Тема 4. Мотивация и мотивы
Задача № 1 (по Н.Квин)
Четырнадцатилетний Толя всегда любил пилить и колоть дрова. Когда большие поленья раскалывались под его топором на аккуратные чурки, он чувствовал себя сильным и могучим. Соседи заметили, как хорошо он справляется с этим делом, и предложили ему по 50 рублей в час за заготовку дров для бани. Родители Толи обеспокоены: теперь он соглашается работать только за деньги.
а. На основе полученных вами знаний о внутренней и внешней мотивации объясните, почему у Толи пропал бескорыстный интерес к заготовке дров.
Чтобы понять, что руководит поступками человека, необходимо определить, мотивация какого типа лежит в основе его поведения.
Почему мы ведем себя так, а не иначе? Что руководит нашим поведением? Психологи разработали немало различных теорий о мотивации, включая изучение того, возникает ли она снаружи (внешняя) или изнутри (внутренняя) человека.
Что именно мы имеем в виду, когда говорим: внешняя или внутренняя мотивация?
Внешняя мотивация
Внешняя мотивация имеет место, когда мы хотим выполнить какое-либо действие или принять участие в мероприятии, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания.
Примеры поведения, которое является результатом внешней мотивации:
Изучение дисциплины, за которую Вы хотите получить хорошую оценку.
Уборка комнаты, чтобы избежать недовольства родителей.
Участие в соревновании, чтобы получить приз.
Хорошая успеваемость, чтобы получить повышенную стипендию.
В каждом из этих примеров поведение обусловлено желанием получить вознаграждение или избежать отрицательного результата.
Внутренняя мотивация
Внутренняя мотивация побуждает к выполнению действия, потому что оно несет личную выгоду. По существу, работа выполняется ради самого себя, а не для получения какого-либо вознаграждения.
Примеры поведения, которое является результатом внутренней мотивации:
Занятие спортом, потому что это приносит удовольствие.
Решение кроссвордов, потому что Вы находите данное занятие интересным.
Игра, которую Вы считаете захватывающей.
В каждом из этих случаев поведение человека мотивировано внутренним желанием делать что-либо ради собственного удовольствия.
Внешняя мотивация против внутренней: какая сильнее?
Главная разница между двумя типами мотивации заключается в том, что внешняя находится за пределами личности, в то время как внутренняя возникает изнутри. Исследователи также обнаружили, что два типа мотивации могут отличаться по тому, насколько они эффективны в текущем поведении.
Многочисленные исследования показали, что выдача вознаграждения за поведение, которое и без того доставляет удовольствие, может привести к ослабеванию внутренней мотивации. В одном исследовании, например, дети, которые были вознаграждены за то, что они играли с игрушкой, к которой уже проявили интерес, стали обращать на нее меньше внимания.
Внешняя мотивация может быть выгодна во многих ситуациях, однако:
Выдача вознаграждения может вызвать влечение к делу, которое не вызывало у человека изначального интереса.
Вознаграждение может использоваться, чтобы побудить людей приобрести новые навыки или знания. Как только были приобретены начальные навыки, люди нуждаются в дополнительной мотивации, чтобы продолжать обучение.
Вознаграждение может быть также источником обратной связи, позволяя людям понять, когда их работа достигла соответствия уровню стимулирования.
Внешних факторов мотивации следует избегать в следующих ситуациях:
Человек уже находит деятельность привлекательной для себя.
Вознаграждение может превратить интересную игру в непривлекательную работу.
В то время как большинство людей склонно считать, что внутренняя мотивация является более эффективной, это справедливо не для каждой ситуации. В некоторых случаях у людей просто нет внутреннего желания выполнять какие-либо действия. Чрезмерное вознаграждение может быть излишним, но если оно используются разумно, факторы мотивации могут быть полезным инструментом. Например, внешняя мотивация может использоваться, чтобы побудить людей выполнить работу или предписание, к которым у них нет внутреннего интереса.
Исследователи пришли к трем главным выводам относительно вознаграждений и их влияния на внутреннюю мотивацию:
1. Неожиданное вознаграждение, как правило, не уменьшает внутреннюю мотивацию. Например, если Вы получите хорошую отметку на экзамене, так как Вы любите данный предмет, а учитель решит вознаградить Вас купоном на скидку в вашем любимом кафе, то ваша основная мотивация для того, чтобы хорошо учиться, не будет снижена. Тем не менее, подобные поощрения следует применять осторожно, так как их излишнее количество сделает награду ожидаемой.
