Нейропсихология восприятия 7 страница
Сопоставление названий у больных с односторонними поражениями показало, что больные с поражением левого полушария чаще прибегают к простым названиям и реже к предметным (р<0,05), чем больные с поражением правого полушария. Фактор ЗуЗ~ в данном случае незначим.
Для правополушарных больных характерно использование очень отвлеченных названий, точно не соответствующих какому-либо определенному цвету. Предметное содержание таких предметно-соотнесенных названий оказывается весьма расплывчатым: «море во время бури», «цвет губной помады», «помидорный», «ржавая цистерна» и др. В названиях по типу словосочетаний такие больные иногда употребляли обозначения типа: «светло-бледно-голубовато-фиолетово-розовый», «бело-серо-коричневый» и т.п.
Такими же названиями пользовались и больные-левши, у которых опухоль располагалась в левой те-менно-затылочной области («цвет грязного ремонта», «выгоревший оливковый», «молочно-буро-розовый»).
Полученные нами результаты согласуются с данными Н.Н.Николаенко (1981), который показал, что при левосторонних унилатеральных судорожных припадках происходит сужение лексического поля вокруг простых названий, а при правосторонних имеется тенденция к его расширению и обогащению, зачастую за счет использования названий, малосоотносимых с каким-либо определенным цветом.
Классификация цветов по цветовому тону. При оценке выполнения этого задания за ошибку принималось такое отнесение цветового стимула к одному из классов, которое ни разу не встречалось у здоровых испытуемых. Как видно из табл. 1, больные с локализацией патологического очага в теменно-затылочных структурах хуже выполняли задание по классификации цветовых стимулов.
Сравнение результатов с помощью t-статистики выявило серьезные различия показателей/?73-группы иЛТВ(р<0,05,1=2,66);ДТЗ- и ПТВ-трупп (р<0,05; 1=2,725).
Остальные различия были незначимы.
Наиболее часто больные допускали ошибки отнесения светло-коричневых и оранжевых цветов к классу желтых, фиолетовых и оранжевых — к классу красных, светло-коричневых — к группе оранжевых, светло-голубого — к группе серых.
Для результатов по всем тестам проверялась выраженность факторов пола, возраста и образования. При этом выяснилось, что эти переменные вносили незначительный вклад в дисперсию оценок и оказались незначимыми. Показатели выполнения заданий на идентификацию, ранжирование и запоминание цветов анализировались с выделением одной переменной — тенденции к игнорированию сторон зрительного поля. Различия были недостоверными. При проверке этих гипотез из анализа исключались данные больных с двусторонними поражениями головного мозга, так как в этих случаях повреждения были более массивными и грубыми.
обсуждение
Полученные результаты мы будем анализировать в двух аспектах: по уровню нарушения системы цветовых функций; по связи между нарушенной функцией и повреждением определенных структур мозга.
В «перцептивных» тестах наибольшее число ошибок допускали больные с двусторонними поражениями теменно-затылочных отделов головного мозга, а среди больных с односторонней локализацией очага — пациенты с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария. Такие результаты еще раз подтверждают известную точку зрения относительно роли правого полушария в восприятии, которое обеспечивает мгновенное «схватывание» конкретных, чувственных характеристик объекта и формирование целостного перцептивного образа (Б.И.Белый, 1982;Л.И.Леушина,АА.Невскоя, М.Б.Павловская, 1981; М.В.Сербиненко и др., 1978 и др.). На ведущее значение правого полушария при идентификации цветов указывают Д.Давидофф (1976), Б.Пеннал (1977), М.В.Сербиненко и др. (1978).
Как отмечалось, в тесте на идентификацию больные с поражением правой теменно-затылочной области (так же как и больные Д73-группы), замечали свою ошибку лишь при непосредственном сравнении стимула с эталоном, когда стимулы находились рядом. Перевод взора с выбранного стимула на эталон до такого сравнения не позволял испытуемому заметить ошибку. Полученный факт можно объяснить следующим образом.
