Общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница

Несколько слов об исследованиях представителей разных социальных сл^з-проводившихся в 20-30 годы. Е. В. Гурьянов, А. А. Смирнов, М. В. Соколе" ^Q П. А. Шевырев в 1928-1929 годах обследовали с помощью теста Бине—TspN детей 8,5-11,5 лет, живущих в Московской области. Оказалось, что среднее и3" чение IQ советских школьников было на 7% ниже, чем у их американских (mh&, стников. Дети служащих (73 ребенка) превосходили по уровню интеллекта д^™-рабочих (141 ребенок) и тем более — детей крестьян (200 детей). Аналогич^"" данные были в то же время получены харьковским психологом М. Сыркиш

В принципе эти результаты не противоречили данным американских и068'

мецких психологов.

зв и

Результаты обследования живущих в СССР рабочих, крестьян и служат"3 совпадают с результатами, полученными на детской выборке. Они открове3113' противоречат господствующей идеологии. Поэтому педологи и психотехн^Р" были обвинены в «извращениях». Исследования общих способностей населе^611 в нашей стране не возобновлены до сих пор, что в очередной раз свидетельс""6 ет об эфемерности преобразований в российском обществе. эш-

Если в США большим вниманием правящих кругов пользуются дети с i He-блемами умственного развития, то в нашем отечестве Министерство образ ния более благосклонно к интеллектуально и творчески одаренным детям. щих

С 1997 года действует программа «Одаренные дети» в рамках президенте'™0 программы «Дети России». Проблема детей, рано проявляющих общие и сш"™ альные способности, — особый момент, на котором я также хочу остановить!"1151 заключении. ^У'

Детская одаренность определяется как высокий и сверхвысокий уровень вития способностей ребенка, проявляющийся в очевидных выдающихся дости1?0' ниях в той или иной сфере деятельности. ова"

От одаренных отличают талантливых детей, тех, результаты деятельности торых уже имеют социальную значимость. кои

По мнению В. С. Юркевич, кроме очевидной одаренности существуют та^"" скрытая и потенциальная форма одаренности. в

раз-же-

ко-

Ребенок со скрытой формой одаренности проявляет свои способности в не­регламентированных формах деятельности (то есть вне школы, детского сада и т. д.), и его выдающиеся достижения не привлекают внимания педагогов, психологов, а порой и родителей.

Потенциальная одаренность — нечто иное. Ребенок может иметь выдающие­ся способности к какой-то сфере деятельности, но не сталкивается с ней в своей жизни и его одаренность может оставаться непроявленной — потенциальной.

Впервые внимание ученых к одаренным детям было привлечено в XVIII-XIX веках в связи с феноменом вундеркиндов. Необычно высокий уровень твор­ческих достижений был продемонстрирован в ранние годы музыкантами (Мо­царт, Лист, Прокофьев, Шостакович), математиками (Паскаль, Лейбниц, Винер, Ви­ноградов, Боголюбов), поэтами (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Бродский), учеными-естественниками (Сеченов, Фрейд, Пиаже).

Существует одна любопытная закономерность: специальные способности про­являются раньше, чем общие. Возможно, что дело не в проявлении, а в ранней социальной востребованности специальных способностей (музыкальных, шахмат­ных и пр.), а для проявления интеллекта и общей креативности на социально значимом уровне требуется пройти длительный процесс социализации и включе­ния в соответствующие сферы человеческого общения и деятельности. К тому же у исключительно одаренных детей, чей уровень интеллекта превышает 160 баллов (по тесту Стэнфорд—Бине), возникают проблемы при взаимодей­ствии со сверстниками и взрослыми. По мнению Л. Хочелингуарт, оптимальный интеллект для социальной адаптации равен 125-155 баллам.

Обширная литература посвящена личностным особенностям одаренных де­тей, но проблема остается до сей поры запутанной. Одной из особенностей разви­тия интеллектуально одаренных детей является дисинхрония развития психиче­ских функций, а именно отставание в развитии моторики и эмоциональная незре­лость по сравнению с другими детьми того же возраста. Одаренные дети с трудом воспринимают абсолютную обязательность выполнения «условных» культурных норм общения, поскольку их невозможно обосновать логически.

