ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Устранение взаимных обвинений

Цель:Дать возможность учащимся отработать навыки устранения взаимных обвинений.

Инструкция:Задание предназначено для работы в классе. Учащиеся объединяются в группы по четыре человека.

Лимит времени:Примерно один час на каждую ролевую игру.

План работы:

1.В первую очередь в каждой группе решают, кто будет «психотерапевтом», наблюдателем, а также кто исполнит роли двух «клиентов».

2. Учащиеся, которые намерены быть «клиентами», решают между собой, какого типа роли они будут исполнять. Это может быть супружеская пара, двое родителей, ребенок и родитель, братья/сестры. Они также решают, какой конфликт будут разыгрывать.

3. Психотерапевт направляет их беседу, исходя из типа конфликта.

4. Наблюдатель предельно подробно фиксирует все реплики и действия психотерапевта.

5. Ролевая игра заканчивается по прошествии 30 минут.

6. Наблюдатель зачитывает свои записи, а клиенты рассказывают психотерапевту, насколько эффективна была каждая его реплика, замечание, действие.

7. Учащиеся всем классом обсуждают данную методику.

Индивидуализация

Стремясь показать людям новый спектр открывающихся перед ними возможностей, Сатир в том числе помогала избавиться им от нереальных ожиданий. А когда человек отбрасывает сковывающие его родительские ожидания, да и свои собственные тоже, он тем самым раскрывает свою индивидуальность и своеобразие.

Психотерапевтическая работа с личными ожиданиями.

«А ты не хочешь прекратить постоянно ждать от себя самопожертвования в пользу других?»

«Поскольку ожидание от самого себя каких-то немыслимо высоких результатов причиняет тебе столько страданий, не лучше ли отбросить его?»

Психотерапевтическая работа с ожиданиями относительно матери клиента.

«Теперь, когда вы человек достаточно взрослый и у вас появились новые силы и возможности, не лучше ли отказаться от постоянного ожидания, что ваша мать будет служить вам помощью и поддержкой, тем более что она уже не в состоянии быть вашей постоянной опорой? Подумайте, у кого вы теперь можете найти поддержку?»

«Теперь, понимая, как жестоко была ваша мать отвергнута в жизни, не лучше ли для вас будет не ждать от нее тех проявлений любви, о которых вы мечтали? Подумайте, как вы можете теперь реализовать потребность в любви?»

Психотерапевтическая работа с ожиданиями относительно отца клиента.

«Видя, что отец не может выражать вам свое одобрение в той форме, в которой вы хотите, не лучше ли просто не ждать этого от него? Перед вами теперь открыты новые возможности. У кого вы можете снискать одобрение?»

«Теперь вы понимаете, что отец ваш в свое время не видел заботы о себе со стороны семьи. Может, и вам не стоит ожидать, что он будет проявлять излишнюю заботу о вас? Кто из вашего теперешнего окружения мог бы позаботиться о вас?»

« Скульптурирование»

Как уже говорилось ранее, Сатир использовала «скульптурирование» для того, чтобы наглядно продемонстрировать те психологические проблемы, которые сперва были очевидны лишь ей, кроме того, эта методика позволяла увидеть скрытые моменты в отношениях между людьми. Помимо этого «скульптурирование» помогало Сатир предоставить человеку свободу выбора способов поведения. Ниже, в качестве

примера проведения данной методики, приведен диалог Сатир с клиентами.

Сатир: Тимми, а что если тебе показать мне, как ты видишь свою семью? Расставь маму с сестрой так, как, по-твоему, они ведут себя, а затем найди и себе место в получившейся композиции.

Тимми: Так, мама будет стоять далеко, вон там, у двери, а сестра рядом со мной, она показывает на меня пальцем и ругается.

Сатир: Хорошо. Теперь замрите и постойте так немного. (Ждет секунд 20, а затем просит всех расслабиться и рассказать, что они испытывали, стоя в подобной позе). А теперь, Тимми, расставь всех так, чтобы стало ясно, каких отношений в семье ты хочешь сам.

Тимми: Я бы поставил маму сюда, в середину, между мной и сестрой, и опустил бы руку сестры, которая сейчас показывает на меня.

