Сантоша: удовлетворенность
Вторая нияма, сантоша, означает удовлетворенность. Что это значит? Жить настоящим, забыть прошлое, прекратить мечтать о будущем, сохранять энергии комплекса “разум—тело” для настоящего момента. Можно культивировать удовлетворенность в сумеречный период между бодрствованием и засыпанием, а также между сном и полным пробуждением, внушая своему бессознательному уму положительные, счастливые установки.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЙОГА?
Самое древнее определение йоги в переводе на современный язык звучит так: “прекращение флуктуаций в сознании” — всех этих блужданий, напряжений, эмоциональных скачков. Практикующий йогу — это тот, кто может собрать свой разум воедино и не допускать никаких флуктуаций; тот, кто может проникать вовнутрь себя и пользоваться энергиями, что бы ни происходило во внешнем мире.
Тапас: безразличие
Третья нияма называется тапас. Это слово можно приблизительно перевести как “безучастность, безразличие”. Практиковать тапас означает быть безразличным к неудобствам, когда нет разумных причин обращать на эти неудобства внимание.
Свадхьяя: саморазвитие
Четвертая нияма. называется свадхьяя — саморазвитие. Ее внутренняя сущность имеет отношение к четвертому способу умирания. Саморазвитие означает, что жизнь — это непрерывный процесс учебы. Прекратите учиться — и вы начнете приближаться к смерти. Психологи знают о том, что как минимум 50% признаков старения имеют психологическую природу. Это потеря интереса к жизни, потеря желания приобретать дальнейший жизненный опыт. В этом смысле йога является методом перевоспитания.
Последний процесс
Последний процесс, ишвара-пранидхана, в грубой интерпретации, означает преданность Богу. В терминах санкхьи это означает преданность Высшему “Я” как сущности Бога. Ибо что есть Бог? Это сам процесс жизни. Это не какое-то существо, не личность, это весь процесс жизни как таковой и осознание жизни. Практикующий ишвара-пранидхану посвящает себя нескончаемому процессу жизни и эволюции “я”.
Чтобы йога могла быть полезной для мыслящих людей Запада, ее необходимо заново переосмыслить. Классические писания йоги являются свидетелями пика индийской цивилизации. В настоящее время Индия как цивилизация находится в упадке, но она оставила нам свое наследие в классических писаниях, сжатые формулировки которых дают будущим умам основу для развития.
Некоторые школы создали на основе классических текстов свои моральные предписания и догмы. Ну, что ж... Кого интересует упрощенная йога, тот ее получит. Но каждый, кто хочет по-настоящему узнать, что такое йога, должен ее переосмысливать и воссоздавать сам для себя.
Глава 13. Усложненные техники
Аджня напрямую связана с муладхара-чакрой. Если пробуждение когда-либо имеет место в аджня-чакре, то вначале оно происходит в муладхара-чакре. И все, что происходит в муладхаре, должно передаваться к аджня-чакре. — Парамахамса Сатьянанда Сарасвати
Мы уже рассмотрели систему пяти чакр (то есть чакр, расположенных ниже головы). Теперь мы можем начинать медитировать на аджня-чакре, так называемом “третьем глазе”. Таким образом мы входим в сферу системы шести чакр, которой посвящен классический тантрический текст “Шат-чакра-нирупана”.
Аджню, или “третий глаз”, обычно соотносят с шишковидной железой по причинам функционального характера:
1. Шишковидная железа чувствительна к свету.
2. Шишковидная железа регулирует процессы полового созревания (прямая связь с комплексом “свадхиштхана —муладхара”).
3. Филогенетически шишковидная железа связана с третьим рудиментарным глазом, который у некоторых видов пресмыкающихся находится на макушке головы.
4. Некоторые секреции шишковидной железы регулируют циклы сна и бодрствования и имеют отношение к измененным состояниям сознания. Столь же часто аджшо соотносят с гипофизом:
1. Гипофиз анатомически расположен близко к переносице (в “турецком седле” клиновидной кости), между глаз.
2. Гипофиз считается “железой-хозяином”, контролирущей большинство желез (чакр?), расположенных ниже ее.
3. Гипофиз функционально влияет на созревание и деятельность половых желез.
4. Анатомически гипофиз состоит из двух долей, передней и задней, которые напоминают два “крыла”, или лепестка (санскр. дала) аджня-мандалы.