Министерство высшего и среднего специального образования рсфср 4 страница
При появлении моем все они как бы поприудержались и подправились. Де-Грие поправил волосы и из сердитого лица сделал улыбающееся,—тою скверною, официально-учтивою, французскою улыбкою... генерал приосанился, но как-то машинально» (Ф. М. Достоевский. «Игрок» [35, т. 4, с. 3681);
Итак, при определенных обстоятельствах (например, соблюдении правил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Один из психологов даже назвал тело местом «утечки информации» о наших душевных состояниях. В самом деле, доказано, что экспрессия лица является наиболее информативной при передаче правдивой информации и наименее информативной при передаче лживой информации [186]. Одновременно во многих исследованиях отмечалась различная сравнительная роль тела и лица в передаче эмоциональных состояний. Так, в работе Грэма, Битти, Аргайла [см. по: 123], где людей в различных эмоциональных ситуациях снимали на видеомагнитофон, а потом показывали пленку испытуемым, закрывая различные части изображения, оказалось, что тело несет больше информации об уровне эмоциональной интенсивности, чем лицо, но гораздо более слабый
Походка, например, является одним из важнейших ключей к пониманию внутреннего состояния человека. Не зря походка так узнаваема — она строго индивидуальна. Вместе с тем в походке хорошо видны многие характеристики человека. Поэтому неудивительно, что походка хорошим врачам служила диагностическим симптомом различных болезней.
Очень интересны в этом отношении эксперименты Магнуссо-на и Вильде [см. по: 168]. Они присоединяли ко всем крупным суставам человека маленькие электрические лампочки и потом снимали его походку в полнейшей темноте так, что видны были только передвигающиеся огоньки. Оказалась, что даже по такой, казалось бы, мизерной информации испытуемые вполне уверенно и правильно могли определить пол и возраст человека.
По походке наблюдатель довольно легко может распознавать эмоциональное состояние ее владельца. Так, в исследовании Монтепэра, Гольдштейна и Клаузена [168] испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая «тяжелая» походка — при гневе, самая большая длина шага — при гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они «висят», а если он счастлив — он «летит», у него более частые и легкие шаги.
«Тихон еще утром отсоветовал архитектору входить к князю с докладом. — Слышите, как изволят ходить, — сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. — На всю пятку ступают — уж мы знаем...» (Л. Н. Толстой. «Война и мир» [100, т. 4, с. 291]).
Можно было бы рассказать еще о многих других исследованиях, посвященных выявлению тех или иных связей между состояниями и переживаниями человека и тем, как они выражаются внешне. Но нам кажется, что главные выводы мы можем сделать. Самое интересное заключается, на наш взгляд, в том, что результаты подобных исследований, будучи новыми для науки, оказываются отнюдь не новыми для многих людей. Большинство экспериментов свидетельствует о том, что информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически всеми людьми без всякой предварительной подготовки. Другое дело, что мы не знаем, а точнее, не осознаем, чем владеем. Специальные исследования помогают нам осознать какие-то закономерности, но и только. Сами закономерности, как выясняется, были нам уже знакомы интуитивно, подсознательно. Конечно, эти знания очень важны, так как позволяют осознанно наблюдать за партнером. Но главное не в этом. Вопрос в другом: если все мы про эти закономерности знаем, то почему тогда далеко не все и далеко не всегда их применяем? В чем состоят те самые способности восприятия и понимания другого человека, о которых говорилось в начале главы и которые столь ярко проявляются у некоторых людей?
Эмпатия как механизм восприятия. Для того чтобы умения понимать человека, лежащие у многих под спудом, начали проявляться в общении, необходимы не только и не столько знания и опыт, сколько нечто другое—особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Проще говоря, как бы опытны и умудрены жизнью и знаниями мы ни были, для того чтобы понять человека, нужно этого хотеть. Хотеть понять, о чем он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей.
Каждый может вспомнить ситуации, когда восприятие и понимание в общении были ясными, легкими, наполненными. Это отношения с любимыми, с близкими друзьями, вряд ли здесь возникает необходимость в специальных знаниях для правильного восприятия и понимания партнера — все происходит само собой, без труда и раздумий. Оно и понятно, ведь в таких ситуациях нам очень хотелось понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т. д. Это видно даже внешне — влюбленные постоянно заглядывают в глаза друг другу, как бы сверяя свое представление и реальность, друзья очень внимательны к малейшим проявлениям в изменении состояния партнера и т. п. Иными словами, к такому общению каждый человек подходит во всеоружии средств и способов восприятия и понимания другого человека.
