ОТ МОЛЧАНИЯ — К ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Практика устранения заикания подтвердила, что начинать исправление речи лучше всего с организации щадящего режима. Он включает период молчания и экономного пользования речью.
Многие заикающиеся постоянно перевозбуждены. Их стремление к многословию обычно вступает в конфликт с речевыми возможностями. При этом у одних естественная речь прерывается многократными судорогами речевого и дыхательного аппарата, а у других в начале общения возникает сильное нервное и мышечное напряжение, которое они долго не могут преодолеть. Заикающиеся боятся, что кто-нибудь узнает об их речевом дефекте. Они стараются замаскировать свои затруднения в речи, что еще больше ухудшает их речь и общее состояние.
Режим молчания дает возможность устранить все травмирующие факторы, позволяет заикающимся успокоиться, снять волнение, чрезмерное напряжение мышц речевого аппарата и ослабить привычку говорить быстро и неправильно. В этот период подростки смогут успешнее осваивать новые речевые навыки.
Полное молчание рекомендуется соблюдать в течение месяца или хотя бы 2—3 недель. Осуществить такой режим полностью можно только в логопедическом стационаре. Для большинства подростков, которые посещают занятия в поликлинике или школе, нет условий для соблюдения такого режима. В этих случаях полезно соблюдать режим молчания хотя бы частично. Это возможно в домашней обстановке. Со всеми членами семьи школьник общается только письменно. Режим молчания подросток соблюдает, когда выполняет задания письменно, читает про себя, молча занимается любимым * делом (играет в шахматы, в шашки, выжигает, конструирует и т. д.). Желательно в это время отказаться от общения с друзьями, рт совместных прогулок, от участия в азартных спортивных играх (хоккей, футбол).
Несомненную пользу принесет заикающимся и режим экономии речи. Цель его — как можно больше ограничить речевое общение и объем высказываний. В этот период на занятиях и дома рекомендуется проводить специальные речевые игры, позволяющие постоянно пользоваться при общении одним-двумя словами или очень короткими фразами. Это побуждает школьников сознательно и интенсивно работать над техникой речи.
Обдумывая краткие ответы и реплики, заикающийся невольно будет замедлять темп речи и точнее выполнять речевые правила. Очень важно, чтобы он при этом уяснил, что такой щадящий режим необходим, чтобы научиться говорить правильно и свободно. Только осознав эту необходимость, он будет охотно работать над собой и экономно пользоваться речью.
Поскольку заикающиеся школьники постоянно находятся в коллективе и не могут соблюдать полное молчание, в школе также необходимо поддерживать режим экономии речи.
Режим экономии нужно соблюдать и во внеурочное время. На переменах, по дороге в школу и из школы, в часы досуга нередко школьники говорят одновременно, перебивают друг друга, каждый торопится что-то сказать. Эта ситуация провоцирует запинки у тех, кто заикается. Поэтому они должны помнить, что в таких случаях нужно постараться погасить первую попытку говорить быстро и беспорядочно, внимательно вслушиваться в речь собеседника, лучше обдумывать собственные высказывания, чтобы выражать мысли наиболее правильно и точно. Начиная разговор, следует немного помолчать, расслабиться и потом спокойно и кратко (отдельными словами и небольшими предложениями) изложить свои мысли.
По дороге в школу и из школы лучше вообще отдохнуть от речевого общения. Если встретится одноклассник, то полезно больше слушать его и меньше говорить самому.
Чтобы помочь подростку наедине с собой не скучать и соблюдать режим молчания, родители могут подсказать ему своеобразную игру-фантазирование: «Представь себе, что ты Шерлок Холмс. Наблюдай и запоминай все, что увидишь. , Например, сколько машин определенного цвета проехало мимо или находилось на стоянке, сколько было машин различных марок. Наблюдай, как постепенно строится дом. Через некоторое время вернись сюда и определи, что изменилось. В парке, в сквере, на бульваре, в лесу старайся заметить, как меняются в разное время года деревья, травы, цветы.
Можно также спокойно и молча привести в образцовый порядок книги, фотопленки, кассеты со звукозаписью, слайды и т.д.»
Мы видим, что молчаливой сосредоточенности содействуют многие занятия и увлечения. И чем продолжительнее будут такие эпизоды, тем легче и успешнее будет осваиват.ься новый речевой навык.
Полное молчание в общей сложности длится не менее трех часов в день. В остальное время рекомендуется экономное пользование речью. Чтрбы подросткам было интереснее выполнять требования режима экономии речи, мы предлагаем завести дневник, в котором они отмечают продолжительность периодов полного и частичного молчания в течение дня. Благодаря этим дневникам родители смогут лучше организовать и контролировать выполнение щадящего режима речи. Раз в неделю логопед знакомится с записями подростков в дневниках и проводит соответствующую психотерапевтическую беседу. Важно, чтобы логопед находил конкретные слова поощрения для каждого заикающегося, отмечал его даже небольшие успехи.
Мобилизовать и настроить школьников на выполнение щадящего режима помогут специально подобранные девизы, их нужно написать на отдельных табличках и вывешивать на видном месте: «Слово — серебро, молчание — золото», «Говори меньше — думай больше», «Прежде подумай, потом говори».
Выяснилось, что иногда при тщательном выполнении одного только режима молчания наступает улучшение в речи заикающегося.
Об этом свидетельствуют записи в дневниках подростков, которые отмечают, что им стало легче начинать говорить, ослабли запинки. На это же обращают внимание родители. Совершенно необходимо, чтобы все члены семьи в этот период поддерживали усилия подростков в перевоспитании речи и не скупились на похвалу. .
Такой же щадящий режим речи советуем соблюдать в тех случаях, когда в результате перенесенного заболевания или' психотравмы бывает рецидив заикания. Длительность периода этого лечебного отдыха зависит от состояния речи подростка.
Речевое перевоспитание заикающихся находится 'в прямой зависимости от правильно организованного режима дня и питания. Этот режим тоже должен быть щадящим. Важно в этот период создать дома все необходимые условия,-чтобы поддерживать хорошее физическое состояние подростков. Их школьный день теперь будет начинаться с упражнений релаксации и внушения спокойного, радостного настроения и желания говорить по-новому.
Многим потребуется изменить привычное отношение к своему питанию. Часто школьники только перед сном съедают чуть ли не полную дневную норму продуктов. Утром- они спешат в "школу и буквально на ходу съедают какой-нибудь кусочек и запивают чаще всего просто холодной водой. Днем им некогда разогреть обед, оставленный мамой, и только вечером, когда возвращаются родители, школьники получают обильный ужин. Вред'от неправильного питания очевиден.
