Отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа; 37 страница
Симптомы невроза обусловливаются либидо и его применением. Заболевание происходит, только когда Я теряет способность к распределению либидо. Каждый невроз как-то нарушает отношение больного к реальности, является средством отказа от реальности; в тяжелых случаях происходит прямо-таки бегство из реальной жизни. Неврозы составляют «преимущество» человека над животными, и относятся к болезням личности, имеющим социальную окраску. При неврозе, как и при психозе, происходит либо замещение реальности, либо утрата ее. Поэтому некоторые неврозы — продукт конфликта и отчуждения, социальных противоречий, проявляемый в сфере психики. В то же время невроз может пониматься как своеобразный «негатив» перверсии.
НЕВРОЗ: ПРИЧИНА — согласно З. Фрейду, невроз возникает там, где не вполне удался переход от прямых к заторможенным в смысле цели сексуальным первичным позывам; это соответствует конфликту между первичными позывами, поглощенными Я, кои прошли через такое развитие, и частицами тех же позывов, что из вытесненной бессознательной сферы стремятся к прямому удовлетворению.
Причина невроза возникает при соединении двух основных компонент:
1) унаследованного предрасположения благодаря фиксации либидо (-> либидо: фиксация) как результата наследуемой сексуальной конституции и связанных с ней доисторических переживаний, а также инфантильного переживания;
2) случайного травматического переживания.
Неврозы обязаны происхождением конфликту между Я и сексуальностью, конфликтом между Я и Оно. Образуются в результате борьбы между интересами самосохранения и требованиями либидо. Неврозом заболевают, если отнимается возможность удовлетворения либидо – в результате «вынужденного отказа», и симптомы неврозов — заместители несостоявшегося удовлетворения. Симптомы невроза обусловливаются либидо и его применением. Заболевание происходит, только когда Я теряет способность к распределению либидо.
В общем, к числу условий невроза относятся:
1) «вынужденный отказ»;
2) фиксация либидо (-> либидо: фиксация);
3) склонность к конфликтам.
НЕВРОЗ (невроз и психоз) — расстройства деятельности психической; согласно З. Фрейду, возникают вследствие конфликта Я с различными господствующими инстанциями и суть выражение возмущения Оно против внешнего мира, выражение его неудовольствия или неспособности приспособиться к реальной необходимости. Невроз не отрицает реальности, но не желает ничего знать о ней; психоз же отрицает ее и пытается заменить.
НЕВРОЗ: РЕМИССИЯ СПОНТАННАЯ (спонтанная ремиссия неврозов) — процесс самопроизвольного — преимущественно от внутренних причин — уменьшения и ослабления болезненных проявлений неврозов.
НЕВРОЗ АКТУАЛЬНЫЙ — группа расстройств, проявляемых как непосредственные соматические последствия сексуальных нарушений. Симптомы: давление в голове, болевые ощущения, раздражение в некоем органе, ослабление или задержка функции. При нормальной сексуальной жизни отсутствуют. Согласно З. Фрейду, различаются три формы неврозов актуальных: неврастения типическая, чистый невроз страха и ипохондрия.
НЕВРОЗ ВЕЛИКИЙ — («великие неврозы» нашего времени) согласно К. Хорни — самые распространенные и значимые формы современных неврозов, к коим относятся:
1) невроз привязчивости — поиск любви и одобрения любой ценой;
2) невроз власти — погоня за властью, престижем и обладанием;
3) невроз покорности — автоматический конформизм;
4) невроизоляция — бегство от общества.
Эти неврозы как иррациональные способы решения конфликтов лишь увеличивают самоотчуждение людей.
НЕВРОЗ ИСТЕРИЧЕСКИЙ — форма невроза, характерная различной клинической симптоматикой. Часто проявляется в виде судорожных припадков, астазии — абазии, истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативно-висцеральных расстройств. Особенно характерна такая особенность истерических переживаний, как неглубокость, демонстративность и ситуативная обусловленность. Для истеричных детей особенно характерно появление энуреза, заикания, анорексии.
НЕВРОЗ КЛИНИЧЕСКИЙ — одна из основных форм нервно-психических расстройств. Причина их — так называемый конфликт невротический, активизирующийся в психотравмирующих ситуациях. Органические изменения мозга головного чаще всего отсутствуют. Выделяются три основных формы неврозов клинических: неврастения, истерия и невроз навязчивости.
