Я»-позиции: «Не очень хочу, не 4 страница
Рис. 6.10. Микромодель персонализованных управленческих отношений в коммерческой фирме
«Я работаю в частной фирме. Мой начальник — менеджер отдела продаж, 23 года, высшее физико-математическое образование. Работать с ним интересно. Он видит перспективу. С уважением относится к работникам, но не идеализирует их, видит недостатки. Внимателен к мнению подчиненных. Хорошо реагирует на новое, но принимает только после изучения всех вариантов. Может хорошо организовывать наших сотрудников на выполнение задач. Эти процедуры бюрократичны, но без них просто нельзя работать: не будет порядка и стабильности» (из экспресс-опроса У.).
Демонстрация различных моделей управленческих отношений позволяет наглядно показать и оценить преимущества одних и недостатки других. Эти преимущества заключаются прежде всего в способности руководителя раскрыть свой организационный потенциал так, чтобы подчиненные могли, с одной стороны, исполнять задания качественно и в срок (исполнительное поведение), а с другой — творчески осмысливать деловые ситуации (инициативное поведение). Оптимизация этого сочетания и оказывается главным направлением в поиске и реализации личных ресурсов руководителя. Поэтому основная фигура в управленческих отношениях — это руководитель, умеющий создавать рабочую творческую атмосферу для всех тех, с кем он работает.
резюме
Социально-психологическую основу организационного управления составляют те или иные управленческие отношения, которые можно изобразить в качестве конфигурационных моделей видения. Эти модели поддаются расшифровкам, так как отображают определенные психологические состояния работников. Конфигурационный «сдвиг» модели УО в формализованную зону означает ущемление мотивационных ресурсов работников. Конфигурационный «сдвиг» модели УО в персонализованную зону означает раскрытие их мотивационных ресурсов.
Оптимальные модели тех или иных конфигураций можно проследить в динамике, используя опросы самих работников с точки зрения оценки комфортности и эффективности организации их совместного труда. Те или иные конфигурации управленческих отношений могут видоизменяться в процессе вхождения руководителя в профессиональную деятельность и профессиональное общение. Установление контактов с работниками помогает руководителю формировать оптимальную модель конфигураций. И наоборот, плохие рабочие контакты с ними провоцируют формирование «жестких» управленческих отношений.
Социальные генотипы организационного поведения обнаруживают себя в шестимерных графических конфигурациях, которые являются показателями того, что происходит с подразделениями организации. Если эти конфигураций «выталкивают» работников из своей структуры управленческих отношений, значит, ее социальные генотипы могут быть «испорчены» вирусами бюрократизации, технократизма и авторитаризма.
Контрольные вопросы
1. В каких поведенческих актах может проявляться бюрократизм руководителя?
2. В каких поведенческих актах может проявляться технократизм руководителя?
3. В каких поведенческих актах может проявляться автократизм руководителя?
4. В каких поведенческих актах может проявляться демократизатор-ская ориентация руководителя?
5. В каких поведенческих актах может проявляться гуманизаторская ориентация руководителя?
6. В каких поведенческих актах может проявляться инноваторская ориентация руководителя?
7. Какими могут быть причины негативного отношения руководителя к работникам?
8. Какими могут быть причины позитивного отношения руководителя к работникам?
Основные понятия
Управленческие отношения руко- Автократическая ориентация ру-
водителя ководителя
Формализованные «поля» управ- Демократизаторская ориентация
ления руководителя
Персонализованные «поля» управ- Гуманизаторская ориентация ру
ления ководителя
Бюрократическая ориентация ру- Инноваторская ориентация руко-
ководителя водителя
Технократическая ориентация ру
ководителя
Раздел II
Маркетинговые координаты организационного поведения
Тема 7. Стратегические идеологемы лидерства
Американские исследователи считают, что самым лучшим управляющим оказывается тот, кто является лидером, а понимание того, как возникает лидерство, становится ключевым и для понимания управления поведением работников (Г. Кунц, С. Одоннел, 1976). Этот феномен начал изучаться с 30-х гг. прошлого века и имеет уже свою историю. Лидерство руководителя исследовалось и как выявление его качеств; и как стиль руководства в поведении лидера; и как модели ситуационного лидерства; и как способы принятия лидером управленческих решений; и как атрибутивные модели лидерства, т.е. приписывание тех или иных качеств и состояний лидеру; и как харизматическое понимание лидерства; и как интерпретации лидерства с точки зрения его преобразующей роли в организации на основе уникального внутреннего видения стратегий ее развития. Однако существуют и отечественные модели изучения феномена успешного руководителя — лидера.
