Выслеживание мотива и ценности.
При помощи этого сценария можно осознать целый ряд индивидуальных нюансов в собственном описании мира. Использование такого типа сталкинга формирует установку, которая затем полно-ценно реализуется во время перепросмотра. Поскольку метод выслеживания мотива и ценности целиком относится к области значений (семантике), для его осуществления можно использовать специально организованный внутренний диалог.
Этот сценарий можно даже назвать «актуальным мини-перепросмотром». Когда завершается си-туация реагирования либо когда эта ситуация уже достаточно проявила себя, следует просто от-страниться от нее и задать себе пару простых вопросов:
«Что именно вызвало эмоцию?»
«Почему я отреагировал именно так?»
«Почему это для меня важно?»
Условиями успешного сталкинга в этом случае являются высокая бдительность и предельная ис-кренность. Понятно, что искренность возможна уже на фоне некоторой безупречности. Человек всегда находит оправдания своим эмоциям, рационализируя их. Важно заметить, когда и каким об-разом вы «водите себя за нос». Открытие в собственном тонале системы самообманов требует оп-ределенного мужества. Занимаясь этим видом сталкинга, вы непременно коснетесь «святыни» —взлелеянного образа себя. Это не должно вас задевать или расстраивать. Если вы впадаете в де-прессию или самоуничижение, узнав, что далеко не так хороши, добры, умны, талантливы, как прежде полагали, — сталкинг не завершен. Теперь вам следует понять, почему вы расстроены. Процесс «самокопания» продолжается до тех пор, пока вы не испытаете подлинное бесстрастие и отрешенность, разглядывая свои проблемы, недостатки, несовершенства. Все это входит в методику «очищения» тоналя. Каждый выслеженный комплекс, когда он переста-ет вызывать эмоции, автоматически переходит «на сторону разума», освобождая пространство для новой чувствительности. Осознанная ценность (мотив) выходит из привычного самозабвения и уже не в состоянии функционировать совершенно автоматически. В процессе такой работы чело-век постепенно освобождается от своей прежней психологии, что не может не сказаться на поступ-ках, эмоциях, решениях. Сталкер перестает следовать законам бихевиоризма, зоны его непредска-зуемости последовательно расширяются. Как выразился дон Хуан, он перестает быть «дичью» и становится «охотником» — Человеком Неведомым как для других, так и для самого себя. По мере того, как расширяются объемы выслеженного пространства в себе, сталкер замечает все больше в окружающем мире. И тогда он приступает к двум сценариям, на которые раньше просто не хватало энергии, — к «маскировке» и выслеживанию чужого тоналя. Они свидетельствуют о приближении мастерства, потому что требуют удвоенной бдительности. В случае «маскировки» надо непрерывно удерживать состояние безупречного воина и моделировать социально адекватное (приближенное к оптимальному) поведение. Выслеживание чужого тоналя еще сложнее, посколь-ку включает в качестве обязательного условия тщательный сталкинг себя и при этом осознанное наблюдение за проявлениями описания мира другого человека. Как многократно указывалось, выслеживание чужого тоналя не подразумевает манипуляции им. Конечно, сталкер оказывает влияние на тех, с кем вступает в коммуникацию, корректируя собст-венное реагирование. Особая ситуация возникает, когда приходится иметь дело с «мелким тира-ном», поскольку сталкер должен «обезвредить» его, победить психологическое давление и постро-ить обстоятельства выгодным для себя образом. Но даже здесь вряд ли можно говорить о настоя-щей манипуляции другими людьми. Ибо тиран останется тираном. Он всего лишь потеряет воз-можность терроризировать сталкера, истощать его эмоционально и энергетически. Это и станет победой над тираном, реальной проверкой уровня самоконтроля и осознания сталкера. Практиче-149 ским последствием такой победы будет отказ «мелкого тирана» от свойственного ему типа поведе-ния — он теряет интерес к бывшей «жертве» либо признает ее независимость. Что же касается «маскировки», то она уже сама по себе является стиранием личной истории. Ведь сталкер удаляет из сферы опознаваемого и узнаваемого другими значительную часть своей лично-сти. В этом смысле дон Хуан был, безусловно, прав, когда учил Кастанеду не давать никому ис-черпывающей информации о себе. Это не «скрытничанье», не нарочитая «завеса тайны», которая лишь привлекает излишнее внимание со стороны окружающих. Напротив — это иллюзия «обыч-ности».