Для укрепления нервной системы подростков рекомендуется оберегать их от различных стрессов. Нервная система подростка легко истощается, постоянные перегрузки утомляют его, поэтому он нуждается в полноценном отдыхе дома. Регулярное выполнение релаксации снимает нервное напряжение. Правильный, четкий режим дня дисциплинирует и позволяет избегать конфликтных моментов между детьми и родителями. Все необходимые ограничения следует вводить незаметно, чтобы у подростков создавалось впечатле'ние их естественности. Предъявленные напрямую зацреты вызывают отрицательные реакции.
Для успешного исправления речи рекомендуется уменьшить физические нагрузки и отказаться вообще от тяжелых видов спорта (разные виды борьбы, футбол, баскетбол, хоккей и т.д.). Желательно, чтобы заикающиеся занимались плаванием, легкой атлетикой без участия в соревнованиях.
Если у подростка не сложились доверительные отношения с родителями, все члены семьи должны проявить максимум терпения и старания, чтобы постепенно создать дома спокойную, ненапряженную обстановку. Взрослым необходимо быть внимательными ко всем проблемам ребенка, проявлять тактичность при оценке их вкусов и высказываний. Нельзя унижать подростков. Подросток — это личность, с которой нельзя не считаться. Благоприятный психологический климат семьи является важным условием для исправления речи заикающегося.
На логопедических занятиях подростки знакомятся с правилами
нашей естественной речи и учатся говорить, используя их. В домашней обстановке эти навыки закрепляются. Родителям следует поддерживать режим экономной речи и общаться с детьми короткими фразами, состоящими из одного-двух слов. Взрослые должны так формулировать свои вопросы, чтобы ответить на них можно было одним словом. Например: «Каким видом спорта ты занимаешься?» — «Плаванием».
Особое внимание подростков следует обратить на то, что в речи необходимо делать паузы. Заикающиеся обычно избегают их, полагая, что эта остановка вызовет запинку. Здесь нужно разъяснить, что для человека важно не только говорить, но и уметь выдерживать паузы. Не следует бояться этого перерыва в речи, ведь общение между говорящими продолжается и во время пауз, так как люди обдумывают, переживают услышанное, формулируют свою последующую мысль. Смысловая пауза — определенный отдых во время речи, необходимый для расслабления речевого аппарата и нового речевого вдоха.
В домашних условиях, в специальных упражнениях закрепляются правила речевой техники: чтение стихов и прозы, разыгрывание различных учебных ситуаций. Желательно, чтобы такие речевые занятия проводились дома 3 раза в день по полчаса. Затем подростки учатся задавать вопросы и отвечать на них по правилам техники речи уже без предварительной подготовку.. Постепенно приобретенный навык они начинают использовать в повседневном естественном общении.
Чтобы помочь своим детям в этой сложной речевой деятельности, родителям необходимо познакомиться с правилами естественной речи.
Правила речи
1- Прежде подумайте, потом говорите.
2. Говорите в спокойном темпе.
3. Говорите всегда на выдохе.
4. Выделяйте ударные гласные звуки „в словах.
5. Слова в предложении произносите слитно.
6. В конце каждого предложения делайте паузу.
7. Длинные предложения делите на смысловые отрезки.
8. После смыслового отрезка выдерживайте паузу.
9. В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.
10. При разговоре спокойно смотрите на собеседника. Желательно, чтобы этим правилам следовали родители и тем
самым демонстрировали бы детям образцы правильной-речи.
Очень важно, чтобы в охранительный период закладывалась основа правильной техники и выразительности речи. Особое значение приобретает речь самого логопеда. На занятиях он четко артикулирует звуки, говорит плавно, делает продолжительные паузы. Решающее значение имеет также эмоциональный контакт с учеником. Именно от логопеда, а позже от родителей зависит отношение ребенка к выразительному общению. При обучении речевой технике взрослые своим примером смогут предотвратить появление искусственной монотонности в речи заикающихся.
С первых же занятий логопед объясняет ученикам, что они должны смотреть на него, слушать и наблюдать за тем, как он говорит. Своими вопросами логопед побуждает их как бы самостоятельно выводить законы естественной речевой деятельности. Знакомству с ними логопед отводит несколько занятий.
Учащимся 5—6 классов объяснение правил предлагается в виде игры.
Путешествие в страну Дивноречие
Начинаем наше путешествие в страну правильной, красивой речи. Называется она Дивноречие. Мы поплывем туда на логопедическом корабле, и вы все будете, моряками. Вы, конечно, знаете, что настоящий моряк — это волевой, стойкий, немногословный человек. Он внимательный, собранный, умеет принимать правильное решение, чтобы корабль шел точно по курсу и не сел на мель. Голос у моряка громкий, речь четкая, и все, что он говорит, слышно и понятно даже во время шторма.
Каждый человек в жизни играет множество различных ролей. Например, первый пилот самолета.— это волевой, решительный командир для экипажа, а для своей мамы он — послушный сын. Вы и сами постоянно исполняете разные роли, не замечая того. Только чаще это роль робкого, застенчивого человека с торопливой, неправильной речью. Однако каждый из вас может правильно и хорошо говорить, когда спокоен, собран, уверен. Вот такого человека вам и нужно воспитать в себе! Наша игра в этом вам поможет, если будете выполнять все ее условия. Но прежде чем отправиться в путь, придумайте название нашему кораблю. (Принимается наиболее удачное название корабля.)
Итак, логопедический корабль отправляется в страну Дивноречие. К плаванию нужно тщательно подготовиться и пройти некоторые испытания. Только тот, кто выдержит эти испытания, будет Принят в команду корабля.
Испытание первое — для всей команды объявляется режим молчания. В этот период нужно как можно меньше говорить дома и в школе, учиться спокойно выслушивать своего собеседника, не перебивать его, хорошо обдумывать собственную речь. На корабле не нужны болтуны. Все команды здесь продуманные, точные, краткие! Каждый из вас должен научиться спрашивать и отвечать на вопросы короткими предложениями из одного-двух слов. Каждый день у членов команды будет по 2—3 часа полного молчания. В это время вы готовите домашние уроки, играете в настольные игры, изготавливаете разные поделки и т.д. Остальное время дня— частичное молчание, когда можно говорить кратко. Находясь в плаванье, вы будете вести журнал наблюдений. В нем записывайте, как выполняете режим молчания. На обложке журнала и его страницах нарисуйте морские символы и предметы, которые вы возьмете с собой в плаванье (магнитофон, книги, собаку).