Для того чтобы глубоко понять сущность поведения в деловой связке «руководство —. выполнение», важно отойти от многочисленных мертвых схем, при помощи которых описываются разнообразные американские модели руководства в терминах лидерства.
7.1. Модели стратегического поведения
Лидерство важно изучать, начиная с главы фирмы, который и задает определенную осмысленность работ в организации, формируя ту или иную концепцию ее развития. Поэтому лидерство главы фирмы является прежде всего идеологическим феноменом. Глава фирмы становится лидером тогда, когда формирует определенные ценностные ориентации сознания — стратегические идеологемы1. Они-то и задают те социальные нормы, которые оказываются необходимыми в регуляции поведения работников. Идеологический феномен лидерства формируется в команде единомышленников, т.е. в среде топ-менеджеров, которые претворяют в жизнь идеологию гла-
Идеологема — идеология (греч. idea + logos — система идей, представлений, взглядов, убеждений) и тема (лат. gemma — драгоценный камень).
вы фирмы. Магистральной целью главы фирмы в новых условиях хозяйствования стала клиентоориентированная переориентация сознания и поведения работников.
В первой половине 90-х гг. российские предприятия переживали болезненный процесс вхождения в рыночную среду. Не все руководители предприятий смогли справиться с этим процессом. Наиболее успешные сумели пройти пять фаз адаптации1 в изменении своего поведения:
• наведение организационного порядка на предприятии;
• выбор товаров (услуг) с «сильными» потребительскими свойствами;
• создание торговых сетей;
• маркетинговая модернизация управления;
• создание мотивационных систем, обеспечивающих высокий потенциал работников.
Обнаружилось и пять признаков идеологии успешных менеджеров: видение перспективы; опора на собственные силы в поиске внутренних ресурсов; превращение обстоятельств в возможности; акцентировка на конкретных действиях; концентрация на главном. Многие из них пережили кризис 1998 г., выйдя из него еще более усилившимися. Среди них есть и такие, которые вывели свои предприятия на передовые конкурентные позиции и были включены в число 50 наиболее динамично развивающихся предприятий и финансовых структур в престижный каталог «Элита российского бизнеса».
Модели стратегического поведения успешных глав фирм проявились в активном пятифазовом процессе, который и развивался как овладение этими условиями в преобразовательной деятельности команды топ-менеджеров. Все успешные главы фирм, сочетающие в себе роли предпринимателя, управляющего, владельца (совладельца), становились лидерами организации нового образа жизни.
1. Модель стратегического поведения «Порядок». Они начали с увольнения плохо работающих, подворовывающих, оправдывающихся, обманывающих, «выпивох», «пофигистов», набрав тех, кто хотел, мог и стремился работать в соответствии с рыночными требованиями. Они отладили систему финансов, лично контролировали каждый «платеж», поставили задачу накопления капитала, стали во всем экономить, чтобы найти оборотный капитал, перестроили офис и внешний вид предприятия.
2. Модель стратегического поведения «Товар». Они быстро поняли, что главное — не производство, а продажа, что стало очень важным в маркетинговой, переориентации их сознания. Тем самым они обрели свободу производить то, что необходимо потребителям. Это привело их к осознанию сравнений своих товаров с теми, которые
1 См.: Хаит И., Суворова И., Агеев С. Исследование опыта успешных российских промышленных предприятий //Эксперт. 1996. № 21. 3 июня. С. 30—40.
были конкурентами на рынке. И тогда, чтобы стать успешной фирмой, они стали создавать маркетинговые отделы, заказывать исследования рынков сбыта, подключаться к информационным сетям, участвовать в ярмарках и выставках, открывать фирменные магазины, закупать импортные технологии, чтобы повысить качество товара, обучать собственные кадры под новые технологии, «раскручивать» свою торговую марку, отбирая «своего» покупателя. Многие из них ориентировались на производство и продажу отечественных товаров и услуг повышенного или высокого качества, вступив в борьбу с конкурентами за продвижение своего товара.