Именно здесь «актерская игра», о которой было сказано выше, должна перерасти в нечто большее — а именно, в моделирование такого типа энергообмена с окружающими, что они не в состоянии заметить ничего необычного. Такой эффект возникает на уровне овладения тотальным сталкингом. Его невозможно сыграть, нельзя имитировать, пока интенсивность осознания не достигла опреде-ленного уровня. Ибо здесь формируется некая часть энергетического тела, которая может как бы самостоятельно производить маскирующие энергопотоки (интуитивно воспринимаемые другими людьми как «подлинность»), при том, что центр осознания не принимает в данной энергетике ни-какого участия, сохраняя неизменную безупречность. Часть сталкера словно на самом деле пере-живает эмоции и чувства, которых в реальности нет, и этим окончательно сбивает с толку тональ наблюдателя.
Это высокое искусство — свидетельство реализации свободы от социума и эго энергетических воздействий. Это превращение сталкера в подлинную Тайну.
Глава 7. СТАЛКИНГ И ПЕРЕПРОСМОТР
« Чтобы пациент излечился, ему необходимо ро-
диться снова, а архетипной моделью такого
рождения является космогония. Необходимо
отбросить работу Времени и вернуться в рас-
светный миг, предшествовавший сотворению.
На уровне человека это равнозначно тому, что
он должен вернуться к «чистой странице» су-
ществования, к абсолютному началу, когда еще
ничто не было осквернено и испорчено. «
Мирча Элиаде
Перепросмотр — штука сложная. Он испытывает практикующего на психологическую прочность. Иногда утверждают, что перепросмотр сродни психоаналитическим техникам фрейдистского или юнгианского толка. Это верно лишь отчасти. Проблема связана с известным аналитикам фактом «сопротивления терапии» и всем комплексом тонких отношений, которые неминуемо развиваются в процессе анализа между терапевтом и его клиентом.
Иными словами, при анализе всегда есть «козел отпущения». Если перепросматриваются пробле-мы и ситуации, которые значительно влияют на уровень самооценки клиента, его ЧСВ, его страхи и жалость к себе, он знает, кто в этом «виноват». Виноват, как всегда, аналитик. Почему он выну-ждает клиента радикально изменить образ себя (для себя и для других)? Почему он берет на себя функции, которые всегда ассоциировались с подавляющими авторитетами вроде фигур отца или матери, старшего брата или иного значимого «оценщика»? Разумеется, у него (аналитика) нет на это никакого права. Обвиняя терапевта во всех смертных грехах, впадая в истерику, устраивая 150 мелкие бунты, отказываясь вспоминать вытесненные содержания, человек облегчает собственные страдания. Ибо гораздо легче думать, что ВИНОВАТ кто-то другой. При перепросмотре такая ситуация невозможна. С одной стороны, процесс трансформирования бессознательных содержаний происходит в одиночестве, с другой — что значительно усиливает сопутствующие переживания — на фоне самонаведенного транса (при помощи ритмичного дыха-ния, покачивания головой, сенсорной депривации и т. д.). И открывается пугающая картина — во всех своих бедах, несовершенствах, несчастьях, ошибках виноват только ты сам. Ты оказыва-ешься лицом к лицу с самим собой, без посредников, без оценщиков, без командиров, авторитетов и мелких тиранов, окружающих нас в повседневной жизни, — то есть без оправданий. В результате ваши личные истерики, рыдания, ваше отвращение к себе достигают возможно мак-симальной интенсивности. Личность нестабильная, неуравновешенная, слабая бывает потрясена до такой степени, что вместо трансформации комплексов наносит себе психологический вред. Так что перепросмотр нельзя рекомендовать людям, чрезмерно закомплексованным и ослабленным. Как и вся дисциплина толтеков, техника предназначена для здоровых, зрелых и сильных личностей. Но и они — вполне, казалось бы, проникшиеся духом «воина» — в процессе перепросмотра стал-киваются с депрессивными реакциями, с бессознательным отторжением подобной работы над со-бой, с необъяснимым отвращением к Трансформации, обещанной толтекскими шаманами. Их внутреннее сопротивление чаще всего имеет два модуса — активный и пассивный. Активный мо-дус предполагает агрессию, злобу, ненависть и отвращение. Пассивный — воплощает себя в апа-тии и депрессии различной степени тяжести.
