О кризисе в жизни человека 4 страница
Французский психолог Анри Валлон указывает на необходимость изучения конфликтов, противоречий в ходе развития ребенка, ибо: «познание с самого начала и по своему существу должно сталкиваться с противоречиями и преодолевать их». По его определению, ребенок способен к психическому развитию благодаря эмоциям. В его концепции «эмоция» тесно связана с понятием движение. Период импульсивности сменяется эмоциональной стадией благодаря влиянию взрослых. Ребенок отмечает важность следующего перехода - от действий к мысли. Этот переход возможен благодаря подражанию, взаимодействию с другими людьми. Имитация в процессе общения демонстрирует связь социума и психики ребенка, потребности новорожденного становятся потребностями другого человека, это открывает путь свободного развития.
У А. Валлона выделены стадии развития личности: первые формы контакта ребенка со средой носят характер «соучастия», то есть ребенок постоянно занят с другими и еще не умеет отличать действий партнера от своих собственных. И только после 3 лет утверждение личности происходит через противопоставление завоеванию самостоятельности, развитие «Я» ребенка. Следующая фаза – «возраст грации» - это повышении интереса к самому себе и привязанности к людям. А. Валлон считает, что ребенок до 7 лет должен получить как можно больше симпатий, иначе отсутствие симпатий приводит к страхам у ребенка. Страхи сохраняются всю жизнь и мешают его дальнейшему личностному развитию. Период от 6 до 14 лет ведет личность к еще большей самостоятельности. Стремление к равноправию в обществе, ребенок узнает себя как сосредоточие различных возможностей. Подростковый период отличается потребностью подростка найти свое назначение и оправдать значимость различных общественных отношений.
Возвращаясь к одной из ранних отечественных периодизаций в психологии детства П.П. Блонского (1961), разделившего детство на периоды, учитывая один признак детского развития - признак дентиции, то есть появление и смену зубов, мы видим что этого явно недостаточно для более полного представления о развитии личностных особенностей ребенка:
1.Беззубое детство (от 8 месяцев до 2 - 2,5 лет);
2.Молочнозубое детство (от 2,5 лет до 6,5 лет);
3.Постояннозубовое (от 6,5 лет до 20 лет «зубы мудрости»);
К этой группе исследователей можно отнести И. А. Аршавского (1982), взявшего за основу скелетно-мышечную деятельность, как фактор накопления энергетического потенциала на разных периодах жизни. В. Д. Розанова рассматривает разделение периодов по смене питания. Е. Шмидт-Кольмер считает что, качество периода жизни изменяется в связи со сменой поведения: сидение, ходьба.
К числу периодизаций, охватывающих весь жизненный цикл человека, относится принятая на одном из симпозиумов АПН СССР в 1965 году квалификация возрастных периодов .
Периодизация жизненного цикла 1965 год.
Возрастные ! мужской ! женский
периоды ! пол ! пол
Новорожденный 1-10 дней
Грудной ребенок 10 дней - 1 год
Раннее детство 1-2 года
Первый период детства 3-7 лет
Второй период детства 8-12 лет 8-11лет
Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет
Юношеский возраст 17-21 год 16-20 лет
Средний возраст:
первый период 22-35 лет 21-35 лет
второй период 36-60 лет 36-55 лет
Пожилые люди 61-75 лет 56-75 лет
Старческий возраст 76 - 90
Долгожители старше 90 лет
Периодизация Биррена, включает в себя фазы жизни от младенчества до старости. Она учитывает современные исторические тенденции ускорения созревания в период роста и замедления процессов старения. Согласно данной классификации: «юность - 12-17 лет, ранняя зрелость - 18-25 лет, зрелость - 26-50 лет, поздняя зрелость - 51-75 лет, а старость - от 76 лет.»
Наиболее полной и детализированной, охватывающей весь жизненный цикл, является возрастная периодизация Д. Бромлея. Он рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости и старения. Каждый из циклов состоит из ряда стадий:
1.Пренатальный период: -266 дней.
