О Я, Наблюдателе и свободе 2 страница
* * *
3-38 Это отвлекает от (нирбиджа) самадхи, однако в миру – это полезные сиддхи
* * *
3-39 Ослабление связи с телом и умение двигаться без тела позволяют сознанию входить в другое тело
3-40 Овладение праной «удана» дает способность левитации и устраняет контакт с водой, терниями, грязью и прочим подобным
3-41 Овладение праной «самана» приносит сияние (жар)
3-42 Самьяма в отношении связи слуха и акаши (пространства) дает божественный слух
3-43 Самьяма на связи тела и акаши, а также отождествление себя с легкостью хлопка позволяет перемещаться в акаше
* * *
3-44 Реальная деятельность сознания вне тела называется великой бестелесностью, при которой разрушаются покровы света
3-45 Цель – проникновение тонкого в грубое, тогда достигается господство над материей
3-46 Отсюда способности: уменьшение до мельчайшего размера и другие, при этом совершенство тела и его функции не нарушаются
3-47 Идеальная форма, красота, мощь, крепость алмаза составляют совершенство тела
* * *
3-48 Самьяма в отношении собственной формы и целесообразности соединения с клешей «асмита» дает подчинение индрий (органов познания и действия)
3-49 Отсюда быстрота ума, внечувственное восприятие, управление на уровне праматерии
* * *
3-50 Лишь различение сознания (в состоянии «саттва») и Пуруши дает всеведение и господство над всеми проявлениями
3-51 Такая отстраненность разрушает самое семя рабства и приносит абсолютное освобождение (кайвалья)
* * *
3-52 Не улыбайся горделиво, будучи признанным высокими существами, иначе рискуешь снова попасть в привязанность
* * *
3-53 Самьяма в отношении следования моментов времени порождает различение (Пуруши и сознания)
3-54 Таким образом различаются эти два, казалось бы, неразличимых объекта
3-55 Интуиция объемлет все объекты и все аспекты объектов СРАЗУ, без очередности; таково знание, рожденное различением
3-56 Саттвическое сознание, равное по чистоте Пуруше, приводит к абсолютной свободе (кайвалье)
Четвертая глава.
Кайвалья-пада. Выход из Сансары.
* * *
4-1 Многими средствами даются сиддхи – от рождения, от силы растений, мантрами, тапасом, возникая в самадхи
4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити
4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять препятствия на ее пути
* * *
4-4 Создаются сознания (читты) лишь благодаря опорной клеше «асмита»
4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний (читт)
* * *
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы
4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная
4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами
* * *
4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же
4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить ( - клеша «абхинивеша»)
4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек
* * *
4-12 Прошлое и будущее существуют реально, отличаясь лишь состоянием дхарм
4-13Эти дхармы по сути своей – гуны
4-14 Поэтому единая сущность всех объектов – изменчивость
4-15 Один и то же объект по-разному воспринимается двумя разными умами, ибо пути бытия этих умов различны
4-16 Но если нет ни одного ума, воспринимающего данный объект, что тогда?
4-17 Вот так, из-за переменчивых свойств ума, и воспринимаются объекты, становясь то известными, то забытыми
* * *
4-18 Всегда ведомы вихри сознания его господину – Пуруше неизменному
4-19 Не та она, читта, что сияет сама по себе
4-20 Вдобавок одновременно эти два (Пуруша и читта) непостижимы
* * *
4-21 Сознание, спорящее с другим сознанием, создает дурную бесконечность мнений и путаницу в памяти
4-22 Сознание успокоенное принимает свою естественную форму – буддхи
4-23 И тогда, будучи окрашенным Зрящим и зримым, может постигать все сущее
4-24 Бесчисленны в своей пестроте васаны, и все они действуют совместно ради иного
* * *
4-25 Различение Зрящего прекращает непрерывную генерацию Я-сознания
4-26 Тогда это сознательное различение влечет читту к кайвалье
4-27 Возникающие при этом пустоты заполняются новыми содержаниями сознания, порождаемыми самскарами
4-28 Они устраняются подобно клешам
4-29 При высоком состоянии, свободном от любых вовлеченностей, различающее осознание приводит к дхарма-мегха самадхи
4-30 Посредством которого клеши и карма перестают беспокоить
* * *
4-31 Тогда все замутняющие восприятие завесы спадают, и открывшееся знание бесконечно в сравнении с познанным в этом мире
4-32 Тем самым дела завершаются, круговерть перемен теряет смысл, гунам приходит конец
4-33 Суть сцепленности моментов и бесконечной ряби перемен отчетливо и окончательно осознаются, проступает самая глубинная тенденция (крама [однонаправленности-экаграты])
4-34 Гуны сворачиваются, цели Пуруши иссякают, он утверждается в кайвалье, или в своей естественной форме, силой сознания венчаясь
Йога-сутры Патанджали
Комментарии
Первая глава.