Как это ни парадоксально, с активным модусом неприятия работать проще. Это состояние энерге-тично, оно связано с действием. Обычно оно исходит из уязвленного чувства собственной важно-сти и требует разрешить ситуацию тем или иным образом. Здесь достаточно перенаправить основ-ное внимание на нужный объект. Заметить, что «перенос» агрессии на всякие тональные рациона-лизации (обстоятельства жизни, окружение, «пагубное влияние родителей», «неприемлемая идео-логия или учение») ничуть не разрешает проблему, а лишь отдаляет ее решение, делает проблему почти перманентной. Осознание пустого расхода эмоций на то, что существует лишь в вашем во-ображении, или на то, что принципиально нельзя изменить (например, «обстоятельства жизни»), может заставить вас все-таки вернуться к первопричинам — комплексам, импринтам и т. п. И вы-нудит вас работать с ними, отталкиваясь от нового опыта и знания. Пассивный модус неприятия — это своеобразный бессознательный отказ от использования энер-гии вообще. Легко догадаться, что он растет из доминирующего чувства жалости к себе. Субъект выбирает ничего не предпринимать, замереть и забыться. Он желает законсервировать сущест-вующие проблемы, надеясь на то, что в конечном итоге их «абсолютное обездвиживание» вызовет у него анестезию. Интересно, что в конце концов этого на самом деле можно добиться. Однако средства, которыми достигается подобная неподвижность и бесчувственность, поистине ядовиты. Для этого требуется максимально сузить или «ослабить» осознание, сделать все, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не менять режим восприятия, и даже больше — данный изначально режим восприятия требуется обеднить, лишить тревожных цветов и нюансов, чтобы вдруг не «проснуться». Вечное самозабвение и предельный автоматизм — вот унизительные «кон-серванты», которые нужны человеку, дабы избежать тревожных перемен в самом себе. И даже в этом грустном параличе осознания человек, отказавшийся когда-то от борьбы, непрерывно страда-ет от скрытой (латентной) депрессии. Он не знает радости жизни, да и как может быть иначе? Ос-лабленное осознание не инспирирует подъема, вдохновения, поток сенсорных сигналов сужен и повторяет бесконечно одни и те же паттерны. Жизнь бледна и пуста, ее обманчивое спокойствие вызвано не гармонией, а блокировкой основного массива чувств и эмоций. Так выглядит человек, «проигравший свою битву», отказавшийся от перепросмотра из-за страха боли, страха психологи-ческих страданий.
Таким образом, негативная реакция на перепросмотр, постоянное желание отложить его «на по-том» должны быть выслежены. Это симптом бессознательного сопротивления, у которого могут быть разные причины. Как уже было сказано (см. вступительную статью), причиной нежелания перепросматривать себя может быть «комплекс Зверя», комплекс древнего мага. Тогда перепро-смотр особенно необходим, как способ исцеления от накопившегося объема деструктивных эмо-ций.