Ясно, что одаренный ребенок — личность, во многом отличающаяся от всех прочих детей. Одаренные дети требуют особого психолого-педагогическото подхо­да при обучении и социализации.

Большинство существующих тестов общих способностей не предназначалось при своем конструировании для выявления одаренных детей (исключения особые формы тестов Кэттелла, Равена). Посему требуется большая и кропотливая работа в области психодиагностики детской одаренности. Не меньше вопросов возникает и при обучении одаренных детей в школе: создавать ли для них особые условия обучения и учебные программы, на основе каких принципов комплектовать учебные группы и т. д.

Над концепцией детской одаренности и системой психолого-педагогических методов работы с одаренными детьми работал коллектив крупнейших отече­ственных психологов, в состав его входят А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, Ю. Д. Бабаева, В. С. Юркевич, М. А. Холодная, Д. В. Ушаков, А. В. Матюшкин и другие исследователи (она опубликована в книге «Рабочая концепция одаренности». М.: Министр, 1998).

К моменту выхода этой книги из печати, я надеюсь, уже будут опубликованы многие руководства из серии «Одаренные дети».

И наконец, несколько слов об исследовательской программе выявления фак­торов социальной микросреды на развитие способностей детей, реализуемой со­трудниками Института психологии РАН.

К сожалению, простая констатация «ведущей роли культурных факторов» в развитии общих способностей ничего не дает ни науке, ни практике. Ритуальные словесные формулы адептов «культурно-исторической психологии» уже давно вошли во все психологические учебники, как наши, так и зарубежные. Но пробле­ма в том, какие же факторы культурно-социальной среды и каким образом вли­яют на культурное развитие способностей ребенка? Психология развития начина­ется там, где кончается психогенетика, но без психогенетической подоплеки все рассуждения о культурной детерминации психических функций повисают в воз­духе. Также и роль среды в формировании способностей при психогенетическом исследовании будет выявлена, если при планировании учесть основные парамет­ры среды. Речь идет о взаимодействии ребенка с его ближайшем окружением: семьей, сверстниками, учителями, другими взрослыми и детьми.

Для примера, который может иллюстрировать отношение интеллекта и куль­турных влияний, я приведу результаты одного исследования.

Оно принадлежит Вивату Воравонгу, тайскому психологу. Мы пытались выяс­нить, как уровни общего интеллекта учителя и ученика влияют на их взаимоотно­шения. Было проведено кросскультурное исследование в течение 1995-1997 го­дов на российской (Москва) и тайской (Бангкок) выборках. Применялся культур­но свободный тест интеллекта Кэттелла и специально сконструированные тесты для определения эмоциональных отношений.

Основные результаты исследования представлены на рис. 60 и 61.

Легко заметить следующие закономерности: при низком уровне интеллекта (как учителей, так и учеников) типы эмоционального отношения в российской и тайской культурных выборках не различаются. Культуральные различия в отно­шениях проявляются лишь на выборках испытуемых, обладающих высоким уров­нем интеллекта.

Можно более жестко сформулировать вывод: носителями национальной куль­туры являются лица с высоким уровнем интеллекта, и именно при сравнении таких групп проявляются все этнокультурные различия. Общий интеллект обес­печивает успешное овладение культурой, в том числе — национальной: умные российские учителя более дифференцированно подходят к учащимся, для интел­лектуального тайского учителя все ученики — одинаковы, ибо важнее в этой культуре роль и ее точное исполнение, а не индивидуальные особенности испол­нителя.