Самадхи-пада. Глава о покое
ОМ!
1-1 Вот наставление в йоге
Комментарий. Йога – исключительно узкая дисциплина, во многом противоположная жизненным задачам, подчиненным цели выживания и получения удовольствия в рамках колеса перерождений, что сопровождается многочисленными напрягами и побочными эффектами страдательного характера. Йога-сутры – руководство по йоге и потому пытаться извлечь из нее указания житейского толка в целом ошибочно.
* * *
1-2 Йога суть выключение (ниродха) активных программ сознания (читта вритти)
1-3 Тогда Зрящий проявляется в своей истинной форме
1-4 В остальное время захваченность программами (вритти)
Комментарий. Болезнь представляет собой вынужденную меру психосоматики (единства тела и психики) по выключению читта вритти. Йога делает это профилактически. Выключение естественным образом выглядит как расслабление, физическое и ментальное. Последнее означает, что человек перестает спешить – к очередной цели. В йоге поначалу достигать нечего, нужно всё отпустить, тогда (эволюционные) цели со временем проявятся сами.
Термины к Первой главе Йога – «иго» благодатных самоограничений, методика 1) прекращения страданий 2) выхода из колеса перерождений (сансары) Читта – «читающее», сознание, живой дисплей мыслей и эмоций, на котором отражаются как внешние восприятия, так и внутренние (идущие от психики) Вритти – «вихри», колебания сознания, мысли, настроения, грубые состояния Ниродха – «непорождение», выключение ЧВН = «читта вритти ниродха», состояние сознания, в котором превалирует созерцательный покой (неделание) Зрящий – Пуруша («парящий»), созерцательный аспект психосоматики (психики и тела) Клишта – «с клещами», болезненный, с трением, способ познания мира и действия в нем Аклишта – «без клещей», интуитивный (резонансный) способ познания мира и действия в нем без трения и страданий |
Если удается достичь на этом пути достаточно глубокого покоя (своего маленького самадхи), то возникает созерцательное состояние, ощущаемое как массивное присутствие совершенно неподвижного характера. Это присутствие именуется Зрящим. Считается, что это духовное начало в человеке (духовный якорь), совершенно не колеблемое всеми его мирскими затеями. Неистинная форма Зрящего – это либо 1) когда человек начинает фантазировать относительно указанного духовного начала (чем особо грешит эзотерика), либо 2) эго, то есть центр принятия решений в обыденности, вынужденная контрактура сознания, подчиненная задачам выживания и адекватности в миру.
Пытаться насильно протащить в обыденность йогический опыт неправильно, он должен просачиваться сам, например в форме минимизации ненужной суеты. Поэтому захваченность активными программами и проектами во время, отличное от практики йоги (1-4) – это нормально и правильно. Всему свое время.
* * *
1-5 Вритти – пяти видов, болезненные (клишта) и не болезненные (аклишта)
1-6 Это знание, заблуждение, воображение, сон и память
1-7 Восприятие, логический вывод, авторитетное свидетельство – таковы источники знания
1-8 Заблуждение – убежденность, не соответствующая фактам
1-9 Мысленное конструирование того, чего нет – воображение
1-10 Отсутствие контроля со стороны ума характерно для состояния сна
1-11 Способность хранить воспринятое – память
Комментарий. Указанные 5 программ перечислены в первую голову потому, что примерно в таком составе и порядке они проявляются в сознании человека, пытающегося практиковать йогу (то есть выключать эти самые программы). Чтобы что-то отключать, нужно знать что именно. Скажем, восприятие минимизируется благодаря тишине, отсутствию яркого света и комфортной температуре.
Сонливость (1-10), надо сказать, это такое препятствие, с которым бесполезно бороться, нужно выспаться, а потом уж и практиковать. Впрочем начальный период практики обычно проходит под диктовку именно такого состояния; человек несколько месяцев буквально досыпает – йогическим сном (глубоким расслаблением) – всё, что он не доспал (не отдохнул вовремя и потому накопил напряг) за свою жизнь.