2.Предзородышевая - две недели;
3.Зародышевая (эмбриональная) - до 2 -х месяцев;
4.Стадия плода -с 3-х месяцев до родов;
5.Детство: Младенчество - от рождения до 3 лет;
6.Дошкольное детство - от 3 лет до 6 лет
7.Раннее школьное детство - с 6 лет до 13 лет;
8.Юность:1. Стадия полового созревания - период от 11- 13 -15 лет;
2. Стадия поздней юности - от 16 лет до 21 года;
3. Юность - как переходный период.
9. Взрослость
10.Взрослость(21-25 лет);
11.Средняя взрослость (26-40 лет);
12.Поздняя взрослость (41-55 год);
13.Предпенсионный возраст (56-65 лет),
14.Цикл старения состоит из трех стадий:
15.Удаление от дел (66-70 лет);
16.Старость (70 и более лет)
17.Болезненная старость и дряхлость;
Вернемся к частным классификациям, которые отражают отдельные отрезки жизни, чаще детские и школьные годы, так как развитие личности ребенка именно в эти периоды и их графическое исполнение представляет особенный интерес в рамках нашего исследования.
В классификации Д.Б. Эльконина, относящейся к первой группе, рассматриваются три эпохи жизни - раннее детство, детство и подростничество. В каждой эпохе происходит смена ведущих типов деятельности, которые обуславливают изменения в развитии ребенка и переход его в новую эпоху. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественно развитие мотивационной сферы, закономерно следуют периоды, в которых происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами, формирование операционно-технических возможностей детей. Д.Б. Эльконин расположил выделенные типы деятельности в системе «ребенок - общественный взрослый» и в системе «ребенок - общественный предмет». В результате получился следующий ряд:
- Непосредственно-эмоциональное общение (младенчество);
- Предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство);
- Ролевая игра (дошкольник);
- Учебная деятельность (младший школьник);
- Интимно-личностное общение (младший подросток);
- Учебно-профессиональная деятельность (старший подросток);
Продолжая рассматривать возрастную периодизацию и личностное развитие, интересно остановиться на частной периодизации швейцарского ученого Ж. Пиаже (1958). Выделенные им 3 основных периода развития интеллекта начинаются с момента рождения и продолжаются до 15 лет. 1. «Сенсомоторный интеллект» - это период когда детская мысль содержится в предметных действиях (до 2 лет), в этот период выделяется шесть основных стадий: 2. Период подготовки и организации конкретных операций, именуется этот период как «Резентативный интеллект». 3. Конкретные операции возникают (от 7 лет до 11 лет), имеют три стадии. 4. Период формальных операций (12 лет до 15 лет). Эти операции заключаются не изолированно, они взаимосвязаны, создают устойчивые, подвижные структуры [10].
Основываясь на взглядах Ж. Пиаже, психолог Колберг разработал теорию нравственного развития, которая оказывает влияние умственного развития на нравственное сознание и поведение человека. Нравственное развитие проходит шесть стадий, которые в свою очередь имеют 3 уровня: предконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный. Люди в любой культуре проходят эти уровни, отличаясь лишь темпами и дальностью продвижения. В среднем этот процесс, по мнению ученого, завершается к 25 годам. «Конвенция» - это закон. Таким образом каждый ребенок получает свою норму семейных, а затем и школьных правил, положений. На наш взгляд эти положения могут быть позитивными, потому легко вписываться в нравственные нормы общества, но и негативными - противоречащими законам общества.
