Три типа проблем в исследовании волевых процессов ..................309
Упорство: поддержание устойчивости тенденции действия в процессе достижения цели.................309
Инициирование действия...........................................311
Преодоление препятствий в ходе реализации действия ..............312
Теория контроля за действием Куля ...................................316
Процессы, опосредующие контроль за действием ....................317
Два модуса контроля: ориентация на действие и ориентация на состояние.......................................320
Некоторые эмпирические данные ...................................321
Модель «Рубикона» ...................................................326
Мотивационное и волевое состояния сознания ......................327
Эмпирические данные ..............................................329
Четыре фазы действия..............................................340
Формирование интенции в подготовительной мотивационной фазе ........................342
Инициирование действия: процессы преакциональной волевой фазы..................................343
Акциональная волевая фаза........................................344
Постакциональная мотивационная фаза: оценка результата действия .....................................347
Глава 7. Тревожность............................................350
Общая тревожность ...................................................351
Ситуативные побуждающие эффекты ...............................352
Тревожность как диспозиция и как состояние .......................354
Экзаменационная тревожность.........................................356
Гипотеза внимания в исследованиях экзаменационной тревожности...................................358
Негативное влияние мыслей, связанных с самооценкой..............360
Когнитивные помехи или реакция на свою неспособность ...........363
Эффекты терапевтического вмешательства..........................365
Глава 8. Мотивация достижения................................... 367
Эволюционно-психологические аспекты ...............................368
Измерение мотива.....................................................370
Тематический апперцептивный тест ................................371
Измерение мотивации достижения..................................372
Разработка ключевых категорий анализа содержания рассказов......374
Измерение мотива достижения .....................................375
Измерение тенденций «надежды на успех» и «боязни неудачи» ......376
Методика ТАТ для обоих мотивов достижения ......................379
Критерии качества методики. Измеряемые переменные
как теоретические конструкты ...................................381
Согласованность как проблема измерения и формулирования конструктов .................... 382
Другие методики ...................................................385
Поведенческие корреляты различий в мотивах .........................387
Социокультурные индексы мотива и историко-экономические изменения.............................................390
Тендерные различия и «страх успеха» ..................................393
Исследования в русле модели выбора риска ............................395
Функциональная зависимость валентности от мотива ...............396
Выбор: максимальное произведение ожидания и побудительности ......402
Субъективная вероятность успеха...................................403
Уровень притязаний: выбор задания и постановка целей.............405
Типичный и атипичный сдвиг уровня притязаний ...................409
Максимизация аффекта или максимизация информации ............410
Настойчивость ........................................................411
Анализ условий Физера ............................................412
«Тенденция инерции» незаконченных заданий .........................414
Результаты деятельности достижения..................................416
Школьная успеваемость ............................................416
Сила мотивации и достижения: количество и качество...............417
Теория цели Л оке: проблема воли...................................420
Эффективность решения задач.........................................423
Эффективность ....................................................423
Эмпирические доказательства ......................................424
Другие подходы; внимание и контроль над усилиями ................427
Кумулятивные достижения ............................................427
Двоякая роль силы мотивации в кумулятивных достижениях........428
Эмпирические доказательства ......................................429
Соотносительные нормы оценки результатов...........................430
Первичность индивидуальной соотносительной нормы с точки зрения психологии мотивации.....432
Соотносительно-нормативная ориентация ..........................436
Соотносительно-нормативная ориентация
как мотивационное понятие .....................................439
Глава 9. Оказание помощи........................................443
Социобиологические перспективы .....................................444
Из истории исследований психологических аспектов помощи .......447
Ситуационные факторы ...............................................451
Взвешивание затрат и пользы.......................................452
Диффузия ответственности.........................................453
Нормы ................................................................455
Норма социальной ответственности....................J............455
Теоретико-нормативная концепция Шварца.........................456
Норма взаимности..................................................458
Перспективы суждения с точки зрения партнеров по действию .............................................460
Объяснительные подходы ..........................................462
Каузальная атрибуция со стороны помогающего.....................463
Каузальная атрибуция со стороны нуждающегося в помощи .........466
Атрибуция намерений со стороны получателя помощи ..............467
Атрибуция намерений со стороны помогающего .............!.......467
Сопереживание........................................................468
Сопереживание в свете теории научения ............................469
Сопереживание в психоэволюционном аспекте ......................470
Эмпатическая эмоция в свете психологии мотивации................472
Личностные диспозиции...............................................475
Наброски модели мотивации помощи ..................................479
Мотивация помощи и модель «ожидаемой ценности»...................483
Глава 10. Агрессия..............................................485
Границы агрессивного поведения ......................................485
Биологические перспективы ...........................................490
Социобиологические аспекты.......................................491
Нейробиологические аспекты.......................................495
Нормы ...............................................................501
Взаимность: норма возмездия .......................................503
Норма социальной ответственности
и самооправдание при ее нарушении .............................505
Из истории психологических исследований агрессии ...................508
Теории влечения ...................................................508
Фрустрационная теория агрессии ...................................509 -
Теория социального научения ......................................509
Экспериментальное изучение агрессии..............................512
Ситуационные факторы агрессивного поведения .......................514
Намерение .........................................................514
Атрибуционно-психологический анализ................................515
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия
за агрессивное поведение........................................517
Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители .............519
Удовлетворение, приносимое запланированными результатами агрессии..............................520
Самооценка ........................................................521