Следует отметить и вритти памяти (1-11). В практике по мере расслабления на дисплей сознания (из подсознания, психики – как угодно) могут всплывать давно забытые вещи. Эти потоки нужно спокойно пропустить и практиковать дальше, не цепляясь за них.
* * *
Дридха бхуми – прочное основание, силовой фундамент для дальнейшей практики (1-14) Сампраджнята – «сам себе мудрец», состояние самодостаточности (сантоши) (1-17) Гуны – «гон», внутренний троичный движок сознания и тела: 1) раджас (раж, активность) 2) саттва (свет, ясность) 3) тамас (томность, инертность) Самскара – впечатление, впрессованное в психику и влияющее на поведение из подсознания Пуруша – «парящий», см. Зрящий Пракрити – «основа действия», материя Сансара – колесо рождений, смертей и новых смертей с целью обогащения бхогой (опытом) Бхога – «пища», мирской опыт Самадхи – состояние устойчивого покоя Ишвара – идеал йогина |
1-12 Регулярная практика и отстраненность дают умение отключаться от этих программ (вритти)
1-13 Из этих двух методов первостепенный – практика затихания (стхити)
1-14 Будучи долгой, непрерывной, благоговейной, усердной, практика создает прочное основание
1-15 Отстраненность же – способность не связываться испытанным и слышанным, оставаясь чутким
1-16 Эта способность приводит к наивысшему из всех – знанию Пуруши – и дает свободу от гун (гона)
Комментарий. Прочное основание (дридха бхуми) – важнейший термин с точки зрения практики. Для самадхи (аспект Пуруши) нужно прочное основание (аспект Пракрити). Логика данного блока сутр такова: сначала основание, потом на нем вызревает отстраненность (вайрагья). Другое название прочного основания – ресурс. Человек начинает к точки покоя, с трудом находя эту точку входа в свое маленькое самадхи. С практикой точка расширяется в полосу, в фундамент, на котором можно уверенно строить индивидуальную садхану (проработку тела и психики).
* * *
1-17 Гармония восприятия, размышления, радости, подобающая форма Я-чувства – таково состояние сампраджнята (истинного довольства)
1-18 При этом опустошение сознания посредством практики обнажает все новые и новые самскары
1-19 Сущность бытия (сансара как бхога) очевидна для видящих и тех, кто слит с пракрити
1-20 Остальные прокладывают путь к этому знанию посредством веры, энергичности, памяти и мудрости, рожденной в самадхи
1-21 Чем интенсивнее практика, тем короче путь
1-22 Усилие это может быть слабым, средним и ярко выраженным
1-23 С другой стороны, можно сделать упор на Ишвару пранидхану (устремление к Ишваре)
Комментарий. Итак, прочное основание сигнализирует о себе двояко: 1) как гармония и довольство (сантоша) в обыденной жизни (1-17) 2) как все более углубленная практика, реализующая процесс проработки, очищения от накопленных и накапливаемых в обыденности напряжений (1-18).
Обнажаются все новые психические структуры (самскары) – человек все лучше узнает самого себя. Это свадхьяйя – самопознание. И соответственно растет возможность для адекватного движения по жизни и в практике.
Важно, что Патанджали упомянул о тех, «кому дано». Этот класс людей существует (1-19), но равняться на него бессмысленно, следует прокладывать свой путь (1-20 – 1-22).
И совершенно мастерский и неожиданный педагогический прием – опора на Ишвару в противовес (и в дополнение) ко всем техникам. Опора на свое глубинное представление о самом наивысочайшем Нечто, на свой идеал. Ишвара служит своеобразным небесным якорем для практика. Его не достигают, на него ориентируются, как на путеводную звезду.
Каковы же свойства Ишвары как идеала?
* * *
1-24 Незатронутый совокупностью плодов клеш и кармы, таков особый Пуруша – Ишвара
1-25 В нем непревзойденном всякого знания зародыш
1-26 Он самых первых йогинов учитель, ибо временем не затронут
1-27 Его символ – пранава (мантра ОМ)
1-28 Повторяя ее вновь и вновь, прикасаешься к цели Ишвары
1-29 Тогда сознание становится внутренним, а препятствия устраняются
Комментарий. Беспроблемность (1-24) и бесконечный потенциал (1-25) – вполне понятные свойства любого идеала. Что касается мантры ОМ, то это простой фундаментальный способ собрать разнонаправленное сознание в необходимое для практики начальное единство. Это внутреннее (1-29) единство позволяет увидеть цель, свою траекторию, причем не саму по себе, а в сопричастности всей совокупности путей и траекторий.
