Мыслительного (Т) и Чувствующего (F) типов
От мыслительно-эмоциональных предпочтении людей в огромной степени зависит, как будет решаться задача, даже если все, принимающие в этом участие, единодушны в том, какова конечная цель. Можно сказать: «Эта задача мне по душе, и я приложу все усилия, буду работать как сумасшедший, чтобы решить ее», или: «Мне эта задача не нравится, и я не пойду на поводу у коллектива, а если все же возьмусь за дело, то не стану выкладываться». Здесь важно понимание разницы между объективным (Т) подходом к предметной цели и субъективным подходом (F) к субъективным ценностям.
Сделаем краткий экскурс в историю бизнеса в тот период, когда в сфере принятия решении превалировал один из этих подходов - объективный (Т), — а вторым пренебрегали. В 1958 году компания «Форд» поставила перед собой задачу создать принципиально новый автомобиль, и ее ориентированные на объективный подход к задаче инженеры спроектировали удобную в производстве, конструктивно новую машину с обтекаемыми формами — настоящее «произведение искусства». Инженеры были уверены, что созданная ими машина легко завоюет рынок, т.к. она обладала безусловным конструктивным превосходством над другими автомобилями.
Однако никто из них не подумал о субъективном восприятии автомобиля людьми. Никто не задался вопросами: как люди воспримут дизайн капота, разительно отличавшийся от всего известного в то время; смогут ли американцы оценить непривычно плавные обводы и обтекаемую форму корпуса?
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Хорошим примером различия а подходах к постановке задачи людей с разными психологическими типами личности является то, как люди относятся к проблеме похудения и диеты. Типичная инструкция для желающих сбросить лишний вес может быть такой: «Точно определите, на сколько килограммов вам нужно похудеть. После этого начинайте внимательно следить за тем, что вы едите. Составьте список разрешенных к употреблению продуктов. Ешьте одинаковое количество пищи в одно и то же время суток. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. И всегда • проверяйте ваши новые достижения посредством еженедельных точных и обязательных взвешиваний». Вполне разумные советы, и они сработают, если вы человек Решающего (J) типа. Но если вы человек Воспринимающего (Р) типа, предложенная тактика похудения обречена на неудачу. Человек Воспринимающего (Р) типа, исполнившись твердой решимости потерять лишний вес, прежде всего может потерять листок с инструкцией. Приехав на работу, он внезапно вспомнит, что на сегодня запланирован, праздничный ужин по поводу дня рождения коллеги или друга, который никак нельзя пропустить, и решит: «А, ладно, можно сесть на диету на следующей неделе». Человек Решающего (J) типа непременно откажется от ужина, объяснив всем: «Я не могу, у меня диета». Именно так все и происходит, потому что подобные системы похудения всегда рассчитаны на людей, имеющих строгий распорядок дня.
Люди Воспринимающего (Р) типа тоже могут похудеть. Как и при любой другой задаче, они делают все от них зависящее в течение дня. Другое дело, получился день удачным или не очень. Переходя в завтрашний день, обычно человек Воспринимающего (Р) типа пользуется тем, что ему помогло в жизни, избегая всего, на чем он споткнулся. Хотя ключевым в проблеме потери веса является рассудочно-воспринимающее предпочтение человека, другие предпочтения тоже оказывают свое влияние на подход к ней. Наш опыт показывает, что у Экстравертов (Е), Интуитивистов (N), людей Чувствующего (F) и Воспринимающего (Р) типов задача похудеть всегда вызывает затруднения, тогда как Интроверты (I), люди Сенсорного (S), Мыслительного (Т) и Решающего (J) типов наиболее последовательны в выполнении целевых диет.
«Идсель» — новая модель «Форда», — не продавалась. Вопреки ожиданиям, она никому не нравилась. Самое совершенное по тем временам творение лучшей в мире инженерной мысли не было принято людьми, потому что они предпочитали покупать то, к чему они больше привыкли, а не то, что лучше работает.
История изобилует подобными примерами торжества субъективного над объективным. Время снова и снова доказывало, что успех товара на рынке складывается из двух частей: объективной (качеств самого товара) и субъективной (как его воспринимают люди). Для решения насущной задачи необходимо учитывать обе эти составляющие успеха.
Как же добиться успеха? Для начала нужно достичь консенсуса относительно целей и задач между людьми Мыслительного (Т) и Чувствующего (F) типов.
Для человека Мыслительного (Т) типа задача — результат напряженного умственного труда, а цель — создание «настоящего произведения искусства», превосходящего существующие аналоги. Люди этого типа руководствуются в работе вопросами «что» и «как»: что будет достигнуто в результате решения задачи? Какую пользу это принесет? Как это впишется в современный мир, и какое окажет на него влияние? Наличие логически обоснованных ответов на эти вопросы поставит проблему в ряд задач, которые могут быть успешно решены человеком Мыслительного (Т) типа.
Для человека Чувствующего (F) типа задача должна отражать интересы всех вовлеченных сторон: и тех, кому придется непосредственно столкнуться с ее решением, и в равной степени тех, на ком скажется результат ее решения. Люди Чувствующего (F) типа стремятся делать все так, как будет лучше для всех. В отличие от людей Мыслительного (Т) типа, для которых конечная цель — «произведение искусства», люди Чувствующего (F) типа хотят, чтобы конечная цель отражала настроение людей, коллектива, была произведением коллективного духа. Для них важен вопрос не «что» и «как», а «кто»: кого затронет решение задачи, и как оно отразится на уровне жизни людей? Станут ли они, будь то штат отдела или человечество в целом, жить лучше, и поднимет ли решение задачи человеческую цивилизацию на более высокий уровень?
Помимо различия в стимулах к работе, люди Мыслительного (Т) и Чувствующего (F) типов совершенно по-разному подходят к постановке задач. Человек Мыслительного (Т) типа может принимать участие в решении задачи независимо от того, нравятся ли ему сама задача и люди, с которыми приходится работать. Типичная присказка людей Мыслительного (Т) типа: «Мы с тобой не очень друг друга любим, но это не мешает нам работать вместе». Людям Чувствующего (F) типа претит подобное положение. Для них главное — сплоченность, работа коллектива как команды единомышленников; задача должна способствовать налаживанию в коллективе хороших отношений. Ясно, что оба типа должны прийти к компромиссу: людям Мыслительного (Т) типа следует осознать, что для людей Чувствующих (F) важны гармоничные отношения с коллегами по работе, а люди Чувствующего (F) типа должны признать, что для достижения цели не всегда необходимо полное единодушие, а удачные решения часто находят не вопреки, а благодаря разнице во взглядах на суть задачи. (Мы поговорим о разрешении споров между людьми Мыслительного (Т) и Чувствующего (F) типов в главе о разрешении конфликтов.)