Глубокие формы невроза клинического истерического могут переходить в психотические расстройства, сопровождаясь помрачением сознания.
Методы лечения неврозов клинических основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии — патогенетической, поведенческой, групповой и пр. Учение о неврозах клинических признает многофакторный характер этого заболевания, но подчеркивает ведущую роль психологических аспектов в их появлении и лечении.
НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ (невроз состояний навязчивых; невроз принуждения) — один из видов неврозов, вероятность появления коего особенно велика у людей с тревожным, ригидным, мнительным характером. Помимо общеневротических симптомов (раздражительность, повышенная утомляемость, нарушения сна, расстройства вегетативные) проявляется наличием у субъекта повышенной тревожности и угнетенного настроения, различных содержанием навязчивых мыслей воспоминаний, движений и действий, а также страхов (чаще всего в виде фобий — таких как кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения), ощущаемых как чуждые и принудительно повторяющиеся;
В учении З. Фрейда анализировались индивидуальные и коллективные формы этого невроза (-> невроз навязчивости коллективный).
НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫЙ — согласно З. Фрейду, одна из форм его — религия.
НЕВРОЗ НАРЦИССИЧЕСКИЙ — их отличительная черта — фиксация либидо на ранних фазах, предшествующих фазам истерии или невроза навязчивости, и его направленность на Я, повышающие уровень амбивалентности чувств. Согласно З. Фрейду, характерная черта этих неврозов — активное участие Я в происхождении заболевания и их соответствие конфликту меж Я и Сверх-Я.
НЕВРОЗ НООГЕННЫЙ — согласно В. Франклу — неврозы, порождаемые утратой смысла жизни.
НЕВРОЗ ПЕРЕНЕСЕНИЯ — общее обозначение трех форм неврозов: истерии страха, истерии конверсионной и невроза навязчивости.
Согласно З. Фрейду, их происхождение объясняется конфликтом и борьбой сексуальных влечений с инстинктами сохранения, конфликтом между требованиями сексуальности и Я, или же конфликтом между Я и Оно.
Возникают потому, что Я не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в Оно, и не хочет содействовать моторному отреагированию этого побуждения; или же это побуждение неприемлемо для данного объекта. Я защищается с помощью механизма вытеснения; вытесненное восстает против своей участи и, используя пути, где Я не властно, создает себе заместительное образование, кое навязывается для Я путем компромиссов — симптомов. Я находит, что непрошенный гость угрожает и нарушает его единство, продолжает борьбу с симптомами, как и с первоначальными побуждениями влечений, и все в результате дает картину невроза.
Неврозы перенесения характерны попытками защиты Я от сексуальности и в этом плане есть результат конфликта между Я и либидинозной привязанностью к объекту. Эти неврозы и являют собой собственный предмет психоанализа.
НЕВРОЗ СТРАХА — форма невроза, который развивается в ответ на психические травмы и в коем определяющим симптомом является наличие страха свободного, (синдром страха). При этом чувство страха либо нелокализовано, либо связано с определенным органом тела или конкретной ситуацией (например, страх высоты, замкнутых пространств).
Согласно З. Фрейду, его самая обычная причина невроза страха — фрустрированное возбуждение; либидинозное возбуждение вызывается, но не удовлетворяется, и неудовлетворенное либидо прямо превращается в страх (=> страх невротический).
НЕВРОЗ ТРАВМАТИЧЕСКИЙ — заболевания, наступающие как результат механического воздействия, механической травмы.
Согласно З. Фрейду, при определенных обстоятельствах Я бывает заинтересовано в появлении и существовании такого невроза как выгодной формы защиты от опасности.
НЕВРОЗ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ — общий, «коллективный» невроз с разнообразными функциями. Согласно З. Фрейду, к таковым относится религия, эффективно защищающая от опасности персонального невроза (З. Фрейд и Т. Рейк подробно проанализировали и установили сходство между религией и неврозом навязчивости).
НЕВРОЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ — вызываемое у животных в специальных условиях физиологического эксперимента состояние, характерное нарушением поведения адаптивного, невозможностью выработки новых и несрабатыванием старых рефлексов условных, отказом от еды, вегетативными расстройствами и нарушениями сна. Будучи моделью клинических неврозов у человека, он применяется для изучения механизмов деятельности нервной высшей.