Больные с поражением правой теменно-затылоч-ной области не имеют прямых сенсорных дефектов цветоразличия, так как при непосредственном сравнении даже достаточно близких цветовых стимулов они все-таки замечают их различие (как, например, в задании на ранжирование цветов по цветовому тону). В соответствии с известными теориями переработки информации (Р.Клацки, 1978) внешний стимул сначала запечатлевается в сенсорном регистре (иконической памяти), затем образ переходит в кратковременную память и в последующем в долговременную. В иконической памяти след находится менее 1 с, постепенно угасая, или стирается при предъявлении другого стимула. Можно предположить, что у рассматриваемой группы больных след, находящийся в сенсорном регистре, угасает быстрее, чем у здоровых испытуемых. И поэтому время саккадического перевода глаз с выбранного стимула на эталон, которое вместе с промежуточной фиксацией и латентным периодом сак-кады не превышает 0,5 с даже в случае расстояния между стимулами 50 град (подсчет на основе данных, приведенных в работе Ю.Б.Гиппенрейтер, 1978) и оказывается больше времени сохранения стимула в иконической памяти. Считая, что в норме подобная задача сравнения цветовых стимулов посредством перевода глаз решается главным образом благодаря иконической памяти, у больных не происходит оптимального сравнения стимулов, так как след предыдущего стимула уже успел угаснуть, а зрительный код, находящийся в кратковременной памяти, таков, что не дает возможности для выявления небольших цветовых различий. О том, что информация, хранящаяся в памяти, как кратковременной, так и долговременной, может быть представлена в зрительной форме, говорят эксперименты М.Познера (1969), Р.Шепарда (1971) и др. Р.Шепард и его сотрудники полагают, что зрительный код должен быть более или менее прямым отображением первоначального стимула, находиться в отношении «изоморфизма второго порядка» к соответствующей информации реального мира (1970). Об этом свидетельствуют данные Е.Н.Соколова и А.В.Вартанова (1985). Реконструированное по оценкам различия между словесно обозначенными цветами, субъективное пространство оказалось изоморфно субъективному пространству цветоразличения.
Поскольку суммарное значение оценок кратковременного запоминания 14 стимулов здоровыми испытуемыми в баллах меньше, чем суммарная оценка идентификации 7 стимулов больными /773-группы (2,85—13,21), которые подсчитываются одинаковым образом, постольку у данных больных зрительные копии стимулов, находящиеся в кратковременной памяти, «худшего качества». (...) Логично предположить, что ухудшение зрительных кодов вторично по отношению к дефектам иконической памяти, хотя обратное утверждение не обязательно верно. Опираясь на предыдущие рассуждения, равно как и на литературные данные относительно нарушений зрительной памяти при поражении задних отделов правого полушария (Я.А.Меерсон, 1982; Н.В.Позин и др., 1978 и др.), следовало бы ожидать, что в задании на кратковременное запоминание цветов наихудшие показатели должны демонстрировать те же группы больных: ПТЗ- и ДТЗ-группы. И действительно, сопоставление результатов выполнения этого задания различными группами больных выявило, что наибольшие затруднения при кратковременном запоминании цветов испытывали больные с поражением теменно-затылочных отделов правого и обоих полушарий.
В пределах этих групп несколько испытуемых с достаточно хорошими показателями в тестах на идентификацию и ранжирование имели значительное нарушение кратковременного запоминания. Это больные с поражением правой теменно-затылочной области и больной (левша) с поражением левой затылочной области. Вероятно, что в этих случаях мы имеем дело с относительно независимыми нарушениями кратковременной памяти.