Второе испытание — проверка вашей выдержки. Если у вас
Рис. 20
сильная воля, вы сможете говорить краткими предложениями и при разговоре как бы включать особый тормоз, т. е. вовремя останавливать речевой поток и обдумывать свои высказывания. Вспомните — моряки немногословны. Недаром говорится: «Говори меньше — думай больше». Постарайтесь хорошо обдумывать и кратко говорить. На корабле речь моряков по необходимости должна быть точной и краткой. Вот вы, как настоящие моряки, говорите четко и кратко, как будто командуете. Каждый сам для себя командир! Не ждите, чтобы взрослые напоминали вам о правилах речи и о режиме. Все делайте сами. Вы сами убедитесь, что, выдержав эти два испытания, вы уже лучше говорите, становитесь спокойнее и увереннее в себе.
Из картона вырежьте и раскрасьте 7 фишек. Эти фишки отдайте маме. Каждый вечер вы получаете одну фишку, если заслужили, т. е. в течение дня строго соблюдали режим молчания. Но если на следующий день вы нарушили его, фишку придется вернуть маме. В конце недели вы принесете свои выигранные фишки на занятия. Мы подсчитаем, у кого больше фишек, и посмотрим, кто из вас самый волевой. У победителя должно быть не меньше 5 фишек. Тогда в журнале наблюдений вам записывается один балл. В конце первого месяца мы вместе подсчитаем число баллов. Кто набрал нужное их количество, получит удостоверение моряка — члена команды нашего корабля. Кто не наберет нужного количества баллов, тот будет продолжать режим молчания, пока не достигнет хороших результатов. Тогда и ему будет вручено удостоверение (рис. 20).
У моря свои законы, а у нас во время логопедического рейса — свои. Это правила красивой речи. Все смотрите на меня! Внимательно слушайте, старайтесь понять, что и как я говорю. Сейчас мы «выведем» законы правильной речи. Каждый из вас сможет легко и красиво говорить, если подчинится этим законам. Вот тогда мы и достигнем страны Дивноречие!
Вы, конечно, знаете: прежде чем что-то сделать, человек свое действие... что? Верно, обдумывает! Также и в разговоре человеку легко говорить о том, что он хорошо знает, что он обдумал.
Вот первый закон естественной речи: прежде подумайте, потом говорите.
Он лучше запомнится, если выучить такое стихотворение. Повторяйте за мной каждую строчку.
Сказать тебе нужно немало, Но с этим не надо спешить, Спокойно подумай сначала, Потом начинай говорить.
. Эта картинка — символ (рис. 21) нашего первого правила речи. Когда увидите его, вспомните, что, прежде чем начать говорить, надо подумать.
Все внимательно слушали меня? Все поняли? В каком темпе я говорила? ...Верно, моя речь была спокойная,, понятная, правильная. Торопливую речь вы бы плохо поняли. Значит, какое у нас второе правило (наш второй закон)?
Наш закон звучит так: говорите в спокойном темпе.
А вот как этот закон звучит в рифмованных строчках:
Кто очень быстро говорит Спокойно будем говорить,
И слоги вдруг теряет, Не торопиться, не спешить,
Сказать не думая, спешит, И станет наша речь красивой,
Того не понимают. И четкой, и неторопливой.
Посмотрите на эту картинку — символ нашего второго закона (рис. 22). Гордо, неторопливо движется огромный корабль. Такой же должна быть и наша речь — плавной, спокойной, неторопливой.
(Логопед говорит в умеренном темпе. Делает длительные паузы, во время которых его губы остаются слегка приоткрытыми, чтобы ученики могли наблюдать, как делается легкий, ненапряженный вдох. Для большей наглядности логопед кладет ладонь на область диафрагмы и демонстрирует плавное движение стенки живота вперед и вверх при речевом вдохе.)
Вы смотрели на меня? Обратили внимание, с чего начинается речь? Тогда еще посмотрите, что я делаю, прежде чем сказать!
Рис. 2'Л
Рис. 21
Рис. 22
(Логопед демонстрирует речевой вдох через слегка приоткрытые губы. Ответы учеников: «Делаете вдох... вдохнули...»)
Верно, прежде чем сказать, надо спокойно вдохнуть. Речевой вдох происходит через слегка приоткрытый рот. Вы заметили, что при этом плечи неподвижны, а стенка живота немного выдвигается вперед. Это можно. легко почувствовать, если положить ладонь на живот. Посмотрите на рисунок — схему речевого дыхания (рис. 23).
Эти волны обозначают речевой ритм. Он состоит из чередования спокойного вдоха (показано на рисунке), плавной речи на длительном выдохе и паузы для отдыха. Во время паузы происходят расслабление и подготовка к следующему вдоху. Как у волн есть свой ритм, так и речь подчиняется определенному ритму. В таком ритме всегда можно говорить легко и долго, без утомления и напряжения, без всякого заикания. Поэтому наш третий закон звучит так: говорите всегда на выдохе.
А теперь послушайте стихи. Будете повторять за мной каждую строчку. Вспомните, как спокойно, без напряжения делается ртом речевой вдох. Ладонью (показ) вы сможете почувствовать движение стенки живота в момент вдоха и выдоха.
Всегда говорим мы, Когда выдыхаем.-Как будто бы парус Мы ртом надуваем.
Вот еще картинка — символ нашего третьего закона речи (рис. 24). Она напоминает, что мы говорим на легком выдохе.
Давайте проверим, как мы дышим при речи. Не напрягайтесь. Положите правую руку на живот и почувствуйте ненапряженный, спокойных вдох и длинный, плавный выдох. Левую ладонь подставьте к лицу в виде паруса, и вы ощутите, как этот парус улавливает легкий ветерок в момент речи. На каждом слове при правильном выдохе вы ощутите ладонью этот легкий ветерок.
Пусть каждый на выдохе произнесет любой гласный звук. Постарайтесь уловить теплый ветерок, наполнить парус легким, теплым воздухом — вашим выдохом. Не напрягайтесь. Это мешает речевому дыханию. Теперь также на выдохе произносите звуки: аэ, эо, оу и т. д.
Продолжаем наш рейс. Паруса наполнены ветром, хорошо плывет корабль, ближе страна Дивноречие.
Рис. 24
Рис.. 25
Прислушайтесь, как я произношу слова. Все ли звуки идут с одинаковой силой?
