Возможности качественных исследований в рекламе
Качественные методы исследования, в отличие от количественных, направлены на изучение максимально широкого спектра феноменологии изучаемого явления, на раскрытие причинно-следственных связей, на анализ процессуальных характеристик изучаемого явления. Качественные методы не ставят целью проследить количественные закономерности, не опираются на статистические процедуры, носят нестандартизированный характер и отличаются «мягкостью», «приблизительностью», «гибкостью» и «субъективностью». Качественные методы рассматривают единичные случаи и «штучные ситуации», тогда как количественные основываются на больших выборках и массовых тенденциях. Качественное исследование включает ряд различных методов, каждый из которых имеет присущие ему сильные и слабые стороны.
Наиболее часто используются такие методы качественных исследований коммуникативной эффективности рекламы, как дискуссионная группа и углубленное интервью.
Как известно, реклама оказывает влияние на людей, способствуя узнаванию рекламного сообщения и рекламируемого товара, формируя отношение к нему, доверие, понимание выгод от покупки, вызывая намерение совершить покупку и, наконец, действие — покупку.
Фокус внимания определяется стимулами, которые отбирает получатель рекламы, а характер отбора зависит от состояния, в котором он находится во время ее просмотра или прослушивания.
Закладке информации в долговременную память предшествует процесс интерференции. Он состоит в сравнении и оценке воспринятой информации с хранимыми в памяти человека системами концептов и категорий информации. Например, в случае отсутствия представления о портативном компьютере (ноутбуке) представляется маловероятным, что рекламное сообщение о нем задержится в памяти получателя.
Обработка воспринятой информации производится двумя способами:
Семантически;
Случайно (эпизодически).
В семантической обработке преимущественно участвует левая часть мозга (логическое, рациональное мышление), а в случайной — правая (эмоции, чувства, слуховые и зрительные образы). Таким образом, предметами семантической обработки являются слова и тексты, рациональная аргументация, а случайной обработки — слуховые, пространственные и зрительные образы, событийная последовательность, ритмика, эмоциональные переживания.
Тип обработки информации определяется как содержанием, тоном, так и стилем рекламного сообщения, состоянием потребителя.
Если у потребителя существует потребность в покупке или неудовлетворенность прошлыми покупками, т. е. он находится в так называемом «окне решения», фокус его внимания с большей вероятностью будет концентрироваться на рациональных описаниях, аргументах, тексте; при этом образный ряд будет переводиться в рациональные суждения и оценки. При отсутствии фона озабоченности покупкой (когда хочется отдохнуть и развлечься, провести время) рекламное сообщение, скорее всего, будет восприниматься как ряд образов, определенная последовательность событий, без их категориальной обработки.
При семантической обработке информация хранится в долговременной семантической памяти в виде концептов и категорий, которые организованны иерархически. При этом на каждом уровне иерархии представлены концепты и категории разной степени общности. Например, при восприятии рекламы ноутбука определенной марки информация закладывается в категорию «компьютеры» в связке с концептами ключевых выгод от его покупки.
При случайной обработке той же информации она хранится в эпизодической памяти в виде автономных или ассоциативно связанных чувственных образов. При этом запечатлеваемые образы могут и не включать каких-либо выгод от товара, его базовых характеристик. Например, при восприятии рекламы ноутбука в памяти могут остаться лишь образы привлекательного салона самолета или автомобиля, которые служили только фоном для ключевого сообщения.
Таким образом, условия восприятия определяют два типа обработки информации и приводят к различным результатам регистрации этой информации.
Для понимания того, как работает (и работает ли) реклама, в каждом конкретном случае чрезвычайно важен выбор адекватного метода качественного (по существу диагностического), исследования.
Специалисты, учитывая западноевропейский опыт, считают, что дискуссионные группы и индивидуальные углубленные интервью обладают различной эффективностью при извлечении двух типов знания, о которых говорилось выше.
Так, информацию об образах, чувствах и ощущениях более целесообразно извлекать с помощью индивидуальных углубленных интервью, а рациональное знание и сформированные представления о выгодах от товара — в рамках дискуссионной группы.
