Социальные и экономические затраты.
Затраты, которые несут системы образования, здравоохранения, охраны психического здоровья и правоохранительные органы, занимающиеся подростками с проблемами в поведении, — ошеломляюще велики. Антисоциальное поведение это наиболее затратная проблема психического здоровья в Северной Америке (М.A. Cohen, Miller & Rossman, 1994). Хотя антисоциальные поступки характерны для всех молодых людей, только у 5% детей формируется ранний, устойчивый и ярко выраженный паттерн такого поведения (Hinshaw & Anderson, 1996). Эти дети причиняют значительный вред, ими совершаются свыше половины всех преступлений в США, и на них же приходится около одной трети случаев отправки на лечение (АРА, 1993; H.N. Snyder & Sickmund, 1999).
В 1997 г. более 2000 подростков было арестовано за убийство и более 100 000 за другие преступления, связанные с насилием (Maguire & Pastore, 1998). В США тинейджеры умирают от огнестрельных ранений чаще, чем от всех болезней вместе взятых, и с вероятностью в два раза большей, чем взрослые, становятся жертвами насилия, преимущественно — своих сверстников (Н.N. Snyder & Sickmund, 1999). Каждый учебный день тысячи школьников остаются дома — не из-за болезни, а из-за страха, что их убьют, ранят или изобьют.
Затраты на антисоциальное поведение можно оценить с точки зрения не только жизней, но и денег. Приблизительно 20% всех затрат на психическое здоровье в США связаны с преступлениями (Национальный институт юстиции, 1996). Как показано на рис. 6.2, один подросток, оставляющий школу из-за совершения преступления или злоупотребления наркотиками, обходится обществу от 1,7 до 2,3 миллионов долларов (М. Cohen, 1998).
Накладная
Для: американского общества
За: один «потерянный» подросток
Описание: Цена (долларов)
Преступление:
В детстве (за 4 года 1-4 преступления в год)
Затраты на жертвы: 62 000-250 000
Затраты на судопроизводство: 21 000-84 000
В зрелом возрасте (за 6 лет 10,6 преступлений в год)
Затраты на жертвы: 1 000 000
Затраты на судопроизводство: 335 000
Потеря продуктивности нарушителя: 64 000
Общие, связанные с преступлением, затраты: 1 500 000-1 800 000
Затраты в настоящее время: 1 300 000-1 500 000*
Злоупотребление наркотиками:
Ресурсы, связанные с рынком наркотиков: 84 000-168 000
Потери, связанные с ослаблением продуктивности: 27 600
Затраты на лечение от злоупотреблений наркотиками: 10 200
Медикаментозное лечение болезней, связанных со злоупотреблением наркотиками: 11 000
Преждевременная смерть: 31 800-223 000
Затраты на следствие и судопроизводство по преступлениям, связанным с наркотиками: 40 500
Общие затраты, связанные со злоупотреблением наркотиками: 200 000-480 000 Затраты в настоящее время: 150 000-360 000
Затраты, связанные с исключением из школы:
Затраты, связанные с утратой продуктивности: 300 000
Дополнительные льготы: 75 000
Нематериальные потери: 95 000-375 000
Полностью затраты, связанные с исключением: 470 000-750 000
Затраты в настоящее время: 243 000-388 000
Итого: 2 200 000-3 000 000
Затраты в настоящее время: 1 700 000-2 300 000
Рис. 6.2. Затраты на одного «потерянного» подростка.
Точки зрения.
Проблемы поведения рассматривались с нескольких различных точек зрения, в каждой из них использовались различные термины и определения, описывающие схожие паттерны поведения.
Юридическая точка зрения.Юридически проблемы поведения определяются как делинквентные (delinquent)или криминальные акты. Так как юридические определения формулируются на основании конкретных судебных процессов, они не учитывают антисоциальное поведение очень маленьких детей (например непослушание или агрессию), возникающее дома или в школе. Важно также разграничить «официальную» делинквентность и преступность, явную только для самого человека, так как антисоциальные подростки, попадающие под арест, могут отличаться от своих сверстников, действующих по тем же паттернам, но не попадающих в тюрьму из-за своего интеллекта или изобретательности. Психологи продолжают спорить о том, в каком возрасте детей нужно привлекать к ответственности за их делинквентные (преступные) поступки. Минимальный возраст во многих штатах США — 12 лет, а юридические определения преступного поведения много раз изменялись в зависимости от терпимости или нетерпимости общества к антисоциальному поведению.
