Решающего (J) и Воспринимающего (Р) типов

Несмотря на все, что говорилось прежде, проблема постановки задачи упирается в различие в подходах к ней людей Решающего (J) и Воспринимающего (Р) типов. Из наших четырех психологических предпочтений это наиболее очевидное и исходить следует именно из него, поскольку принадлежность к одному из этих двух типов личности определяет стиль жизни человека. Так, если вы принадле­жите к Решающему типу, ваша жизнь строго упорядочена и расписана по минутам, говорите вы четко, по-деловому, не сбиваясь с темы. Если вы относитесь к Воспринимающему типу, вы — гибкий человек, живущий, подчиняясь спонтан­ным порывам и воле обстоятельств, ваша речь непоследова­тельна, вы перескакиваете в разговоре с одного на другое. Поскольку постановка задачи — это процесс принятия решения, он дает очевидное преимущество людям Решаю­щего типа. Они более собранны и, кроме того, удачным у них считается день, когда были поставлены и выполнены несколько больших и малых задач.

Еще одно, из чего следует исходить при постановке задачи — тенденция людей Воспринимающего типа менять задачу, опираясь на новые данные. В понимании таких, людей это разумно и естественно: зачем преследовать старую цель, если обстоятельства изменились? К несчастью, люди Решающего типа воспринимают это отрицательно, посколь­ку начатое дело остается незаконченным. Квинтэссенцией философии Решающих (J) является убеждение, что «лучше решить даже ошибочную задачу, чем, начав дело, бросить его, незаконные». Как мы уже говорили, люди Решаю­щие (J) не считают напрасно потраченным время, в течение которого они двигались в неверном направлении.

КАК УДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО (Р) ТИПА

ОТ ПРОВОЛОЧЕК

* Познакомьте их с вашим планом работы, чтобы они могли обдумать его в одиночестве. «Я пока запишу вам мой план, а вы просмотрите его вечером и скажите мне завтра ваше мнение».

* Пойдите им навстречу, признав ценность новых данных, даже если они преподнесены в характерной для них докучливой манере. «Благодарю за сведения. Над этим следует хорошо поразмыслить, но я не могу единолично менять принятое решение».

Дайте ясно понять, что вы приняли окончательное решение, наметили конкретный срок выполнения задачи, намерены строго следовать принятому плану и ждете от них того же. Я проинформировал клиента, что мы подготовим материалы к 10 мая, и наша репутация надежной фирмы зависит от того, уложимся ли мы в этот срок».

* Задавайте им вопросы, которые настроят их мысли на определенный лад. «Существует множество причин, почему
этот вариант может быть ошибочным. Негодной может быть сама идея, исполнители, неподходящим может быть положение на рынке или время. Вам все это не приходило в голову?»

* Почаще устраивайте широкие производственные совещания, чтобы они могли высказать свое мнение. .«Давайте встретимся на следующей неделе, чтобы еще раз обсудить проект». Или:
«Обсудим наши успехи на обратном пути».

Задачи бывают разными. Например, задачей может быть составление плана поездки всего личного состава компании на пикник в субботу. Если к пятнице половина сотрудников заявит, что они заняты в выходные, а в субботу пойдет проливной дождь, люди Решающего типа все равно будут настаивать на исполнении задуманного, так как эта поездка — часть общего плана мероприятий компании. И, кроме того, «мы сами так решили». Для людей Воспринимающего типа изменение обстоятельств — хотя и досадная, но веская причина отменить мероприятие, пос­кольку «новых данных» — того, что у половины сотрудни­ков другие планы на выходные и что погода изменилась к худшему, — достаточно, чтобы переопределить задачу (перенести пикник на другой срок), что по их мнению диктуется здравым смыслом. Для Решающих (J) подобное стремление — очередное подтверждение неумения Воспри­нимающих (Р) следовать заданной программе действий.

КАК УДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ РЕШАЮЩЕГО ТИПА (J) ОТ ПОСПЕШНЫХ ВЫВОДОВ

* Познакомьте их с новыми данными, чтобы они могли обдумать их в одиночестве. «Я записал на полях мои комментарии. Давайте обсудим их вместе завтра утром».

* Идите им навстречу, давайте понять, что цените их суждения, несмотря на типично резкую для них манеру
выражаться. «Благодаря вам я увидел наш коллектив в новом свете».

Дайте ясно понять, что вы только рассуждаете и хотите, чтобы они порассуждали вместе с вами. «Я всего лишь размышляю вслух и хочу, чтобы меня все внимательно выслушали. Поспешные решения нам ни к чему».

* Спрашивайте, откуда взялось то или иное решение. «Объясните мне с самого начала, что привело вас к такому заключению».

* Предоставьте им сбор данных для промежуточных отчетов о проделанной работе. «Как нам следует организовать наше исследование? Когда нам следует снова встретиться и все обсудить? Что нам нужно подготовить к следующему совещанию?»

Решающие (J) не нуждаются в формальной постановке задачи. Этот процесс - естественная часть их жизни: каждый день приносит с собой ряд задач, включая задачу выполнить все намеченное. При постановке задачи в коллективе для людей Решающего типа желательно, чтобы цели были ясно определены, и все, кто причастен к решению задачи, были с ними согласны. Как только консенсус достигнут, процесс постановки задачи для Решающих (J) заканчивается до тех пор, пока в дальнейшем не возникнет необходимость в ее переопределении. До этого момента цели для них незыблемы и являются мерилом в оценке эффектив­ности работы.

Для людей Воспринимающего типа постановка задачи — это непрерывный процесс, с течением которого меняется их степень согласия с конечной целью. У Воспринимающих (Р) идет постоянная смена цели. Даже тогда, когда большинство людей этого типа согласно, что нужно успешно достичь поставленной цели, цель для них — лишь общее направление работы, которое может измениться при получении дополни­тельной информации. Интересно, что люди Воспринимаю­щего типа достигают не меньших успехов в работе, чем люди Решающего типа, однако, при способности достичь одина­ковых высот, они добиваются этого абсолютно различными способами.

Одна из наших самых приятных клиенток весьма ориги­нально подошла несколько лет назад к проведению презен­тации наших разработок в ее коллективе, составлявшем две сотни человек. Обычно планирование и подготовка такого мероприятия занимают два месяца: надо решить организа­ционные вопросы, разослать и получить опросные листы для выявления психологических типов личности, обработать результаты и подготовить наши выводы, сопроводительные материалы и т.д. Однако наша знакомая, назовем ее Бетти, ярко выраженная представительница Воспринимающего типа, позвонила нам менее чем за три недели до назначенного срока. Мы позднее узнали, что это произошло потому, что одна из ее помощниц, представительница Решающего типа, заявила: «Неудобно беспокоить людей так задолго до намеченного времени».

Итак, если бы наша знакомая, позвонив нам наконец, попала на кого -нибудь из наших Решающих (J) сотрудни­ков, ей скорее всего ответили бы так: «Уже слишком поздно и невозможно выполнить предполагаемую вами работу в оставшееся время. (Мы даже уверены, что один из наших ярко выраженных Решающих (J) мог еще добавить: «Однако почему бы нам не запланировать это мероприятие на следующий год?») Но получилось так, что Бетти попала на Джаннет, тоже явно Воспринимающего (Р) типа. Ответ Джаннет был таким: «Уже немного поздно, но давайте все обсудим». Через 45 минут Джаннет и Бетти разработали грандиозный и вполне логически обоснованный план прове­дения презентаций в заранее намеченные сроки.

Наши рекомендации