Слово одно - значений много
Каков словарный запас человека? Сколько слов мы знаем и какие? Ученые по-разному отвечают на этот вопрос. Известно, что ребенок двух лет знает от 30 до 100 слов, четырех лет - от 1000 до 3500, семи лет - от 3000 до 5000-6000. Словарный запас взрослого человека в зависимости от уровня образования и эрудиции колеблется от 5000-6000 до 8000-12000 слов. Однако дело не только в количестве слов, которые мы знаем, но и в том, как мы их используем.
Мы говорим: острый нож, острый ум, острый глаз (слух), острый край, острый запах, острый недостаток, острая боль, острая шутка, острое словцо и т. д. Вы видите, как меняется значение слова «острый» в зависимости от того, с какими словами оно употребляется. В связном тексте раскрываются различные значения, оттенки значений слова. Это явление называется полисемией, или многозначностью.
Многозначность слова - достаточно сложное лингвистическое явление. В одних случаях основу значении слова составляет общий семантический (смысловой) элемент. Например, слово «стена» мы понимаем как вертикальную часть здания, которая служит для поддержания перекрытий и разделения помещения -на части, как высокую ограду; вертикальную боковую поверхность чего-либо; тесный ряд или сплошную массу чего-либо, образующую завесу, преграду. Эти значения имеют один общий признак: «вертикальная преграда, отделяющая что-то». В других случаях значения разделяются на исходные и переносные. Например, ножка - маленькая нога человека и ножка стула - опора стула.
Встречаются и другие связи, что позволяет слову сохранять смысловое единство, т. е. оставаться единым словом. Многие значения имеют оттенки, благодаря которым можно выражать всякого рода нюансы обозначаемого. Например, напряжение - состояние подъема, повышенные усилия в осуществлении чего-либо, оттенок этого значения - крайний предел, высшая степень протекания чего-либо.
Есть слова-омонимы. Они одинаково пишутся и звучат, но имеют разные значения. Например, ключ - приспособление для отпирания и запирания замков, инструмент (гаечный ключ), знак в начале нотной строки (скрипичный, басовый), основа для разгадки, понимания чего-нибудь и родник (бьющий из земли источник); лук - растение и оружие для метания стрел; бокс - вид спорта, мужская прическа и изолятор в лечебном учреждении.
При чтении слова-омонимы достаточно быстро распознаются, если мы знаем их значения. А вот со словами-омонимами акустического происхождения, не различающимися на слух, бывают курьезы. Подобное недоразумение описано, например, в журнале «Пробуждение» за 1912 г. (Наука и жизнь, 1976, № 10):
«Захожу я как-то к Марии Ивановне. Она сидит у рояля, поет и сама себе аккомпанирует.
- Здравствуйте, Мария Ивановна, - говорю. - Вы
ли это? Вы ли?
Мария Ивановна нахмурилась и отвечает холодно:
Я не выла, а пела,
Вы меня не поняли, Мария Ивановна. Вижу, вы
уже и обиделись... Какой же ребенок вы в таком слу
чае!
Мария Ивановна вспыхнула:
- Как вы смеете называть меня жеребенком!
Я тут совсем растерялся.
- Я, - говорю, - могу совсем уйти прочь, если вы
желаете...
Мария Ивановна отвечает:
- Пожалуй, вам лучше всего уйти, раз вы меня все время оскорбляете. Сначала вы заявили, что я вою, затем назвали меня жеребенком, а теперь говорите, что я лаю... »
Многозначны и слова-паронимы (возлесловы). Такие слова различаются некоторыми элементами при совпадении звучания однокоренных основ. Например: надеть- одеть, экономный - экономический, представить- предоставить, эффектный - эффективный, цельный- целый, абонемент - абонент, дипломник - дипломант и т. п.
Многозначность понимания текста дают и такие языковые средства, как метафоры, гиперболы, эпитеты, сравнения и др. Эти средства широко используют писатели в своих художественных произведениях. Например, А. Гайдар: «непонятная тревога впорхнула в комнату», «это будила меня моя беда», «остатки совести, которые слабо барахтались где-то в моем сердце, подняли тихий шум и вой», «красный глаз светофора глядел на меня не мигая, тревожно», «окошко уставилось», «ночь как трепыхающаяся птица билась в разноголосом звоне неумолчных пташек»; А. П. Чехов: «глаза его подернулись маслом», «блины были поджаристые, пухлые, как плечо купеческой дочки», «жалование получает тщедушное», «душа зато страсть какая ехидная», «водка есть кровь сатаны», «в моей груди стало так тепло, как будто бы в ней поставили самовар», «в голове у него, по обыкновению, стоял туман», «шелковые золотистые волосы... водопадом падали на ее плечи и спину», «совесть исцарапала все ее внутренности», «лицо, по которому бегали тучи и молнии», «лоб напрягался, как резина»; Андрей Белый: «стаи студентов... клевали: за формулкой формулку, за интегральчиком интеграль-чик», «белая клавиатура зубов проиграла», «над столом тяжелело молчание»; И. Бунин: «она... говорила, блестя ему в глаза радостными чернозеркальными глазами», «девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц», «бойкий зимний день, идет снежок, Ильинка чернеет народом», «стопудовый кожаный диван, из которого... горбами выпирают пружины», А. Блок вместо общепринятого «чарующий» и «очаровательный» использует прилагательное «чарый», обладающее удивительной смысловой глубиной. Чарый - значит, колдовской, обманчивый.
Средства художественной выразительности придают произведениям особый идейно-нравственный и эстетический смысл………………………………………………………