Сатир: Хорошо. Замрите и постойте немного в этих новых позах. (Опять ждет около 20 секунд.) А сейчас пусть каждый расскажет, что он чувствовал, стоя в новой позиции. Начнем с Тимми.

Очень часто будущие психотерапевты отдают предпочтение «скульптурированию» в ущерб другим видам вмешательства и используют его самостоятельно без соответствующего вспомогательного сопровождения посредствам других техник. И хотя эта методика, несомненно, полезна, она все же не настолько универсальна, и лучше ее все-таки использовать в рамках общего психотерапевтического вмешательства.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Скульптурирование»

Цель:Дать возможность учащимся закрепить на практике навыки «скульптурирования».

Инструкция:Задание предназначено для работы всем классом.

Лимит времени:Примерно один час на работу с одной семьей.

План работы:

1. В группе решают, кто возьмет на себя роли клиентов и психотерапевта.

2. «Клиент» отбирает тех, кто будет играть роли членов его семьи, попутно определяя и свою роль.

3. «Психотерапевт» просит «клиента» наглядно показать отношения между людьми в его семье, для чего ему предлагается расставить их соответствующим образом в виде «скульптурной композиции».

4. После того как все расставлены в нужные позы, «психотерапевт» велит им замереть и постоять так секунд 20.

5. Затем «психотерапевт» велит всем выйти из оцепенения, после чего он начинает расспрашивать каждого, какие чувства он испытывал, пока стоял в соответствующей позе.

6. «Психотерапевт» просит «клиента» построить новую «скульптурную композицию» с участием членов семьи, которая бы отражала, какие отношения между ними он бы хотел видеть.

7. После чего «психотерапевт» опять просит застыть всех на некоторое время уже в новых позициях.

8 «Психотерапевт» велит всем выйти из оцепенения, после чего подробно расспрашивает каждого, какие чувства тот испытывал, стоя в определенной позе.

9. В конце «психотерапевт» спрашивает, какие чувства испытывал «клиент», но делает он это уже после того, как задаст этот же вопрос всем остальным.

10. Учащиеся всем классом обсуждают данную методику.

Использование воображения

Чтобы подтолкнуть человека к изменениям, Сатир порой призывала на помощь его воображение. Благодаря этому ей удавалось выяснить, какие образы удерживаются в памяти, а затем углубить процесс изменений, опираясь на воображение.

Пример индивидуальной работы.

Сатир: Хью, какая картина возникает у вас перед глазами, когда вы говорите, что боитесь своей матери?

Хью: Я вижу нас с матерью в послевоенное время, мы сидим в лодке, и она очень злится.

Сатир: А сейчас ваша мать часто злится?

Хью: Нет.

Сатир: Так значит, ваш теперешний страх перед матерью уходит корнями в прошлое?

Хью: Получается, что так.

Сатир: А теперь, будучи уже взрослым человеком, мысленно возвращаясь к той лодке и вашей матери, сидящей в ней, что вы видите?

Хью: Я вижу женщину, которая до смерти боится за себя и детей.

Сатир: Что вы чувствуете, осознав это?

Хью: Облегчение. Я рад узнать, что в тот раз моя мать была просто сильно напугана, а вовсе не злилась.

Пример работы с парами.

Сатир: Латонья, когда вы говорите, что не верите ни одному слову Джона, чувствуется, что в этот момент вас переполняют эмоции. Скажите, какие образы приходят вам в голову на слово «доверять». Можете даже закрыть глаза, чтобы они быстрее посетили вас.

Латонья: Мое воображение рисует мне то время, когда мне было пять лет и отец ушел от нас. У них с мамой была жуткая ссора, а потом он ушел. И я не видела его до тех пор, пока мне не исполнилось 25 лет.

Сатир: Какие чувства вы испытываете, мысленно представляя все это?

Латонья (всхлипывая): Горе, безутешное горе. В тот день я лишилась своего отца.

Сатир: Вы тяжело это переживали.

Латонъя: Очень. Думаю, я до сих пор не выплакала тех слез.

Сатир: Вам легче, когда эти слезы выходят наружу?