* * *
1-30 Препятствия же таковы: болезнь, вялость, высокомерие, лень, невоздержанность, предрассудки, небрежность, нестабильность, отсутствие контроля
1-31 Сопутствуют им беспокойство, дрожь в теле, неровное дыхание, рассеянность
1-32 Для их преодоления подбери тот или иной вспомогательный метод, а именно:
1-33 Дружелюбие, сострадание, радость, безразличие к удачам и неудачам, справедливости и несправедливости – очищают ум
1-34 Наблюдение за дыханием возвращает силы
1-35 Наблюдение за чувственными восприятиями доводит их до необычайной остроты и стабилизирует ум
1-36 Беспечальность же достигается благодаря созерцанию внутреннего света
1-37 Мысленно отстраняйся от объектов чувств и страстей
1-38 Изучи содержание своих снов
1-39 Следуй велениям сердца
1-40 Тогда внимание утончается и от малого до величайшего простирается его контроль
Комментарий. Позитивный настрой может культивироваться безотносительно жизненных треволнений (1-33). В сущности метод схож с 1-36 (достижение беспечальности), поскольку внутренний свет сродни беспричинному позитивному настрою. Человек учится уподобляться солнцу, светящему на всё одинаково. Отстранение (1-37) можно соотнести с одним из правил нийамы (а именно, шаучи-чистоты). Что касается велений сердца, то это в некотором смысле раскрепощение от бесконечных и зачастую ненужных обязанностей, которыми человек опутывает сам себя.
Контроль в йоге (1-40) представляет собой чрезвычайно любопытную вещь. Его как бы нет, и в то же время он есть, хотя и не сразу. Вначале он грубоватый, но по мере свадхьяйи (самоизучения) практик узнает себя все лучше – и все больше отпускает свое тело, а значит и психику, в сторону обнажения глубинных структур (1-18). Но в то же время крепнет и утончается сознание, оно обретает силу (шакти, 4-34).
* * *
Самапатти – «само-путь», беспрепятственное отражение объекта, вбирание его качеств, слияние с объектом без потери своей сущности, поскольку в уме не остается искусственных границ, он становится беспредельным, текучим вместе с вниманием, восприятие теряет заранее заданную структуру; состояние, позволяющее максимально впитывать «бхогу»; недискурсивное состояние (без рассуждений) Савитарка – «с витаркой», витарка – «в таре», в упаковке, восприятие внешней стороны вещей Нирвитарка – абстрагирование от внешней стороны вещей и ассоциаций, связанных с ней |
1-41 Когда вритти (программы) ослаблены, проступает прозрачность, подобная кристаллу, в которой познающий, познание и познаваемое предстают в своем неискаженном качестве и следуют естественному процессу (самапатти)
1-42 Примешивающиеся при этом значения слов, знание, воображение – отпускаются без борьбы (савитарка самапатти)
1-43 Когда память очистится, в пустой форме (без ассоциаций) воссияет цель и суть процесса, такова нирвитарка (по отношению к внешним объектам)
1-44 Точно так же происходит с тонкими объектами (внутренними объектами и понятиями) – сначала савичара, потом нирвичара
1-45 Мир тонких объектов завершается созерцанием бескачественной пракрити (алинга)
1-46 Но это лишь самадхи с семенем (сабиджа)
Савичара – «с вичарой», вичара – «в чарах», быть очарованным внутренней стороной вещей Нирвичара – абстрагирование от «чар», от внутренней стороны вещей и ассоциаций, связанных с ней Алинга – «без лингамов», без торчащих концов, без видимых качеств, бескачественность, предельный уровень Пракрити, фон (1-45) Сабиджа – «с биджей», биджа – 1) зерно, якорь, удерживающий в этом мире 2) идея йогического пути как опора практики (1-46) |
Комментарий. Под практикой йоги зачастую понимают – и справедливо – практику асан. Это в определенном смысле визитная карточка йогической практики. Дело в том, что психика и тело тесно переплетены, точная граница неведома, так что впечатанные в это единство (психосоматику) страдания (напряжения) выходят в процессе практики постепенно, причем психические травмы могут выходить через физическое тело в виде тех или иных ощущений.