3. Модель стратегического поведения «Сбыт». Успешные руко
водители — главы фирм — стали активно формировать торговые
сбытовые сети методом внедрения в «чужие» магазины, которые
становились их партнерами, и методом создания своих торговых
площадок, т.е. своих фирменных магазинов, которые становились
полигонами для оценки покупательского спроса и на прежнюю, и
на новую продукцию. По существу они стали проводить агрессивную
маркетинговую политику, комбинируя ценовые скидки, смену ас
сортимента, работу без обедов и по выходным, апробацию малых
партий товаров через фокус-группы и опросы покупателей.
Директора промышленных предприятий (ОАО) отрабатывали эту модель стратегического поведения так: сохранить прежних клиентов любой ценой, вплоть до бесплатного сервиса до продаж, во время продаж и после продаж; определить, кто из потенциальных клиентов платежеспособен; выйти на внешний рынок; укрепить сбытовые службы высококвалифицированными «технарями» и создать им все условия для работы й обучения, поскольку они — главное звено предприятия, обеспечивающее приток финансовых средств; запустить все заработанные деньги на развитие производства.
4. Модель стратегического поведения «Управление». Успешные
руководители — главы фирм — стали перестраивать систему управ
ления с подбора управленческой команды, которая могла бы самостоя
тельно решать поставленные задачи, не боясь заменять тех, кто не
вписывался в общую управленческую концепцию. Каждому из топ-
менеджеров была предоставлена большая самостоятельность в его
«зоне» ответственности так, чтобы генеральный директор (президент)
мог сосредоточиться на разработке главных направлений развития и
роста фирмы. Было также создано высшее управленческое звено —
правление (совет директоров), которое еженедельно обсуждало стра
тегические проблемы. В системе управления стали активно исполь
зовать методы финансового планирования, которые постепенно пре
вратились в основной инструмент согласования интересов различных
служб, а затем стали использоваться бизнес-планы, закрепляющие
Делегирование полномочий и распределение ответственности.
Но никто из успешных руководителей фирм не пошел по пути «холдинголизации», опасаясь, что созданные «дочерние» фирмы
могут стать слишком самостоятельными и неуправляемыми. Они предпочли создавать такие структурные комплексы («центры прибыли»), которые были автономными, но подотчетными правлению (совету директоров), перед которыми их руководители должны были ежемесячно защищать свои бюджеты.
5. Модель стратегического поведения «Мотивация». Успешные главы фирм стали отрабатывать новые системы мотивации работников для того, чтобы создать коллектив с высоким потенциалом развития, способный решать все более сложные задачи. Системы мотивации поведения работников создаются прежде всего как поощрение инициативных и освобождение от тех, кто не может работать по-новому. На основе этой системы привлекаются суперкадры, способные стать лидерами в том деле, которое им поручают. Политика высшего звена управления — Совета директоров — направляется на то, чтобы объяснять работникам все свои «шаги» по обеспечению роста и развития фирмы, увязывая их с образом предприятия будущего: «Какой будет наша фирма в ближайшей перспективе?». Так, например, президент одной торгово-закупочной фирмы определил перспективы ее развития через постановку стратегических целей: «Наступающий год (1999) — тотальное обучение всех ключевых сотрудников по своей специализации; следующий год (2000) — формирование инновационного мышления персонала; третий год (2001) — персонал фирмы во главе с ключевыми сотрудниками должен быть готов принять любой проект». Под эти стратегические цели были выделены из бюджета фирмы необходимые финансовые средства. Возник феномен двоякой мотивации: мотив повышения собственной квалификации сотрудников за счет фирмы и мотив надбавки за улучшение показателей работы в результате такого обучения. Был провозглашен девиз: «Персонал — это и есть наш главный стратегический ресурс!».
Итак, успешные руководители, которые именно поэтому становятся лидерами, отличаются от неуспешных (по мнению исследовательской группы Хаита И., Суворовой И., Агеева С.) тем, что они:
• на фазе «Порядок» — окончательно решают комплекс проблем, позволяющих им сделать дальнейшие стратегические «шаги»;
• на фазе «Товар» — выбирают наступательную стратегию в борьбе за потребителя, где главным инструментом этой борьбы является качество, помогающее активно продвигать свою торговую марку на рынках спроса;
• на фазе «Сбыт» — концентрируются на торговле, мотивируя сейлз-менеджеров службы сбыта активнее продавать товары и предоставляя им возможность решительно изменять идеологию ценообразования;
• на фазе «Управление» — формируют команды единомышленников, способных самостоятельно работать «от задачи», т.е. в режиме «обратных связей», но сохраняют реальные рычаги централизованного управления, используя механизм финансового планирования для установления ориентиров делового поведения профессиональных групп;
• на фазе «Мотивация» — стремятся создать высокопрофессиональный коллектив на основе приобщенности работников к усложняющимся целям стратегического развития.
