При этом существенно, что модификации могут иметь место как в сенсорной, так и в эффекторной сферах.
Семинар. Рефлекторные основы поведения
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация безусловных рефлексов.
2. Безусловные рефлексы в структуре поведения животных и человека.
3. Безусловные рефлексы и инстинкты.
4. Механизм запуска безусловных рефлексов.
5. Безусловные рефлексы и потребности человека.
Классификация врожденных форм поведения. Таксисы. Безусловные рефлексы. Их классификация. Ориентировочный рефлекс со свойствами безусловного и условного рефлекса. Инстинктивные формы поведения.
Словарь терминов: рефлекс; инстинкт; поведение; потребность.
Список вопросов для самопроверки:
1. Понятие о врожденной деятельности организма.
2. Морфофункциональная основа безусловно–рефлекторной деятельности.
3. Каковы условия реализации безусловного рефлекса?
4. Каково значение безусловных рефлексов для развития ВНД человека?
5. Представление о развитии инстинктивного поведения.
добавить про отрицат условн рефл, про угасание, но это в конце пойдет
И. П. Павлов позднее отмечал, что безусловных рефлексов великое множество, соответственно, исследователями были предложены различные классификации безусловных рефлексов.
В соответствии с характером действующего раздражителя
– пищевые (глотание, сосание и т.п.);
– половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п.);
– защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);
– ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др.
По анализаторам
(слуховые, вкусовые, тактильные, двигательные, зрительные, обонятельные),
Классификация по Павлову И.П.
1) характер вызывающих раздражителей;
2) биологическая роль;
3) порядок следования в данном конкретном поведенческом акте.
Классификация по П.В. Симонову:
1) витальные безусловные | 2) ролевые (зоосоциальные) | 3) безусловные рефлексы саморазвития |
пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный и ориентировочный рефлексы (рефлексы «биологической осторожности»), рефлекс экономии сил и многие другие Критериями рефлексов витальной группы являются: 1) физическая гибель особи в результате неудовлетворения соответствующей потребности; 2) реализация безусловного рефлекса без участия другой особи того же вида. | 2. Ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена эмоционального резонанса («сопереживания») и формирования групповой иерархии, где отдельная особь неизменно выступает в роли брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории или пришельца, лидера или ведомого. | 3. Безусловные рефлексы саморазвития ориентированы на освоение новых пространственно-временных сред, обращены к будущему. К их числу относятся исследовательское поведение, безусловный рефлекс сопротивления (свободы), имитационный (подражательный) и игровой (привентивной вооруженности). |
Рефлекс свободы– это самостоятельная активная форма поведения, для которой стимулом служит препятствие.
Осуществление всех этих рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей,которые возникают в результате временного нарушения внутреннего постоянства (гомеостаза) организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром.
Б/усл. рефлекс исполняется сразу, без обдумываний, потому что к работе готова рефл. дуга.
Б/усл. рефлексы наследуемы, принадлежат всем особям данного вида.
Поведение - это совокупность двигательных функций, которые ориентированы во времени и пространстве и преследуют получение определенного результата..
Существуют также и формы врожденного поведения.
Врожденное поведение
Таксисы.
Таксисы – врождённые двигательные реакции в сторону благоприятных (положительные таксисы) или неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды .
Пример отрицательного термотаксиса: уход простейших из зоны повышенной температуры.
В зависимости от природного раздражителя выделяют различные виды таксиса: фототаксис, хемотаксис, термотаксис и так далее.
Тропизм
Движение отдельных частей организма под воздействием раздражителя – тропизм.
Это допсихическая форма поведения. Например, гидра всегда стремится к освещённой части аквариума. Тропизмы появляются у животных на сенсорной стадии развития психики.
Инстинкт
На перцептивной стадии у животных появляются более сложные формы поведения и они уже являются психическими. Такая форма поведения – это инстинкт – врождённая видовая форма поведения.
Инстинкт – это усложненные по сравнению с рефлексом акты реагирования на определённые условия среды, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основаны на безусловных рефлексах.