Механизмом этого типа восприятия и понимания другого является эмпатия. Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в своем поведении [4]. Эмпатия — это способ понимания без осмысления, когда эмоциональное вчувствование в позицию другого сразу же приводит к соответствующим собственным действиям.
Эмпатией, если можно так выразиться, мы все владеем с детства. Однако с возрастом этот механизм все реже и реже включается в восприятие. Нам некогда, да и не хочется понимать каждого, с кем мы общаемся, —у нас масса своих проблем. Нет желания понимать позицию другого человека — главное донести свою. И вообще нет уже той направленности на понимание, которая была когда-то. Поэтому постепенно мы теряем свою уникальную чувствительность к другому человеку, теряем вместе с ней способность понимать его и заменяем отсутствующее понимание эрзац-пониманием—все теми же стереотипами. Действительно, если в ситуации первого впечатления стереотипиза-ция оправдана необходимостью быстрой ориентировки по главным (а следовательно, по социальным) направлениям, то в ситуациях межличностного общения стереотипизация, как мы уже предупреждали, может приводить только к ошибочному пониманию, создавая лишь видимость понимания.
Стереотипизация и эмпатия — совершенно разные механизмы социальной перцепции. Первый свойствен межгрупповому
общению (частным случаем которого является формирование первого впечатления), второй включается в межличностное общение, т. е. в такое общение, где возможно (правда, в крайних случаях) пренебречь социальными характеристиками людей и-на первый план выдвинуть их психологические свойства [27]. Как в межгрупповом общении непригодно понимание, основанное на психологических отношениях, так и в межличностном общении стереотипы либо блокируют понимание, либо переводят это общение на межгрупповой уровень, что также к психологическому пониманию не ведет.
Понимание партнера достигается в эмпатии, которая предполагает большую чувствительность, сензитивность к состояниям партнера. Существуют специальные методы обучения, в которых ставится задача повысить чувствительность людей к переживаниям друг друга. Это различные формы психологического тренинга общения — тренинг сензитивности. В некоторых видах тренинга происходит осознание внешних признаков внутренних состояний человека, и они берутся на вооружение для наблюдения за партнером. Это, конечно, повышает умелость общения. Однако ни в коем случае не стоит забывать, что эмпа-тия — не только и не столько техника, сколько определенная позиция по отношению к партнеру—заинтересованная, доверительная, открытая. В отсутствии этой позиции всякий технический прием будет малоэффективен, присутствие же доверия «автоматически» предполагает лучшее понимание. Поэтому в тех случаях, когда мы хотим лучше понять партнера, «почувствовать» его, важно уметь настроить себя на соответствующий-лад—доверия, терпимости, открытости. И здесь иногда помогает прием, который можно назвать подстройкой и который часто интуитивно применяют многие люди, пытаясь понять состояние другого человека. Заключается он в том, что нужно попробовать максимально близко подстроиться к партнеру через подражание его внешнему поведению — занять подобную ему позу^ перенять свойственный ему в данный момент темп речи и т. п.,. т. е. повести себя так, как если бы вы заразились его состоянием-со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если вам удастся это сделать, то вы наверняка почувствуете, что происходит с ним, откроетесь для его переживаний, и понимание будет достигнуто.
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ПОСТУПКИ?
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г. Гегель
Что проистекает от причин, а что
от случая?
Г. К. Лихтенберг
Причины и следствия. До сих пор наше рассмотрение процесса социальной перцепции ограничивалось вопросами, как мы видим и понимаем других людей. Однако совершенно очевидно, что необходимо еще ответить на вопрос, как мы понимаем их действия. И не только потому, что через свои поступки человек лучше виден, как говорил Г. Гете, «поведение—это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» [24, с. 124], но и потому, что только адекватное понимание именно действий человека может в конечном счете привести к успеху взаимодействия с ним.
Вы приходите на работу, и ваш начальник встречает вас целым ворохом комплиментов. С чего бы это? Вы действительно так хорошо выглядите сегодня, или ему от вас что-то нужно? А может, у него просто хорошее настроение? Вы рассказываете о своих проблемах другу, а он вдруг посредине разговора извиняется и просит отложить разговор на завтра. В чем дело? У него какое-то срочное свидание именно сейчас, или вы ему просто надоели со своими проблемами?