(Логопед произносит слова с ударением. Ответы школьников: «Громче ударные звуки. Делаете ударения».)
Правильно, в каждом слове есть ударение. Во время речи именно на ударных гласных делается опора, а согласные звуки скользят между ними легко, без напряжения. Наш четвертый закон: выделяйте ударные гласные звуки в словах.
Этот закон вы тоже найдете в стихах. Слушайте и повторяйте за мной каждую строчку на спокойном речевом выдохе.
В море опора — Спасательный круг, Если случится беда. Также и в слове Ударный наш звук Служит опорой всегда.
А вот этот рисунок (рис. 25)—спасательный круг — символ четвертого закона речи: ударные гласные — наша опора. Держитесь за них, как за спасательный круг, и вам будут не страшны никакие случайности при разговоре.
Положите правую руку на живот, а левую в виде паруса держите около рта. Вы ощутите, как свободно, волнообразно работают брюшные мышцы при дыхании, а наша ладонь, как парус, улавливает легкий ветерок в момент правильной речи. Помните, что на корабле все говорят громко и четко. Постарайтесь говорить также. Каждый пусть назовет свое имя на выдохе, выделяя ударный звук.
(Логопед предлагает ученикам произнести свою фамилию, названия кораблей и портовых городов, морей, океанов — по одному слову на выдохе.)
Послушайте следующие стихотворные строчки. Я прочту их по-разному, а вы сами решайте, какой вариант лучше, красивее.
(Логопед читает сначала отрывисто, с паузой после каждого слова, потом быстро. Затем то же самое, но в спокойном темпе, слитно произнося слова в предложении.)
Плавно, слитно льется речь, Так вода умеет течь.
Рис. 26
Рис. 27
Это и е'сть наш пятый закон: слова в предложении произносите слитно (рис. 26).
Постарайтесь сказать красиво короткие предложения из 2—3 слов по картинкам, которые я вам сейчас дам. (Логопед раздает каждому несколько сюжетных картинок. Ученики произносят короткие предложения, соблюдая правила техники речи.)
Продолжается наше путешествие. (Здесь и далее логопед делает длительные паузы, во время которых ученики смогут заметить его легкую улыбку, слегка разомкнутые губы, неслышный, спокойный вдох через рот.)
Послушайте мои замечания и вопросы. Вы стали внимательнее. Сами выводите законы речи. Учитесь говорить по-новому: четко, красиво. Что заметили в моей речи? Отвечайте кратко! Громко! На выдохе! (Ответы детей.)
Правильно. Во время речи обязательно нужно помолчать, остановиться, чтобы слушатель лучше воспринимал и обдумывал то, что ему сказали. Во время такой паузы мы расслабляемся, выдыхаем остаток воздуха, успеваем сделать новый речевой вдох для продолжения речи. Пауза делается после каждого предложения. Она длится 2—3 секунды. Мы сами намечаем, когда нужно сделать остановку, паузу. Именно чередование вдоха, выдоха и паузы делает нашу речь легкой, послушной, свободной от заикания. Наш шестой закон: в конце каждого предложения делайте паузу.
А теперь послушайте и повторите такие строчки:
Говори и отдыхай, Якорь с корабля бросай. Паузу-якорь не забудь. • Отдохнул и снова в путь.
Картинка-символ подскажет вам этот закон красивой речи (рис. 27).
Корабль на пути следования делает остановки, бросает якорь. Заправляется горючим, водой... Во время движения корабля наступает пауза. Все отдыхают. И в речи мы также делаем паузы.
Давайте опишем любой предмет. Произнесем несколько коротких фраз по всем правилам речи. Например: Это ножницы. Они металлические. Ими удобно резать. Они нужны всем.
Послушайте, | в жизни мы часто | произносим длинные предложения. | Чтобы удобнее было говорить | и брать дыхание, | мы делим их по смыслу на части. | Многие из вас | уже почувствовали | эту
необходимость. | Желая рассказать о чем-либо подробнее, | вы стали выдерживать паузы | внутри длинного предложения. | Вот вам еще два закона речи: длинные предложения делите на смысловые отрезки. После смыслового отрезка делайте паузу. А вот эти речевые правила в стихах:
Хочешь фразу удлинить, Сумей сразу разделить. Скажешь четко два-три слова, Вдох бери спокойно снова.
Придумайте длинное предложение из двух смысловых отрезков на тему «Лес». Например: «В нашем лесу|водятся дикие кабаны».
Снова послушайте меня. Возьмите любое предложение, например:
«Брат занимается спортом». Это лредложение можно произнести по-разному.
«Брат занимается спортом». Здесь я утверждаю, что именно брат, а не кто-нибудь другой занимается спортом.
«Брат занимается спортом». Здесь важно, что брат занимается, а не делает что-либо другое.
«Брат занимается спортом». Здесь главное, что брат занимается только спортом, а не чем-то другим.'
Вы, конечно, заметили, что значение этих предложений не совсем одинаково. Оно каждый раз менялось. Но как вы догадались об этом? (Ученики высказывают свои предложения.)
Правильно, в каждом из трех предложений я усиливала голос на разных словах, делала на них логическое ударение и этим подчеркивала главную мысль предложения.
А теперь, ребята, попробуйте произнести какое-нибудь предложение без логического ударения. Видите, какое оно у вас получилось скучное, монотонное. Значит, для чего же нам нужно логическое ударение? Чтобы наша речь была понятной и выразительной.
Давайте вместе выведем закон. Вы правильно поняли его: в каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.
Вот это правило речи в стихах. Повторяйте их за мной.
Слово главное найдем. В каждом предложении. Мысль любую подчеркнем,
Сделав ударение.
Этот закон правильной речи иллюстрирует такой рисунок-символ (рис. 28). Как компас показывает главное направление в плавании, так логическое ударение указывает главную мысль в речи.
Сейчас каждый из вас произнесет по одному короткому предложению, выделяя по смыслу главное слово.
Совсем недавно начался наш логопедический рейс, но уже приближается страна Дивноречие. Все вы в этом плавании становитесь закаленнее и мужественнее. Теперь вы знаете законы правильной речи и можете выполнять то, что раньше совсем не умели.
Рис. 28
Рис. 29
Все стали собранными, активными! Можете говорить четко и уверенно все, что захотите! Вы заметили, что речевые правила помогают вам говорить свободно. Моряку не страшны любые шторма. Он всегда твердо и спокойно смотрит вперед! Так и вам при разговоре надо спокойно смотреть на того, с кем говорите. Помните, что людям интересно вас слушать, потому что вы четко, кратко излагаете свои мысли. Вам нечего теряться и беспокоиться. Вот последний закон правильной речи: при разговоре спокойно смотрите на собеседника.