Для объяснения этого факта — хорошей идентификации и плохого запоминания цветов — имеются по крайней мере две возможности. Первая — это предположить, что у больных присутствуют дефекты иконической памяти, не регистрируемые, однако, в нашей экспериментальной ситуации. Тогда плохое кратковременное запоминание есть следствие дефектов иконической памяти, и этот случай сводится к рассмотренному выше. Интересно, что близкое к по- . добному объяснение акустико-мнестической афазии, которая в легком случае проявляет себя невозможностью запомнить несколько слов, высказывает Л.С.Цветкова (1983), считая, что у этих больных, вероятно, происходит нарушение иконической памяти как структурного компонента восприятия. Второе объяснение может исходить из предположения о сохранности иконической памяти и избирательного нарушения кратковременной. Это предположение можно конкретизировать, учитывая психологически сложное строение акта опознания (М.С.Шехтер, 1981). В терминах развиваемых М.С.Шехтером представлений о процессах микрогенеза зрительного опознания наблюдаемые в нашем исследовании нарушения иконической памяти, обусловливающие, в свою очередь, дефекты зрительной кратковременной памяти, можно было бы обозначить как нарушение на уровне «базовых процессов», или как дефекты «базового» или «текущего перцептивного образа».
Такое предположение явилось бы конкретизацией имеющихся и упоминающихся ранее представлений относительно расплывчатости, нечеткости перцептивного образа при поражении правого полушария. Далее, логичным представляется связать нарушения кратковременной памяти без затруднений при выполнении задания на идентификацию, которые отмечались у части испытуемых рассматриваемой группы, с дефектом «верхнего полюса» идентификационных процессов — формирования целостных эталонов памяти. Разумеется, объяснения такого рода гипотетичны и требуют экспериментальной проверки и глубокого теоретического анализа.
Продолжая обсуждение полученных результатов, нужно отметить, что среди ЯТЗ-больных была испытуемая, у которой плохая идентификация сочеталась с относительно лучшим запоминанием цветовых сти-мулоь (идентификация — 23,5 балла, запоминание — 22), и, вообще, у отдельных больных этой группы запоминание стимулов оказывалось лучше, чем непосредственная идентификация. Однако такое кажущееся противоречие можно объяснить, обращаясь к гипотезе двойного кодирования (A.Paivio, 1971), согласно которой существуют два способа представления информации в памяти: словесное, или вербальное, лингвистическое, и невербальное, к которому, в частности, относятся зрительные образы. И если последнее нарушено, то вербальное кодирование может частично компенсировать дефект. Косвенным подтверждением этому является лучший результат больной в задании называния цветов. Так, у нее оценка называния цветов составляла 3,51 балла, тогда как для /773-группы в целом она была равна 2,58, а для нормы — 4,26 балла. Субъективное обращение к той или иной системе кодирования и его успешность могут обусловливаться требованиями задачи, прошлым опытом или иными факторами. Представление о двойном способе кодирования информации находит некоторое подтверждение в работах ряда авторов, касающихся асимметрии полушарий в зрительном восприятии (Л.Я.Балонов, В.Я.Деглин, 1976; Я.А.Меерсон, 1982; Н.В.Позин и др., 1978 и др.). Так, ранее считалось, что левое полушарие связано только с вербальными функциями, правое — только со зрительно-пространственным восприятием. Затем было показано, что правому полушарию доступны некоторые ограниченные вербальные функции, в то же время левое полушарие участвует в процессах зрительного восприятия (R. W.Sperry, 1974; Э.Г.Симер-ницкая, 1978 и др.).
Недавние исследования межполушарной асимметрии зрительного восприятия позволили более четко сформулировать представления о различиях функций правого и левого полушарий.
Так, по результатам Я.А.Меерсона (1982), у больных с поражением правой затылочной области нарушается зрительная память на конкретные, наглядные свойства объектов. Вследствие этого процесс опознания происходит путем оценки класса объектов при игнорировании или неточном опознании отдельных деталей. При поражении левого полушария нарушается оценка иерархии признаков зрительного образа — способность выделить значимые признаки и объединить их в единый зрительный образ, классификация зрительных стимулов, зрительная память на обобщенные категориальные признаки сигналов.