Согласитесь, что таких «проблем» ежедневно возникает множество и главное, что мы заинтересованы в их правильном решении — от этого зависит наше понимание других людей, наше собственное дальнейшее поведение и судьба наших отношений с другими. Если комплименты в свой адрес можно объяснить новым красивым платьем, то это одно, а если они лишь подступы к тому, чтобы послать вас в длительную командировку, то совсем-совсем другое. Если друг прервал разговор, скорее всего, потому что у него срочное дело, то можно будет потом вернуться к разговору, а если ему надоело вас слушать, наверное, не стоит продолжать пытаться рассказать ему о своих сложностях.
В любом случае понимание действий другого очень важно для успешного общения с ним. И в любом взаимодействии мы каким-то образом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, «почему» и «зачем» человек сделал то-то и то-то. Конечно, иногда это требует специальных размышлений, но чаще всего уже при восприятии поступков человека мы одновременно «воспринимаем» и причины этих поступков.
Как будто бы сразу в действии человека записана и его причина. «Он сделал это потому, что...», «она не пришла из-за того, что...», «он поступил так, чтобы...». Каким образом мы видим истоки действий других — его мотивы, намерения, цели и т. п., какие механизмы в социальном восприятии позволяют нам видеть причинно-следственные связи в поведении других людей?
Вообще говоря, и восприятие на основе стереотипа, и эмпа-тическое понимание дают нам возможность строить предположения о причинах и следствиях поступков. Стереотипизация и эм-патия дают нам возможность наделить человека теми или иными чертами, качествами или состояниями и на этой основе пытаться прогнозировать его поведение. Например, бабушка постоянно сидит с внуком потому, что ей это очень нравится и у нее нет другой радости — она же бабушка. Любой профессиональный бухгалтер всегда вовремя будет платить за квартиру — он же бухгалтер. Жена постоянно по вечерам скандалит—это естественно, она так устает на работе. Она всегда в .плохом настроении и в выходные дни—это также понятно:
она устает от детей, а в отпуске она очень устает от солнца '(дождя, ветра, ничегонеделанья).
Так довольно часто объясняются разные действия людей, однако далеко не всегда эти объяснения Можно признать верными. Чаще всего они приводят к ошибкам — оказывается, что бабушка сидит с внуком через силу, а, кроме того, она хочет выйти замуж, и внук мешает ее личному счастью; бухгалтер только на работе строг и пунктуален, а дома всем заправляет жена, у которой никогда нет денег. Наконец, выясняется, что жена всегда всем недовольна дома потому, что полюбила другого. Когда же она создала семью с этим любимым и вы приходите в гости к своим детям в ее новый дом, вы вдруг видите, что она не усталая и поэтому ласкова и ровна со всеми, даже с вами. Получается, что верное понимание причинно-следственных отношений трудно достигается на основе стереотипа и эмпатии.
Особенно явно видна недостаточность этих путей восприятия, а иногда и неуместность их, когда наша оценка, наш вывод из «социальной перцепции» имеет выраженную «материальную» форму, т. е. тогда, когда наши оценки сами по себе каким-то образом фиксируются, закрепляются и обязательно оказывают влияние на дальнейшие события. Типичный пример таких ситуаций—«прямое» оценивание: в школе, когда ученику выставляют оценку за приготовленный урок; в ситуациях экспертного анализа, например, в деятельности различных жюри и комиссий, когда выставляется «оценка» каким-нибудь художественным произведениям или техническим проектам; в суде, где выносится приговор, который обязательно связан с той или иной «оценкой» обвиняемого и его действий. Во всех этих и подобных им ситуациях результат восприятия «оцениваемого» человека имеет для этого человека или для его работы огромное
значение, часто определяющее. Конечно, большинству из нас хочется, чтобы оценки были справедливы и уж, во всяком случае, не ошибочны.
Интересно в этом плане посмотреть, как может происходить подобное оценивание, например, в суде и как будут проявляться его результаты в выводах суда. В социальной психологии известно много экспериментальных исследований, проведенных в имитированных судах, когда испытуемые, выступая в роли судей, получают для рассмотрения описание «преступлений» и должны вынести приговор «преступнику».