При дискуссии статус участника, ситуация групповых ожиданий и особенности групповой динамики способствуют переводу случайного знания в семантическое, т. е. участники переводят в словесную форму и рационализируют свое образное восприятие и переживания в большей степени, чем в индивидуальных углубленных интервью.
Таким образом, решение вопроса о выборе индивидуального интервью или дискуссионной группы в качественных исследованиях целесообразно связывать с задачами исследования и типом информации, которую необходимо извлечь.
Метод фокус-группы.В целях достижения максимальной эффективности рекламного сообщения важно использовать социологические данные на этапе создания рекламного материала. Чаще всего для проверки правильности идей, заложенных в основу рекламного продукта, применяется метод фокус-группы. О его популярности говорит тот факт, что, по свидетельству одного из известнейших американских специалистов по фокус-групповым исследованиям Д. Моргана, стоимость ежегодных заказов на фокус-групповые исследования со стороны бизнеса превышает 1 млн. долл.
Большая доля проводимых фокус-групп посвящается тестированию рекламных продуктов, а также слоганов, названий, образцов дизайна и упаковки. Предметом анализа могут быть рекламные видеоролики, аудиозапись радиорекламы, образцы печатной рекламы, предназначенной для газет, журналов (часто и для рекламных щитов). Анализируется также восприятие рекламных листовок, буклетов и даже аннотаций. Помимо рекламных продуктов, «готовых к употреблению», довольно часто в фокус-группах тестируется восприятие рекламных концептов, а также вариантов упаковок или муляжей еще не существующих продуктов.
Грамотно построенная работа фокус-группы состоит из двух частей. Первая часть обычно посвящается выяснению того образа брэнда, который уже имеется в сознании потребителей (или потенциальных потребителей). Анализируются факты, повлиявшие на формирование этого образа, а также представления потребителей о рынке аналогичных товаров и позиция изучаемого брэнда. Вторая часть посвящена собственно тестированию.
Если ограничиться исключительно тестированием восприятия образцов, то будут непонятны причины предпочтений и мотивация выбора.
Варианты структуры обсуждения рекламы. Применительно к фокус-группам речь обычно идет о последовательности вопросов, задаваемых после предъявления рекламного образца. В качестве примеров можно рассмотреть несколько вариантов структуры обсуждения рекламы, хотя таких вариантов может быть столько, сколько проведено исследований, посвященных восприятию рекламы. Эта структура может упорядочить поток высказываний респондентов и облегчить их последующую оценку.
/ стадия - процесс непроизвольного внимания. Предполагается, что респондентов должен привлечь некий яркий элемент {stopper).
II стадия — произвольное внимание — характеризуется интересом, осознанным желанием досмотреть или дочитать и может основываться на конкретной потребности адресата.
/// стадия — собственно реклама, которая должна возбудить у адресата желание обладать данным товаром.
IV стадия предполагает определенные действия по отношению к товару.
По такому же принципу построена схема SMILE, в рамках которой при анализе восприятия рекламы обсуждаются простота (сложность) рекламы, ее запоминаемость, информативность, связь с рекламируемым, продуктом и эмоциональное воздействие.
Как показывает опыт, респондентам всегда есть что сказать о рекламе. Даже если после ее демонстрации модератор просто спросит «Ну и как?», он незамедлительно получит полный объем информации, причем, скорее всего, респонденты начнут с эмоционального воздействия.
Если перед модератором поставлена задача получить определенным образом структурированную информацию (например, по одной из упомянутых схем), то трудно сказать, что эффективнее: дать респондентам высказаться, ненавязчиво подталкивая их к выполнению заданной схемы, или «втискивать» активность участников группы в ее жесткие рамки. Возможно, работать с результатами легче, если они уже структурированы, однако всегда существует опасность потерять (вернее, не получить) важную реакцию или ценную спонтанную реплику.
Если позволяет время и материал требует глубокой проработки, при обсуждении рекламы можно использовать целый арсенал методических приемов: от прямых вопросов до ассоциаций, аналогий, персонификаций и проективных ситуаций. Однако в любом случае полученные результаты обсуждения предполагают наличие структуры. Будет ли ею руководствоваться модератор, направляя обсуждение, или предпочтет держать ее в голове, зависит от конкретной ситуации.
