Комплексы психологических и психофизиологических характеристик, связанные с типами мышления
(по Э.А. Голубевой, 1997)
Доминирование информа | Подструктуры | Доминирование информаци |
ционно-энергетических | индивидуальности, | ей но-ре гуляторных |
процессов | структурообразую | процессов |
щие признаки | ||
МОТИВАЦИЯ | ||
Чаще положительная | Эмоциональность | Чаще отрицательная |
«Специалисты возбужде | «Специалисты торможе | |
ния» (чаще — холерики). | ния» (чаще— меланхолики). | |
Сила нервной системы: | Слабость нервной системы: | |
меньшая выраженность | большая выраженность | |
низких (дельта и тета) | низких (дельта и тета) | |
частот в ЭЭГ и их худшее | частот в ЭЭГ и их лучшее | |
усвоение. | усвоение. | |
Лабильность нервной | Инертность нервной | |
системы: | ТЕМПЕРАМЕНТ | системы: |
большая выраженность | меньшая выраженность | |
высоких (бета-1 и бета-2) | высоких (бета-1 и бета-2) | |
частот в ЭЭГ и их лучшее | частот в ЭЭГ и их худшее | |
усвоение. | усвоение. | |
^ктивированность нервной | Инактивированность | |
системы: | нервной системы: | |
меньшая выраженность | большая выраженность | |
тета- и альфа-ритмов в | тета- и альфа-ритмов в | |
ЭЭГ и большая частота | ЭЭГ и меньшая частота | |
альфа-ритма | альфа-ритма | |
Эргическая, скоростная | Активность | Вариационная |
«Художники» | «Мыслители» | |
Более короткие латентные | Более длинные латентные | |
периоды неспецифических | периоды неспецифических | |
вызванных потенциалов. | вызванных потенциалов. | |
Лучшая непосредственная | ОБЩИЕ | Лучшая опосредованная |
память. | память. | |
Более высокий уровень | И | Более высокий уровень |
невербального интеллекта. | вербального интеллекта. | |
Коммуникативные: | СПЕЦИАЛЬНЫЕ | Познавательные: математи |
музыкальные, коммуникативно-речевые, педагоги | СПОСОБНОСТИ | ческие, когнитивно-лингвистические. |
ческие. | Рационал исти чность; | |
Артистичность; | интроверсия | |
экстраверсия |
Продолжение
Доминирование информационно-энергетических процессов Непроизвольная Склонности: «Человек»; «Природам Менеевыраженная реакция на первый стимул, Медленное угасаниепри повторении стимула |
Подструктуры индивидуальности, структурообразующие признаки Саморегуляция ХАРАКТЕР Побуждения ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ |
Доминирование информационно-ре гуляторных процессов Произвольная ___ Склонности: <? Техника»; «Знаки» Более выраженная реакция на первый стимул. Быстрое угасание при повторении стимула |
коммуникативно-речевыми, педагогическими. Художественный тип мышления чаще наблюдается у лиц с сильной нервной системой и экстравертов. Вербальный интеллект характерен для «мыслителей». Он сочетается с хорошо развитыми познавательными способностями (математическими, когнитивно-лингвистическими). «Мыслителей» отличает слабая нервная система и высокий уровень интроверсии.
Межполушарная асимметрия мозга по-разному представлена у мыслительного и художественного типов. Утверждение,что у «художников» доминирует функция правого полушария как основа их образного мышления, а у «мыслителей» ведущая роль принадлежит доминатному, левому полушарию, наиболее часто связанному с речью, в целом справедливо. Однако, как показывает изучение организации полушарий у людей искусства, живописцев-профессионалов, они более интенсивно, чем обычные люди, используют и левое полушарие. Для них характерна интеграция способов обработки информации, представляемая различными полушариями.