А теперь послушайте, как об этом можно сказать в рифмованных строчках:
Моряк уверенно глядит В лицо любым штормам... И на того, с кем говорим, Смотреть не страшно нам. Ты, как моряк, вперед гляди, Общаясь, взгляд не отводи! (рис. 29).
(Ученики записывают в тетрадь речевые правила в стихах и по желанию могут иллюстрировать их рисунками-символами.)
Общение в охранительный период речи
Обучение заикающихся новой, правильной речи происходит с первых же дней охранительного периода. Частичное молчание означает, что* они должны общаться с окружающими отдельными словами или короткими фразами из 2—3 слов. Такое общение способствует формированию нового речевого навыка. Игра «Путешествие в страну Дивноречие» поможет школьникам освоить технику правильной речи. Ее можно проводить в течение всего охранительного периода и заканчивать итоговым занятием, на которое школьники приносят свои дневники — журналы наблюдений. Подростки показывают иллюстрации, кратко поясняют их, читают свои девизы, произносят наизусть законы речи. Они как бы сдают экзамен. Тому, кто освоил законы речи и набрал большее количество баллов, присваивается звание матроса команды, совершающей путешествие в страну Дивноречие. Вручаются игровые удостоверения. Школьники сами избирают капитана, определяют его обязанности. Капитан
в начале занятия проверяет готовность команды к плаванью, назначает дежурных матросов. Они будут ведущими в различных играх. В конце урока с помощью логопеда, а затем самостоятельно капитан подводит итог речевой тренировки. Он определяет, как моряки были подготовлены к занятию, как соблюдали правила красивой речи.
Через некоторое время группа избирает нового капитана. Так каждый сможет выполнить роль капитана. Это требует от подростков более ответственного отношения к своей речи, воспитывает волевые качества, помогает самоутвердиться.
Практически в таком игровом ключе занятия можно проводить в течение всего курса. Это создает непринужденную атмосферу и условия для естественного общения.
Наша речь как средство общения бывает и монологической, и диалогической. У школьников монологическая речь встречается реже. Это ответы на уроках в школе, выступления перед классом с сообщениями, пересказ содержания прочитанной книги или кинофильма и т.д. Повседневное средство общения'— диалог. Школьники постоянно говорят друг с другом и с членами семьи, обмениваются информацией, спорят, задают вопросы и отвечают на них и т. д. Однако заикающихся приходится учить ведению диалога.
У многих заикающихся в раннем детстве была задержка общего и речевого развития. С помощью логопедов, врачей и педагогов в дошкольном возрасте и в начальной школе этот дефект устраняется. При переходе детей в среднюю школу считается, что дефект уже устранен, и дальше никто не обращает внимания на их речь. А недостаточная сформированность связной речи продолжает оставаться. Такие школьники не любят читать, не умеют и не хотят рассказывать, общаются друг с другом какими-то междометиями или обрывками фраз. Они плохо учатся, несмотря на сохранный интеллект.
Некоторые ребята талантливы, но несформированность связной речи, осложненная заиканием, препятствует их полноценному, всестороннему развитию.
Ведение диалога предполагает смену реплик (вопрос — ответ). На логопедических занятиях создаются речевые ситуации, которые побуждают школьников говорить. Игровые диалоги по содержанию и по форме должны приближаться к тем диалогам, которые возникают в различных жизненных ситуациях. Диалоги могут быть короткими и развернутыми. Подготовительным этапом к' ведению диалога являются речевые игры. Они позволяют овладевать техникой правильной речи и побуждают к речевому общению. Играя даже на ограниченном речевом материале, заикающиеся отвлекаются от своего дефекта, чувствуют себя более свободно, могут говорить эмоционально и естественно. В речевой игре сначала ученик общается с логопедом. Он только отвечает на вопросы. Позже у школьников появится возможность общаться между собой, используя навыки свободной речи.
В охранительный период специальными игровыми приемами
создаются ситуации для общения одним звуком, одним словом, одной фразой.
Проводятся следующие игры.
Разговор гласных звуков. Предлагается произносить несколько гласных звуков на одном выдохе с переносом ударения на первый, второй или третий звук: аэа, аэо, аэо... Затем дается задание произнести один, два или три звука с вопросительной или утвердительной интонацией. Произнести один и тот же звук печально, потом радостно, гордо, безразлично, презрительно и т. д.
Назови слово. На столе надписью вниз раскладываются карточки, на которых написаны обобщающие понятия: фрукты, овощи, растения, реки, страны. Например, ученик"прочитал: города. Каждый ученик произносит название любого города громко, четко, с опорой на ударный звук. Выигрывает тот, кто быстро подобрал нужные слова, но говорил спокойно и красиво.
Придумай действие. Школьники берут из стопки карточки, на которых изображены люди разного возраста и разных профессий или животные. Надо назвать действия людей или животных. Если на картинке изображены какие-нибудь предметы, то называются действия, которые можно с ними производить.
Например: малыш плачет, ползает, сидит, прыгает, смеется; маляр шпаклюет, белит, красит, р'астирает краску; собака лает, нюхает, ищет следы, сторожит дом; мяч летит, катится, прыгает, падает.
Наш аукцион, а) Ученик произносит один слог, остальные придумывают окончания слов, начинающихся с данного слога.
б) Предлагается первый или последний слог, надо придумать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный слог.
Например:
Выигрывает тот, кто больше придумает слов и правильно их произнесет.
Заканчивай слово. Игра проводится по кругу. Один школьник обращается к соседу справа, произносит часть слова, а его сосед заканчивает его и называет часть нового слова, обращаясь к своему соседу справа, и т. д. Кто не может закончить слово, выбывает из игры.
Придумай признак. Все получают по 3—5 предметных картинок, которые разложены изображением вниз. По очереди играющие
22 | |||||||
J2 | |||||||
23 | |||||||
22 | |||||||
Рис. 30
показывают свои картинки и называют признаки предметов, изображенных на картинках. Выигрывает и получает картинки тот, кто назовет больше признаков этого предмета, не нарушив при этом речевые правила.
Рассказ-загадка. Кто-нибудь из группы заикающихся говорит однословными или короткими предложениями о задуманном предмете, а остальные должны угадать, какой предмет он задумал. Тот, кто отгадал первым, рассказывает о своем задуманном предмете. Так с рассказами выступают все члены группы. Выигрывает тот, чей рассказ будет более интересным.