Н.В.Позин с соавторами (1978) предложили гипотезу о двух типах преобразований в зрительной системе. В соответствии с этой гипотезой правое полушарие можно ассоциировать с подсистемой детального описания объекта, левое — с подсистемой для получения схематического описания, которая обеспечивает кодирование главных, информативных признаков. В основе различий способов обработки сенсорной информации левым и правым полушарием (схематическим и детальным, согласно их гипотезе) авторы на нейрофизиологическом уровне усматривают дихотомию: X (тонические)— Y (фазические) клетки. При этом система тонических клеток связывается с правым полушарием и служит для выделения конкретных параметров стимула. Система фазических Y клеток обеспечивает кодирование главных, информативных признаков и связана, по мнению авторов, с левым полушарием. Корковым аналогом Х- и Y-клеток сетчатки и ЛКТ авторы считают нейроны с простыми рецептивными полями (X) и сложными рецептивными полями (Y). Н.В.Позин с соавторами предполагают, что в поле 17 и 18 зрительной коры еще нет различий между полушариями, т.е. обе подсистемы представлены в обоих полушариях. «На уровне поля 18 (или выше) происходит своеобразный "перекрест" двух рассматриваемых каналов. Каналы схематического описания объединяются в левом полушарии, тогда как каналы детального описания объединяются в правом полушарии» (Н.В.Позин и др., 1978, с.307). Перцепцию цвета авторы связывают с правым полушарием, так как концентрирующиеся там Х-клетки предположительно цветооппонентны. Л.И.Леушина, А.А.Невская, М.Б.Павловская (1981) также считают, что различия между полушариями заключаются в разных способах обработки сенсорной информации и опознания образов. При этом левое полушарие решает задачу зрительного опознания методом последовательной классификации, а правое — структурным методом.
Вследствие противоположной направленности процессов (в левом полушарии процесс опознания направлен от общего к частностям, правое полушарие дает вначале полное описание изображений, лишь затем может перейти к описанию обобщенному) при сравнении двух изображений правое полушарие быстрее устанавливает их различия, левое — сходство.
Представление о двух типах опознавательных процессов развивает М.С.Шехтер (1981). Согласно его гипотезе, существует концептуальное опознание, опирающееся на выделение и сличение существенных признаков, и перцептивное опознание, в основе которого лежит сличение с целостными эталонами.
Учитывая имеющиеся в нейропсихологии и нейрофизиологии данные, их можно резюмировать следующим образом: существуют две нейронные подсистемы кодирования цветовой информации. Одна подсистема обеспечивает абсолютную оценку цвета и реагирует на определенную комбинацию цветового тона, светлоты и насыщенности, вторая — служит для выделения формы, имеющей цветовую окраску. К ней относятся также нейроны, реагирующие на различные движущиеся цветовые контрасты. Можно высказать предположение о связи этих двух подсистем с функционированием правого и левого полушарий мозга человека. О существовании подобных нейронов свидетельствуют данные С.Зеки (1983), который показал, что в зрительной коре обезьян имеются нейроны с узкой спектральной настройкой (цветокодирующие нейроны) и данные других исследователей (C.R.Michael, 1981 и др.), обнаруживших нейроны, оптимально реагирующие на движущийся цветовой контраст или цветовой стимул определенной формы.
Обсудим результаты, полученные при исследовании больных с поражением левой теменно-заты-лочной области. Характерной особенностью этой группы являются плохие показатели по всем ассоциативным тестам (задания 5—7). Такой тип нарушений свойствен больным с поражением левого полушария, на что указывают результаты многочисленных исследований. Вслед за Е. де Ренци с соавторами (1969) этот тип можно назвать ассоциативным или выделить ассоциативный аспект в качестве определяющего дефекта зрительного восприятия при повреждении структур левого полушария. Эти авторы считают, что левое полушарие обеспечивает «высшие когнитивные функции идентификации значения». Роль левого полушария в обеспечении процессов обобщения, в частности обобщенного зрительного восприятия, подчеркивается большинством исследователей (А.Р.Лурия, 1962; Е.П.Кок, 1967; Е.Д.Хом-ская, Э.Г.Соркина, 1960; Я.А.Меерсон, 1982 и др.). Дефектность зрительного обобщения возникает вследствие расстройства регулирующей функции речи «вне зависимости от того, пострадала ли сама речь или нет» (Я.А.Меерсон, 1982, с.23).
