Первичная диагностика личных параметров 7 страница
Упражнение. МОИ УСПЕХИ И МОИ НЕУДАЧИ
Материалы | Не требуется. |
Время | Упражнение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкции | «Пожалуйста, вспомните об одной вашей неудаче и об одной удаче. Безразлично, когда они случились, недавно или же очень давно. Попробуйте рассказать о них группе в оптимистичной манере». Задача участников группы – после завершения рассказа попробовать скорректировать его в сторону большего оптимизма. |
Обсуждение | «Что мешает нам рассуждать в оптимистичном стиле? Какие преимущества и какие недостатки имеет оптимизм?» |
Комментарии | Это упражнение мы часто используем при подготовке участников политической борьбы и безработных, готовящихся к интервью. В тренинге наслаждения мы делаем особый акцент на позитивных эмоциях, связанных с оптимистичным стилем самопрезентации. При обсуждении часто возникает вопрос о том, насколько объективен оптимизм, не является ли оптимистичный стиль мышления искажением реальности. Тренер в этом случае может сказать, что оптимизм означает безусловно ошибочное восприятие реальности, сфокусированное на позитивных ее аспектах. Оптимисты переоценивают свои шансы на успех и недооценивают значение неудач. Однако опыт показывает, что их чрезмерно радужные ожидания имеют обыкновение сбываться. Наиболее точное восприятие реальности во всей ее сложности легче всего встретить в клинике депрессивных расстройств, но это лишний довод в пользу того, к чему, собственно, имеет смысл стремиться. |
Домашнее задание | «Постарайтесь обращать внимание на то, в каком стиле окружающие вас люди рассказывают о своих успехах и своих неудачах. При необходимости попробуйте вмешаться в разговор и скорректировать стиль рассказа на более оптимистичный». |
Страховка | Пессимистичный рассказ о неудаче: «Два месяца назад я выехал в гололед на недавно купленной новой машине. И ведь знал, что резину нужно было сменить на шипованную, но все откладывал и откладывал. В общем, не справился я с управлением, и мало того, что свою машину разбил, так еще и чужой бок помял». Скорректированный пересказ: «Два месяца назад сложилась очень неблагоприятная обстановка на дороге. Подморозило, и дорога превратилась в каток. На моей новой машине еще стояла летняя резина, и ею очень трудно было управлять. На особо крутом повороте машину занесло, но я сделал все возможное и сумел предотвратить серьезную аварию. Я лишь слегка задел чужую машину. Впредь буду внимательнее следить за сезонной сменой покрышек». Пессимистичный рассказ о неудаче: «Мама, я опять ничего не смог ответить на математике. У меня опять двойка. Я никогда не смогу в этом всем разобраться». Скорректированный пересказ: «Тебе, сынок, попалась очень сложная задача, и учитель был в плохом настроении. Вчера дома ты прекрасно во всем разобрался и правильно решил несколько задач. Нам с тобой нужно попробовать теперь решать задачи такого типа, которая тебе досталась в классе». В приведенных страховочных примерах можно увидеть еще один прием когнитивной проработки неудач, который заключается в переформулировании неудачи в достижимую цель. Это прием тренируется в следующем упражнении. |
Упражнение «______________________________________________» Цель: _________________________________________________________ Инструкция: _________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
Упражнение 34. ОШИБКИ – ФАКТОРЫ УСПЕХА
Материалы | Карточки с двумя колонками. Правая колонка имеет заголовок «Правила или задачи на будущее», левая – «Текущие или часто встречающиеся ошибки и неудачи». |
Время | Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-10 мин. на каждого участника. |
Инструкция: Шаг 1 | «Вспомните, пожалуйста, и запишите в левой колонке три допущенные вами текущие ошибки или постигшие вас неудачи. В правой колонке переформулируйте эти неудачи в правило на будущее или выполнимую задачу». |
Шаг 2 | «Расскажите группе о неудачах в оптимистичном стиле и сформулируйте выполнимую задачу или правило на будущее». Группа следит за точностью формулирования правил и задач, а также за их реальностью и выполнимостью. |
Обсуждение | «Что вы чувствовали, когда ошибки и неудачи приобретали форму правил? Можно ли как-либо конкретизировать, уточнить правила и задачи?» |
Комментарии | Если участник группы заявляет, что у него уже давно не было неудач и промахов, то тренер может указать на то, что здесь есть существенный резерв наслаждения. Может быть, имеет смысл заняться более сложным и интересным делом, как-то расширить круг привычно решаемых задач? Особо также следует отметить, что правило создает удовольствие только в том случае, если оно выполняется. |
Домашнее задание | Участникам раздаются пустые карточки, которые использовались в этом упражнении. «Если вы замечаете за собой некоторые недоработки или неудачи, запишите их на карточке и потренируйтесь в переформулировании неудач в правила и задачи». Выполнение домашнего задания обсуждается на следующем занятии. |
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: _________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос____________________________________________ |
б) Составьте самостоятельно (краткий рабочий вариант: название упражнения «..»; Цель; Инструкция; Обсуждение/Анализ) по 5 карточек психологических игр, упражнений, либо заданий и пр. по каждой тренинговой форме: Индивидуальная работа («Размышляя о себе самом»); Парная работа («Лицом к лицу»); Малая группа из 3 человек («Тройка»); Малая группа из 4 человек («Четверка»); «Малая» большая группа из 7—8 человек («Великолепная семерка»); Общая работа в два круга («Карусель»); Активная работа части группы («Аквариум»); Большой тренинговый круг («Посиделки»); Массовая свободная деятельность («Народное мнение»).
