Трансформация базальных комплексов
«Какими бы знаниями о смерти мы ни обладали,
сами смерть не может оказаться в поле из-
вестного. Мы протягиваем руку, чтобы ухва-
тить ее, но ее уже нет... Неведомое невозмож-
но сделать известным; привычные действия не
могут ухватить смерть. Вот почему появляет-
ся страх. «
Джидду Кришнамурти
Я настаиваю, что безупречность — это Тайна. Она может маячить у нас перед глазами как парал-лельный выбор на протяжении всей жизни. Безупречность — на “кончиках пальцев”, так же как са-ма толтекская магия. Но если магия по определению сверхприродна, сверхъестественна, то безу-пречность здесь.
Конечно, если вдуматься, человек тоже здесь, и всякая букашка, былинка, какая-нибудь бродячая собака... Тайна живого окружает нас повсюду, осознание (еще более трудное для постижения) прямо сейчас трудится при чтении этих вот строчек. Разница лишь в том, что безупречность редко встречается — да и по-настоящему понять, что это такое, нелегко. Я хочу погрузить вас в эту Тайну жизни без страха смерти, чувства собственной важности и жало-сти к себе. Возможно, это прозвучит пафосно, но тут нет преувеличения, поскольку за безупречно-стью лежит Неведомое и Непостижимое. Ее полное осуществление и есть выход за пределы лично-го тоналя, без растений силы и мистического Нагваля, способного летать, “подобно воздушному змею”.
Пусть вас не обманывает сухость и технологичность моего способа говорить. Кастанеда много сделал для предъявления “художественного образа” безупречности, для впечатления и настроения. Пора дать упорядоченное, формальное и методологическое описание этого подлинно мистического (да!) элемента пути воина.
Так что шаманские слова “страх смерти”, “чувство собственной важности”, “жалость к себе” усту-
пят место академическому термину “базальные __________комплексы”. Но ведь суть от этого не изменится —
не так ли? Зато мы, возможно, кое-что поймем.
Прежде чем приступить к рассмотрению базальных комплексов, удерживающих точку сборки в фиксированной позиции (страх смерти, чувство собственной важности, жалость к себе) в соот-ветствии с энергетическим механизмом, приведенным выше, надо понять, что представляет из себя тональ человека как генератор психоэмоциональных импульсов.
Тональ — не только пузырь восприятия и описание мира. Можно сказать, эти определения указы-вают лишь на онтологическую позицию тоналя. Структурным его стержнем является упомянутый у Кастанеды инвентаризационный список, но, когда речь заходит о работе тональных обусловлен-ностей в психологическом мире, правильнее говорить о матрице. Матрица — это сложно органи-зованный и, в сущности, неизменный шаблон, который распределяет поступившую энергию, чем детерминирует способ ее утилизации.
“Матрица” универсальна, замкнута, подобно самому пузырю восприятия, так что ее функция сво-дится к полному использованию всех обновляемых энергоресурсов. В ней нет никаких накопи-тельных резервуаров или аккумуляторов. Энергетические депо, хранящие запасы силы на случай самой чрезвычайной ситуации, существуют не в тонале, а в теле. Именно из тела извлекаются впе-чатляющие резервы — будь то с помощью галлюциногенов, дыхательных, телесных, медитатив-ных упражнений. Что же касается тоналя, то он потребляет все, что получает, — даже в том слу-чае, если имеет возможности для оптимизации своей деятельности и экономии. В этом легко может убедиться каждый. Интенсивность впечатлений, получаемых из внешней сре-ды, ничуть не влияет на энергетический тонус тоналя. Можно вести разнообразную и увлекатель-ную жизнь, наполненную зрелищами, информацией и переживаниями. И наоборот — можно ску-чать в бесконечном однообразии, серости и апатии. В обоих случаях тональ без проблем сохраняет присущий ему гомеостазис, точка сборки остается неподвижной, а общий уровень психической энергии лишь колеблется в незначительном диапазоне — между хандрой и оптимизмом, умствен-ной вялостью и приступами вдохновения. Режимы измененного восприятия в обоих случаях оста-ются принципиально недоступны нашему осознанию.
В чем же тут дело?
В “матрице”.