Таким образом, согласно упомянутым авторам, дефект зрительного обобщения первичен. Общепризнанно, что при поражении левого полушария страдает и вербальная память. Что касается цветового восприятия, то именно трудности соотнесения объекта и цвета при поражении левой теменно-затылочной области и являлись для многих авторов критерием для диагностики цветовой агнозии (С.Н.Давиденков, 1956; А.Р.Лурия, 1962; И.М.Тонконогий, 1973 и др.). В наших исследованиях не наблюдалось значимого превосходства левого полушария в решении задачи называния цвета, хотя показатели ЛТЗ-груп-пы были несколько хуже показателей других групп больных с односторонними поражениями. Вероятно, название цвета с учетом оттенков является трудной не только вербальной, но и перцептивной задачей и требует участия обоих полушарий. Это подтверждается значимым ухудшением результатов ДГЗ-груп-пы. Тем не менее на ведущую роль левого полушария в цветообозначении указывает большее число ошибочных ответов — названий у ./ТТЗ-больных по сравнению с /773-группой (ЛТЗ — 10,79%, ПТЗ — 3,45%; F=18,7; p<0,001). Последнее требует пояснения. К ошибочным названиям мы относили неадекватные названия, такие, которые ни разу не употреблялись здоровыми испытуемыми. Ситуация назвать цвет ставит перед испытуемым задачу ориентироваться на существенный признак — цветовой тон, который позволит отнести предъявляемый стимул хотя бы к одному из основных классов цветов. Но именно способность выбрать главный, существенный признак для обобщения и опознания, оценить иерархию признаков и нарушается при поражении левой теменно-затылочной области (Я.А.Меерсон, 1982). Полученные результаты относительно характера изменения структуры лексического поля при поражении левого и правого полушарий полностью совпадают с имеющимися данными (Н.Н.Николаен-ко, 1981). На наш взгляд, для правильного и точного называния цвета необходима сохранность системы не только вербального кодирования, но и перцептивного опознания. Поэтому использование называний, трудносоотносимых с каким-либо определенным предметом, обусловлено не только реципрокным усилением функции левого полушария, но и дефектом перцептивного типа, наблюдаемым при поражении правого полушария.
Не выпадают из общего контекста существующих представлений и результаты выполнения задания на классификацию цветов: больные с поражением левого полушария, в частности левой теменно-затылочной области, несколько хуже справлялись с этим заданием, хотя различия и не были значимы.
Отметим еще ряд факторов, а именно: вовлечение в патологический процесс затылочных долей резко ухудшает показатели практически по всем цветовым тестам. В этом смысле мы не получили подтверждения данных о ведущей роли теменных структур в обеспечении процессов переработки информации о цвете (E.Capitani et al, 1978 и др.).
Таким образом, экспериментальное исследование с помощью нейропсихологических методик позволило выявить дефекты процессов переработки цветовой информации трех типов, преимущественно связанные с механизмами правого и левого полушарий мозга. Первый и второй — «перцептивный» и «перцептивно-мнестический» — типы нарушений возникают при поражении правого полушария и проявляются в заданиях на идентификацию цветов, ранжирование стимулов по цветовому тону и кратковременное запоминание цветовых эталонов. Третий — «ассоциативный» — тип нарушений наблюдается при дисфункции структур левого полушария и заключается в трудностях соотнесения предмета и присущего ему цвета как в вербальном, так и в невербальном заданиях. При этом наблюдается общее для всех типов изменение структуры речевых обозначений цвета. Описанные нарушения имеют модально-специфический характер и наиболее отчетливы при вовлечении в патологический процесс затылочных областей. Анализ результатов показывает, что успешное оперирование с цветами достигается только при совместном участии обоих полушарий головного мозга.