Латонъя: Да, я так тяжко страдала. С тех пор все в нашей жизни стало как-то не так. Я думаю, в этом и кроется причина, почему мне так трудно доверять Джону. Я просто боюсь, что однажды он уйдет от меня, как когда-то это сделал мой отец.

Сатир: Значит, вы обрушили на Джона все свои переживания, связанные с тем уходом отца?

Латонъя: Да. Но я не хочу, чтобы все так было. Я и так испортила отношения между нами.

Сатир: А какие образы и представления вы можете призвать на помощь? Что поможет вам отделить настоящее от прошлого?

Латонъя: Точно не знаю. Я чувствую такое облегчение просто потому, что могу теперь плакать. Я закрываю глаза и вижу, как отец играет со мной. Это все, что я вижу, потом он встает и скрывается за дверью. Это все.

Сатир: Молодец. (Сатир берет Латонью за руку.)

Пример работы с семьей.

Сатир: Карлос, когда я слышала, как горько вам сознавать, что сын относится и деньгам совсем иначе, чем вы сами, я поняла, что для вас это больная тема. Какие образы у вас возникают, когда вы вспоминаете свое детство, проведенное в Мексике?

Карлос: Я познал жуткую нищету. Порой у нас не было ни гроша. Мой дядя, который к тому времени перебрался в Штаты и работал там поваром, иногда присылал нам деньги. Для родителей эти деньги были как манна небесная. Нередко вместе с деньгами дядя клал в конверт на-

клейку от жвачки «Джуси фрут». Вы не представляете, каким королевским подарком нам казалась эта наклейка. Мы разрезали ее на части, и каждый хранил у себя маленький клочок невиданного сокровища. А сегодня мой сын с легкостью выбрасывает 15 долларов на какой-то там CD! Это просто выводит меня из себя!

Сатир: Когда вы вспоминаете все тяготы своего детства, вы чувствуете боль и ярость. Но вы ведь довольны, что своему сыну вы смогли обеспечить более высокий уровень жизни.

Карлос: Да, конечно. Я был бы счастлив, имея и десятую часть того, что есть сейчас у него... Но я понимаю, он ведь не виноват. У него просто нет возможности понять, как тяжело мне было в детстве.

Резюме

На промежуточной стадии психотерапии Сатир использовала ряд навыков для того, чтобы подтолкнуть человека к изменениям. Сатир начинала с «заключения договора» и смещения фокуса на личность клиента, с помощью чего она вовлекала человека в психотерапевтический процесс. Затем начинался основной этап, ради которого и проводилась, собственно, психотерапия, а именно: пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов с последующим обучением человека новым формам поведения и выработкой новых установок.

В индивидуальной психотерапии пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов означал работу на нескольких уровнях «я»: восприятие, ожидания, убеждения. При работе с парами пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов значил пересмотр сложившихся способов взаимодействия.

После того, как Сатир удавалось пересмотреть дезадаптивные поведенческие паттерны на внутриличностном уровне либо на уровне взаимодействия в семье, Сатир старалась обучить своих клиентов новым способам поведения путем

124

таких видов психотерапевтического вмешательства, как моделирование, придание направления ходу беседы, устранение взаимных обвинений, специализация, «скульптурирование», а также использование воображения.

Глава 7

Заключительная стадия

В рамках заключительной стадии психотерапии Сатир ставила перед собой задачу закрепить наработанные изменения. Для этого она шаг за шагом подводила людей к опробованию новых способов поведения. Порой это напоминало тренировку, в другой раз Сатир избирала метод предварительной репетиции в воображении.

Слова, употребляемые Сатир в ходе психотерапии, и тон, которым она их произносила, нередко помогали ей прочней закрепить полученные изменения. Иногда, выбрав нужные слова и тон голоса, она актуализировала внутренний потенциал человека, его способности. Порой же Сатир видела необходимость еще раз подчеркнуть положительный результат изменений, сосредоточивая на них внимание клиента.

Последнее, что служило в психотерапии Сатир средством закрепления нового, — это «установка якоря» с помощью вопроса о том, как чувствует себя человек после произошедших с ним перемен. Все навыки, используемые в рамках заключительной фазы, приведены на рис.7.1.

Проверка на практике

Наши рекомендации