Представляет интерес этапы развития социального интеллекта Роберта Селмана, который выделяет пять основных этапов развития социального интеллекта. Нулевая или досоциальная стадия, на которой ребенок еще не различает внутренние, психологические и внешние, физические принципы поведения, исходя из эгоцентризма. На второй стадии ребенок учится выделять, дифференцировать, пытается согласовать разные точки зрения, но в большей степени доверяя собственному субъективному опыту. На третьей стадии начинается понимание взаимозависимости, самопознание помогает развитию навыков сотрудничества, партнерства и эмоционального взаимопонимания. Четвертая стадия предполагает осознание качественности близости, взаимности, построением особых близких отношений. Пятая стадия отличается глубиной отношений, пониманием системы человеческих отношений, умением анализировать отношения. По мнению Р. Селмана необходимо развивать социальный интеллект у школьника используя специально организованные формы работы.
У Генри Дюпона развитие детской эмоциональности проходит через несколько стадий. 1. Эгоцентрично-внеличностная связана в большей степени с телесными переживаниями напряжения и расслабления, субъектно оцениваемая как удовольствие или неудобство. 2. Стадия личных отношений, связана с появлением речи, и чувства ребенка приобретают более устойчивый, обобщенный характер. 3. Межличностная стадия отличается общением со сверстниками - и как результат появление сверстниковой субкультуры, значимой для ребенка. 4. Психологическая стадия приходится на отрочество и связана с серьезной работой по анализу межличностных отношений, координация собственных ценностей с ценностями общества. 5. Стадия автономности возникает только при условии появления у подростка своего ценностного мнения, процесса самоопределения собственной судьбы. 6. Высшая стадия - интегративная отличается чувством гармонии, целостности.
Интерес вызывает периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства В.И. Слободчикова. Первая стадия - ступень оживления связана с осваиванием с помощью взрослого телесной, психосоматической индивидуальности самого себя в пространственно-временной организации общей жизни семьи. Вторая ступень - ступень одушевления - отличается освоением предметно-опосредованной формы общения по овладению культурными навыками и способностями. Третья ступень - персонализации, когда подросток вместе со значимым взрослым осваивает правила, понятия принципы деятельности. Четвертая ступень - индивидуализации связана с партнерством молодого человека со всем человечеством, вступлением в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных идеалов и ценностей.
Интересные результаты исследования жизненного пути представлены у представительницы гуманистической психологии Ш. Бюлер. Она выделяет пять фаз жизненного цикла человека. Эти фазы определяются путем наложения линий развития по многим направлениям жизни в семейной, профессиональной сферах. Целевая структура личности по Ш. Бюлер - самоопределение. Движущей силой активности - это стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению - всесторонней реализации человеком самого себя.
Периодизация по Э. Эриксону представляет собой восемь стадий жизни человека, по развитию человеческого «Я» на протяжении всей жизни, на изменение личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающие как позитивные, так и отрицательные моменты. Первая стадия (доверие и недоверие) - первый год жизни. Вторая стадия (самостоятельность и нерешительность) - 2-3 года. Третья стадия - (предприимчивость и чувство вины) - 4-5 лет. Четвертая стадия (умелость и неполноценность) - 6 -11 лет. Пятая стадия (идентификация личности и путаница ролей) - 12-18 лет. Шестая стадия (близость и одиночество) начало зрелости. Седьмая стадия (общечеловечность и самопоглощенность) - зрелый возраст и восьмая стадия (цельность и безнадежность) - пожилой возраст». В данной классификации используются метрический и топологический характеристики в оценке психологической изменчивости личности.
С учетом этого, Э. Эриксон описал в своей концепции возрастного личностного развития только две крайние формы поведения человека в жизни, в чистом виде почти не встречающиеся, но дающие представление о влиянии возрастных особенностей на межличностные отношения. Это позволяет предположить особенности поведения человека в экстремальных, проблемных ситуациях, определить истинные причины возникновения межличностных конфликтов с учетом его возрастных особенностей, для выбора оптимальной стратегии и тактики работы с детьми.