РОССИЯ:

Интеллект учителя

Интеллект ученика

ТАИЛАНД:

Интеллект Интеллект учителя ученика

высокий уровень

низкий уровень

высокий уровень общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru

'0,05 | средний

„^ общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru ......... j yppgg^

низкий уровень

общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru

Рис. 60. Отношение учителей к ученикам в зависимости от их уровня интеллекта (пунктирная линия обозначает негативное отношение, сплошная — позитивное)

Сегодня наиболее исследовано влияние семейных отношений на развитие спо­собностей. Уже ясно, что эмоциональные отношения ребенка ко взрослому, а так­же стиль семейного воспитания, особенности структуры семейных отношений оказывают огромное воздействие на развитие способностей детей. Это воздей­ствие осуществляется как непосредственно, так и опосредованно: через формиро­вание определенных особенностей личности и мотивации ребенка (рис. 62).

РОССИЯ

ТАИЛАНД

Интеллект Интеллект

учителей общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru

высокий интеллект]

"•••••....- 1 низкий

интеллект]

[высокий интеллект}

низкий ^интеллект}

Учеников

Интеллект учителей

| высокий 1 \интеллект\

низкий \интеллект\

| высокий \интеппект\

низкий \интеплект\

Интеллект учеников

общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru

Рис. 61. Отношение учеников к учителям в зависимости от их уровня интеллекта

образец для подражания

форма общения

эмоциональное отношение

"Текучий интеллект

Потенциальная креативность

ВРЕМЯ

Общий фактор (G - f)

общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru

Имплицитная обучаемость

активность взаимодействия

Вербальный фактор

Пространственный фактор

общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru Актуальная креативность

Формально-числовой фактор

частота контактов

Эксплицитная обучаемость

«Кристалли­зованный» интеллект

Рис. 62. Схема социального взаимодействия ребенка с социально значимым взрослым

Я надеюсь, экспериментальные результаты, полученные сотрудниками и аспи­рантами лаборатории Института психологии РАН, позволят в ближайшем буду­щем создать концепцию социально-средовой детерминации развития общих спо­собностей (обощенные результаты схематически отображены на рис. 63 и в табл. 29).

По воле, а отчасти помимо воли автора, в содержании книги отражены не столько конечные результаты, сколько многочисленные противоречащие друг дру­гу концепции, методические подходы, гипотезы — наука в движении.

К счастью, конечная цель этого движения не определена и неопределима. И у каждого исследователя в психологии способностей есть шанс оказаться правым. На какое-то время.

Рис. 63. Схема развития общих способностей

Таблица 29. Классификация общих способностей

^^ «Умствен •шая энергия» (общий с >актор)
^«, Интеллект Креативность Обучаемость
Геном > Среда «Текучий» Потенциальная Имплицитная
Среда > Геном «Кристаллизованный» Актуальная Эксплицитная
 

Приложения

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (Тест Р. Амтхауэра)*

Первая часть теста

На выполнение заданий первой части теста отводится 15 мин. Ниже вы найдете предложения, в каждом из которых не хватает одного сло­ва. Вам следует из пяти возможных слов выбрать то, которое правильно дополня­ет данное предложение. В опросном листе вы отмечаете номер правильного ответа.

1. Противоположностью надежды является:

1) разочарование; 2) отчаяние; 3) уныние; 4) удовлетворенность; 5) угне­тенность.

2. Этикетка — это в большинстве случаев:

1) отличительный знак; 2) указание; 3) надпись; 4) реклама; 5) название.

В заданиях, расположенных ниже, приводится 5 слов. Четыре из них всегда являются сходными по определенному признаку. Вам нужно найти пятое слово, которое к ним не подходит. В опросном листе следует отметить номер слова, не подходящего к остальным.

3. 1) ложное умозаключение; 2) обман; 3) мошенничество; 4) подлог; 5) под­делка.

Сокращенный вариант теста разработан А Н. Ворониным и С. Д Бирюковым.

4. 1) подтверждение; 2) решение; 3) планирование; 4) оценка; 5) суждение

В следующей группе заданий вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, расположенных ниже, существует аналогичная связь. Это слово вам следует найти. Его номер вы отмечаете в опросном листе.

5.

«Вестибюль» и «сени» связаны так же, как «дом» и...?

6.

7.

1) лифт; 2) двор; 3) крыша; 4) палатка; 5) стена.

