Типичные нарушения процедуры диагностики

К наиболее характерным вариантам искажения результатов диагностического исследования относятся следующие.

Эффект плацебо — обнаруженное в медицине изменение физиологического или психологического состояния людей под влиянием нейтральных препаратов или процедур, назначенных под видом сильнодействующих средств. Механизм его основан на самовнушении и внушении.

Эффект Хоторна является своеобразным вариантом предыдущего типа артефактов в экспериментальной психологии.Он заключается в том, что сам факт участия в процедурах исследований способен заметно повлиять на поведение испытуемых, в частности, стимулировать осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям экспериментатора.

Эффект Пигмалиона — так по имени героя древнегреческого мифа, изваявшего прекрасную статую, влюбившегося в свое творение и умолившего богов оживить ее, американский психолог Роберт Розенталь назвал явление, суть которого состоит в том, что экспериментатор, твердо убежденный в правильности какой-либо своей гипотезы, непроизвольно начинает воздействовать на испытуемого таким образом, что эта гипотеза получает фактическое подтверждение. При этом внушение осуществляется изменением мимики, интонации, жестикуляции, экспрессии при обращении с испытуемым. Иногда данный феномен именуется эффектом Розенталя.

Эффект аудитории характеризуется тем, что присутствие публики или самого экспериментатора способно изменить поведение испытуемого. Обычно при этом лучше и быстрее выполняется деятельность механическая, субъективно легкая, хорошо освоенная, интелектуально простая. Хуже и медленнее осуществляется та деятельность, которая сложна для испытуемого или не освоена им в полной мере.

Эффект первичности обозначает зависимость оценки незнакомого явления или человека от первого впечатления, произведенного им. Иногда при этом отбрасывается или искажается та последующая информация, которая противоречит уже созданному образу.

Устранить артефакты можно:

1) дезинформированием испытуемых;

2) маскировкой независимойпеременной (например, введение ее «случайным» лицом);

3) методом «скрытого» эксперимента, когда испытуемый не знает, что участвует в исследовании;

4) «двойным слепым» методом;

5) неинформированием лица, проводящего эксперимент, о целях, гипотезе, ожидаемых результатах эксперимента.

Интерпретация данных

Одной из самых сложных операций в психодиагностике является интерпретация полученных данных. Она опирается на предполагаемые многофакторные отношения между полученными данными и их возможную интерпретацию. Иными словами, определенный результат может быть обусловлен разными механизмами психической деятельности (например, неверное решение некоторых тестовых задач может быть следствием недостатков в перцепции, недостатка интереса, из-за волнения и т.п.). И наоборот, один и тот же механизм может иметь разное диагностическое значение (например, чувство неполноценности у одного человека проявляется неуверенностью в поведении, тихим голосом, пассивностью, а у другого хвастливыми поступками и подобного рода проявлениями компенсации).

Интерпретация диагностических данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, т. е. полученный результат мы сравниваем с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные мы сравниваем с целым рядом эталонов, значение которых точно определено. Адекватность непосредственной интерпретации зависит от точной и правильной регистрации отдельных данных и от раскрытия их системных взаимосвязей.

Известно, что психодиагностика особенно тесно связана с дифференциальной психологией, которая изучает естественные границы вариации психических явлений и ее источники. Дифференциальная психология ищет ответы на вопросы, как люди отличаются в отдельных психических свойствах и проявлениях и чем эти различия вызваны. Она использует методы, которые регистрируют данные различия, но не создают их, что существенно для каждого диагностического исследования.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте понятия «валидность», «надежность», «репрезентативность».

2. В чем заключаются типичные ошибки диагностики?

3. В чем суть процедуры стандартизации?

4. Поясните, в чем состоят трудности интерпретации.

Рекомендуемая литература

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. —Л., 1984. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И.Щербакова. — М., 1990.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Под ред. А.А.Бодалева, М.Д.Дворяшиной, И. М. Палея. -Л., 1976.

Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2001.

Стивенс С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология / Под ред. С.С.Стивенса: Пер. с англ. — М., I960. —Т. 1.

Урбах В. Ю. Биометрические методы: статистическая обработка опытных данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине. — М., 1964.

Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертурным личностным методикам. — М., 1987.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М., 1966. — Вып. I и II.

Наши рекомендации