Ее можно представить в качестве пространственного объекта — она имеет координаты, области различной плотности, каналы и т. п. Сложность воображаемой топологии заставляет думать о не-коем лабиринте — и это отчасти справедливо. Поскольку энергия движется здесь так же, как пут-ник в лабиринте: либо блуждает, пока не иссякнет, либо возвращается в центр, где используется по назначению (в соответствии с программой тоналя, цель которого — хранить свою замкнутость). Никакие эволюции внутри “матрицы” не способны изменить конечный результат. Энергия либо рассеивается, либо — и это случается намного чаще — идет на укрепление неизменной структуры. Прежде всего, матрица тоналя гарантирует распределение энергии не только в пространстве вос-приятия, но и во времени. Чем занимается человек, если его нынешняя перцептивная среда не дает достаточно поводов для рефлексий? Он приступает к моделированию будущих или прошлых си-туаций. Мы многократно обдумываем, что будет завтра или через год, вспоминаем вчерашний, по-завчерашний день. Тональ при этом весьма активен. Это не просто воспоминания и не просто ожи-дания. Это — модели, которые перебираются с высокой скоростью. Это непрерывно растущие ла-биринты вероятностей и возможностей. Легко понять такое положение вещей, если речь идет о не-ведомом будущем, о том, что лишь предстоит сделать, — вроде бы мы заняты поиском оптималь-ного выбора (хотя очень часто и это иллюзия: выбор уже сделан, порой сделан неоднократно, а мы все продолжаем поставлять те или иные фантазии, от очевидных до самых причудливых и ни в ка-ком случае невозможных). В отношении прошлого поведение нашего тоналя особенно нелепо —какой смысл перебирать варианты того, что могло с нами произойти, но не произошло? Что мы могли бы сказать вчера и что бы нам на это ответили? Как можно было бы стукнуть кулаком по столу или хлопнуть дверью, простить и пожать руку, повернуться и молча уйти? Рациональная часть нашей природы осознает, что все эти вереницы слов и образов совершенно из-лишни, запоздалые эмоции направлены в пустоту, и все же тональ продолжает настойчиво тратить энергию на глупости. Более того, тональ настаивает на своей иррациональности, он навязчив —
63 попробуйте избавиться от неугомонного потока внутренних содержаний, касающихся прошлого или будущего.
Активность временных координат матрицы тоналя не идет на пользу даже в смысле перепросмот-ра. Ведь перепросмотр трансформирует и исчерпывает психические напряжения, разрешает внут-ренние конфликты, в конечном итоге — освобождает. Здесь же ничего подобного. Мы лишь на-блюдаем, как ментальные и эмоциональные конструкции размножаются, мутируют, охватывают все большие области значений и даже все большие временные промежутки. Все это вполне типичный умственный шум, который мы замечаем, оказавшись в ситуации инфор-мационного или эмоционального голода. Ибо таково правило тональной матрицы — если окру-жающая нас в данный момент среда требует мало психической энергии, освободившаяся сила уходит в прошлое или в будущее.
Осознание “растекается”. Его интенсивность в любых условиях должна пребывать в определенном диапазоне, иначе сдвиг точки сборки неизбежен, а для биологической формы — это неоправдан-ный риск, от которого биологическая эволюция нас мудро оберегает. Матрица тоналя работает в соответствии с теми же принципами и тогда, когда сосредоточена на актуальной ситуации. Здесь мы вступаем в область, близкую психосемантикам. “Ибо каждое мгновение мы окружены объектами. Внутри тоналя объекты — это не энергетические факты, о которых писал Кастанеда. Более того, объекты могут вообще не иметь за собой никакой реальности. Не правда ли, странная идея? Но так кажется лишь на первый взгляд. Просто роль ре-альности в тонале с успехом исполняет условная (подчеркиваю!) информация. Скажем, по вашей руке ползет гусеница — маленькая и безобидная на вид. Вы безмятежно стряхи-ваете ее и тут же забываете об этом происшествии. Но если кто-то (друг, мать, жена, знакомый эн-томолог) скажет, что эта гусеница может в любую секунду выделить слизь, содержащую смертель-ный яд, проникающий сквозь кожу... В лучшем случае вы вздрогнете, в худшем — ваши крики мо-гут вызвать настоящую панику среди окружающих. Потом окажется, что гусеницу обвинили по ошибке — но какой эффект (в смысле потраченной нервной энергии)! Или, скажем, попробуйте вычислить разницу между простым разглядыванием (банальный перцептивный акт) будильника на вашей тумбочке, если а) то будильник и если 6) вы уверены, что это адская машина, подброшенная террористами, при-чем время взрыва вам неизвестно. Мы существуем не столько среди объектов, сколько среди ин-формационных оболочек, к ним прилагающихся. В окружающем нас мире очень немного вещей и явлений, которые даны сами по себе, то есть в виде сенсорного пучка, перцептивного феномена. Таким образом, мы живем среди понятий и оценок. Объект, послуживший причиной данных ин-формационных процессов, теряется в тумане нашего реагирования на символы. Прямым итогом манипулирования символами в матрице тоналя становится совокупность ценно-стей и смыслов, которая укладывается в собственную систему координат. А система координат происходит из всеобщего инвентаризационного списка и личной истории субъекта. В мире описа-ния они неразрывно связаны — как на уровне опыта всего человечества, так и на уровне отдельной личности.
