Дейовие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик nnvtnawvTpni-
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Непроизвольность, легкость возникновенияи переключения. 'ь. | Направленность ■ соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. V J | f ~~N Сохраняете)! целенаправленность, снимается напряжение. | ||
основные характеристики | ||||
Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующаяся более или менее устойчивый VmHTWW ЛИЧМПГТИ , | Ведущая роль второй сигнальной системы. | Г 1 Доминанта, 1 характеризующаяся 1 возникший а промессе данной 1 деятельности интерес. V > | |
МЕХАНИЗМЫ | |||
ч_^ |
ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ ЗАПОМИНАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ Н ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ |
гС |
.. |
Тема 9. Память )-(jCL f\£>
W Память- психический познавательный процесс, заключающийся
«запоминании и сохранении и воспроизведении информации.
C»fl Запоминание- процесс памяти, направленный на
закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже
приобретенным ранее знанием.
(ур Сохранение- процесс памяти, характеризующийся
удержанием в памяти полученной информации в течение
относительно длительного периода времени.
Су0 Воспроизведение- процесс памяти, в результате которого
происходит актуализация в психике закрепленной ранее информации.
W Механическая память- память, основанная на
запоминании материала без его осмысливания.
Gv Логическая память- вид памяти, основанный на
установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
(ур Мнемоника- система различных приемов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций.
G") Реминисценция- отсроченное воспроизведение ранее
воспринятого, казавшегося забытым.
(ур Эйдетизм- зрительная память, долго сохраняющая яркий
Г |
со всеми деталями воспринятого. Амнезия- нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга. (Персоналам ~\
Герман Эббингауз(1850 - 1909) - немецкий психолог. Экспериментально изучал психические процессы (ощущение, восприятие, память). Вывел «кривую забывания», показывающую, что наибольший процент забытого материала падает на период, следующий непосредственно за заучиванием.
Блюма Вульфовна Зейгарник(1900 - 1988) -
советский психолог. Определила зависимость продуктивности
запоминания от динамики потребностей субъекта
(«завершенности» действий), получившего известность в
J психологии как «эффект Зейгарник».
Теодюль Арман Рибо(1839 - 1916) - французский психолог. Установил закон обратного развития памяти: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти идет обратный процесс - от восстановления простых и старых воспоминаний к сложным и недавним. 36
Анатолий Александрович Смирнов(1894 - 1980) -советский психолог. Обнаружил взаимосвязь между произвольным и непроизвольным запоминанием, показал зависимость продуктивности последнего от места запоминаемого в структуре деятельности, раскрыл взаимодействия между памятью и другими психическими процессами.