Урок | Ключевые цели урока Принципы и порядок достижения требования обучения | Используемые активные способы преподавания Виды работ на уроке | Результаты урока Что учащиеся (все или некоторые) будут знать, понимать и способны сделать? | Оценивание, включающее в себя оценивание для обучения Выяснение эффективности процесса обучения по отношению к каждому учащемуся | Учет потребностей каждого ученика при планировании | Ресурсы и оборудование Список технических устройств, который необходимо заранее приготовить |
Общая цель:с помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности психологического романа и своеобразие образа Печорина в системе других образов. |
1. | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия, нравственная проблематика романа. | Прием «Корзина» (идей о смысле названия) Метод Таба (Работа в парах) | Учащиеся понимают, что такое психологический роман; Раскрывают смысл названия романа; анализируют представленную информацию; создают синквейн «Герой времени» | В начале урока записывают в таблице, что знают по теме урока, что хотят узнать, в завершении урока записывают, что узнали. Рефлексия «Ладошка» | Ученики уровня А – работают с интернет-ресурсами, лидируют в парах, группах. Ученики уровня В – разрабатывают вопросы, участвуют в обсуждении. Ученики уровня С – с помощью стикеров отмечают в тексте учебника информацию по плану. | Видеоролик «Монолог Печорина» Раздаточный материал: текст для исследования, информация учебника |
2. | Своеобразие раскрытия образа Печорина (особенная композиция, нарушение хронологии, смена рассказчиков, значение картин природы) | Прием «Мозаика» «Представитель» «Вопросы, направляющие ход мышления» | Учащиеся описывают характер Печорина; истолковывают особенности композиции; оценивают авторский ход - нарушение хронологии изложения событий; сопоставляют картины природы с душевным состоянием и переживаниями героя. | В начале урока «Портрет Печорина» (выясняем, что знают о герое произведения, чего еще не знают) Листы оценивания с критериями | Ученики уровня А являются «представителями» в группах, осуществляют обучение других одноклассников. Ученики уровня В – выполняют роль докладчиков, оформителей, кураторов. Ученики уровня С –выбирают и озвучивают описания природы. | Видеофрагменты из экранизации романа (нарезка из разных частей) Схема –хронология Иллюстрации к роману |
3. | Печорин в системе художественных образов романа (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, женские образы) | Прием «Треугольник» Метод кубика (опиши, сравни, ассоциируй, анализируй, предложи, аргументируй «за» и «против» | Учащиеся описывают поведение Печорина во взаимоотношениях с разными героями; характеризуют душевное состояние героев романа; оценивают поведение Печорина в различных ситуациях; создают психологические портреты героев | Таблица «З-Х-У» «Горячий стул» | Учащиеся будут работать в группах, помогать более слабым, ученики группы А будут оценщиками и консультантами | Видеофрагменты с изображением разных героев, так или иначе связанных с Печориным. |
4. | Реалистическое и романтическое начала в романе, их органическое единство. Психологизм, художественное совершенство романа. | Прием «Морфологическая таблица» «Эссе» | Учащиеся понимают, чем реалистическое произведение отличается от романтического; объясняют свое понимание термина «психологизм». Оценивают по критериям художественное совершенство романа. | «Сигналы рукой» Презентация эссе «Две звезды и пожелание» | Учащиеся будут работать в группах, помогать более слабым, ученики группы А будут оценщиками и консультантами | Электронная презентация по теме урока Раздаточный материал, иллюстрации, таблицы |
5. | Р.р. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени» | Работа в коллаборативных группах | Учащиеся формулируют или выбирают тему сочинения; составляют план сочинения на основе изученных сведений; используют разнообразный материал, отбирают полезные интернет-ресурсы | Оценивание плана сочинения по критериям (требования к оформлению и содержанию плана) Рассмотрение критериев оценивания сочинения | Группа учащихся А разрабатывает план самостоятельно; группы В, С. – совместно с учителем, ОВ – по карточке-помощнице) | Презентация (темы, проект плана сочинения, критерии оценивания) |