Э.Кайро, Т.Д.Марциновская, Е.Д.Хомскля тахистоскопическое изучение нарушения зрительного восприятия у больных с поражением лобных долей мозга1
Как показали нейропсихологические наблюдения и специальные экспериментальные исследования (А.Р.Лурия, 1962; А.Р.Лурия и др., 1961, 1965), лобные доли мозга играют важную роль в зрительном восприятии; при нарушении работы этих отделов мозга часто возникают специальные виды нарушения зрительного восприятия — так называемые псевдоагнозии. Псевдоагнозии, т.е. нарушения зрительного восприятия, не имеющие гностической природы, могут иметь различное происхождение: они могут возникать и в результате нарушения сознания, и вследствие нарушения процесса восприятия как деятельности (Е.Д.Хомская> 1976). Современная психология, как известно, рассматривает восприятие как активный процесс или перцептивную деятельность, состоящую из определенных этапов: мотивационного, этапа программирования и создания гипотез, проверки этих гипотез с помощью различных перцептивных операций, контроля за осуществлением этих операций. В зависимости от того, какой именно этап деятельности нарушен, возникают разные виды псевдоагнозий второго типа. Встречаются псевдоагнозии, связанные с нарушениями мотива-ционной основы деятельности; они относятся непосредственно к личностному компоненту восприятия. Существуют и псевдоагнозии, связанные с выпадением этапов программирования и контроля за перцептивными действиями и операциями. Именно этот вид псевдоагнозий наблюдается при поражении лобных долей мозга. Клинические наблюдения показывают, что характерными особенностями зрительного восприятия больных с псевдоагнозиями «лобного типа» являются инертность восприятия, трудности переключения с одной гипотезы на другую и фрагментарность восприятия, связанная с инактивностью в интеллектуальной и глазодвигательной сферах этих больных. В ряде случаев псевдоагнозия «лобного типа» в значительной мере обусловлена нарушениями зрительного поиска.
Анализ движений глаз у больных с поражением лобных долей показал, что зрительный поиск при рассматривании сюжетных картин носит у них иной характер, чем у здоровых испытуемых и больных с поражением теменно-затылочных отделов мозга. Движения глаз хаотичны, отсутствует группировка фиксаций в зависимости от информативной значимости различных участков изображения. Инструкции не могут «упорядочить» зрительный поиск. При этом резко нарушено общее осмысление увиденного (А.Р.Лурия и др., 1965; Карпов и др., 1968). В некоторых случаях ас-понтанность перцептивных процессов носит более
1 Функции лобных долей мозга / Под ред. Е.Д.Хом-ской, А.Р.Лурия. М.: Наука, 1982. С.121—133.
скрытый характер и проявляется лишь в специальных заданиях, требующих активной развернутой перцептивной деятельности (А.Д.Владимиров, А.Р.Лурия, 1977). Остается открытым, однако, вопрос о том, как осуществляется зрительное восприятие у больных с поражением лобных долей мозга в тех случаях, когда зрительный поиск почти невозможен (как, например, при быстром тахископическом предъявлении изображений) и когда требуется симультанное опознание изображения. Можно думать, что у больных с поражением лобных долей мозга будут изменены и процессы мгновенного опознания изображений различной сложности. Проверке этого предположения и посвящена данная экспериментальная работа.
В задачу исследования входило изучение времени и характера опознания изображений различной степени сложности: единичных — простых контурных (предметов и символов) и наложенных друг на друга (двух—трех) в условиях свободного зрительного поля и дежурного изображения.
методика
Исследование проводилось на прецизионном тахистоскопе А.Д.Владимирова—С.В.Квасцова, модифицированного О.О.Сухановым (1977).
Испытуемым предлагалось опознать 6 стимулов без дежурного изображения и 6 аналогичных стимулов с дежурным изображением, представляющих собой наложенные друг на друга тестовые изображения. Использовались три типа дежурных изображений:
1) Дежурные изображения, носящие осмысленный характер, т.е. такие, в которых можно было
выделить информативные признаки и идентифицировать их с тестовыми изображениями, что должно
облегчать опознание последних.
2) Дежурные изображения, в которых можно выделить лишь несколько линий, деталей, но кото
рые не дают никакого представления о тестовом объекте; эти изображения могут быть полезны при
опознании тестового стимула.
3) Дежурные изображения, полностью зашумленные, которые не могли помочь испытуемым в
опознании тестового стимула.