Лидеры — руководители успешных фирм — понимают «успех» как активное овладение условиями внешней среды на основе профессионально развитого и межличностно-сплоченного коллектива. Успешные руководители формулируют прежде всего свои цели в виде образов, с которыми у них ассоциируется желаемый результат, поэтому они и употребляют слово «видение». Они мысленно осуществляют «прорыв» в будущее своей фирмы, и это является для них главным стратегическим мотиваторомсобственного поведения. Они способны быть лидерами только тогда, когда образ будущего фирмы станет привлекательным не только для команды топ-менеджеров, но и для ключевых специалистов фирмы, а также для всех тех работников, которые связывают свою жизнедеятельность и жизнеобеспечение именно с этой фирмой. На основе этой общей мотивации и формируется корпоративная культура, персонала фирмы, где может быть и такой девиз: «Наш клиент — гарантия нашей занятости».
Успешные руководители — директора «постсоветских» предприятий — также отличаются от неуспешных прежде всего тем, что создают новую культуру хозяйствования, которая развивается от консервативных образцов управленческого поведения в советские времена к инновационным и селекционным1. До 1986 г. на отечественных предприятиях доминировал трансляционныйтип культуры хозяйствования, который был мало чувствителен к инновационным моделям поведения. Управленческое поведение руководителей было ориентировано прежде всего на выполнение плана. Административно-экономическая система «задавала» привычные модели поведения, которые в целом были маловариативны.
Впериод начавшейся перестройки экономики с 1986 г., когда предприятия стали переходить на новые формы и методы хозяйствования (хозрасчет, аренда, аренда с выкупом), привычные модели управленческого поведения уже становились тормозом организационного развития. В этот период возникли многовариативные поведенческие модели руководителя, когда необходимо было глубже погружаться в экономику и организацию производства, отслеживать
См.: Кобяк О.В. Культура хозяйствования предприятий: социологический анализ //Социологические исследования. 2001. № 9. С. 51—55.
появление новых ситуаций, принимать управленческие решения с малопредсказуемыми последствиями. Так и стал зарождаться и развиваться инновационный тип культуры хозяйствования.
В первой половине 90-х гг., когда началось радикальное реформирование экономики и возник «дикий рынок», модели управленческого поведения руководителя стали избирательными. Это привело к возникновению и развитию селективного типа культуры хозяйствования. В этот период, чтобы выжить и развиваться дальше, необходимо было оценивать постоянно меняющуюся ситуацию и отбирать такие варианты поведения, которые могли стать наиболее эффективными в сложившихся условиях.
Все три типа культуры хозяйствования можно пояснить и так (рис. 7.1, 7.2).
Трансляционная, т.е. та, которая воспроизводит управленческое поведение руководителя проверенным, привьганым образом, а его «Я»-выбор слабо откликается на новое.
Рис. 7.1. Модель развития культурных типов хозяйствования
Рис. 7.2. Модели «Я»-выбора типовой культуры хозяйствования
Инновационная, т.е. та, которая толкает руководителя поступать в соответствии с новыми, привлекательными вариантами организационного развития, а его «Я»-выбор оказывается чувствителен к новому.
Селективная, т.е. та, которая вынуждает руководителя развернуть управленческую систему поисков и находок так, чтобы отбирать, нередко методом проб и ошибок, наиболее приемлемый вариант поведения, который сработает в нужное время и в нужном мес-
те. Его «Я»-выбор становится в этих условиях способом упорядоче-ния ситуации малоопределенности на свой страх и риск.