Например: маленький, гибкий, синий, полезный. (Ластик.)
Третий лишний. Ученики заранее подбирают однокоренные слова. Предлагают друг другу несколько однокоренных слов и одно лишнее, которое следует узнать и исключить.
Например: рисунок, рисовать, рисовый; носилки, носатый, носить.
Торопись медленно. Группа разбивается на две команды. По одному человеку от каждой команды подходят к вывешенным таблицам с разноцветными числами, написанными вразбивку. Следует спокойно, отчетливо назвать числа от 1 до 24. Кто первый закончит счет, тот выигрывает. Игру продолжает вторая пара и т.п. Затем подводится подсчет очков и. определяется команда-победитель (рис. 30).
Один лишний. Ставятся в круг стулья. Их на один меньше, чем играющих. Все ходят по кругу за спинками стульев. Ведущий стоит в центре круга и объявляет, что он будет называть города (имена,
цветы, животных, порядковые числа и т. д.). Услышав среди этих слов постороннее слово, ученики спешат сесть. Тот, кто остался без стула или поспешил сесть преждевременно, выбывает из игры.
Например: первый, десятый, пять, сотый.
Будь внимателен. Все смотрят на ведущего. Он называет кого-нибудь по имени, предлагает ответить на вопрос, а сам в этот момент смотрит на другого ученика. Если тот, кому был задан вопрос, ответил неправильно или зазевался и пропустил вопрос, он выбывает из игры. Ответивший правильно становится ведущим.
В этот же период проводится фонетическая зарядка. Школьники сначала хором, а потом по одному читают стихи, четко произнося гласные и согласные звуки. Выигрывает тот, кто соблюдал все речевые правила и прочитал без ошибки 5—7 строк наизусть.
Стихи для тренировки произношения определенных звуков
Ах, какой арбуз на грядке!
Постучим к нему, друзья.
— Тук, тук, можно? — Нет,
нельзя!
И еще не сладкий.
Август. Алеет за лесом закат: Алые аисты к лесу летят. Астры зарделись на клумбах
в саду.
Алые тени дрожат на-пруду. Алые утки по пруду скользят. Жаль, что уже отгорает закат.
*
Осинку окрасила осень. Осинка мне нравится очень. Она позолотой блистает. Одно только-жаль — облетает.
*
Укротительница львов Удивит учеников. Укрощая льва и львицу, Ужас как мышей боится.
Играл воздушный шар с иглой. И вот лежит он чуть живой. Игрушки, всем вам ясно? Играть с иглой опасно!
*
Йод хороший, йод не злой. Зря кричишь ты «ой-ой-ой!», Чуть завидев с йодом склянку. "Йод порой, конечно, жжет. Но быстрее заживет Йодом смазанная ранка.
Енот не станет есть, пока Его еда не мыта. Ему помощница — река. Енот в воде у бережка Еду полощет, трет слегка, А после ест досыта. Енот — любитель чистоты, Немытого не ест. А ты?
*
Облако, облако,
шерстка колечками. Очень ты, облако, схоже
с овечками.
*
Устала утка на пруду Учить своих утят. Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучается: «Ну что из них получится'*
Вышел вдруг дым из трубы. Встал над крышей на дыбы. Вырос выше облаков. И уплыл. И был таков.
*
«Ой-ой-ой! — сказал Ой-ой. -Я, мой друг, совсем больной: «Ты пойди-ка, погуляй. Все пройдет»,— сказал Ай-af
Еж с ежонком и ежихой Собирает ежевику. Собирают споро: Вечер будет скоро. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: «У ежей иголок тьма».
Эхо слышно тут и там, Эхо ходит по горам. — Эхо, спустишься сюда? Отвечает эхо: «Да-а!»
*
Еж морской на дне морском Пел о ежике лесном: «Ах ты, еж, братец еж, Как без моря ты живешь?»
*
Юрки замерзнуть не хотят. Юрки от вьюг на юг летят. Юрки, вернитесь с юга. Ушли мороз и вьюга!
*
Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил... Я не вру, поверьте мне, Это я видал во сне.
Вам сегодня не везет? Вас автобус не везет? Всюду ямы, косогоры? Вы возьмите вездеход! Вездеход вас повезет В край снегов и в край болот... Верно, правильно назвали Вездеходом вездеход. .
*
Все короче наша тень. Это значит — скоро день. Тень растет, уходит прочь. Это значит — скоро ночь.
*
Ежик и ершик колючи, и все же
Ежик и ершик совсем не похожи
Ершик при виде врагов
не тревожится..
Ежик тотчас же пытается
съежиться.
*
Юной Юлии хвала, Юркой, быстрой, как юла. И в июне, и в июле Отдохнет на юге Юля.
*
Я видел всякие края. В бродячем цирке ящик В блестящих ярких ярлыках На непонятных языках.
*
Взмокший вол
С поклажей воз
Вез.
Вдруг
Воробушек-пострел
На верхушку воза сел.
Воз качнулся, скрипнул, стал.
Вол, вздохнув, без сил упал.
Игровые приемы помогут школьникам овладеть основными правилами техники речи и подготовят их к ведению диалогов. Вначале это короткие диалоги на заданную тему.
Например, логопед говорит: «Вчера ты был в кино и смотрел новый приключенческий фильм, а твой приятель не смог его посмотреть. Что он спросит у тебя? Как ты ему ответишь? Не забывай при этом законы красивой речи, отвечай на вопросы одним-двумя словами».
— Был в кино?
Да.
— Фильм интересный?
— Очень.
— Еще пойдешь?
— Обязательно и т. д.
По этой же схеме разыгрываются следующие диалоги:
— Футбол смотрел? -Да.
— Кто выиграл?
— Наши.
— С каким счетом?
— Два — ноль и т. д.
а
— Задачку решил?
— Нет еще.
— Решай скорей.
— А что?
— Дашь списать?
— Не выйдет! и т. д.
Затем сами ученики придумывают аналогичные ситуации для диалогов. Такие короткие диалоги побуждают школьников говорить эмоционально и выразительно.
От коротких диалогов легче перейти к продолжительным беседам, требующим построения предложений из 3—5 слов. Вначале диалоги организуются по опорным вопросам. Школьники записывают их и расставляют паузы, ударения и т. д. Затем ведущий читает вопросы, а остальные по очереди отвечают, соблюдая речевые правила. Позже ученики общаются, используя эти вопросы или импровизируя на заданную тему.
