Научение на основе последствий

Научение жизненным умениям посредством наблюдения за ролевыми моделями часто переплетается с научением на основе вознаграждающих или невознаграждающих последствий. Например, родители, слабо выражающие эмоции, могут негативно относиться к проявлению эмоций своими детьми. Вознаграждающие последствия мо­гут быть первичными или вторичными. Первичные вознаграждающие последствия — это такие последствия, которые люди считают вознаграждающими независимо от сво­их историй научения; например, вознаграждающими последствиями являются пища, кров, секс, сердечность. Скиннер считает, что все награды в конечном счете получают свою силу от эволюционного отбора. Также он считает, что стремление к специфичес­кому вознаграждению является частью человеческой природы (Skinner, 1971). Однако лишь малая часть поведения немедленно подкрепляется наградой, имеющей очевид­ное биологическое значение. Большая часть поведения осуществляется как реакция на вторичные награды (например, на одобрение или деньги), которые ассоциируются с первичными наградами или обусловлены ими.

Люди получают последствия в основном двумя способами. Во-первых, существует классическое обусловливание, при котором последствия не зависят от воздействий, производимых на окружающую среду. Например, человек, побывавший в серьезной автомобильной катастрофе, может испытывать тревогу как в связи с пребыванием в автомобиле, так и в связи с другими характеристиками несчастного случая, например с местом, где этот случай произошел. Возникновение многих видов отвращения можно объяснить классическим обусловливанием (Lazarus, 1989). Во-вторых, существует опёрантное обусловливание, при котором последствия являются результатом пове­дения, характеризующегося воздействием на окружающую среду. Например, поведе­ние, характеризующееся требованиями свиданий, может вести к принятию или к от­вержению. Однако люди не только получают последствия, они думают о последствиях, полученных ими в прошлом, и о последствиях, получаемых ими в настоящем, а также создают правила и прогнозы, которыми они будут руководствоваться в будущем (Ban-dura, .1986). Таким образом, когнитивные процессы могут усилить или ослабить воз­действие вознаграждающих последствий или как-либо иначе изменить это воздей­ствие. Кроме того, люди в различной степени биологически склонны обусловливаться вознаграждающими последствиями.

Вознаграждающие последствия играют большую роль в тех случаях, когда они по­могают или препятствуют людям приобретать сильные стороны жизненных умений. Буквально с самого рождения люди начинают получать сообщения о том, насколько «хороши» или «плохи» их действия. Обычно, имея самые добрые намерения, взрослые стараются вознаградить детей за развитие навыков, позволяющих справляться с ми­ром. Однако взрослые часто обеспечивают награду несовершенными способами. На­пример, большинство людей обучаются навыкам поддержания отношений и навыкам мышления на основе сочетания наблюдений за другими людьми, Несистематической обратной связи и метода проб и ошибок. Дома или за его пределами детей редко систе­матически вознаграждают за развитие ими этих жизненных умений. Более того, иног­да детей вознаграждают за показ скорее недостатков навыков, чем сильных сторон. Например, дети могут выяснить, что они с большей долей вероятности добьются свое­го, если будут агрессивно кричать, а не использовать более разумный подход. Кроме того, люди могут приобретать недостатки навыков тогда, когда они становятся чрез­мерно зависимыми от внешней награды и перестают доверять собственным суждениям и навыкам. Недостатки навыков также могут приобретать люди, которым сообщают, что не определенный вид поведения является неадекватным, а вся их личность непол­ноценна. И последний (по порядку, но не по важности) момент: многие люди приобре­тают недостатки навыков через получение отрицательных последствий, связанных со своим биологическим полом, расой, социальной принадлежностью или уровнем куль­туры.

Наши рекомендации