В одном из первых таких экспериментов, проведенном Лэнди и Арансоном [162], испытуемые рассматривали случай непреднамеренного убийства, когда пьяный водитель поехал на красный свет и сбил пешехода, который в результате умер. В этом:
исследовании вместе с описанием происшествия давалась и крат-' кая характеристика обвиняемого, которая была разная для раз-. ных испытуемых. В одном случае сообщалось, что этот води-' тель—очень положительный, приятный человек, хороший стра-ховой агент. Другие «судьи» полагали, что обвиняемый—двор" ник, разведенный, с криминальной биографией. В третьем случае' просто говорилось, что он работает неподалеку. Оказалось, что:
в первом и третьем случаях совершившему трагический наезд, водителю (страховому агенту или работавшему недалеко) присуждалось меньшее наказание, чем во втором — дворнику. Иными словами, как и ожидалось исследователями, приговор выно-сился в зависимости от привлекательности статуса «подсудимого»: чем выше статус, тем мягче приговор. По всей видимости, приписывание качеств «разного достоинства» в результате ошибки привело в данном случае к разной оценке степени виновности', человека. • :
В другом исследовании [152] проверялось влияние физической привлекательности «обвиняемого» на приговор «судей». В эксперименте испытуемым (судьям) вместе с описанием совер-' шенного проступка предъявлялись фотографии «преступников»;,-, которые были заранее оценены как привлекательные или непри-, влекательные. Как и можно было ожидать, физически привлекательные преступники получали более мягкое наказание, чем . непривлекательные. Понятно, что здесь мы имеем дело • с последствиями «ошибки внешних данных».
И наконец, еще в одном исследовании проявилось влияние предполагаемого сходства во взглядах между «судьей» и «преступником» на вынесение оценки виновности преступника. В эксперименте Гриффита и Джексона [143] вместе с описанием преступления испытуемым сообщали высказывания . (в целом консервативные) «преступника» о боге, о родине, о половых проблемах. Оказалось, что те испытуемые, которые придерживались таких же консервативных взглядов (мнения «судей» бы-' ли измерены предварительно), были значительно более снисхо"
дительны при вынесении приговора, чем те, которые имели Другие взгляды.
Таким образом, все три «ошибки» социальной перцепции, обсужденные ранее, — налицо. В результате определенным образом направленного (направление задается оценкой «критериев» превосходства, внешних данных и отношения) приписывания качеств производится та или иная оценка виновности человека и вынесение приговора. Вроде бы это все закономерно, но хочется спросить: как же так? Неужели от того, насколько красивая у меня прическа или кофточка, должна зависеть моя судьба? Ведь все должно быть по-справедливости, перед законом все равны. По крайней мере, все это странно и неприятно сознавать, что, в общем «не относящееся к делу» сходство во взглядах судьи и преступника может существенно изменить приговор. Вот если бы я участвовал в этом эксперименте, хочется думать каждому, я бы обращал внимание не на эти характеристики, а на другое — скорее всего, попытался бы выяснить, не «какой» человек передо мной, а «почему» он так поступил и «зачем». Ведь важно не что он думает о каких-то в данный момент отвлеченных предметах, а был ли его поступок намеренным или нет, хотел он этого или не хотел, знал ли он вообще о возможных последствиях своего поступка и т. п.
Становится ясно, что социальная перцепция не ограничивается приписыванием качеств, черт и состояний (выяснением, «какой» человек), она обязательно должна включать и понимание причин поведения (ответы на вопросы «почему?», «отчего?», «зачем?» и т. д.). Для каждого из нас понимание истоков действий другого человека чрезвычайно важно и актуально. Пожалуй, лучше всего видна значимость и важность такого понимания в тех случаях, когда мы пытаемся понять «планы, намерения, желания» неодушевленных предметов, т. е., тогда, когда понимание применяется «не по адресу». Наверное, каждый человек может вспомнить примеры из своего опыта, когда он переживал разнообразные «намерения» неживых предметов.
«Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне, никогда не остывает. Ьсли какая-нибудь дрянь — монета или запонка — падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, поднимая голову, вижу, как буфет смеется» (Ю. К. Олеша. «Зависть» [76, с. 42]).