Представляем более подробное и адаптированное к российской действительности описание стадий развития личности по Э. Эриксону. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона, по которой человек проходит по жизненному пути через восемь ступеней, где размещаются 16 вариантов психосоциальной идентификации. Эти кризисы, которые предстоит разрешить их определенным образом. Первый кризис - первый год жизни. Он характеризуется созреванием сенсорных систем, полной зависимостью ребенка от взрослых. Разрешение этого кризиса связано с тем, удовлетворяются ли взрослыми базовые физиологические потребности ребенка, как гарантия бессознательное чувства базового доверия к внешнему миру, нежели недоверие к миру, тревожность. Чувство уверенности - это признак зарождения самосознания. Второй кризис связан с приучением ребенка к чистоплотности. Идет созревание мышечно-двигательной системы, развития навыков ходьбы, речи, расширяется спектр требований к ребенку со стороны взрослых. Когда они помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии. У него формируется чувство личной ценности - показатель самосознания. Рост самостоятельности дает возможность выбора, благодаря чему закладываются чувство ответственности, уважение к дисциплине, порядку, или стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом, чрезмерная осторожность, опасение оказаться не на высоте положения. Третий кризис - возраст игры. Идет развитие интеллекта, расширяется освоенный внешний мир. Происходит самоутверждение ребенка, инициатива, или возникает чувство вины. Значимо общение со сверстниками, участие в играх, позволяющие ребенку принимать на себя различные роли, развивающие фантазию. Осознание себя ребенком в различных ролях приводит к личностному самосознанию. Закладывается чувство справедливости, понимаемое как соответствие принятым правилам. Это выражается в мстительности, страхе перед наказанием, покорности.
Четвертый кризис проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенок подключается к технологической стороне культуры, осуществляется профессиональная идентификация, появляется чувство предприимчивости и эффективности, осознание способности добиваться целей. Важными становятся качества компетентности, эффективности или чувство неполноценности, неспособности быть наравне с другими.
Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Он решает задачи уверенности в себе и чтоб другие люди воспринимали его так же, как он воспринимает самого себя. Иначе возникает диффузное, расплывчатое «Я», путаница ролей, которые он будет играть в социальной и профессиональной сферах. Шестой кризисный период связан с необходимостью удовлетворить у молодежи потребность в интимной психологической близости. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека, к его замыканию в самом себе, к чувству одиночества.
Седьмой кризис переживается человеком в зрелом возрасте. Выражается в интересе к последующим поколениям, к воспитанию его. Если семейная жизнь не удалась, то появляется чувство стагнации, состояние «псевдоблизости», оскудения межличностных отношений. Во время старения переживается восьмой кризис. Он завершает жизненный путь. Тогда либо доминируют чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, либо чувство отчаяния от невозможности начать жизнь заново, страх перед смертью.
В теории Э. Эриксона рассматривается становление сознательного Я индивида в социокультурном контексте. Процесс развертывания стадий жизни человека регулируется следующими законами созревания: 1. личность развивается ступенчато в направлении постепенного расширения пространства социального взаимодействия; 2. общество в свою очередь, поддерживает и сохраняет развитие социальных возможностей человека. Автор уверен, что в каждой культуре имеется «решающая координация» между развитием индивида и социальным окружением. Практически невозможно предположить все возможные варианты индивидуального развития личности на ее разных возрастных этапах
Согласно восточной классификации периодизация выглядит следующим образом:
· До 30 лет - выполнение «земных» дел (построить дом, вырастить ребенка, посадить дерево);
· 30 - 50 лет - исследовать себя, самопознание («Кто я?», «Зачем Я здесь?»);
· 50 лет - вписывание себя в окружающий мир, интеграция с ним («Что я для мира?», «Что мир для меня?»);
На основе известных периодизаций нами предлагается «Логико-метрическая модель периодизации жизни человека»,которая, на наш взгляд, наглядно помогает увидеть время переходов человека от одного этапа к другому.