в) Допишите(оформите) по общим требованиям приведенную ниже схему тренинга (Тренинг «Круг Мастерства». Цель может быть: создание очень мощного интегрированного ресурса, который вы можете использовать как для проработки проблемных ситуаций, так и для «оперативной помощи». В принципе, это немного расширенный вариант «Круга Совершенства», к которому добавлена технология доступа и вживания в новые нужные состояния). Возможен вариант работы: составьте тренинг, либо практическое психологическое занятие (соблюдая все требования к таковым) по тематике определенной вами самостоятельно.
ТРЕНИНГ «Круг Мастерства»
1упр. Качества.
Составьте список качеств/умений, которые вы хотели бы в себе улучшить:
1) спокойствие;
2) сосредоточение;
3) уверенность в себе;
4) простодушие.
5) ... Всего 7-10 штук.
2упр. «Носитель».
Проставьте напротив каждого качество имя человека, животное, природное явление, у которых это качество развито лучше всего. (Можно сказать, что это «олицетворение» этого качества).
1) спокойствие - ель;
2) сосредоточение - лазер;
3) уверенность в себе - лев;
4) простодушие - собака.
5) ...
3упр.- задание. Новые качества.
Напишите на листике бумажки каждое из качеств/умений и нарисуйте (по мере возможностей) его «олицетворение».
4.упр. Круг Мастерства.
Создайте «Круг Мастерства» – область, где сосредоточены все ваши ресурсы: умения, состояния, знания и проч. Положите туда все что вы уже имеете. Зайдите и прочувствуйте его.
5.Психологическая игра. «Вживание в носителя».
Разложите бумажки с качествами по часовой стрелке на равном расстоянии друг от друга вокруг «Круга Мастерства». Становясь на бумажку старайтесь стать этим «олицетворением», максимально вжиться в него. Выбирайте момент, когда нужное качество проявляется максимально сильно (то есть, например, лев максимально уверен в себе»).
6 упр. Интеграция.
После того, как вы прошли по всем бумажкам и максимально вжились в каждый образ, переместите бумажки с рисунками внутрь «Круга Мастерства». После чего войдите внутрь его и прочувствуйте его изнутри. Что там изменилось?
Тренинг «____________________________________________________».
Цель:
______________________________________________________
Задачи:
1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________ 3.____________________________________________________
Материалы и подготовка:
_______________________________________
Время:
______________________________________________________
Правила работы в группе:
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Психогимнастика. «________________________________»
Цель:
______________________________________________________Содержание:
______________________________________________________
__________________________________________
Упражнение «Знакомство»
Цель:
______________________________________________________Содержание:
______________________________________________________
___________________________________________________________Домашнее задание
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________
1.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
2.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: ________________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
3.Упражнение «______________________________________________» Цель: _________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
4.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
5.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
6.Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
Обратная связь:
_______________________________________
_______________________________________
Список литературы для самостоятельной подготовки по теме раздела:
1.Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. – 380 с.
2.Вачков, И.В. «Основы технологии группового тренинга». Учеб. пособие. М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
3.Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
4.Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
5.Келлерман, П.Ф. Психодрама крупным планом. – М.: Независимая фирма «Класс». 1998. – 240 с.
6.Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
7.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Выпуски 1, 2, 3, 4. – М.: Изд. Российскою открытого Университета, 1991-1994.
8.Хрестоматия по телесно-opиентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков. – М.: НПО «Психотехника», 1992. – 108 с.
9.Шерток, Л., Соссюр, Р., Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. – М.: Прогресс, 1991. – 288 с.
10.Хломов, Д.П. Русский гештальт // Гештальт-92 / Под ред. Д.И. Хломова, Н.Б. Долгополова, П.Б. Кедровой. – М., 1992.
Словарная работа
Агрессивность____________________
Агрессия вербальная______________________________________
_______________________________________
Агрессия инструментальная________________________________
_______________________________________
Агрессия косвенная_______________________________________
_______________________________________
Агрессия прямая__________________________________________ ______________________________________________
Агрессия реактивная______________________________________ _______________________________________
Агрессия физическая_____________________________________
____________________________________________
Адаптация психологическая________________________________
_______________________________________
Адаптация социальная_____________________________________
____________________________________________
Акмеология___________________________________________________________________________________________
Активное социально-психологическое обучение_______________
____________________________________________
Актуализовать (актуализировать) — перевести из состояния потенциального в состояние реальное, актуальное_______________
___________________________________________
Акцентуация__________________________
Акцентуация астеническая _________________________________
___________________________________________
Акцентуация гипертимная_______________________________________________
____________________________________________
Акцентуация демонстративная___________________________________________
____________________________________________
Акцентуация дистимная ____________________________________
___________________________________________
Акцентуация застревающая ________________________________
____________________________________________
Акцентуация истероидная __________________________________
___________________________________________
Акцентуация конформная __________________________________
__________________________________________
Акцентуация лабильная ____________________________________
____________________________________________
Акцентуация неустойчивая _________________________________
____________________________________________
Акцентуация паранойяльная _______________________________
____________________________________________
Акцентуация психастеническая _____________________________
____________________________________________
Акцентуация сенситивная __________________________________
___________________________________________
Акцентуация характера ____________________________________
___________________________________________
Акцентуация циклоидная __________________________________
___________________________________________
Акцентуация шизоидная ___________________________________
___________________________________________
Акцентуация эпилептоидная ________________________________
___________________________________________