Для инстинктов характерна относительная постоянность и однотипность проявления у животного одного и того же вида
В проявлении инстиктивных форм поведения важным является какой-то тип раздражителя - ключевой раздражитель.
Ключевой раздражитель запускает в действие определённую реакцию.. Например, серебряная чайка всегда закатывает выкатившееся яйцо из гнезда клювом, но каждый раз движения закатывания разные.
Несколько ключевых стимулов в естественных условиях, объединяясь, формируют пусковую ситуацию.
У низших животных - ключевой раздражитель простой, у высших – более сложный.
Инстинкты – биологически полезная форма поведения, но только к привычным и основным условиям существования животных.
Инстинкты, их характеристика и видовые особенности. Инстинкты - это цель б/усл. рефлексов, построенная таким образом, что конец одного служит началом другого. Для осущ. инстинкта необходим определенный метабол. или гормональный фон.
Ж. Ламетри
Инстинкты - естественные потребности. Инстинкты в искусственных случаях проигрывают. Инстинкт запрограммирован генетически, нужен для приспособл. к условиям существования. Функции инстинкта: обеспечение приспособления субъекта к постоянным, не изменяющимся в теч. жизни индивида, условиям среды. Инстинкт. движения - результат длит. эволюционного процесса..
Концепция инстинкта и его структура.
Инстинктивное поведение складывается из отдел. актов, кот. состоят из стереотипных движений.
Немецкий нейрофизиолог Э. Хольст обнаружил в стволовой части головного мозга курицы ряд зон, активация которых в эксперименте электрическим током) вызывает типичные инстинктивные движения различного функционального значения. При этом оказалось, что при раздражении одного и того же участка мозга с усилением силы раздражения одно инстинктивное действие сменяется другим в естественной последовательности. Таким образом, поведение в своей основе внутренне так же организовано, так же зиждется на системах биологической саморегуляции, так же закодировано в генетическом фонде вида, как и процессы, определяющие другие функции организма. В этом и проявляется единство всех форм жизнедеятельности животных.
Инстинкт приводит к тому, что существо на определенный раздражитель реагирует определенным поведением.
1) поисковая фаза - в инстин - кормовом повед занимает главн место, много вар - ов (голодное жив - е отпр - ся на писк корма).
2) акт поедания - коротк по времени, специфич для кажд вида, единообразн по рез - ту) - ригидная, стереотипн фаза.
Соответствующие эндогенные системы периодически активируются как собственной ритмикой, так и внешними воздействиями (например, изменением продолжительности светового дня, повышением или уменьшением температуры и т.д.). Однако инстинктивные движения, по этологической концепции, заблокированы специальной системой «врождённых пусковых механизмов». Последние представляют собой совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих приуроченность поведенческих актов к биологически адекватным условиям среды (к «пусковой ситуации»).
Как только животное оказывается в такой ситуации, соответствующий врождённый пусковой механизм обеспечивает распознавание, оценку и интеграцию специфических для данной инстинктивной реакции раздражителей, после чего наступает растормаживание, снятие «блокировки». Очевидно, одновременно происходит активация соответствующих нервных центров и снижение порогов их раздражимости.
Иными словами, в сенсорной сфере существует некая «фильтрующая» функция, выражающаяся в специфической преадаптационной «готовности» воспринимать такие раздражители.
Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности пусковую ситуацию, получили название «ключевых раздражителей», поскольку они подходят к своим врождённым пусковым механизмам, как ключ к замку. Кроме собственно растормаживающих ключевых раздражителей (их называют также «пусковыми раздражителями») различают также настраивающие ключевые раздражители, предварительно понижающие порог раздражимости нервных центров, причастных к данным действиям животного, а также направляющие ключевые раздражители.
Ключевыми раздражителями являются простые физические или химические признаки («просто» форма, размер, подвижность, цвет, запах и т.д.), или их пространственные отношения (взаиморасположение деталей, относительная величина и т.д.), или же векторы.