НЕВРОТИЗМ (нейротизм) — состояние, характерное эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек. Невротизм обычно измеряется с помощью специальных шкал или опросников личностных.
НЕВРОТИК — человек, находящийся под воздействием невроза, — ущемленная личность, плохо приспособляемая к внешней среде, реальности; доминанта поведения — реакции эмоционально-инстинктивные.
Согласно З. Фрейду, это объясняется преобладанием принципа удовольствия над принципом реальности. Образно, невротик — это человек, который стоит у себя на пути.
НЕВРОТИК: ВЛЕЧЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ — согласно З. Фрейду, характерно наличием различных вариаций нормальной сексуальной жизни и выражением болезненных форм (=> влечение сексуальное). Ему свойственны:
1) бессознательное стремление к инверсии и к фиксации либидо на лицах своего пола;
2) бессознательная склонность — симптомообразующий фактор — к выходу за традиционные границы и возложение роли гениталий на слизистую оболочку рта и заднего прохода;
3) проявление преимущественно в виде противоположных пар частных влечений, выступающих в роли носителей новых сексуальных целей: влечений к подглядыванию, эксхибиционизму и жестокости;
4) сопровождение «активной» перверсии «пассивной» парой (кто бессознательно — эксхибиционист, тот одновременно любит подглядывать, и пр.);
5) в резко выраженных случаях психоневроза, как правило, имеются следы всех перверсных влечений при возможном доминировании одного или нескольких.
НЕГАТИВИЗМ — немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта.
Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, кои не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым.
Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или черта личностная обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.
Психологическая основа негативизма — установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной группы социальной, на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов. Они выражаются в поведении демонстративном, упрямстве и конфликтности. Психокоррекционная работа с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения.
НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Может проявляться в упрямстве, грубости, замкнутости.
НЕЗАВИСИМОСТЬ — альтернатива конформности и негативизму — самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции. Не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней (-> самоопределение коллективное).
НЕЙРОЛИНГВИСТИКА — отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы деятельности речевой (-> речь) и изменения в речевых процессах, возникающие при локальных поражениях мозга головного.
Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии, а также лингвистики и психолингвистики. Согласно представлениям современной нейропсихологии, нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение.
Существенный этап развития нейролингвистики связан с работами А.Р. Лурии и его учеников, объединивших системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики.
НЕЙРОН — нервная клетка со всеми ее отростками — основная структурная единица системы нервной. Состоит из тела, ветвящихся отростков — дендритов и длинного отростка — аксона, а также концевых аппаратов — синапсов. Основная функция нейрона — возбуждение, распространяемое по аксону в виде кратковременных электрических сигналов — импульсов нервных.
НЕЙРОН-ДЕТЕКТОР — нервная клетка, избирательно реагирующая на определенные признаки сенсорные сложного раздражителя. Так, в системе зрительной выделены ориентационно-селективные клетки, кои генерируют импульс только при определенном угле поворота полоски в рамках поля рецептивного, и дирекционально-селективные, избирательно реагирующие на движение стимула по полю рецептивному в одном из возможных направлений. Описаны также детекторы очень сложных признаков изображений, кои реагируют на тень руки, на циклические движения, на приближение и удаление объектов.
НЕЙРОПСИХИЗМ — теория в естествознании, согласно коей психика есть только у существ, обладающих нервной системой.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Изучает мозговые механизмы функций психических высших на материале локальных поражений мозга головного (-> функция психическая: компенсация). Рассматривает соотношение мозга и психики.
Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия, развивая идеи Л.С. Выготского о социальной детерминации и системном строении функций психических высших, разработал теорию системной динамической локализации процессов психических — теоретическую основу нейропсихологии.
Нейропсихология подразделяется на ряд направлений: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое, нейропсихология детского возраста. Она использует анализ синдромный (-> синдром) для квалификации этих нарушений и диагноза поражений мозга. Методы анализа являют собой набор специальных проб, адресуемых к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям. С помощью этих методов изучены различные нейропсихологические синдромы — закономерные сочетания нарушений функций психических высших при поражении различных мозговых структур.