Предлагаемая ниже структура анализа восприятия рекламы — итог многолетнего опыта тестирования разных вариантов рекламных продуктов2.
• Настроение рекламы, позитивные или негативные эмоции.
Стиль рекламы, акценты.
• Центральные персонажи, уместность типажей.
• Логичность и уместность сюжета.
• Целевая группа (адресность).
• Формулирование основной идеи. Выделение конкретных характеристик товара (уникальное торговое предложение). Позиционирование товара.
• Факторы привлечения внимания. Факторы, влияющие на запоминание. Приемы усиления эмоционального воздействия.
• Рациональная информация.
• Возможные улучшения предъявленной рекламы.
• Возникшие ассоциации с товарами, рекламой, текстами и т. д.
• Индикация мотива. Подсознательный мотив.
• Восприятие текста. Восприятие звукового сопровождения. Восприятие цветовой гаммы, акцентов.
• Готовность к покупке товара.
Разумеется, не всегда возникает необходимость такой подробной проработки закономерностей рекламного воздействия. Иногда исследовательские задачи ограничены вполне конкретными вопросами, связанными с особенностями изучаемого предмета.
За последнее десятилетие возникло много новых приемов получения информации в фокус-группе. Кроме того, существуют так называемые хитрости профессии, которые разработаны, чтобы провести более серьезное исследование ответов или помочь респондентам выразить свое мнение. Опытный модератор с учетом ситуации использует различные комбинации техник.
Рассмотрим некоторые из этих приемов.
• Построение соответствующего информационного контекста — обсуждение опыта и привычек использования товара, а также общего контекста, окружающего использование продукта и всего, что влияет на его потребление.
• Верхние ассоциации — обсуждение того, что первым приходит в голову, когда речь заходит об исследуемом товаре.
• Конструирование образов — обсуждение сегмента потребителей данного товара: для кого он предназначен, что за люди, покупающие его? Как они выглядят? Какой ведут образ жизни? Это прием известен еще как вариант персонификации — описание типичного пользователя.
• Вопрос о смысле очевидного. Например, что значит для респондентов слово «мягкий»? Или что значит быть женщиной в современной России?
• Оценка концептуальной карты категории товара. Как можно сгруппировать различные товары? По каким признакам они объединяются?
• Соответствие образов. Здесь представлены картинки десяти разных ситуаций. Например, какие из этих людей идут с бутылкой пива, а какие нет? Почему?
• Шаблон «человека с луны». Я с луны; я никогда не слышал о таком товаре. Опишите мне его. Почему бы я захотел его приобрести? Убедите меня.
• Ситуация использования. Расскажите мне о двух-трех ситуациях, в которых, вы решили бы купить этот товар.
• Лесенка (цепочка ассоциаций). Что вы представляете (что приходит вам в голову), когда вы думаете о таком-то товаре X? Ответ, например, «утро». А когда вы думаете об утре, что вам приходит в голову? И так далее1.
1 См.: Мельникова О. Т. Указ. соч.
Метод антропоморфизма.При выведении товара на рынок и разработке его упаковки часто в рамках качественных исследований применяется проективный метод антропоморфизма, когда респондентов просят представить себе какой-либо товар в виде совершенно конкретного человека, с его характером, привычками, стилем жизни, любимыми животными, музыкой, автомобилем и т. п. С этого момента, как правило, начинается создание «одежки» для нового продукта. Исследователю необходимо увидеть будущего потребителя через призму виртуального образа будущей упаковки, найти те нюансы, которые пробудят интерес покупателей к новому товару.
Однако это далеко не единственный метод, позволяющий идентифицировать будущего покупателя и будущую упаковку. В рекламной практике используются психологические методики, адаптированные для маркетинговых исследований, такие как: генерированная оценка личности, интуитивные ассоциации, конструирование коллажей, ролевые игры и др.
Результаты качественных исследований помогут производителю грамотно составить бриф для разработчиков упаковки, потому что к этому моменту он будет знать, что именно потребитель должен думать, чувствовать и понимать, беря в руки упаковку того или иного товара.