Специфика психических процессов в период взрослости
Взрослый период, как правило, самый продолжительный в жизни человека. Именно этот период – от 21-22 лет до 55-60 лет характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных и других личностно и социальные значимых достижений.
Еще в начале ХХ века считалось, что взрослость – это своеобразное «окаменение» человека, при котором он уже не развивается. Однако в настоящее время в психологии утвердилась иная позиция, а именно: психологическая и психофизиологическая жизнь взрослого человека сочетает в себе периоды подъемов и спадов, стабилизацию психических функций и определенные критические периоды. При этом, взрослый период жизни, как и предыдущие, характеризируется неравномерностью функционирования различных сторон психики и организма в целом. Так, объем поля зрения достигает своего максимального показателя в 20-29 лет. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают до 33 лет а после 34 лет постепенно снижаются, хотя устойчивость и концентрация внимания остаются практически неизмененными на всем этапе взрослости. Кратковременная словесно-логическая память достигает наибольшего развития к 30 годам, а к 40 начинает неуклонно снижаться. То же самое происходит и с долговременной словесно-логической памятью. Однако при этом, если человек профессионально занят умственным трудом, общий уровень памяти может оставаться высоким.
Исследования русского психолога Бориса Герасимовича Ананьева (1907 – 1972) показали, что в процессе проживания периода взрослости можно выделить две фазы функционирования психических процессов. Первая фаза характеризуется общим прогрессов психических функций (до начала среднего возраста, т.е. до 35 лет). Вторая фаза характеризируется их специализацией. Именно степень активности человека, вовлеченность его в профессиональную деятельность обеспечивает достижение высот психического развития к длительной сохранности задействованных в работе психических функций. Так, у лиц водительских профессий, например, острота зрения, поле зрения, глазомер остаются сохранными вплоть до пенсионного возраста. При этом, однако, именно у водителей ускоряется общее старение организма в силу сидячего образа жизни и значительного количества стрессов, на которые невозможно отреагировать двигательным образом.
Развитие интеллекта у взрослых определяется внешними и внутренними обстоятельствами. Внешний фактор – образование. Внутренний – одаренность. Исследования показывают, что одаренные люди, имеющие возможность получить качественное образование и заниматься творческой деятельностью, отличаются весьма незначительным снижением интеллектуальных функций к 60 годам. Более того, у взрослых, занятых умственным трудом, наблюдается повышение обучаемости.
Известны оптимальные возрастные моменты, относящиеся к научному творчеству, к деятельности в области искусств и т.д.
Например, ученые наиболее продуктивны в возрасте 35-45 лет. Танцовщики – от 20 до 25лет. Музыканты и поэты – от 30 до 35 лет. Философы и политики – от 40 до 55 лет. При этом спады и подъемы чередуются по своей собственной логике. Так, например у ученых психологов наблюдается следующая закономерность в их работоспособности. От 30 до 40 – 1-й всплеск творческой продуктивности. От 40 до 45 лет – 1-й спад. От 45 до 59 – 2-й всплеск творческой активности. От 59 до 65 – 2-й спад. От 65 до 70 лет – 3-й всплеск творчества. С 70 лет – 3й спад. Такие же циклы вычислены для математиков, физиков, биологов и других специалистов.
Неслучайно еще в 1928 году русский психолог Н.Н. Рыбников предложил именовать зрелый возраст периодом акмеологии (от греч. «акме» – расцвет), подразумевая, что именно этот возраст является наиболее продуктивным в жизни человека. Еще раз подчеркнем существенный момент функционирования психики в период взрослой жизни: ключом к продуктивности выступает избирательная оптимизация психических процессов. Иными словами, специализация и возможность учиться выступают залогом оптимального функционирования психики взрослого человека на уровне его высших достижений.