«Доверие» и «эксперт» связаны так же, как «неуверенность» и ...? 1) опыт; 2) ошибка; 3) новичок; 4) любитель; 5) рутинер.

«Альбом» и «фото» связаны так же, как «газета» и ...? 1) бумага; 2) новость; 3) статья; 4) заголовок; 5) объявления.

В следующей группе вам даны 6 слов. Из них вы должны выбрать два, кото­рые объединяются одним более общим понятием, например:

Хлеб» и «масло» — это правильное решение, эдк как они объединяются об-

1) нож; 2) масло; 3) газета; 4) хлеб; 5) сигара; 6) браслет. «Хлеб» и «масло» — это правильное решение, эдк как они объединяются об­щим названием — продукты питания. Поэтому правильными будут ответы под номерами 2 и 4. Номера правильных ответов вы отмечаете в опросном листе.

8. 1) крыша; 2) пиво; 3) кружка; 4) закусочная; 5) хмель; 6) молоко.

9. 1) специалист; 2) фехтовальщик; 3) лейтенант; 4) практикант; 5) секретар­ша; 6) альпинист.

10. 1) сожалеть; 2) щипать; 3) строить; 4) мерзнуть; 5) сочинять музыку;

6) оставаться.

Вторая часть теста

На выполнение заданий второй части теста отводится 15 мин. Ниже вам предлагаются арифметические задачи. Их необходимо решить пра­вильно и по возможности быстро! Получившийся ответ вы находите среди пред­ложенных вариантов и его номер отмечаете в опросном листе.

11. Для ремонта улицы 3 рабочим необходимо 6 дней. За сколько дней будет закончена работа, если будут заняты 9 человек? 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 5; 6) 14; 7) 16; 8) 18; 9) 20.

12. Для получения сплава взяли 2 части меди и 1 часть цинка. Сколько грам­мов цинка нужно для получения 39 г этого сплава? 1) 1; 2) 8; 3) 9; 4) 12; 5) 13; 6) 16; 7) 19; 8) 32; 9) 35.

13. 2 поезда встретились в 8 часов. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться в 8 час. 20 мин, если один двигается со скоростью 120 км/час, а другой 75 км/час (в разные стороны)? 1) 4; 2) 15; 3) 29; 4) 30; 5) 39; 6) 45; 7) 55; 8) 65; 9) 85.

14. Из 50 деталей 4 % имеют размеры больше заданных, 12% — меньше за­данных. Сколько деталей имеют заданный размер? 1) 2; 2) 8; 3) 12; 4) 18; 5) 32; 6) 34; 7) 42; 8) 68; 9) 84.

15. 52 монеты следует разделить на 2 части так, чтобы одна часть была в 3 раза больше другой. Сколько монет будет в меньшей части5 1) 3; 2) 7; 3) 11; 4) 12; 5) 13; 6) 14; 7) 17; 8) 23; 9) 39.

16. По старым расценкам за 5 гаек рабочий получил 1200 руб., по новым он получает 1200 руб. за 4 гайки. На сколько процентов повысились расценки? 1) 5; 2) 6; 3) 10; 4) 12; 5) 16; 6) 20; 7) 25; 8) 30; 9) 60

17. Кубик со стороной в 3 см весит 54 г. Сколько граммов весит кубик из того же материала со стороной в 2 см? 1) 16; 2) 18; 3) 24; 4) 28; 5) 34; 6) 35; 7) 36; 8) 43; 9) 48.

В следующей группе заданий вам предлагаются числа, расположенные по оп­ределенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, кото­рое было бы продолжением соответствующего числового ряда.

Например, дан ряд: 16, 18, 20, 22, 24, 26. В этом ряду каждый последующий член увеличивается на 2. Следовательно, последнее число будет 28. Это число вы нахо­дите среди предлагаемых вариантов и его номер помечаете в опросном листе.

В некоторых заданиях вам необходимо будет пользоваться умножением и делением.

18. 57,60,30,34,17,22,11?

1) 6; 2) 8; 3) 11; 4) 13; 5) 16; 6) 17; 7) 27; 8) 45; 9) 51

19. 2,3,6,11,18,27,38?