Но чаще нежелание перепросмотра вызвано банальной жалостью к себе — мы понимаем, что каче-ственный перепросмотр способен радикально изменить нашу психику и нашу жизнь в целом. Мы предчувствуем, что все или почти все базовые координаты тоналя, наши «опоры» стабильности и уверенности в себе, будут поколеблены и в конце концов разрушены. Иными словами, мы боимся правды и той неведомой свободы, к которой ведет эта правда.
Кастанеда неоднократно вспоминал в своих работах об энергетическом аспекте перепросмотра —о том, как возвращается утраченная светимость, оставленные в процессе личной истории энергети-ческие нити.
Верна или нет данная концепция, нам точно неизвестно. Для ее проверки нужно владеть глубоким и стабильным видением. Что же касается метафизической идеи, будто в результате перепросмотра формируется некая копия осознания, которой довольствуется Орел, то она очень напоминает ме-тафору, хотя опять-таки достоверно судить об этом мы не можем. Безусловным представляется тот факт, что перепросмотр растворяет психоэнергетические блоки в коконе и, следовательно, освобождает точку сборки от значительной части бессознательных фик-саций. И это, на мой взгляд, — главное. Качественный перепросмотр гарантирует успех в дости-жении безупречности и кардинально улучшает процесс сталкинга. В этом отношении с перепро-смотром не может сравниться никакая иная техника. Это — обязательное условие свободы. В основе самой идеи перепросмотра лежит очень многое. Это настолько древняя идея, что ее мож-но приравнять к продукту мифологического мышления, опирающегося на изначальные архетипы. Мы вполне можем предположить, что толтекский перепросмотр начинался не как психоэнергети-ческая практика, а как акт «возвращения к первому Мифу» (о чем писал М. Элиаде). С древнейших времен, когда осознание не было столь замкнуто на себе, когда тональ представлял собой относительно простую конструкцию, человек интуитивно ощущал, что его начало во Време-ни хранит память о предшествующей свободе — свободе жизни без описания. Эта память о безы-мянном «времени сновидений» создавала особый эмоциональный фон шаманического экстаза. Всякий раз, испытывая высокий психоделизм растений силы, шаман возвращался к истокам лич-ной истории, повторно проживая события, которые скрыли от него мир духов и магию предков. Даже спонтанный и фрагментарный перепросмотр, характерный для индуцированного растениями смещения точки сборки, оставлял впечатление очищения и просветления. Не заметить это было невозможно.
Таким образом, идея возвращения во Времени через повторное проживание жизни, через упорядо-ченное воспоминание, не имеет никакого отношения к психоанализу XX века. Совершенно оче-видно, что изначально практика перепросмотра была связана с обретением Силы и является частью наследия древних магов, шаманов и видящих. Свобода восприятия сама по себе не могла быть це-лью, она использовалась как инструмент, дающий __________доступ к более мощному энергообмену. Новые видящие, которые стремились к третьему вниманию, взяли на вооружение древнюю мето-дику, поскольку обнаружили ее необыкновенную эффективность для усиления сталкинга. Но для этого им пришлось отказаться от первоначальной спонтанности шаманов, от их беспорядочных блужданий в истоках личного Времени, блужданий, провоцировавших энергетические всплески, сопровождающиеся видениями и магическими влияниями. Они отказались от растений силы как 152 катализаторов перепросмотра, так как хотели обрести подлинную чистоту и высокую интенсив-ность осознания. Только последовательная работа по перепроживанию прошлого в первом внима-нии давала шанс интеграции, а затем преображения целостного существа. Поскольку такая модификация перепросмотра затрагивала все области энергетического тела, а не избранные фрагменты (как у древних видящих и шаманов), возникло сопротивление тоналя. Весь мир — внутренний и внешний — был подвергнут сомнению. Маг отказался от своей исключи-тельности, от охоты за Силой, от областей описания, содержащих фундаментальные и неприкосно-венные «святыни». Вся история личности должна была подвергнуться беспристрастному анализу. Такой подход вскрыл глубинные истоки страха смерти, чувства собственной важности и жалости к себе. Он не оставил камня на камне в картине мира видящего и таким образом растворил образ древнего мага в бесконечной свободе и пустоте. Не все толтеки оказались способны на этот под-виг. И хотя путь древних магов затерялся в глубине веков, а большинство из них самих потерпело жестокое поражение, и сегодня ситуация не стала проще. Современный практик нередко избегает испытания перепросмотром, несмотря на то что знает —иного пути не дано. Чтобы настроить себя на перепросмотр, надо сформировать несгибаемое намерение, направленное на выслеживание и трансформацию жалости к себе и чувства собственной важности. Надо быть готовым к разнообразным и болезненным «опровержениям себя». Иногда драматические эпизоды перепросмотра вызывают ситуацию символической смерти, указывают путь к «месту без жалости» и другим мощным трансформациям. Глубокий перепросмотр оживляет уроки далекого прошлого и может провоцировать болезненные синхронистичности в настоящем, ломку обстоятельств и отно-шений — к этому также следует быть готовым.