Нейропсихология играет большую роль в развитии общих методологических и теоретических основ психологии, в диагностике локальных поражений мозга головного и восстановлении его нарушенных функций.
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ — раздел физиологии, посвященный изучению системы нервной посредством электрофизиологических методик.
НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ — согласно К. Роджерсу — несоответствие друг другу опыта человека и его представлений о самом себе. На уровне проявлений означает тревогу, ранимость, нецельность личности (=> психология гуманистическая).
НЕКРОФИЛ (некрофильный) — согласно Э. Фромму — личность и тип личности, ориентированные на любовь к мертвому, на деструкцию, уничтожение и смерть (=> некрофилия; характер некрофильный). Противоположное понятие — биофил.
НЕКРОФИЛИЯ (ориентирование некрофильное) — 1) перверсия сексуальная, проявляемая во влечении и желании обладать мертвым телом (-> некрофил; характер некрофильный);
2) асексуальное болезненное стремление находиться возле трупов, созерцать их, манипулировать ими и расчленять.
Согласно Э. Фромму — один из видов общего, основополагающего ориентирования, родственный анально-садистскому характеру и инстинкту смерти; проявляется как влечение ко всему мертвому — трупам, гниению, нечистотам, грязи; к болезненному, деструктивному. Определяет образ жизни. Характерологически может описываться как страстное влечение ко всему мертвому, разлагающемуся, гниющему, нездоровому. Страсть делать живое неживым, разрушать во имя самого разрушения. Стремление расчленять живые структуры.
Одна из глубинных причин некрофилии — возможно, главная причина — злокачественная инцестуальность. В целом это — особенно болезненное и опасное из всех жизненных ориентирований. Выступает в роли характерной приметы и ориентации нашего времени. По сути некрофилия противоположна и альтернативна биофилии.
НЕНАВИСТЬ — стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям. Способна вызвать не только соответственную оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него.
Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызванное нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий от источника отрицательных переживаний; тогда предметом ненависти становится реальная или воображаемая причина этих событий.
В практике воспитания контроль за формированием ненависти реализуется путем раскрытия сущности нежелательных явлений и их причин. Для торможения развития нежелательной ненависти ей противопоставляются нравственные убеждения, а также осознание неизбежности неприятных событий.
НЕОБИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих опосредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, сторонники необихевиоризма считали, что содержание понятия переменных промежуточных, означавшее «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения, можно выявить экспериментально по признакам, определяемым посредством операций исследователя.
Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа реакций условных (наряду с «классическими» Павловскими), получивших название реакций инструментальных, или оперантных. Согласно теории, обусловливание классическое и инструментальное — универсальные механизмы научения, общие для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический: подкрепление приводит буквально к закреплению в системе нервной связей и успешных реакций независимо от воли, желания или иной активности субъекта. Отсюда делались далеко идущие выводы, что посредством стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение, манипулировать индивидом; что поведение жестко детерминировано и он в какой-то мере — раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта. Все эти выводы были в конечном счете следствием игнорирования сознания. Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией о мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальт-психологии и фрейдизма, а также Павловского учения о деятельности нервной высшей, необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.
НЕОПСИХОАНАЛИЗ — 1. Направление в психологии, психоанализе и психотерапии, выражающее идеи и теории Шульц-Хенке и его последователей. Как направление психологии глубинной сформировалось в пятидесятых годах и было ориентировано на синтез различных областей психоанализа в целях комплексного объяснения неврозов, в том числе динамического взаимодействия влечения и вытеснения, а также в целях современной терапии. Неопсихоанализ возник и особенно распространился в Германии.
2. Иногда это понятие применяется для общего обозначения различных новых течений в психоанализе, преимущественно ориентированных на исследование терапевтических аспектов.
НЕОФОБИЯ — патологический страх перед всем новым, непривычным (-> фобия).
НЕОФРЕЙДИЗМ — направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. Возник как направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и прежде всего — в отношении сексуальной детерминации поведения (из крупных последователей центральное место ей отводил только В. Райх). Другие крупные представители неофрейдизма не придавали ей первостепенного значения, а в большей мере обсуждали проблемы личностного роста и появления невротических наклонностей с позиции взаимоотношений личности и окружения социального, формирования восприятия мира и самовосприятия, и пр.