Асаны же – на фоне устойчивого покоя – мягко поддавливают психосоматику. Действительно, можно долго ждать, пока заноза выйдет сама, но гораздо рациональнее аккуратно ее извлечь с помощью подходящего инструмента. Асаны – как раз такой инструмент.
Итак, напряжения выходят по мере практики в виде различных восприятий. Как следует себя вести по отношению к ним? Основной рецепт: не связываться, пропускать всё, что появляется на живом дисплее сознания. Это состояние именуется самапатти (созвучно: «само-путь», всё идет само собой). Воспринимаемые объекты и ощущения видятся в таком состоянии без искажений-наворотов со стороны вихрей (вритти) сознания.
При этом возникающие в уме ассоциации и воспоминания точно так же «отшелушиваются» состоянием общесоматического устойчивого покоя (ЧВН). Они, словно рыбы в аквариуме, проплывают, не нарушая покоя его среды. В итоге практик приходит к своеобразному расслоению: что-то в нем (Зрящий) созерцает некий бульон бескачественных (алинга – не цепляющих новые ассоциации) остаточных мыслей и ощущений (1-45).
Но при этом практик остается прочно привязанным к земному якорю (семени) этого созерцания и потому это «всего лишь» сабиджа самадхи.
* * *
Ритамбхара – «нездешняя мудрость», возникающая в свете Атмана (1-48) Атман – «а-тьма», не-тьма, свет простого внимания, массив простого внимания, накапливаемый в практике самапатти (беспрепятственного слияния) (1-47) Самскара – впечатление, впрессованное в психику и влияющее на поведение из подсознания Нирбиджа – состояние, не нуждающееся в вышеуказанных якорях и опорах, кайвалья, ожидание перехода в другой мир, на другой уровень лилы (космической «игры») (1-51) |
1-47 Непоколебимая нирвичара (полная свобода от ассоциаций) выявляет сияние Атмана
1-48 И дает прозрение в нездешнюю мудрость (ритамбхару)
1-49 От знания мира эта мудрость отличается особой целью
1-50 Порожденная ею самскара (особенность) связывает все остальные самскары
1-51 Когда отброшена и она, наступает нирбиджа самадхи (без семени)
Комментарий. Практика такого недискурсивного (без рассуждений) процесса (самапатти) позволяет постепенно «вытаскивать» внимание, рассыпанное осколками во множестве объектов внешнего и внутреннего мира. В центре каждого такого объекта находится зерно нашего внимания. Когда практик доходит до этого простого внимания («сути и цели процесса», 1-43), оно аккумулируется в массив Атмана – простого, ни к чему не привязанного внимания самого по себе. Мысленно прокручивая процесс эволюции в обратном направлении, можно сказать, что когда-то целостное внимание – аппарат, приданный «парящему» Пуруше, – с силой врезалось в материю нашего мира и разбилось на мириады осколков. Йога позволяет собирать эти осколки обратно в Атмана. При этом «собранный обратно» свет внимания обогащен опытом пребывания в объектах мира.
Нездешняя мудрость (ритамбхара) действительно нечто «не от мира сего», что служит катализатором удаления из нашего мира. Все обнаженные практикой самскары (глубинные психические структуры) постепенно растворяются этой мудростью, становятся неважными, отбрасываются (1-50). Пуруша втягивает в себя Атмана, покидает тем самым колесо перерождений, и замирает в ожидании ухода из этого мира (1-51).
* * *
Вторая глава.
Садхана-пада. Проработка
* * *
2-1 Йога в аспекте очищения должна практиковаться регулярно, внимательно и смиренно
2-2 Это помогает достигать самадхи и истончать клеши
Самадхи – состояние устойчивого покоя, недвижения Клеши – «клещи», 5 частей несовершенного когнитивного (познавательного) механизма Самскары – отпечатки опыта в психике Тапас – 1) регулярная практика 2) развивающие нагрузки Свадхьяйя – самоизучение, внимательность; проработка текстов, помогающих самоизучению Ишвара пранидхана – поклонение высшему, смирение перед неведомым, отказ от диктовки эго |
Комментарий. Практика регулярного набора покоя (ЧВН) неизбежно сталкивает человека с его внутренней структурой (самскарами, клешами) и в первую очередь со своей проблемной (неочищенной, необожженной, сырой) частью. Приходится, продолжая практиковать (регулярность, тапас) создавать своего рода базу данных (свадхьяя, внимательность к обратным связям), культивируя при этом смирение к тому «как оно идет», а не собственные планы «как должно быть».