А дальше происходит маленькое чудо. Условный смысл и условная ценность вдруг становятся ре-альностью.
Обратите внимание на то, что мы бессознательно склонны приписывать смыслам объективное значение. Это система, обслуживающая психоэмоциональный комплекс человека, его характерную реактивность. Его не-безупречность.
Мир смыслов — это человеческий мир. Никто не отменяет человеческое мышление и иную актив-ность. Однако, если мы хотим обрести хотя бы некоторую свободу от тональной матрицы распре-деления внимания и энергии, следует всегда держать в голове, что всякий сформулированный смысл — наше собственное человеческое произведение. Мир вне-человека либо вообще не имеет смыслов, либо имеет смыслы, для человека принципиально непостижимые (тогда чего о них гово-рить). Это и подразумевается в одной заповеди сталкера: “Мир — это Тайна”. “Золотая середина”, которая оставляет место для свободы, заключается в том, чтобы всегда иметь в виду обе позиции (условно говоря, тональную и нагуальную).
Все мы прекрасно знаем, что многие философские заблуждения начинаются с приписывания како-му-нибудь смыслу универсального, абсолютного значения. (А философские заблуждения — это не шутка. Они иногда определяют судьбы как отдельных людей, так и целых народов.) Так возника-ют, в частности, религии. Человек настолько жаждет обрести не условный, а абсолютный смысл, что создает систему, в которой это возможно. В такой системе обязательно должен быть Дух, Все-ленский Разум или Бог. Наличием Бога определяется смысл человека. В технократической утопии смысл человека может быть, например, связан с созданием машин и соответствующей цивилизации. В коммунистической — свои универсальные смыслы (думаю, все их помнят). И так повсюду в мире описания.
Чтобы приступить к работе с тоналем, нужно помнить о дистанции между смыслом и Реальностью. Пока мы пользуемся разумом, мы оперируем значениями и смыслами. Человек, не осознающий Реальности, не оперирует смыслами, не пользуется ими. Происходит нечто большее — он ими становится.
Если мы забудем, что любой смысл существует лишь в данной позиции восприятия, мы утратим саму возможность перехода в иную позицию, в новую областью перцептивного опыта. Иногда это происходит настолько автоматически и бессознательно, что даже начитанные толтеки это не успевают отследить. Мир описания цепок и действует совсем не очевидным образом. Наконец, самый высокий этаж “матрицы” тоналя, с большим успехом поглощающей всю доступ-ную нам психическую энергию, — мотивы и цели. На этом уровне замкнутость тонального описа-ния достигает совершенства. Здесь объединяются все абстракции, рассмотренные выше. Темпо-ральная координата со своей непрерывной активностью вынуждает оглядываться на прошлое и пе-реживать о будущем. Понятия автоматически соотносятся с ценностями и в результате ряда мета-морфоз наделяются смыслом. Полученные ряды смыслов соотносятся со шкалой времени и обре-тают связь с центральным смыслом — образом нашего “Я”. Так возникают мотивы действий и це-ли личности. Далекие и близкие, ничтожные и возвышенные.
Эта многоуровневая структура может быть названа очень просто — озабоченность собственной судьбой. Здесь можно заметить одну поучительную взаимосвязь — от того, какой характер приоб-ретает озабоченность, зависит и содержание самой судьбы. Причины и следствия в матрице тоналя переплетаются столь чудесным образом, что ряды символов, понятий, ценностей, целей и мотивов, по сути, оказываются “картой нашей судьбы”. Как высшая Карма, она дана нам уже сегодня — и мы можем подробно разглядывать ее без помощи хрустального шара и сомнительных прорица-тельниц. К сожалению, далеко не всегда это приятное зрелище. Самое важное открытие, которое можно сделать в процессе данного самоисследования, — это то, что, расшифровав устройство тональной матрицы, мы получаем возможность изменить карту. По-тому окончательной кармы для существа, наделенного упорядоченным осознанием, не существует. Более того, качество расшифровки матрицы тоналя зависит от силы осознания. А уровень осозна-ния определяется успехами в области безупречности. Высшая безупречность просто стирает карту — и мы обретаем свободу от человеческой судьбы.
Мистический лозунг, как видите, обретает вполне постижимый смысл. Это не делает Свободу и Трансформацию ближе, но, возможно, делает Путь к ним яснее. Все сказанное здесь можно назвать своеобразной апологией безупречности — попыткой найти смысл в том, что лежит по ту сторону смыслов. Вооружившись этим пониманием, обратимся к корням.