Каждый вариант имел по два изображения. Испытуемым предлагались для опознания буквы, цифры и контурные рисунки предметов. Вначале для опознания предлагались единичные буквы, цифры и контуры, а затем — по две различных буквы, по две цифры и по три контура, наложенных друг на друга. Аналогичные стимулы предъявлялись и в сериях с дежурными изображениями. Последние были различны для каждой серии и представляли собой наложенные друг на друга контуры пяти изображений данной серии. Всего предъявлялось 12 стимулов.
Экспериментальные серии были разработаны по результатам предварительного исследования 23 здоровых испытуемых, позволившего отобрать по одному изображению из каждой серии, опознававшемуся здоровыми людьми максимально быстро. Для этого использовались пять изображений в каждой серии (всего — 60 стимулов). Краткий вариант методики был необходим для проведения опытов с больными.
Время экспозиции изображений изменялось от 3 мс до нескольких секунд (с шагом в 5 мс), до длительности, достаточной для устойчивого опознания объекта. Объект предъявлялся три раза, и, если испытуемый его не опознавал, время экспозиции увеличивалось.
Были исследованы: 51 здоровый испытуемый разного возраста (27 человек моложе 40 лет и 24 —старше) и 16 больных с поражениями лобных долей мозга (в возрасте от 26 до 53 лет).
результаты
Здоровые испытуемые. Анализ материалов, полученных на норме, показал, что в сериях без дежурного изображения опознание одиночных стимулов происходит практически мгновенно как у молодых (3,8—5,0 мс), так и у пожилых (4,8—5,0 мс) испытуемых. Одиночные предметы опознаются несколько медленнее—за 11,3—14,2мс (табл. 1).
Из табл. 1 видно, что время опознания во всех сериях у испытуемых младшей группы меньше, чем у старшей группы. При увеличении сложности предъявляемого стимула время опознания увеличивается у испытуемых обеих групп, однако у испытуемых второй группы — больше. Таким образом, молодые испытуемые справляются с поставленной задачей быстрее как в легких, так и в более трудных условиях.
Усложнение изображения (наложение двух и трех изображений друг на друга) — в условиях свободного зрительного поля, без дежурного изображения — немного увеличивает время опознания у обеих групп испытуемых (несколько больше у пожилых). В целом время опознания возрастает в 1,5—2 раза.
Существенно иные данные получены в серии с дежурным изображением. В этих условиях у молодых испытуемых по сравнению с предыдущей серией время опознания единичных символов возрастает в 2—3 раза при опознании букв и цифр и в 5 раз при опознании предметов. У пожилых испытуемых замедление процесса опознания единичных изображений при введении дежурного изображения выражено несколько больше (особенно — цифр).
При предъявлении всех видов сложных изображений (наложенных друг на друга букв, цифр, контуров предметов) время опознания резко увеличивается.
Характерно, что особенно резко возрастает время опознания наложенных друг на друга букв, несколько меньше — цифр и предметов. Эта тенденция четко выражена и у молодых, и у пожилых испытуемых. У первых время опознания в этих условиях возрастает для букв в 17,9 раза, для цифр — в 11,2 раза, для предметов — в 5,5 раза. У вторых — в 18,6, 11,9 и 6,2 раза соответственно. Таким образом, дежурное изображение резко увеличивает время опознания сложных изображений.
Для здоровых испытуемых характерны ошибки при оценке сходных по форме предметов и символов, но они никогда не ошибаются в определении категории предметов. Так, например, они могут спутать цифру (9) с цифрой (0), предмет (огурец) с предметом (банан), но не символ с предметом.
Больные. Исследовались 16 больных с различными поражениями лобных долей мозга. Из них у 10 была поражена правая лобная доля (или преимущественно правая), у 6 — левая (или преимущественно левая). Все больные исследовались в относительно
хорошем общем состоянии, в большинстве случаев — до операции. При нейропсихологическом исследовании у них не было обнаружено каких-либо нарушений зрительного восприятия. Поля зрения у всех больных были нормальными, острота зрения — не ниже 0,8. Общемозговые симптомы заболевания или отсутствовали, или были выражены в слабой степени.