Мы располагаем периодизацию на окружность. Разделяем условно круг на два сектора. Назвали их стадиями: В верхнем секторе окружности находится Стадия детства,котораядлится от рождения до 21 года: мы ее делим на три равных части: время игры - от рождения до 6-7 лет, время учебы - от 7-до 14 лет, время труда - от 14 до 21 года.
Стадия творчества находится в нижней части окружности, длится она от 21 года до 42 лет. Этот период претворения в жизнь детского опыта. Условно разделили его на равные временные части: время создания семьи - от 21 года до 28 лет, время установления творческих социальных контактов - от 28 лет до 35 лет, время творческого осознания профессии от 35 до 42 лет. Как нас воспитывали в детстве – это мы переносим в воспитательные моменты в отношении к своим детям. Мы дружили в школе – значит, будем дружить с родственниками мужа, жены, детьми, друзьями детей.
Стадия осознанного отношения к собственной ролиприходится на период от 42 лет до 63: время подводить итоги семейного воспитания - от 42 до 49 лет, время итогов социальной роли от 49 до 57 лет, время итогов трудовой деятельности – от 57 до 63 лет.
Стадия роли человека в жизни общества: время передачи историко-культурного наследия в семье - от 63 лет до 70 лет время, время передачи успехов в социальной роли – от 70 лет до 77, время передачи успехов трудовой деятельности - от 77 лет до 84 лет.
Стадия осознанной ценности жизни от 84 лет до 105 лет: - от 84 до 91- время осознания роли семьи, от 91 до 97 лет – время осознанного отношения к социуму, от 97 до 105 лет - время итогов труда.
По нашему мнению, стадия «Детство»от рождения до 21 года проходит как период развития, насыщения самосознания ребенка в семье. Через развитие эмоций до 7 лет – когда ребенок начинает говорить Я, иначе «якать», через оценивание себя «Я-хороший», «Я-плохой». От 7 лет до 14 лет проходит период развития словесной активности – самовыражение себя через использование обращения «Я» в форме: «Я говорю вам о себе», «я вас слышу» и т.д. От 14 лет до 21 года время создания образа самого себя и утверждение через сообщения: «Я вижу свои возможности», «Я вижу свои перспективы». То есть, прежде всего, с рождения важно воспринимать себя в эмоциональном плане - условно звучит «Я вас люблю» до 7 лет, затем «Я вам говорю, Я Вас слышу» - до 14 лет, до 21 года - «Я вижу себя». Именно этим ценны периоды перехода, наслаивания, приобретения на базе чувств, способности слышать и говорить, а затем способности увидеть самого себя мире.
Стадия творческого самораскрытия. Умения, навыки, приобретенные в период детства, претворяются в период творчества с 21 года 42 лет. Навыки как успешные, так и не очень. Важными являются умения создавать доброжелательный эмоциональный фон в молодой семье с 21 года до 28 лет, когда дети в семье имеют благоприятные условия для того, чтобы он научился заявлять о себе: «Я хороший». Когда родители претворяют в жизнь свой опыт, полученный в своей семье у родителей. Этот период особенно важен для девушек. Начинается он с умения говорить о себе, затем обучения детей говорить о себе, умения договариваться с родственниками и собственными детьми, друзьями с 28 лет до 35 лет. Родители учатся говорить детям о своем отношении к ним. Претворить свои детские интересы в профессиональной жизни проявляется в потребности от 35 лет до 42 лет. Здесь более насыщен этот процесс для мужчин. Те девочки, у которых более мужественная модель поведения, также ответственно относятся к выбору профессии.