7.2. Рефлексия управленческого самосознания
В августе 1998 г. разразился глобальный организационно-экономический кризис, который сразу «высветил» поведение успешных и неуспешных руководителей в сфере бизнеса. Кризис сформировал рефлексивную модель^ оценки ситуации, т.е. осознание происшедшего, осмысление настоящего и переосмысление организационного развития фирмы в новой стратегической «Я»-позиции ее руководителя. Именно во время кризиса и выявилась подлинная лидерская роль главы фирмы. В кризисной ситуации успешный руководитель усиливает свою лидерскую роль. Главный вопрос, который он ставит перед самим собой, а потом и перед своими топ-менеджерами, такой: «Как кризисную ситуацию преобразовать в оптимальную для организаторского развития фирмы?». Но для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять: «Что происходило с нами до кризиса? Какие перемены с нами произошли во время кризиса? Какие новые проблемы возникли перед нами?».
В ответах на эти вопросы и происходит рефлексивный сдвиг в управленческом самосознании главы фирмы и его команды Это можно продемонстрировать в табл. 7.1.
Таблица 7.1 Рефлексивная модель «сдвига» управленческого самосознания
№ п/п | Осознание Что происходило с нами до кризиса? | Осмысление Какие перемены с нами произошли во время кризиса? | Переосмысление Какие новые проблемы возникли перед нами ? |
2 | |||
Трудно было найти дополнительные рынки сбыта в конкуренции с иностранными товарами | «Открылись» новые рынки в связи с уходом многих инофирм с российского рынка | Обнаружилась нехватка ресурсов для открывшихся рыночных ниш | |
Не прогнозировалась возможность наступления кризиса, а поэтому не проигрывалось поведение фирмы на рынке во время кризиса | Произошла быстрая реакция на кризис, стала разрабатываться концепция антикризисного управления | Появились новые стратегии управления, возникли их страховочные варианты |
Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания личностью собственных переживаний, особенно интенсивно происходящий в кризисных ситуациях.
Окончание табл. 7.1
х
Качеству работы не уделялось должного внимания, так как не было большого риска обанкротиться | Обнаружилась необходимость значительно улучшить качество работы | Возникла потребность в новых технологиях, в интенсификации работ, в дополнительных инвестициях | |
Не уделялось должного внимания проблемам управления персоналом | Произошла переориентация на поиски эффективных способов управления персоналом | Обнаружилось отсутствие необходимых знаний и умений в этой области, что поставило проблему переобучения и дополнительных затрат | |
В фирме работали сотрудники с разным профессиональным потенциалом и различной степенью компетентности | Открылась возможность сформировать профессиональный состав фирмы, освободившись от недостаточно компетентных | Оказалось, что профессионализм сотрудников фирмы должен сочетаться с необходимостью генерации многих разнородных направлений: возникла потребность в «генералистах», которых трудно найти | |
Существовала недооценка сбора и селекции информации извне непосредственно от потребителей продукции и услуг | Информация от потребителя приобрела первостепенное значение: ее ценность неизмеримо возросла | Возникла проблема более оперативного ее сбора и систематизации под новые задачи | |
Недооценивались возможности службы маркетинга как определяющего звена в систематизации организационного управления | Служба маркетинга оказалась важнейшим звеном в переориентации сотрудников на клиента: освобождение от «плохих» маркетологов и поиск «хороших» | Оказалось, что подготовленных маркетологов с социально-экономической ориентацией крайне мало на рынке труда: это либо «чистые» экономисты, либо «чистые» социологи (или социальные психологи) |
Кризисное состояние фирмы объективно требует от главы фирмы, топ-менеджеров, менеджеров среднего и низового звеньев управления, а также от сотрудников формирование нового видения возникшей ситуации. Основная роль в этом принадлежит главе фирмы. Его поведение как лидера-реорганизатора хорошо помогает понять такая матрица (табл. 7.2).
Таблица 7.2 Инновационная реорганизация фирмы
Виды управления Этапы^к страте- N. гической N. реорганизации \ | Организаи | тонное поведение главы фирмы | |
Политика управления | Технология управления | Культура управления | |
Осознание необходимости стратегических перемен | ? | ? | ? |
Включение нового стратегического видения ситуаций | Перераспределение власти | Перераспределение ресурсов | Постановка новых целей |
Выбор стратегических ориентации фирмы | Делегирование полномочий | Наделение ресурсами ответственных лиц | Формирование новых ценностей персонала |
Реализация новых стратегий | Новаторская ориентация поведения | Корректировка условий поведения | Отработка новых моделей поведения |
Контроль результатов стратегического выбора | Взвешивание «плюсов» и «минусов» перераспределения власти | Взвешивание новых стратегических возможностей | Возникновение новых типов управленческих отношений |
Эта матрица, разработанная и апробированная на отечественных руководителях (топ-менеджеров фирм), возникла как упорядочение способов поведения на основе материалов книги Тичи Н., Деванна М. Лидеры реорганизации (М.: Экономика, 1990). В обучении эта матрица хорошо помогает понять поведение глав фирм, которые оказались перед необходимостью перемен.