Разумеется, невозможно заниматься перепросмотром непрерывно. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что оптимальным мне кажется обращение к перепросмотру два раза в год. Каждый такой период может длиться от двух-трех недель до месяца. Как правило, первый перепросмотр, несмотря на его поверхностность, — самый длительный. Лучше потратить на него сразу два меся-ца ежедневных занятий и как можно подробнее пройти по карте своей жизни. Это вызывает неко-торую возбужденность энергетических полей кокона и формирует навык сосредоточенного воспо-минания. Внимательное отношение к своим ощущениям поможет узнать, приобрели ли вы «чувст-во тела», которое и есть главный опыт перепросмотра. В дальнейшем вам будет гораздо проще по-грузиться в надлежащее состояние, так как тело «помнит» хорошо и долго.
Технически перепросмотр новых видящих состоит из следующих пунктов:
(1) Составление списка.
(2) Использование дыхания.
(3) Сужение области внешнего сенсориума (темнота и ограниченное пространство).
(4) Наведение транса.
Составление списка (1) — это многократная процедура. Поскольку перепросмотр должен активи-зировать вытесненную память (к которой тональ нас категорически не допускает), мы используем целый ряд уловок и хитростей. Здесь бесполезно пытаться идти напролом. Если вы хоть раз пробо-вали перепросмотреть собственную жизнь, то знаете, насколько это непростое занятие.
Тональ допускает нас к тем психическим содержаниям, к тем содержательным и чувственным вос-поминаниям, которые менее всего способствуют трансформации. Вы заметите, что большая часть доступной нам памяти — формальна. Словно некий фильтр скрывает от нас эмоциональный и чув-ственный ряд. Что же касается памяти энергетической, то она, как правило, заблокирована наибо-лее жестко. И в этом нет ничего удивительного. Ведь энергетическая память кокона — это та зона, возбуждение которой приводит к неминуемому смещению точки сборки. Наша нынешняя позиция восприятия как раз обусловлена тем, что мы не помним энергетических состояний прошлых по-ложений перцепции. Открытая часть памяти — это прежде всего память описания, за которой сто-ят, в основном, одни слова. Это обстоятельство объясняет, почему так трудно запомнить тот опыт, в котором работа описания ослаблена или сведена к минимуму — обычные сны и сновидения, психоделические откровения. По той же причине глубокая медитация может вызвать последую-щую амнезию, а впечатления от состояния повышенного осознания, где описание вместе с внут-ренним диалогом почти замирают, по возвращении в базовый режим восприятия сразу же блоки-руются и требуют особых усилий для восстановления памяти о них. Ввиду наличия многочисленных блоков и запретов на воспоминание восприятий и энергетических состояний, мы вынуждены подбираться к вытесненной личной истории многократно и с разных сторон. Это требует составления не одного списка, а целого ряда списков для перепросмотра. Рас-смотрим самые важные типы подобных списков. При их составлении не забудьте, что перепро-смотр производится в обратном порядке — от настоящего в прошлое. Для удобства вы можете сначала составить список в прямой последовательности, а затем перевернуть его так, как это нуж-но для порядка воспоминания.