Опорные вопросы для диалогов на бытовые темы
Семья
1. Как тебя зовут? Скажи твою фамилию.
2. Сколько человек в вашей семье?
3. Назови имя и отчество мамы и папы.
4. Где и кем работают твои родители?
5. Есть ли у тебя сестра или брат?
6. Назови их имена.
7. Сколько им лет?
8. Где они учатся или работают?
9. Дружная ли ваша семья? Почему ты так считаешь? 10. С кем из членов семьи ты больше дружишь?
П. Как ты относишься к своим родителям? (Боишься, уважаешь, любишь, слушаешься, не слушаешься, гордишься ими и почему.)
Твой дом
1. Назови свой адрес.
2. Чье имя носит ваша улица? Расскажи, что ты знаешь об этом.
3. В каком доме ты живешь? (В кирпичном, деревянном, блочном, в новом.)
4. Сколько этажей в вашем доме? На каком этаже ты живешь?
5. Какая у вас квартира?
6. Есть ли у тебя отдельная комната?
7. Есть ли у тебя письменный стол?
8. Где ты учишь уроки?
9. Где ты хранишь свои книги и игрушки?
Твои самостоятельные занятия
1. Сколько времени у тебя занимает подготовка школьных уроков?
2. Ты выполняешь все письменные и устные задания ежедневно или выборочно?
3. Сколько раз в день ты занимаешься релаксацией и дыхательными упражнениями?
4. Сколько времени ты уделяешь речевым тренировкам?
5. Когда и чем ты занимаешься во время речевых тренировок?
6. Говоришь ли ты в школе по речевым правилам?
7. Соблюдаешь ли ты правила речи при ответе урока?
8. Соблюдаешь ли ты правила речи дома, когда разговариваешь с родными и друзьями?
9. Отмечаются ли изменения в твоей речи?
10. Как помогают тебе родители овладевать навыком новой, свободной и легкой речи?
11. Нравится ли тебе говорить по-новому?
12. Есть ли у тебя воля?
13. Умеешь ли ты себя контролировать и делать то, что нужно, а не то, что хочется?
Твое свободное время
1. Много ли у тебя свободного времени? Ежедневно или только по субботам и воскресеньям ты бываешь свободен?
2. Чем ты любишь" заниматься в свободное время?
3. С кем ты проводишь свободное время?
4. Собираешь ли ты какую-нибудь коллекцию? Расскажи о ней.
5. Любишь ли ты рисовать и что ты рисуешь?
6. Любишь ли ты лепить?
7. Умеешь ли ты шить или вязать?
8. Есть ли у тебя настольные игры и какие?
9. В какую настольную игру тебе нравится играть и с кем?
10. Ходишь ли ты с родителями в лес, в парк, театр и как часто?
11. В каких музеях Москвы ты был и с кем?
Мой друг
1. Много ли у тебя друзей?
2. Кто твой лучший друг?
3. Давно ли ты с ним дружишь?
4. Какие черты характера друга тебе нравятся?
5. Часто, ли вы ссоритесь? Кто чаще бывает виновником ссоры — ты или он?
6. Кто первый идет мириться — ты или он?
7. Легко ли ты прощаешь обиды?
8. Кто у вас лидер? Ты любишь, чтоб твой друг тебе подчинялся- или наоборот?
9. Бывает ли тебе с другом скучно? Как ты тогда поступаешь?
10. Нравятся ли твои друзья родителям?
11. Разрешают ли родители тебе приводить к себе домой друзей или предпочитают, чтобы ты с ними играл у них дома или во дворе?
Домашние животные
1. Каких ты знаешь домашних животных?
2. Какое домашнее животное тебе нравится?
3. Расскажи о нем.
4. Есть ли у тебя какое-нибудь домашнее животное?
5. Есть ли домашние животные у твоих бабушки и дедушки (у родных или знакомых)?
6. Как ты ухаживаешь за своим животным? Как его зовут?
7. Где живет твое животное? Твои обязанности дома
1. Помогаешь ли ты своей маме и^ бабушке?
2. Есть ли у тебя какие-либо постоянные обязанности дома?
3. Часто ли ходишь в магазин?
4. Что умеешь готовить?
5. Часто ли моешь посуду?
6. Умеешь ли убирать квартиру? Что входит в уборку квартиры?
7. Кто чистит и гладит твою школьную форму?
8. Кто чистит твою обувь?
9. Какую работу по дому делаешь летом в деревне, на даче?
10. Какую домашнюю работу тебе больше нравится выполнять?
11. Помогаешь ли ты маме по собственному желанию или только тогда, когда она попросит?
12. Как ты думаешь, кто должен делать все домашние дела в вашей
семье?
13. Какие раньше были обязанности у мужчин и какие у женщин?
Твои книги
1. Много ли у вас дома книг?
2. Какие твои любимые книги?
3. Любишь ли читать сказки?
4. Какие сказки тебе больше нравятся и почему?
5. Читал ли ты сказки зарубежных писателей и какие из них ты запомнил?
6. Какая русская народная сказка тебе больше всего нравится?
7. Читал ли ты книги писателей-фантастов и какие из них запомнил?
Каникулы
1. Где ты отдыхал прошедшим летом?
2. Что интересного было во время летних каникул?
3. Нравится ли тебе .отдыхать на даче (в деревне)?
4. Что ты делаешь на даче (в деревне)? -
5. Любишь ли возиться в огороде? в саду?
6. Ходишь ли в лес по ягоды, грибы? -
Зоопарк
1. Был ли ты в зоопарке?
2. Каких зверей там видел? ■
3. Каких зверей знаешь из породы кошачьих?
4. Видел ли пингвина? Где он живет?
5. Какие животные тебе понравились?
6. Где находится Московский зоопарк?
7. Хотел бы ты работать в зоопарке?
Цирк
1. Был ли ты в цирке?
2. В каком цирке был?
3. Понравилась ли тебе цирковая программа?
4. Какой номер больше всего понравился?
5. Выступали ли клоуны?
6. Хотел ли ты быть артистом цирка?
7. Почему любишь смотреть цирковые программы?
В дальнейшем ученики охотно придумывают сами темы и вопросы для подобных диалогов, которые идут уже без подготовки.
Одним из способов тренировки диалогической речи является разыгрывание выученных наизусть коротких диалогов. Для многих заикающихся такая форма речи труднее импровизации, так как
определенный текст не допускает произвольную замену субъективно трудных слов.
Диалоги для разыгрывания их по ролям
*
— Алло, Витя?
— Да.