Посткризисный период развития социально-экономических реформ начиная с 2000 г. внес определенные коррективы и в отработку моделей стратегического поведения руководителей — глав фирм, особенно малого и среднего бизнеса. Изучение этих моделей1 позволило разработать специализированную квадрограмму экспресс-диагностики рыночного положения фирмы в зависимости от ее конкурентоспособности в различных сегментах (Ю.Д. Красовский, 2000), представленную на рис. 7.3.
См.: Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. — М., ОАО Типография «Новости», 2000. - С. 188-201.
Рис. 7.3. Модели стратегического выбора «Я»-позиции главы фирмы.
— различное стратегическое положение фирмы и маршруты изменения ее положения на рынке в разных сегментах
Глава фирмы выбирает ту или иную стратегическую «Я»-позицию, определяя модель своего поведения в том или ином рыночном сегменте. Наступательные модели поведения выбираются тогда, когда имеются значительные ресурсы (финансовые, кадровые, технико-технологические и др.) для маневрирования в том сегменте, где еще не очень сильна конкуренция. Адаптивные модели поведения выбираются тогда, когда трудно удержаться в стратегическом наступательном поле, но инет необходимости обороняться от конкурентов.
Как правило, это так ой сегмент, где можно иметь постоянную прибыль, не очень рискуя и не затрачивая больших средств. Это — балансировка на грани развития и стабилизации бизнеса. Оборонительные модели поведения выбираются в случаях, когда приходится защищать свой бизнес в сегменте, где усиливаются рыночные позиции конкурентов и ослабляются собственные при снижающейся прибыли. Дезадаптивные модели поведения выбираются в проигрышном рыночном сегменте, когда становится ясно, что необходимо скорее всего уводить свой бизнес из этого сегмента или пока еще остаться на какое-то время.
Каждое стратегическое поле имеет определенный набор вариантов выбора тех или иных моделей рыночного поведения главы фирмы, где на самом деле таких моделей гораздо больше. В этих полях и проявляется прежде всего селективный тип культуры хозяйствования в малом и среднем бизнесе.
Изображенное на квадрограмме стратегическое позиционирование фирмы (холдинг и четыре дочерних фирмы) отражает четыре «Я»-позиции президента, который в наступательном сегменте стремится усилить лидерство; в адаптивном — зарезервировать свой бизнес; в оборонительном — удержать бизнес в высокой точке, т.е. на том уровне, который обозначен на рисунке; в дезадаптивном — свернуть бизнес, уйдя из этого сегмента. Ясно, что все эти «Я»-позиции требуют определенного стрессового напряжения. Оно время от времени преодолевается, так как у. президента есть неплохая команда единомышленников, которая помогает ему осуществлять эти стратегии, а также есть два консультанта, которые работают на опережение, проверяя те или иные его гипотезы в выборе конкретных моделей стратегического поведения. Его можно считать успешным руководителем-лидером, но его лидерство может оказаться под угрозой.
Успешный руководитель — глава фирмы — это прежде всего тот, кто имеет авторитет, который создается частотой его правильных выборов в стратегических полях, генерируя наработки своей команды топ-менеджеров. Ему доверяют, поскольку он вселяет уверенность в целесообразности выбора той или иной «Я»-позиции. В то же время его уважают, поскольку он создает образ «первого среди равных». За ним следуют, так как он ведет свою фирму и ее «дочек» по такому пути, который является рискованным, но оправданным в конечном счете. Он эмоционально заряжает свою команду ориентацией на перспективы организационного развития. Он, как правило, всегда выходит из трудных ситуаций с какими-то приобретениями для фирмы и это высоко оценивается его командой. Он создает новые модели видения в сложных и непредсказуемых ситуациях, что помогает его команде лучше ориентироваться во времени и пространстве. Он дает возможность развития и роста каждому всвоей команде, выращивая разнообразные компенсатор-