Прикладные психологические исследования с использованием компьютеров

Проблемы развития категориального аппарата психологической науки в связи с применением компьютера*

* См.: Тихомиров O.K., Бабин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1986.

Центральной категорией психологии является отражение. Ее узловой аспект — психологическое отражение. Сутью пси­хологического отражения является соотношение образа и мо­дели, формализуемого и неформализуемого в модели и отра­жение объекта с использованием компьютера, то есть инфор­мационное отражение. В центре системы информационного отражения находится понятие «сигнал».

Сигнал в психологии — это воздействие внешнего мира, не вызывающее изменений, но предупреждающее организм о бу­дущем воздействии, тем самым расширяя его ориентировку. В кибернетике это форма передачи информации. Сигнал — это взаимная упорядоченность двух множеств состояний, представ­ленных в источнике и в носителе.

Согласно Л. С. Выготскому, внешняя социальная среда (культура) воспринимается и познается человеком, формируя в нем посредством сигнала сигнификацию, то есть информи­рованность человека о внешней ситуации, который, ориенти­руясь, облекает ее в «смысловые одежды». Сигнификативная функция человека формируется под влиянием внешней среды (успешность и/или полезность ситуации для субъекта), исходя из особенностей организма.

Развитие кибернетики и внедрение ее достижений в психо­логию привело к возникновению ряда проблем в области по­знания — сфере, наиболее изученной в психологии. Здесь сле­дует подробнее остановиться на категориях восприятия, вни­мания, памяти, деятельности (поведения), эмоциональной сфе­ре, коммуникации (общении с ЭВМ) и индивидуальных особенностях пользователей компьютерных психодиагности­ческих систем.

Восприятие

Информационная теория восприятия основывается на ана­логии между работой зрительной системы человека и оптичес­ких приборов. В рамках информационной теории осуществля­ются: а) попытки применения идей, сложившихся при изуче­нии передачи сигналов по техническим каналам связи и б) ана­логии с работой ЭВМ по распознаванию образов.

Оба подхода сходны со схемой последовательности воспри­ятия информации (см. рис. 16).

Прикладные психологические исследования с использованием компьютеров - student2.ru

Рис. 16. Схема последовательности восприятия информации

В отличие от гештальт-психологии информационная тео­рия восприятия основывается не на описании результатов вос­приятия как целостных феноменов-образов, а на изучении са­мого процесса образования образов. Причем происходит диф­ференциация, с одной стороны, нейрофизиологического ана­лиза восприятия, а с другой — собственно психологического (информационного) анализа.

Психологический (информационный) анализ восприятия основывается на трех принципах: принципе сравнения с эта­лоном, принципе активности и принципе избирательности.

Базой принципа сравнения с эталоном является процедура сравнения новых образов (информационных единиц) с этало­ном, заложенным в ЭВМ. Его ограничением может быть то, что при отклонении от эталона образ не идентифицируется, то есть не учитываются творческие аспекты восприятия. Принцип ак­тивности — это обусловленность восприятия потребностно-мотивационной сферой субъектов, которая не воссоздается в ЭВМ, но может привноситься при использовании внешней мотивации или игровыми средствами. Принцип избирательно­сти, связанный с принципом активности, тоже не воспроизво­дится на ЭВМ.

Таким образом, важнейшие характеристики восприятия в существующих кибернетических системах не представлены в полной мере.

Внимание

Информационный подход внимание связывает с селек­тивностью, то есть отбором информации. В рамках инфор­мационной теории разделение на существенную и несуще­ственную информацию есть важнейшая функция внимания. Это разделение происходит в соответствии со следующими схемами:

1). Модель переключателя: существует два источника сведе­ний для человека и некое гипотетическое устройство («пере­ключатель»), которое регулирует, какой из двух каналов будет функционировать.

2). Модель аттенюатора включает: блоки сенсорного ана­лиза, анализа признаков, само устройство — аттенюатор, блок кратковременной памяти и ожидания. Система вычленяет сен­сорные признаки объекта, хранит их в памяти, сличает их с не­которой информацией в блоке сравнения.

3). Модель активного синтеза включает анализ признаков и их последующий синтез в режиме формирования целостного образа.

Недостатком этих моделей является отсутствие мотивационного компонента в схемах, который детерминирует процес­сы произвольного и непроизвольного внимания.

Память

Память представляет собой объект традиционно присталь­ного внимания сторонников информационного подхода в пси­хологии. Основным постулатом является то, что память есть система (Р. Клацки), включающая процессы приема инфор­мации, ее видоизменения (кодирования), хранения и извле­чения. Память зависит от емкости, объема, кибернетических систем.

Система памяти (по Р. Клацки) состоит из ряда подсистем, которыми являются: внешний мир, сенсорный регистр, распоз­навание образов, внимание, подсистемы кратковременной и долговременной памяти. В частности, подсистема распознава­ния образов представляет собой две основные операции: а) опе­рация сравнения, которая реализуется путем сопоставления с эталоном (гипотеза эталонов), сравнения с обобщенными схе­мами, конфигурациями (гипотеза прототипов) и сравнения с признаками (гипотеза признаков); б) операция принятия ре­шения, то есть выбор решения из альтернатив по фиксирован­ному критерию. Подсистема внимания — это частичное отбра­сывание некоторой «лишней» информации.

В рамках информационного подхода реализуются и неко­торые частные виды памяти, в частности, семантической и др.

К ограничениям данного представления о памяти можно отнести то, что в нем не отражены, во-первых, субъект памяти, то есть потребностно-мотивационная сфера, зависимость па­мяти субъекта от особенностей его деятельности; а во-вторых, такие важные виды памяти, как образная, словесно-логичес­кая, моторная, аффективная (эмоциональная), произвольная/ непроизвольная и др., а также развитие памяти.

Поведение. Деятельность

Теория поведения Дж. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама родилась как результат перенесения понятий кибернетики в область изучения поведения, абсолютизации аналогии между ЭВМ и организмом.

В отечественной психологии деятельность (поведение) по­нимается как феномен ориентировки, опосредствующий жизнь индивида (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Психологическое представление о деятельности конкретизируется через разли­чение ее видов: теоретическая/практическая; внешняя/внутрен­няя; ориентировочная/исполнительская; творческая/рутинная. A. H. Леонтьев подчеркивал, что общность строения внутрен­ней и внешней деятельности является одним из важнейших открытий отечественной психологии. Деятельность А. Н. Ле­онтьев связывал с мотивом, действия — с целью и условиями.

В информационном подходе единицей анализа деятельно­сти стало действие и его дифференцирующий признак — ЦЕЛЬ. Цель в рамках информационного подхода представляет собой конечную ситуацию, полезный результат и осознанный образ. Здесь не наблюдается различий между терминами «целесооб­разность» и «целенаправленность». Категории «потребность» и «мотивация» в рассмотрение сторонниками информационно­го подхода не берутся.

Наши рекомендации