Механизм клеш, описываемый далее, к моменту начала практики йоги как правило весьма засорен, забит ассоциативными наворотами и требует – до перехода в режим аклишта – «истончения», очистки.
Само собой, такая очистка помогает продолжать достигать покоя (рабочего самадхи), не вышибая из практики. База данных свадхьяйи по сути дает индивидуальный набор уловок для достижения покоя, поскольку после исчерпания аванса (энтузиазма) регулярный покой может так легко и не даваться, все время что-то мешает.
* * *
2-3 Пять клеш – неведение, эгоизм, влечение, отвращение, жажда жить
2-4 Неведение питает остальные клеши, которые могут быть дремлющими, ослабленными, отложенными или активными
2-5 Неведение (авидья) заключается в принятии невечного, нечистого, болезненного, несущностного за вечное, чистое, радостное и сущностное
2-6 Когда сила видения заслоняет собой Зрящего, возникает эгоизм (асмита)
2-7 К хорошему привыкаешь, это влечение (рага)
2-8 Боль отталкивает, это отвращение (двеша)
2-9 Собственной силой движима, даже в мудрых укореняется жажда жить (абхинивеша)
Комментарий. Нужно понимать, что это единый когнитивный (познавательный) механизм. Способ жить. Пусть «клешаногий», но вполне рабочий, как рабочим является метод проб и ошибок. Этими клешами (клещами) человек надежно крепится к миру (сансаре) для того, чтобы обогатить внимание Атмана бхогой (опытом, впечатлениями). Последней указана клеша «абхинивеша», вечная жажда жить, самое крепкое из креплений к колесу сансары, воистину «синица в руках» в противовес парящему «журавлю в небе».
* * *
2-10 От этих пяти клеш (даже в самых тонких оттенках) можно уходить в противоположное (аклишта)
2-11 Что и осуществляется посредством дхьяны (медитации)
Комментарий. Состояние простого (без особого отвлечения на ассоциации) внимания (дхьяна) является пропуском в когнитивный режим аклишта (без клеш). Роскошные плоды которого щедро описаны в Третьей главе.
* * *
2-12 Корни клеш удерживаются массивом карм (незавершенных дел) и зримо-незримо ощущаются в рождениях
2-13 Эти корни, прорастая, определяют касту, срок жизни и жизненные опыты (бхогу)
2-14 Являясь плодами горя-радости, они – причина порокам-добродетелям.
* * *
Комментарий. Клеши встроены в систему жизни как когнитивный (познавательный) механизм, как схема. Эта клеше-схема (чертеж) обретает плоть и кровь с началом конкретных жизней. Накапливаются опыты (горе-радость), что порождает в новых жизнях пороки и добродетели. Надо понимать, что не всегда приятное порождает добродетель, ибо меры в приятном (наслаждении), как правило, никто не знает.
Клеши активны в реальной жизни, но между жизнями они уходят с явного плана в переплетение причинно-следственных связей (массив карм) и представлены корнями, которые с каждой жизнью (корни клеш вырастают в новое дерево клеш) зреют и матереют по мере удобрения почвы новыми опытами.
Добродетель предпочтительнее, поскольку позволяет завершать дела (карму), пороки такого шанса не дают.
Надо сказать, что модель индивидуальных перевоплощений и индивидуального Пуруши не так уж обязательна с позиции современных моделей коллективного бессознательного. Каждая человеческая жизнь вносит свой вклад в это бессознательное, а новые жизни черпают из него свой материал, готовые фрагменты. И срез Колеса Сансары наблюдается нами постоянно в окружающих нас рождениях и смертях. Но конечно, многим сознаниям проще мыслить в рамках индивидуального, «своего». Для практики освобождения это не важно, поскольку с какого-то критического момента йогин, скорее всего, втягивается в «воронку», уводящую его с Колеса Сансары, и этот процесс необратим.
* * *
2-15 Круговерть гун, программ, страданий, дурных привычек, равно как и их противоположностей, совершенно неинтересны различающему
2-16 Поэтому всякого надвигающегося страдания он избегает