Стадия мудрости, осознанного отношения к собственной роли с 42 лет до 63 лет это период обучения других тому, чему научился сам в семье, среди других и в профессии. Это время осознания своей роли в семье - с 42 лет до 49, когда происходит смена роли от папы с мамой к роли бабушки, дедушки. У детей формируется позиция: «Я хороший» или «Я плохой». Происходит передача историко-культурного наследия детям и сообществу. Время осознания своего социального интеллекта, своих дружеских связей с 49 лет 56, подведение итогов своих отношений, своих умений дружить. Когда бабушки и дедушки говорят с внуками. 50-летняя юбилейная дата и 55-летие рассматриваются как заслуга перед семьей, перед друзьями, и коллегами. Члены семьи, друзья, коллеги могут сказать о его роли в семье, в дружбе и в профессии. Время осознания своего профессионального пути с 56 до 63 лет это время умений человека сохранить интерес к выбранной профессии, радость полноценного труда и умение сохранить образ себя как человека труда. Человек труда получает признание за свой труд от семьи, друзей, сообщества.
Стадия планетарного восприятия свой роли начинается с 63 лет и продолжается до 84 лет. Это понимание возникает у тех, кто не зря прожил жизнь, кто наполнил ее смыслами: «Я в семье», «Я с другими», «Я в профессии».
Стадия осознания роли человека в жизни мирового сообщества в период от 63 до 70 лет насыщена потребностью прочувствовать результативность представителей других культур в вопросах воспитания детей. С 70 лет до 77 лет существует потребность говорить о понимании мировых проблем, о роли общественных связей. С 77 до 84 лет есть потребность в передаче образа самого себя в профессиональной жизни – условно нами названный «периодом мемуаров». С 84 до 105 лет мы вновь возвращаемся на период «старческого детства»
В основе жизненного пути на следующих стадиях лежит идея прохождения кризисов. Каждый период времени насыщен разным опытом, но и каждый отрезок времени показывает проблему задержки.
Более детально«Стадия детства» от рождения до 21 года выглядит следующим образом: мы условно делим на: время игры - от рождения до 6-7 лет, время учебы - от 7-до 14 лет, время труда - от 14 до 21 года. Время игры мы обозначили как время «Семья - чувства». От членов семьи, от их самооценки начинает либо закладываться самооценка ребенка, либо мы говорим о проблемах эмоционального развития. Время учебы - «слово о себе другим». Встреча с другом, другими позволяет услышать еще новые доказательства самоутверждения, и сказать другим, утверждаясь. Время развития социального интеллекта - умения дружить, договариваться, сотрудничать. Позитивно у ребенка появляется друг родитель и друг- ребенок. Либо ребенок остается одиноким. Время труда мы условно обозначили «образ себя в группе». Именно в группе старшеклассник видит и имеет возможность утвердиться. Как идет процесс развития самосознания старшеклассника, какой образ самого себя в будущем, такая у него группа. У одного это группа единомышленников позитивно настроенная на себя, на свои профессиональные возможности. У другого это группа может быть негативно настроенная как на себя, так и на других, так как модели профессионального будущего этот молодой человек не видит и его друзья не умеют видеть.
Стадия творчества от 21 года до 42 лет: время создания семьи - от 21 года до 28 лет условно названное выделенное нами «молодая семья - вновь игра», время игр в молодой семье. То есть то, чему научился в своей большой семье, переносится в молодую, новую семью. Те воспитательные концепции, которые получили юноша и девушка в своих семьях, претворяют в малой семье. И вновь, главными здесь являются чувства, как и в период до 7 лет. Чувства к ребенку определяют настроение в семье. Есть возможность улучшить ситуацию развития ребенка за счет более здоровой воспитательной идеи одного их родителей. Время установления творческих социальных контактов - от 28 лет до 35 лет, условно обозначенное нами как моменты претворения в жизнь социальных контактов. Научился дружить в семье с родителями, cледовательно, научился дружить в школе, тогда эти умения позволят подружиться с родственниками семьи и друзьями детей. Претворить полученный социальный интеллект в детстве, или находится в процессе развития социального интеллекта. Время творческого осознания профессии от 35 до 42 лет, условно выделено нами как период подведения неких итогов профессионального выбора, удовольствия труда, результативности трудовой жизни. К сожалению, те, кто не совсем осознанно выбрал профессию, чаще спивается к этому времени, либо уходит из жизни.