То же самое проявилось и в специальных экспериментах. Так, в одном исследовании испытуемым показали специальный мультфильм, в котором несколько геометрических фигур — круг, треугольник, прямоугольник—совершали сложные движения относительно друг друга. Испытуемых просили описать происходящее на экране. Описания были такими, как если бы описывалось поведение людей — геометрические фигуры «при-
ставали», «задирались», «гонялись» друг за другом и, естественно, имели вполне «человеческие» черты: кто-то был «драчуном», «задирой», кто-то трусом и т. д. Таким образом, даже неживые объекты наделяются намерениями и желаниями, что уж тут говорить о людях.
В процессе социального взаимодействия человек воспринимает другого вместе с его действиями и «через» действия. От адекватности понимания действуй и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком и в конечном счете успешность совместной деятельности. Естественно, что пути и механизмы такого понимания не могли не заинтересовать психологов — существует довольно обширное направление в социальной психологии: исследования процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Рассматривая результаты изучения каузальной атрибуции, мы сначала познакомимся с теоретическими моделями приписывания Причин (как может и должен человек искать причины действий других?), а потом постараемся увидеть, как на .практике человек объясняет поведение других.
Теоретические модели каузальной атрибуции. Возникновение интереса к процессам каузальной атрибуции обычно связывают с работами выдающегося американского психолога Ф. Хайдера [148]. Размышляя о том, как происходит «наивный анализ поведения» у любого обычного человека, Хайдер указал на решающую роль приписывания другому намерения совершить поступок при установлении степени ответственности за него. Он считал, что «наивное» понимание исходит из двух предположений:
люди ответственны за свои намерения и усилия, но в меньшей степени за свои способности, и чем больше факторы окружающей среды влияют на действие, тем меньшую ответственность несет за него человек.
В этих положениях Хайдер отметил два пункта, вокруг которых впоследствии развивалась теория атрибуции: это, во-первых, различение намеренных и ненамеренных действий, а во-вторых, различение личностных и средовых атрибуций, или вопрос о локализации причины.
Вопрос о намеренности действия включает в себя вопрос о собственно намерении и вопрос об осознаваемых или предвидимых результатах. Действительно, в любой ситуации очень важно понимать, поступает ли человек намеренно или случайно, предполагает ли он возможность появления тех или иных результатов, или они являются для него полнейшей неожиданностью. Это можно заметить во многих привычных разговорных
•формулах. Когда человек говорит: «Я вижу, что я вас расстроил, но поверьте, я совсем не хотел этого»,—он объясняет/что
•его поступок был не намеренным. Когда же он говорит: «Я знаю, что говорю сам неприятные вещи, но я совсем не хочу вас обидеть и надеюсь, что вы меня так не поймете», — он сообщает,
что результат его слов—обида собеседника—им предполагается как возможный, но намерения такого нет.
Что касается различения личностных и средовых атрибуций, т. е. приписывания причин действия либо человеку, являющемуся «автором» действия, либо внешним по отношению к нему факторам, то этот вопрос так же действителен и актуален при понимании поведения человека. Одно дело сказать, что «он поступил так, как считал нужным», и совсем другое, что «его к этому вынудили обстоятельства»,—каждый человек сразу чувствует, что за этими высказываниями должны следовать разные предположения о дальнейшем поведении этого человека в подобных ситуациях. По сути дела, различение внутренних и внешних причин так или иначе постоянно проявляется при объяснении своих и чужих поступков.
При построении своей модели процесса атрибуции Хайдер попытался учесть оба этих важных вопроса. Основоположника теории атрибуции больше всего волновало, как определяете» степень ответственности за поведение. Он предложил модель «наивного анализа поведения», проведя который человек может решить вопрос о степени личной ответственности за то или иное поведение.
Факторы, определяющие действие
старание |
намерения
Эффективные
возможности
личности
усилия
действие
способности
умение
Эффективные возможности окружения |
трудность |
случаи
Схема анализа действия по Хайдеру [см. по: 108].
В основе его модели каузальной атрибуции лежат следующие предположения. В любой ситуации в поведении человека наблюдатель может выделить две основные компоненты, определяющие действие,—это старание и умение. Старание определяется как произведение намерений совершить действие и усилий, приложенных для осуществления этих намерений. Умение же определяется как разность между способностями человека по отношению к данному действию и «объективной» трудностью, которую надо преодолеть для его совершения, причем на преодоление трудностей может еще повлиять какая-либо случайность. Так как намерения, усилия и способности «принадлежат» действующему человеку, а трудность и случай определяются внешней ситуацией, то «наивный наблюдатель», приписав основное значение кому-либо из этих параметров, сможет сделать вывод о том, почему человек совершил действие, — потому, что «он сам такой» (приписать ответственность действующему), или потому, что «так сложились обстоятельства» (причина действия связана с внешней средой). Таким образом, в соответствиии с представлениями Хайдера, наблюдатель, владея информацией только о содержании действия, может объяснить поступок либо личностными особенностями, либо причинами, локализованными в силах окружения.