А) Формальный список
Его составляют в первую очередь. Ониспользуется для привлечения внимания и формирования са-мого намерения перепросмотра. По сути, это автобиография — простое воспроизведение всех со-бытий вашей жизни, воспоминание о которых не подверглось вытеснению. Вас не должно смущать то, что многие факты сохранились лишь в качестве хронологических справок: в таком-то году по-шел в школу, в таком-то закончил, в таком-то начал работать, поступил в институт и т. д. и т. п. Все эти выцветшие сведения должны быть записаны, потому что каждый формальный пункт рано или поздно наполнится живыми воспоминаниями. Работа над первым списком может длиться не-сколько месяцев, но он даст вам возможность составить последующие списки — мест, людей и од-нородных событий.
Б) Перепросмотр мест
Формальное вспоминание личной истории обратит ваше внимание на то, что вы постоянно пере-мещались. Менялись места проживания, места учебы и работы, возможно, вы путешествовали и т. д. Составьте отдельный список этих мест. Затем поставьте перед собой задачу как можно четче, во всех деталях вспомнить, как выглядели эти места, как вы себя в них чувствовали, цвета, освеще-ние, запахи и прочее. Поскольку сами по себе места не имеют яркой эмоциональной нагрузки, с одной стороны, их вспомнить труднее, с другой — проще. Здесь вы не должны встретить сильного сопротивления бессознательного, но всякий раз, глубоко погружаясь в воспоминание о месте, вы будете испытывать неясные эмоциональные толчки. Они возникают по мере того, как вспомина-ются люди и события, с этими местами связанные. После каждого сеанса перепросмотра записы-вайте эти воспоминания в отдельные списки, которые вам пригодятся в дальнейшем.
(в) Перепросмотр людей
Составить список всех людей, которые когда-либо встречались вам на жизненном пути, — почти невозможно. Более того, я не уверен, что в этом есть такая уж сильная необходимость. В конце концов сам порядок воспоминаний и их характер покажет вам, кто требует пристального перепро-смотра, а кто в вашей жизни сыграл незначительную и мимолетную роль. Понятно, чем больше эмоций вызывает у вас воспоминание о человеке, тем внимательнее надо быть. Как правило, такие люди вспоминаются либо в числе первых, либо в числе последних. Из этого списка надо исключить близких вам людей, отношения с которыми слишком важны. Если толтек не готов к радикальному изменению отношений, этих людей пока перепросматривать не стоит.
Особое внимание следует уделить тем персонажам, которые вызывали (и продолжают вызывать) истощающие эмоции. Вглядитесь в их лица, вслушайтесь в их голос, проживите заново всю гамму мышечных напряжений, которая сопровождала реагирование. Обычно таких людей в жизни чело-века не бывает очень много — возможно, десяток-полтора. С каждым связана определенная эмо-циональная программа, которая повторяется и демонстрирует совокупность качеств нашего тона-ля. Обратите внимание, нас интересуют не люди, а именно наше реагирование на них. Стоит обра-тить внимание на то, что мы склонны забываться и впадать в индульгирование по поводу вообра-жаемых или реальных качеств друзей, знакомых, учителей, коллег и т. д. Не позволяйте себе уто-нуть в рефлексиях по этому поводу. Ищите в воспоминаниях о других лицах самого себя — свое состояние, свою реакцию, свои чувства.
Безусловно, наибольшее значение имеет перепросмотр родителей. Если их уже нет в живых или вы не видитесь, то нет никаких причин откладывать перепросмотр этой важнейшей области личной истории на потом. Тем более что перепросмотр отца или матери как правило занимает несколько лет. Память о них приходится восстанавливать и перерабатывать неоднократно, со всех возможных позиций и точек зрения, поскольку большая часть импринтов сформировалась при их непосредст-венном участии.