Стадия мудрости, осознанного отношения к собственной роли от 42 лет до 63: этот период когда подводятся итоги семейного воспитания - от 42 до 49 лет, Как наши дети создали свои семьи, повторяют наши успехи в семье или пожинают наши ошибки. Собрались ли они замуж осознанно или помчались прятаться в молодую семью от трудностей жизни. Время итогов социальной роли - от 49 до 57 лет, Здесь две юбилейные даты: 50 лет и 55 лет четко продемонстрируют нашу жизненную мудрость – как росли, как учились, дружили, трудились. Время итогов трудовой деятельности – от 57 до 63 лет – выход на пенсию женщин в 55 лет и мужчин в 60 лет. Важно с каким итогом уходит профессионал на пенсию..
Стадия роли человека в жизни мирового сообщества: время передачи историко-культурного наследия в сообщество - от 63 лет до 70 лет, когда в роли прабабушки, прадедушки и хочется что-то сказать молодым, да беда, что мало, кто хочет слышать. Если в жизни стал добрым родителем – уважение и почет будет, не состоялся как мудрый родитель - извините, учить поздно, да и нечему. Время передачи социальной роли – от 70 лет до 77 лет, это когда умел дружить, есть с кем в старости поговорить, есть кому тебя слушать, время передачи трудового статуса - от 77 лет до 84 лет – время полностью зависит от того каким ты был профессионалом. Известен стал стране. Стал генералом, героем. Пишет мемуары.
Стадия осознанного отношения к жизни - период от 84 лет до 105 лет: время осознания роли семьи от 84 до 91 лет, можно хорошо и прилично умереть дома, не в тягость ты, любят тебя, получи то, что давал когда-то детям, внукам. Время осознанного отношения к социуму с 91 до 97 лет, в это время общество не игнорирует Вами – вы образец разумного отношения к жизни, вы учите любить жизнь, так как Вы сумели сохранить свою энергию. Время итогов труда от 97 до 105 лет – долгожители радостно вспоминают удовольствие, которое они получали от выбранной верно ими деятельности.
Понятно, что далеко не каждый поспевает за метрическими параметрами. Кто-то опережает, кто-то отстает. Это может зависеть от социокультурной ситуации. Это можно объяснить особенностью исторического пути общества. Наша логико-метрическая модель более приближена к жизненному пути российского человека. Логика нашей модели заключается в том, что самосознание определяется умением рефлексировать, выражать свое отношение к самому себе. И этот путь развития самосознания через слово выглядит логично. Наполнение происходит через обогащение речевого самовыражения. Мы считаем, что профессиональное самосознание рассматривается как основное для мужчин. Для женщин важнее осознание своей роли в семье. Но любое осознание своей профессиональной деятельности начинается с рождения ребенка с его игр, учебы, труда, создания семьи, установления контактов, трудовой активности.
Логика в данной метрической схеме выглядит следующим образом: отдельные признаки самосознания на начальных стадиях своего развития, еще не свидетельствуют о появлении самосознания в форме осознания личностью себя во всей совокупности физических и психологических качеств. Но они могут характеризовать онтогенетический уровень самосознания, соответствующий определенному возрастному этапу развития человека. Несовершенные формы самосознания появляются у ребенка уже в первые годы его жизни. По содержанию деятельности в схеме возможно увидеть предполагаемые кризисы в реализации жизненных планов, жизненной программы.