Представим себе традиционный сбор школьного класса, посвященный 20-летию окончания школы. Мы приходим туда и узнаем, что кто-то добился очень больших успехов в жизни, работе, кто-то наоборот, ничего не добился. Можно предположить, что в этой ситуации мы будем не только ее констатировать, но и пытаться объяснить уровень достижений наших соучеников. Причем наш анализ во многом сходен с анализом по схеме Хайдера. Какой информацией о каждом мы располагаем? Мы. не виделись 20 лет, однако у нас сохранились воспоминания, представления о «личностных ресурсах» каждого — его способностях. Кроме того, мы примерно представляем себе «силы окружения» — мы живем в одном мире, мы «знаем» (или нам кажется, что знаем) «трудность задачи» достижения успеха, привходящие факторы и т. д.
И вот про кого-то мы думаем: «Как ему повезло (а может, теща помогла?), он добился многого без всяких шансов на успех». Здесь явно проскальзывает следующая мысль. Добиться успеха трудно, ресурсы этого человека, на наш взгляд, минимальны, следовательно, его успех — не его заслуга, за это отвечает случай (повезло) или чья-то! помощь (теща) и т. д. Иными словами, здесь мы делаем заключение о внешних при-» чинах достигнутого результата (неличностной каузальности). При этом мы неосознанно присваиваем значительно больший вес факторам окружения (во главе с тещей) одноклассника по отношению к его личным усилиям и возможностям.
Про кого-то мы думаем совершенно иначе: «Сам виноват,
при таких возможностях—и ничего. А ведь от него так много» ждали. Скорее всего, лень сгубила». Здесь видно другое: наши представления о «личностных ресурсах» предполагали, что способности у человека большие, явно сильнее «сил окружения»,. но успеха нет. Значит, усилий не прилагал, заключаем о внутренних причинах плачевного итога (личностная каузальность) с акцентом на неприложение усилий (лень) и заодно производим приписывание ответственности («сам виноват»). У кого-то третьего, когда нельзя заподозрить ленность, в случае неуспеха будем думать об ударах судьбы, опять обращая внимание на силы окружения, и т. д. и т. п.
По всей видимости, человек действительно может использовать. все те переменные, которые Хайдер включил в свою модель. Однако даже на простом примере видно, что она не позволяет учесть и объяснить всю совокупность факторов. Во-первых, остается непонятным, по каким критериям отбирается и используется информация о личности и об окружении, почему наше-внимание концентрируется то на одном, то на другом. Во-вторых, решая с помощью этой модели вопрос о локализацию причины результата действия в личности или в окружении, человек не может получить каких-либо критериев, помогающих выбрать, что конкретно в личности (способности, характер, личностные черты) или в окружении повлияло на результат. Мы не можем указать конкретной причины, а можем лишь грубо. оконтурить, обозначить область, «где она лежит».
Тем не менее в реальном общении мы не останавливаемся обычно на этом этапе, а идем дальше: нам важны именно' конкретные причины, определяющие действия людей. Определить их попытались Джоунс и Дэвис в своей модели каузальной' атрибуции — модели соответственного вывода «от действий" к диспозициям». Результатом рассмотрения причин и следствий по этой схеме была уже не просто локализация причины в личности или в ситуации, а выделение какой-то вполне определенной личностной черты, или диспозиции, или предпочтения, которые и лежали в основании действия.
Основное предположение авторов состоит в том, что для атрибуции намерений действие может быть информативно в той' степени, а которой оно рассматривается в контексте выбора и отражает выбор одной из многих альтернатив [153]. Действительно, когда мы знаем, что человек поступал единственным-возможным способом, мы вряд ли сможем что-либо сказать. о его личностных пристрастиях — мы не знаем, как еще он мог бы себя вести, если бы... если бы у него была такая возможность. В то же время, если у человека был выбор из нескольких вариантов и он остановился на одном из них, то в таком случае-можно пытаться понять основания выбора,которые и будут причиной поступка.