Внешняя оценка....................................................523
Эмоция гнева и общее состояние возбуждения .........................524
Дополнительные источники возбуждения ...........................525
Индивидуальные различия и наброски концепции мотива агрессивности...............................527
Стабильность агрессивного поведения ..............................527
Личностные характеристики........................................529
Конструкт «мотив агрессивности» ..................................530
Мотивы агрессии по Ольвеусу ......................................532
Мотивы агрессии по Корнадту ......................................534
Агрессия как цель действия: гипотеза катарсиса ........................536
Уточнение гипотезы катарсиса с позиций теории мотивации.........536
Недостаточная убедительность экспериментов по изучению катарсиса................................538
Уточнение проблемы путем
непосредственного измерения мотивации ........................541
Глава 11. Социальные связи: мотивация аффилиации и мотивация близости......................546
Онтогенетические и эволюционно-биологические аспекты социальных связей.................................547
Мотивация аффилиации...............................................550
Симпатия ..........................................................551
Социальная тревожность ...........................................551
Мотив аффилиации ...................................................553
Измерение мотива аффилиации.....................................554
Поведенческие корреляты данных ТАТ .............................560
Физиологические и нейроиммунологические корреляты................566
Опросники ............................................................ 567
Мотивация близости ..................................................570
Измерение мотива близости и его поведенческие корреляты .........571
Близость и аффилиация ...........................................574
Глава 12. Мотивация власти......................................575
Мотивационная основа .............................................576
Источники власти ..................................................577
Поведение и власть.................................................578
Биологические аспекты................................................582
Индивидуальные различия деятельности власти: мотив власти .........583
1. Овладение источниками власти...................................583
2. Способности .....................................................583
3. Деятельность власти .............................................584
4. Моральность цели................................................585
5. Страх перед последствиями действий власти ......................586
6. Предпочтение определенных сфер использования власти..........586
Определения мотива власти ...........................................587
Определение Вероффа..............................................588
Определение Юлимана .............................................589
Определение Уинтера ..............................................590
Типология стадий развития мотивации власти ......................595
Резюме..........................................................598
Связь ожидания и ценности............................................599
Сдерживаемый мотив власти, иммунная система и состояние здоровья .. 601
Психоиммунологические эффекты..................................603
Констелляции мотивов власти, достижения и аффилиации .............604
Экспериментальные исследования ..................................605
Мотив власти в критериальных группах.............................606
Демографические различия и исторические перемены ...............613
Глава 13. Приписывание причин: теория каузальной атрибуции........615
Приписывание причин в процессе мотивации ..........................616
История проблемы и смежные исследования ...........................617
Феноменальное и каузальное описания .............................617
Межличностное восприятие в социальной психологии ..............620
Внутренний и внешний контроль ...................................620
Концепция «личной причастности» де Чармса.......................622
Каузальная атрибуция и редукция когнитивного диссонанса.........622
Теория самовосприятия Бема.......................................623
Атрибуция внутренних состояний возбуждения .....................624
Основные позиции и модели...........................................625
Каузальная атрибуция: потребность или способность?...............626
Мотивация контроля ...............................................628
Каузальная атрибуция как регулятор социальных отношений........628
Первоначальная постановка вопроса и модели исследования атрибуции ...............................630
«Наивный анализ деятельности» Хайдера...........................631
Модель соответственного вывода Джоунса и Дэвиса.................634
Углубление модели Троупом .......................................637
Ковариационная модель Келли .....................................638
Эмпирическая проверка ковариационной модели.................... 641
Конфигурационные понятия: каузальные схемы по Келли ...........644
Четыре вопроса, ведущие куглубленному пониманию феноменов атрибуции .........................647
Вопрос «Когда?» ...................................................647
Вопрос об используемой информации...............................651
Вопрос об эффектах ожидания......................................652
«Фундаментальная ошибка атрибуции»............................. 653
Мотивационная предубежденность атрибуции .........................655
Атрибуция успеха и неудачи, служащая сохранению самооценки --655
Контрзащитная атрибуция..........................................656
Обслуживание самооценки или рациональная обработка информации? .. 656
Расхождение в перспективе суждений о себе и о других.................659
Новая концепция расхождений в перспективе наблюдения ..........660
Асимметрия атрибуции при смене наблюдателем перспективы.......662
Атрибуция ответственности ...........................................663
Мотивационная предвзятость атрибуции ответственности ...........666
Глава 14. Атрибуция деятельности достижения......................668
Классификация параметров причин....................................669
Сочетание условий, приводящее к использованию тех или иных
каузальных элементов ..............................................672
Информация о ковариации .........................................672
Каузальные схемы..................................................673
Обусловленные мотивами различия в атрибуции .......................677
Последствия атрибуции успеха и неудачи ..............................680
Прогнозирование успеха других людей..............................687
Параметр локализации: самооценочные эмоции ........................688
Самооценочные эмоции: атрибуция относительно способностей и старания ...............................689
Виды самооценочных эмоций .......................................690
Параметр контроля: внешняя оценка и переживание себя ...............693
Каузальные параметры и эмоции.......................................695
Эмоции, переживаемые по достижении результата ..................696
Поведенческие проявления ............................................699
Выбор задания .....................................................699
Запрашивание обратной связи......................................700
Настойчивость .....................................................702
Результативность достижений ......................................703
Самооценка как принцип мотивации ...................................704
Мотив достижения как система самооценивания ....................705
Эмпирические подтверждения модели самооценивания .............707
Применение полученных данных: «атрибуционная терапия»............710
«Переживание себя источником действия» ..........................710
Освоение моделей атрибуции .......................................711
Вклад теоретико-атрибутивного подхода в изучение мотивации достижения ....................713