Схематическое изображенное «Колесо жизни»в виде круга показалось очень удобной, гармоничной формой. Некоторое время ушло на заполнение схемы «Колеса жизни» деталями, особенностями отдельных возрастов. Уточнялась роль кризисов в жизни человека, рассматривала варианты разрешения проблемных ситуаций в отдельные периоды их жизни. Например, распространенной причиной проблемного поведения маленьких детей является длительный, негативный эмоциональный стресс у детей, связанный с нарушениями родительских отношений (до 5 - 6 лет). Когда рождается малыш, семья переживает глубочайший кризис, если женщина переключается только на роль мамы. Мужчина начинается бороться за внимание к себе. Отмечаются страхи (фобии) у маленьких детей. Молодые родители обеспокоены в связи с неготовностью к обучению дошкольников, или из-за сложностей адаптации к школе (6 - 7 лет). Выделяется беспокойный первоклассник, непонимающий педагога, и неподержанный родителями, в кризисный момент - начале обучения в школе. В результате дети, либо серьезно начинают болеть, либо стойко сопротивляются учителю. Доказано, что тревожность младшего школьника имеет конкретные причины: - непонимание взрослым и неприятие детской индивидуальности. Общеизвестны проблемы самовыражения у подростков (13-14 лет), жалобы на одиночество и непонимание их взрослыми. Замечено, что кризисные ситуации у подростов чаще всего возникают из-за страха перед собственным будущим. Молодые люди очень болезненно переносят проблемы в отношениях между родителями. Существуют данные, что большинство суицидов связаны со страхом о неудачной семейной жизни, как и у родителей. Отчаяние молодежи проявляется в том, что им кажется, что и у них не будет счастливой жизни как и у родителей. Отмечаются повсеместно трудности в выборе профессии у старшеклассников (16 лет). В результате нерешенные своевременно детские проблемы проявляются во взрослой жизни людей после 20 лет. Трения из-за непонимания молодых супругов семьи, связанные с неумением договариваться друг с другом, малым опытом сотрудничества, неготовность к вступлению в брак, неготовностью к рождению и воспитанию ребенка. После 28 лет видны проблемы взаимоотношений, связанные с внутрисемейными проблемами, неумением сохранить друзей, создав семью, неумением договариваться с родителями. В период от 35 до 42 лет отмечается неудовлетворенность профессиональным статусом, отсюда появляются конфликты, люди теряют работу. Отмечается страх у молодых женщин в возрасте за 35 лет, что они остались в одиночестве, не вышли замуж, не создали семью, и не видят семейной перспективы. К 42 и до 49 лет известен «комплекс компенсации», когда бабушки и дедушки, не очень много времени уделяя воспитанию своих детей, переключаются с душой на внуков. Есть одна опасность, что дедушки и бабушки отстают именно в информационном плане. Их мировоззрение значительно отстает. Общеизвестен дефицит общения у людей старшего поколения. Мысли о неизбежности смерти присущи всем возрастам. Но у одних они носят позитивный характер, когда человек ценит жизнь, бережет себя и готов умереть лет в 90. Другие же не очень ценят свою жизнь, легкомысленно пренебрегают жизненными радостями и зависят они от неумения решать проблемные ситуации, которые и создают для себя сами. Я увидела картинки этого перечня, которые двигаются и становятся более насыщенными по нарастающей спирали в круге жизни человека. Одни условно останавливаются в какие-то определенные периоды возраста, накапливают знания и энергию и вновь продвигаются вперед. Другие в трудные периоды застревают, но не хотят признавать, что причина проблемы в них самих. Затрачивают массу энергии, ослабевают, дальнейшее продвижение опаздывает. Эта информация помогла мне сложить ход развития личности в одну гармоничную форму - круг, с динамичной, воронкообразной, спиралевидной формой. Обращаясь к кругу вновь и вновь, я поняла, что он помогает человеку просмотреть свое прошлое с целью выявления позитивного опыта и составления жизненных целей на будущее. Основной причиной долгожительства человека является его способность ЛЮБИТЬ СЕБЯ. Умение любить себя проявляется в способности человека говорить о себе, о своих возможностях, о своих трудностях, о проблемах, о способ их решения, о своих жизненных задачах.