Важная особенность действия ключевых раздражителей заключается в том, что они подчиняются закону суммации: с увеличением их параметров пропорционально усиливается инстинктивная реакция животного. В экспериментальных условиях это может привести к так называемым «супероптимальным» реакциям, когда животное «преувеличено», сильнее, чем в норме, реагирует на искусственный раздражитель, в котором «сгущены краски».
Например, чайка может закатить в гнездо искусственно созданное и подложенное ей яйцо вместо своего, если «альтернативное» яйцо будет больше «родного» по размеру.
Р.А.Хайнд указывает на модификацию инстинктивного поведения процессами научения путём изменения сочетания раздражителей, обусловливающих определённый инстинктивный акт, выделения (или усиления) определённых направляющих ключевых раздражителей.
При этом существенно, что модификации могут иметь место как в сенсорной, так и в эффекторной сферах.
«Акцептор результатов действия».
Представитель любого вида не может научиться «чему угодно», а только тому, что способствует продвижению к завершающим фазам видотипичных поведенческих актов.
Существуют, следовательно, видотипичные, генетически фиксированные «лимиты» способности к научению.
Многообразные динамические процессы в центральной нервной системе, преимущественно в высших её отделах, благодаря которым осуществляется афферентный синтез раздражений, обусловленных внешними и внутренними факторами. Эти раздражения сопоставляются с ранее воспринятой информацией, хранимой в памяти. В результате формируется готовность к выполнению тех или иных ответных действий, что и проявляется в инициативном, избирательном характере поведения животного по отношению к компонентам среды.
Следующий затем анализ результатов действий животного (по принципу обратной связи) служит основой для нового афферентного синтеза. В результате в дополнение к врождённым, видовым программам поведения в центральной нервной системе постоянно формируются новые, благоприобретаемые, индивидуальные программы, на которых зиждутся процессы научения.
Физиологические механизмы этого непрерывного программирования поведения были особенно детально проанализированы П.А. Анохиным и получили своё отражение в его концепции «акцептора результатов действия».
Пластичность инстинктивного поведения. Инстинкт. поведение - это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями. 2 типа приспособления к окружающей среде:
1) Изменение организации (строения и функций животных), совершающееся весьма медленно и позволяющее приспособиться лишь к постепенным изменениями среды.
2)Изменения поведения животных без изменения их организации на основе высокой пластичности ненаследственных, индивидуально приобретаемых форм поведения.
В этом случае больший успех будут иметь особи с более развитыми психическими способностями, "изобретатели" новых способов поведения.
Т. о. постоянство инстинктивных компонентов поведения необходимо для выполнения наиболее важных функций - Итог эволюционного пути, пройденного видом.
Психический компонент инстинктивного поведения.
психич. компонент инстинктивного поведения заключает в себе стремление, влечение к переживаниям определенных состояний, кот. можно достичь с определенными объектами.
Импринтинг и его роль. Импринтинг - запечетлевание.
Существ. критические периоды, в которые только родившиеся детеныши могут замыкаться на свою мать, особей другого вида.
У ребенка этот период растягивается до 2 - 3лет.
В опред. период у особей происходит запечатлевание особей своего вида - время 4 - 10недель.
Объекты запечатления - родительские особи, братья и сёстры, будущие половые партнёры, внешние признаки потенциальных врагов.
Запечатление изучено на зрелорождающихся, хотя оно свойственно и незрелорождающимся.
Оно чаще происходит сразу после рождения в течение короткого периода при первой встрече с объектом запечатления.
Половое запечатление. Самцы запечатлевают своих матерей как образец самки своего вида. У серого гуся и белолобого гуся. Если показать птенцу чужую маму, будет ухаживать за чужими самками. Если птенцам дикой утки показывать самца - альбиноса, половое поведение самок впоследствии будет направлено на селезней - альбиносов. Если не показывать взрослых особей, половое поведение будет направлено на особей такого окраса, как у братьев\сестёр. У млекопитающих половое запечатление - у копытных и грызунов.
15. Критические периоды для запечатлевания.
2 - 4мес. За это время животное должно приобретать навыки общения. Долговременный импринтинг - долгое присутствие запечатлевания.