Лидеры неофрейдизма подвергли критике ряд фундаментальных подходов и утверждений Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы социальных теорий и общественной жизни. Неофрейдизм как направление пользуется возрастающей популярностью и влиянием преимущественно в США.
Среди наиболее крупных представителей неофрейдизма можно назвать: К. Хорни, автора психопатологии культурно-философской; Г. Салливана, создателя психиатрии межличностной; Э. Фромма, автора психоанализа гуманистического; Э. Эриксона, создателя эго-психологии; В. Райха, автора терапии телесно-ориентированной.
При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным для коренным тенденций развития личности.
Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливаемая при недостатке любви и внимания от родителей и окружающих людей.
Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной структурой общества, кое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.
Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в отношениях межличностных.
НИСТАГМ — ритмические движения глазного яблока. Состоят из медленного движения в некоем направлении и быстрого возврата.
НОВОВВЕДЕНИЕ -> инновация.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ — возрастной период от рождения до четырех — шестинедельного возраста, в ходе коего происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. У ребенка к моменту рождения достаточно развиты чувствительность обонятельная, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая. В первые же дни жизни обнаруживаются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости; видеть и различать зрительные стимулы по форме и величине. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка — в ответ на обращение взрослого.
НОЗОФОБИЯ — вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания (=> фобия).
НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним конформности.
НОРМА — установленная мера, средняя величина чего-либо.
НОРМА ГРУППОВАЯ — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Нормы групповые-специфический вид и своеобразная призма преломления норм социальных, регулирующих жизнедеятельность групп больших и общества в целом. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм групповых не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на конкретную личность, но и сильно облегчает осуществление контроля социального за активностью этой общности со стороны окружения социального.
Нормы групповые способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, играя в определенном смысле консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в необычных условиях, особенно — в экстремальных. Нормы групповые, принятые в корпоративных группировках (-> корпорация), жестко регламентируя практически все действия членов группы, блокируют при этом процессы как развития группового, так и личностного становления подавляющего большинства членов. Напротив, в коллективе многие нормы групповые, будучи достаточно гибкими, определяют некий ряд вариантов активности членов.
Один из важнейших признаков развитости системы норм групповых — высокий показатель предметно-деятельностного и ценностно-ориентационного единства членов группы, особенно в нравственной и деловой сферах жизнедеятельности. При этом основанием подобной сплоченности в коллективе служит не конформная реакция индивидов на давление групповое, а подлинное самоопределение коллективное каждой личности, без чего невозможна не только успешная интеграция индивида в группе, но и крайне затруднена его адаптация в более широком социуме.
НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ — принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.
НОРМА ТЕСТОВАЯ — усредненная оценка по данному тесту группы большой нормальных и здоровых людей определенного возраста и культуры — показатели, с коими можно сравнивать показатели испытуемого, оценивая его уровень и делая выводы о том, находятся ли они выше либо ниже нормы. Норма тестовая — это средний уровень развития большой совокупности людей, схожих с испытуемым по ряду социально-демографических характеристик. Обычно определяется путем тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок-с последующей дифференциацией по возрасту, полу и пр. В описании теста обязательно указание, где, как, на ком и когда установлены его нормы.
Эти нормы со временем изменяются — вместе с изменением психологического развития людей. Поэтому есть эмпирически установленное правило, согласно коему как минимум раз в пять лет нормы тестовые — особенно для тестов интеллекта — подлежат пересмотру.
Процедура пересмотра норм тестовых типична:
1) определяется группа людей, для коих предполагается применять данный тест;
2) эта группа разделяется на подгруппы, различные по социально-демографическим характеристикам.
3) для каждой подгруппы подбирается и с помощью этого теста изучается достаточно представительная выборка людей;
4) путем усреднения полученных показателей определяется норма тестовая для данной совокупности людей.
НОРМАЛИЗАЦИЯ — 1. Установление нормы, образца.
2. Урегулирование, приведение к норме, нормальному состоянию.
3. То же, что стандартизация.
НОРМАЛИЗАЦИЯ ГРУППОВАЯ — социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, когда первоначально разнородные и даже экстремальные позиции участников сглаживаются и обретают характер единого, разделяемого всеми усредненного мнения.
Противоположное понятие — поляризация групповая.
НРАВСТВЕННОСТЬ — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений.