Агрессия по отношению к окружающим объектам

Она возникает, как мы уже говорили, в основном в условиях осложненного функционирования четвертого уровня: в ситуации повышенной тревожности (которая может проявляться, например, в непривычной обстановке); при сильной астении ребенка. Выражается она преимущественно в форме физической генерализованной агрессии, аналогичной проявлениям второго уровня (ребенок разбрасывает предметы, топчет игрушки и т. д.), однако менее ожесточенно.

Генерализованная агрессия может выражать возбуждение ребенка в ситуации его эмоционального контакта со взрослым. Часто очень тормозимые в первых взаимодействиях с психологом дети чрезвычайно быстро растормаживаются при попытках их тонизирования при достижении непосредственного эмоционального контакта с ними, oт которого Они заряжаются наиболее быстро и переживают его крайне остро.

Поэтому работать с такой формой агрессии надо тоже крайне осторожно. Нельзя позволять такому ребенку просто разрядиться. На данном уровне аффективного реагирования он уже имеет возможность осознать неправильность своего поведения и переживает его, даже если игровая ситуация его оправдывает. Следовательно, данный этап работы должен быть максимально свернут. Необходимо сразу пытаться вводить сюжет, внутри которого могли бы быть актуализированы агрессивные тенденции ребенка, но не в форме его примитивных манипуляций игровым материалом, а в большей степени в виде переживания ребенком моментов "экспансии". Таким образом, необходимо подключение и развитие в игре механизмов третьего уровня аффективной организации.

На данном уровне работа по построению психодрамы в игре должна происходить в направлении, обратном тому, что мы наблюдали на предыдущем уровне. Если там шло накладывание эмоционального контроля на довлеющие агрессивные действия ребенка, то здесь, наоборот, проблема заключается в разрешении, облегчении агрессивных тенденций и влечений под постоянным прикрытием эмоционально положительного образа "героя", некотором расшатывании слишком правильных стереотипных форм установок, эмоциональных реакций и поведения ребенка, внесении в них азарта, поиска приключений и т. д.

Достижение последнего может быть расценено как положительная динамика при работе с детьми, у которых во взаимоотношениях с окружающим миром доминирует четвертый уровень аффективной регуляции. Лишь обогащаясь и подкрепляясь аффективными механизмами третьего уровня, он может стать действительно адекватным для более сложной и гибкой адаптации.

Анализируя возможные варианты агрессии при нарушении функционирования различных уровней аффективной организации, можно видеть, что, с одной стороны, внешне похожие формы агрессивного поведения часто скрывают под собой различающиеся факторы, с которыми они связаны; с другой стороны, одни и те же причины могут порождать на различных уровнях отличные друг от друга проявления агрессии. Поэтому, чтобы пытаться справиться с агрессивными тенденциями в поведении ребенка, необходимо прежде всего определить, какое место они занимают в структуре всего нарушения аффективного развития ребенка в целом и какие уровни в наибольшей степени затронуты. В зависимости от этого надо подбирать наиболее адекватный коррекционный прием, нацеленный на работу с определенным уровнем. В случае неправильной оценки природы и функции агрессии и соответственно этому неверной попытки коррекции агрессивные тенденции могут закрепиться, усилиться, стать осознаваемыми ребенком.

Кроме этого, всегда следует помнить о том, что специальные приемы купирования или смягчения агрессивных проявлении могут быть эффективны лишь в сочетании их с целым комплексом психокоррекционных методов повышения активности ребенка, установления с ним эмоционального контакта, снятия аффективного напряжения, борьбы со страхами, организации его поведения.


Наши рекомендации