1) 7; 2) 13; 3) 15; 4) 17; 5) 50; 6) 51; 7) 52; 8) 76; 9) 84

20. 174,171,57,54,18,15,?

1) 1; 2) 3; 3) 5; 4) 7; 5) 9; 6)10; 7) 11; 8) 12; 9) 13

Третья часть теста

На выполнение заданий третьей части теста отводится 15 мин. Ниже под номерами21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на

части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур —

под номерами 1, 2, 3, 4 или 5 — получится.

общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru

общий интеллект и школьная успеваемость 3 страница - student2.ru

В последней группе заданий первый ряд содержит 5 различных кубиков, обо­значенных цифрами 1, 2, 3, 4, 5 — это варианты ответов. Каждый кубик имеет 6 различных признаков. Три признака вы можете видеть. В каждом из заданий под номерами 28, 29 и 30, расположенных ниже, изображен кубик в различных положениях. Три признака вы можете видеть в различных положениях. Вам надо определить, какой из кубиков верхнего ряда показан. Кубик может быть повернут или перевернут. При этом может появиться и новый признак.

Обращаем ваше внимание на то, что ни один из кубиков 1, 2, 3, 4, 5 не повторя­ется — каждый чем-то отличается. Они могут иметь одинаковые признаки, но в разных положениях.

Мысленно поворачивая кубики под номерами28, 29, 30, определите, с каким из кубиков верхнего ряда совпадает каждый из них.

Опросный лист теста структуры интеллекта

Фамилия Имя.



Отчество Возраст

Пол ___Класс ___Дата заполнения.

Первая часть теста 2 3

12345 12345 12345 12345

12345 12345 12345 123456

, 10

123456 123456

Вторая часть теста 12

123456789 123456789

123456789 123456789

123456789 123456789


Третья часть теста 22 23

12345 12345 12345 12345

25 26 27 28

12345 12345 12345 12345

29 30

12345 12345

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (Краткий вариант теста Торренса)*

Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет со­бой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая — невербального творче­ского мышления (изобразительное творческое мышление) и третья — для словес-но-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, извест­ная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

Нами была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного тес­та Торренса — субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) — на выбор­ке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Россий­ской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невер­бальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, ориги­нального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порожде­ния» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым на­рисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Условия проведения

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональ­ные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная ат­мосфера тестирования резко понижают результаты. Данное требование являет-

* А. Н. Воронин

игинальность, непохожесть со-ия других испытуемых. Други-еская редкость ответа. Следует,

ся общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому пе­ред тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обста­новку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выра­зить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необхо­димо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наибо­лее надежные результаты. ^,

В оригинальном тесте Торренса использужся несколько показателей креа­тивности. Наиболее показательный из них — воигинальность, непохожесть со­зданного испытуемым изображения на изображтоия других испытуемых. Други­ми словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, гово­рить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагае­мом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, на наш взгляд, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики не­вербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспо­могательного средства для понимания сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка в нашем случае оценивался исходя из всего массива данных и подсчитывался по следующей формуле:

Or = 1 -

х - 1

X - 1

где Or — оригинальность данного типа рисунка; Х — количество рисунков данного типа; х — максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригиналь­ность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уни-

олрпци креативности

кальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного ис­пытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса использу­ется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий сти-мульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адапта­ции методики в наших условиях данный показатель оказался малоинформатив­ным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс пере­хода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творчес­ким решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприме­нима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость пере­хода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» мало-отличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному ри­сунку и т. д.», на наш взгляд, характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоид-ность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста показатели не используются.

Инструкция

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисо­вать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

Обработка результатов тестирования

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисун­ков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего кон-

тингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо ана­лизировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей и ПВК имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахож­дении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дори­сованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность — 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность — 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элемен­ты в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от зада­ния и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок от­сутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Его оригинальность — 1,00. Щестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и его оригинальность 0,67. Такр^м образом, суммарной балл для данного протокола — 2,41 / 5 = 0,48. »^^^

Наши рекомендации