Ожидание в труде оператора
Настроив оборудование и проверив точность выполнения технологических требований, оператор переходит в режим ожидания. Ожидание предполагает какое-то событие в будущем и направленность на него. Если это событие представляет собой появление объекта в наблюдаемом пространстве, то оператор заполняет период ожидания поисковой деятельностью чисто перцептивного типа. Если ожидаемое событие несет в себе угрозу и задача оператора в том, чтобы как можно раньше обнаружить его и принять меры, предупреждающие его развитие, то деятельность оператора будет происходить на активном эмоциональном фоне: с возбуждением, напряжением, поиском и сосредоточенностью. Если такой угрозы нет, а место и время появления объекта известны, то ожидание сопровождается переживанием скуки, пониженной двигательной деятельностью, сонливостью.
Переживание трудового ожидания зависит от того, насколько отставлено ожидаемое событие. Если оно должно произойти спустя небольшой промежуток времени, а скорость изменения контролируемого процесса велика и при этом значительна угроза, которую несет каждое отклонение, то ожидание становится тревожным. Так, тревожным бывает ожидание пилотом выхода самолета из облаков в зону ясной видимости при снижении даже при условии, что он знает прогноз и по высотомеру контролирует высоту. Если вдруг окажется, что кромка облаков находится ниже минимума пилота, то он должен изменить режим полета и уйти на другой аэродром. Ожидание становится тревожным, если возникает неопределенность, неясность в факте наступления события или в самом событии.
Если временной промежуток до наступления события велик, то ожидание может быть сначала монотонным, а потом тревожным. Тревожность возрастает по мере приближения к моменту наступления события. Переживание времени обостряется, и человеку кажется, что оно течет медленнее. Если событие не наступает в ожидаемый момент, то тревожность возрастает, обязательно следует поиск причин, размышления о том, почему событие так и не произошло.
Монотонное ожидание в условиях утомления, отсутствия интереса порождает галлюцинации, понижение уровня активности, сон.
В условиях монотонного и тревожного ожидания по-разному действует сигнализация: при монотонном ожидании она должна быть достаточно сильной, чтобы оказать на оператора нужное действие, при тревожном же ожидании достаточно очень слабого сигнала, чтобы запустить в действие готовые механизмы.Напрактике все сигналы являются одинаковыми и, как правило, очень сильными. Так, при проходе дальнего и ближнего приводов в кабине самолета раздается сильный звонок, который, по-видимому, должен отвлечь оператора от собственных мыслей, вызвать из состояния глубокой задумчивости. Когда такой сильный сигнал раздается в период сосредоточенной работы (поиска, анализа ситуации, выбора), он становится помехой.
Непрерывность. Для обеспечения непрерывности действия, сознания нужен постоянный анализ обстановки, ее развития; если же что-то из деталей упущено, то новое может наступить неожиданно. Может возникнуть феномен неузнавания. Неузнавание и неожиданность являются двумя сторонами одного и того же явления. Это факт субъективно нового.
Внутренняя непрерывность является свойством нормально функционирующей психики, организма, сознания. Она переживается не в каждый момент, но только при ее нарушении, когда актуальное не соответствует ожидаемому. Звенья могут замыкаться на разных уровнях.
Механизм антиципации работает постоянно, так же как и механизм памяти. По сути дела, они оба составляют единый механизм, обеспечивающий непрерывность действия. Совершая действие, человек продолжает предыдущее. Непрерывность имеется в логике самих движений, в восприятии, мыслях и воспоминаниях. И так в любой момент, если это позволяет темп выполняемой задачи, если он не слишком быстрый, когда субъект успевает следить за быстро сменяющими друг друга событиями.
Непрерывность может быть связана с ровным эмоциональным фоном, отсутствием таких избегаемых эмоций, как страх, ужас, социально не одобряемых гнева, ярости, агрессии. Нарушение непрерывности выражается эмоциональным выбросом, который выступает как возмущающий фактор.