Учитывая количество молодежи, принимающей участие в преступной деятельности, нам нужно задать вопрос, является ли такое поведение понятным (хотя и предосудительным) видом адаптации к враждебной окружающей среде; например, наиболее общая причина ношения оружия, выдвигаемая подростками, — это самозащита (Simon, Dent, & Sussman, 1997). К сожалению, не прослеживается четкой границы между преступными действиями, являющимися реакцией на условия окружающей среды, такими, например, как криминальное окружение, и действиями, обусловленными характером самого ребенка, скажем импульсивностью. Некоторые типы криминального поведения, такие как поджог и прогулы, включаются в современные определения психических нарушений, а другие — продажа наркотиков, вождение автомобиля в подростковом возрасте и проституция — нет. Юридическое определение преступности может быть результатом одного или двух отдельных поступков, тогда как определение психических нарушений, как правило, требует того, чтобы ребенок проявлял постоянный паттерн антисоциального поведения. Таким образом, только сравнительно небольшая подгруппа из всех детей, соответствующих юридическому определению преступности, вписывается и в определение психического расстройства (Cicchetti & Richters, 1993).
Психологическая точка зрения.С психологической точки зрения проблемы поведения ребенка связаны со статистической характеристикой, которую называют экстернализированным поведением (externalizing behavior), заключающимся в сочетании импульсивных, сверхактивных, агрессивных и делинквентных поступков (Burns et al, 1997). Дети с крайней степенью экстернализации, как правило, обладают одним или более стандартными отклонениям от среднего, и считается, что у них есть проблемы в поведении. Сам по себе параметр экстернализации состоит из двух взаимосвязанных, но независимых подпараметров, называющихся «делинквентными», или агрессивными (Achenbach, 1991a). Первый из них — преступное поведение включает нарушение правил, например: побег, поджоги, воровство, прогул школы, употребление алкоголя и наркотиков, совершение актов вандализма. Второй — агрессивное; поведение включает драки, деструктивность, неповиновение, хвастовство, угрозу другим и разрушения в школе. (Achenbach, 1993а).
Были идентифицированы две другие независимые шкалы антисоциального поведения: шкала открыто-скрытых (overt-covert, dimension) и деструктивно-недеструктивных форм (Fricl et al., 1993).
Шкала открыто-скрытых форм поведенияотображает как открытые видимые акты, например драка, так и скрытые, тайные акты, например ложь и воровство. Дети с антисоциальным поведением, как правило, более негативны, раздражительны и обидчивы в своих реакциях на враждебные ситуации, они чаще вступают в конфликты в семье (Kazdin, 1992). Наоборот, дети, проявляющие скрытое антисоциальное поведение, менее социальны, более тревожны и более подозрительны к другим, они чаще всего происходят из семей, где им не предоставляется поддержки. Большинство детей с проблемами поведения проявляют как открытое, так и скрытое антисоциальное поведение. Эти дети часто входят в конфликт с властями, у них возникают серьезные дисфункции в семье и результаты их поведения в течение длительного промежутка времени оказываются наиболее плохими (Loeber, Lahey & Thomas, 1991). Шкала деструктивно-недеструктивного поведения включает такие действия, как жестокость по отношению к животным или физическое нападение, и не деструктивное поведение, такое как ссоры и раздражительность.
Как показано на рис. 6.3, пересечение шкал открыто-скрытых типов поведения и деструктивно-недеструктивных приводит к четырем категориям проблем поведения: а) открыто-скрытое поведение, или ущерб собственности, б) открыто-деструктивное поведение, или агрессия, в) скрытно-недеструктивное, или нарушения статуса и г) открыто-недеструктивное, или оппозиционное поведение. Дети, проявляющие открыто-деструктивное поведение, в особенности склонные к постоянным физическим дракам, рискуют впоследствии приобрести психиатрические проблемы и функциональные заболевания (Loeber, Green, Lahey & Kalb, 2000).
Рис. 6.3. Четыре категории поведенческих проблем (adapted from Frick et al, 1993).
Психиатрическая точка зрения.С психиатрической точки зрения, проблемы поведения определяются как явные психические расстройства на основе симптомов, описанных в DSM (АРА, 2000). В справочнике DSM-IV-TR расстройства социального поведения (disruptive behavior disorders)это устойчивые паттерны антисоциального поведения, представленные категориями оппозиционно-демонстративного расстройства и расстройства поведения (Loeber, Burke, Lahey, Winters & Zera, 2000). Кроме того, диагноз антисоциального расстройства личности относится к пониманию проблем поведения у детей и их поведения в зрелом возрасте. Далее мы рассмотрим как определяется каждое из этих типов расстройств.
Итоги раздела.
— У большинства детей антисоциальное поведение возникает и затем идет на убыль в процессе нормального развития, хотя наиболее агрессивные дети поддерживают в течение своей жизни один и тот же уровень агрессивности.
— С точки зрения юридической перспективы, проблемы поведения определяются как преступные или уголовные поступки, которые приводят к аресту или суду.
— С психологической точки зрения, проблемы поведения проявляются внешне, в том числе в импульсивных, слишком активных, агрессивных и преступных действиях.
— С психиатрической точки зрения, проблемы поведения рассматриваются как определенные психические расстройства, основанные на симптомах DSM. Они называются разрушающими расстройствами поведения и включают оппозиционно-демонстративное расстройство и расстройство поведения.