Элементы ядра личности и вопрос о диссонансе.
Как известно, в теории когнитивного диссонанса Фестингера, между двумя элементами знания, могут существовать нерелевантные отношения, когда между ними не существует никакой связи, и релевантные, когда между ними имеется какая-либо связь. Релевантные отношения могут быть консонансные, когда между двумя когнитивными элементами нет противоречия, и диссонатные, когда между ними противоречия имеются[xxxiii]. Примером диссонансного отношения может быть тот случай, когда человек знает, что друзьям доверять можно, но по каким-то причинам он кого- то из своих друзей подозревает в нелояльности (пример самого Фестингера).
Данная концептуализация сыграла важную роль в теории социального влияния и в прикладных вопросах психологии рекламной деятельности. Было бы интересно расширить применение понятия диссонанса ко всем элементам ядра личности, а не только к когнитивным элементам. Таким образом, теория когнитивного диссонанса может стать частным случае концептуализации личного диссонанса, что, быть может, откроет интересные перспективы и в психопатологии и в теории психотерапии.
Но первоначально следует составить примерный перечень содержательных элементов ядра личности, которые в принципе могут находиться в отношениях диссонанса. Можно попытаться составить такой список в порядке обобщенности (и, в каком-то смысле, важности) этих элементов в следующем виде:
1. Ценности данной личности
2. Потребности личности
3. Установки личности
4. Эмоциональные переживания
5. «Образ «Я» личности
6. Главные элементы образа мира личности
7. Главные сценарии личности
8. Субличности
9. Любые важные для личности понятийные системы
10. Любые важные образы представления или восприятия (включая пропиоцептивные)
Некоторые из элементов ядра личности должны быть загружены в оперативные подсистемы фактически всегда. К таким относятся и ценности, и установки (установки смысловые и операциональные, но не целевые, используя терминологию Асмолова). Всегда загружен хотя бы некоторый эмоциональный фон, всегда присутствует «образ Я». Другие элементы загружаются по мере необходимости. Таким образом, при данной схеме диссонанс между фактически постоянно загруженными элементами может привести к постоянным же страданиям и, во всех случаях, приводит к поведению, направленному на устранение диссонанса. Такое поведение может разворачиваться и во внешнем, и во внутреннем плане действия. Отсюда следует, что часто поведение людей мотивировано внутренней потребностью в снятии диссонансов между разными элементами и субсистемами ядра личности. Поскольку ядро личности является очень сложной системой, между элементами ядра почти всегда имеются какие-либо диссонансы.
Сила диссонанса зависит от относительной силы затронутых элементов и от их количества. Теоретически возможен случай, когда все элементы ядра личности могут находиться в состоянии диссонанса. Диссонанс – не обязательно синоним патологии или даже невроза: если диссонанс не приводит к проблемам, о которых говорилось в пункте 1.4 (постоянное страдание и т. д.), то диссонанс – это только источник внутренней или внешней активности личности. С другой стороны, невроз может присутствовать и помимо любых внутренних диссонансов. Когда человек имеет такой «образ «Я», в котором выражено, что личность всегда будет терпеть фиаско, будет наказана, будет несостоятельна, существует большая вероятность развития фобического невроза[xxxiv]. В данном случае имеет место диссонанс между внутреннем элементом ядра личности и частью внешней реальности. На данном вопросе уместно остановится поподробнее.
Можно предположить, что «работа» сновидения и состоит в том, чтобы сканировать отношения между элементами ядра личности и пытаться при этом снять существующие диссонансы. В этом и состоит «работа сновидении» по З. Фрейду.
С этой точкой зрения можно в принципе иначе смотреть на психотерапевтический эффект разных видов психологических интервенций. В том числе, можно будет по-новому истолковать все, что относиться к использованию образов в психотерапии.