— Наконец-то! Весь день тебе звоню. Это я, Сережа. Слушай, мы завтра за что начинаем бороться: за чистоту или за успеваемость?
— А что?
— А я не знаю, что делать: не то мыться, не то уроки готовить.
— Это что за ребята?
— Двоечники. Я с ними занимаюсь.
— Молодец!
— Не лучше других.
— Я и не знал, что ты такой молодец.
— А я и сам не знал.
— И давно ты с ними занимаешься?
— А вот как получил двойку по географии, так вместе с ними
и занимаюсь.
*
— Витя, я решил сегодня исправиться и начать жизнь сначала. Что скажешь?
— С днем рождения, Саша!
— Здравствуй.
— Здравствуй.
— Ну, как ты учишься?
— Сейчас хорошо.
— А раньше как учился?
— А раньше еще лучше.
К
— Ну что ты весь день зеваешь?
— Понимаешь, я всю ночь не спал. Мы вчера во дворе в футбол играли, и такая неприятная история получилась: я окно разбил...
— И из-за этого окна всю ночь не спал?
— Ну, конечно. Знаешь, как в него дует!
*
— Какое дерево-великан растет в Южной Америке? — спросила учительница^
— Кажется, бабо-дед... Нет, дедо-баб! — ответил ученик.
*
Учительница спросила:
— Как разделить две дроби?
— Надо одну из них перевернуть вверх ногами,— ответила
ученица.
— Назовите, ребята, слова на букву «щ». - Щайник,— сказал Вася.
*
— Какие растения можно встретить в пустыне?
— Пустынники,— ответила Галя.
— Что такое скрипичный ключ? — спросила учительница музыки.
— Это ключ, которым открывают скрипку,— ответил ученик.
— Какие части света ты знаешь? — спросил учитель географии.
— Части света? — удивился ученик,— Лампочка, выключатель, провода.
*
— Айна, зачем ты рисуешь на моей тетради? — спрашивает старшая сестра младшую.
— А разве она твоя? На ней написано «общая».
Примерные ситуации для диалогов
После того как подростки научатся разыгрывать предложенные диалоги, у них появляется возможность для более творческой речевой работы. Логопед дает описание различных .ситуаций для диалогов и просит учеников самостоятельно их разыграть, добиваясь при этом выразительности речи.
Ты долго отдыхал в спортивном лагере. Спешишь домой. Нажимаешь на кнопку звонка и слышишь чей-то незнакомый голос. Спрашивают: «Кто там?»
Скажи, что ты почувствовал? Что сказал? Изобрази свои
действия.
На столе лежит огромное красное яблоко. Вы с сестрой одновременно бросились к нему. Что ты почувствовал? (Вкус яблока.) Что сказали вы друг другу? Как поступили?
*
Вы с папой увидели, что на .рынке продают щенков.
Что ты почувствовал? О чем подумал? О чем вы говорили с папой?
*
Возвращаясь вечером с мамой домой, вы увидели под дождем маленького котенка, который жалобно мяукал. Разыграйте эту сценку.
На день рождения маме подарили красивую вазу. Ты взял ее, чтобы лучше рассмотреть, и уронил. От вазы отбился осколок. В этот момент вернулась мама. Разыграйте эту сценку.
Ты встретил плачущего малыша. Взрослых поблизости нет. Что ты говорил мальчику? Что он ответил тебе? Как ты поступил? Изобразите эту сценку.
*
Гуляя по улице, ты увидел в витрине магазина модель машинки, которой еще нет в твоей коллекции. Войдя в магазин, ты не нашел такой машинки на прилавке.
Что ты почувствовал? О чем ты спросил продавца? Что он ответил?
И т. д.
*
Ты гладила свое нарядное платье. Вдруг к тебе пришла подруга. Вы разговорились, а на платье остался след от горячего утюга. Разыграйте эту сценку.
*
Ты увлеченно читал фантастику. Вдруг за окном раздался крик: «Пожар!»
Как ты поступишь в данной ситуации? С кем и о чем будешь говорить?
Человек несет большой арбуз. Перед ним прямо на дорогу выезжает малыш на велосипеде, а навстречу едет грузовик. Человек бросился спасать малыша и уронил арбуз.
Покажи, как это получилось бы у тебя.
Ты проходил мимо скамейки, где сидели мальчики с магнитофоном. Ты услышал интересную музыку, которую давно мечтал записать.
Как ты поступишь?
*
Однажды тебя разбудил резкий звонок будильника. Ты вскочил, начал спешно одеваться, но увидел, что брат не собирается в школу. (Он напомнил, что сегодня каникулы.)
Ты гуляла с собакой и потеряла ее. Как ты искала ее? К кому обращалась?
Мама поручила тебе купить к ужину хлеба. Ты долго играл на улице, а когда вернулся домой, увидел на столе пустую хлебницу.
О чем ты подумал? С кем говорил? Как поступил в такой ситуации?
*
Ваш класс занял первое место на школьном конкурсе на лучшую песню. Ты тоже участвовал в концерте.
Что ты почувствовал? С кем говорил об этом?
*
Ты торопился на хоккей, взял свою спортивную' сумку, а на стадионе в раздевалке обнаружил в ней коньки с ботинками 42 размера, огромные перчатки, каску и т. д. Оказывается, ты в спешке схватил сумку брата.
Что ты почувствовал? Что сказал друзьям в ответ на их предложения?
Ты много фотографировал в турпоходе. Собирался выпустить фотогазету, сделать групповые снимки и т.д. Однако проявленная пленка оказалась пустой. Что ты почувствовал? О чем говорил с другом?
*
Ты мечтаешь о мореходном училище. Стремишься подготовить себя к морской службе. В вашем городе есть кружок аквалангистов. Ты слышал, что он находится в клубе «Нептун».
О чем ты побеседуешь с руководителем кружка?
*
Вы долго готовились к встрече иностранных школьников. Разучили песни, подыскали сувениры. Ты даже стал успешно заниматься иностранным языком. И вот ребята приехали.
Разыграйте диалог.
Вы всем классом решили во время каникул заработать деньги, чтобы купить музыкальные инструменты. Вы не знаете, где и как вам можно работать. Класс попросил тебя переговорить с директором по этим вопросам. Расскажи, какой бы диалогу вас мог получиться.
После разыгрывания заданных ситуаций логопед просит подростков самих придумать сценки. При этом одни ребята являются участниками, а другие становятся зрителями.
На следующем этапе работы логопед предлагает подросткам оценить речь участников сценки.-