2. Исследователи обнаружили, что похвала человека, который делает что-то лучше по сравнению с другими, может существенно повысить внутреннюю мотивацию.
3. Внутренняя мотивация будет снижаться, если вознаграждение будет применяться для того, чтобы побудить выполнить определенную задачу или сделать минимальную работу. Например, если родители поют щедрые дифирамбы своему ребенку каждый раз, когда он выполняет простое действие, ребенок будет с меньшей охотой выполнять ту же задачу в будущем.
Внешняя и внутренняя мотивация могут также играть важную роль в учебном процессе. Некоторые эксперты утверждают, что традиционный упор на такие поощрения, как ученые степени, хорошие оценки и медали подрывает любую внутреннюю мотивацию, которая могла бы присутствовать у студентов. Другие считают, что эти факторы помогают студентам почувствовать себя более компетентными в определенной сфере и повышают внутреннюю мотивацию.
Часто человек теряет интерес к делу, если для того, чтобы стимулировать или оценить хорошо сделанную работу, вознаграждение не используется. Если вознаграждение повышает чувство удовлетворения после выполнения хорошей работы, радость от выполненной задачи существенно увеличивается. Вознаграждение, которое дается справедливо, мотивирует высокую эффективность и творческий потенциал. В этом случае такие поощрения, как стипендия или продвижение по службе, полученные за хорошие результаты, ценятся очень высоко, объясняет Дэвид Г. Мейерс в своей книге «Текстовая Психология: Восьмой Выпуск в Модулях».
Как видно, внешняя и внутренняя мотивация — важные способы стимулировать поведение. Чтобы понять, как они могут быть лучше всего использованы, важно усвоить некоторые основные отличия между двумя типами мотивации, включая влияние, которое каждый может оказать на чье-либо поведение.
б.Как можно восстановить внутреннюю мотивацию Толи?
Что такое мотивация? Это наличие целей и желание их добиваться. Мотивированный человек верит в себя, излучает оптимизм и уверенность в завтрашнем дне, способен преодолевать трудности, внутренне сбалансирован и спокоен.
Но иногда наступает момент, когда что-то ломается. На месте былой уверенности появляется усталость, на месте оптимизма – обреченность, спокойствие превращается в уныние, а будущее окрашивается в черные тона и кажется, что дальше будет только хуже.
Наш эксперт Анна Соловьева рассуждает, как собраться и вернуть ускользающую мотивацию обратно.
1. Осознание. Многие психологи утверждают, что осознание проблемы – это уже половина ее решения. Далее необходимо понять и принять для себя тот факт, что так дальше продолжаться не может, иначе уныние грозит перерасти в депрессию, которую без квалифицированной помощи и медикаментозного лечения сложно преодолеть. Больше всего в ситуации уныния и апатии страдаем мы сами, лишая себя всех радостей жизни, делая себя несчастными. Но хорошая новость в том, что у нас всегда есть достаточно ресурсов, чтобы помочь себе.
2. Ревизия. После того, как мы осознали свою проблему, следующий шаг – провести тщательную ревизию своей жизни. В водовороте повседневных событий и в погоне за будущим, мы слишком часто забываем о ценности того, что уже имеем. Вспомните обо всех дорогих вам людях, о своих достижениях и талантах, о своей самой большой мечте/цели. У вас УЖЕ есть очень многое. Но это обесценено унынием и кажущейся бессмысленностью будущего.
3. Благодарность. Поняв, как много мы имеем, стоит поблагодарить Вселенную. В особенности за то, что мы можем видеть, слышать, ходить, говорить, что нам есть, где жить и что кушать, за всех людей, которые есть в нашей жизни, за то, что мы вообще проснулись этим утром. Потому что в мире, всегда есть кто-то, кому гораздо хуже, чем нам. Потому никогда нельзя опускать руки.
4. Поиск себя.Следующим шагом является поиск себя. Зачастую мотивация исчезает по причине того, что мы постоянно насилуем и преодолеваем себя, руководствуясь навязанными извне целями. Можно долго убеждать себя, что хотя работа – это сплошное разочарование и стресс, зато приносит доход. Можно цепляться за человека, который несет нам внутренний дисбаланс, но одобрен окружающими, отец ребенка, да и неприлично это как-то быть одинокой. Самообман работает лишь до поры до времени, а потом случается сбой. Какая уж тут мотивация, когда хочется выть на луну? И тогда нужно разложить себя по полочкам и понять, что действительно нужно оставить в своей жизни и принять, а что – выкинуть навсегда.
5. Перемены.Разобравшись в себе, можно приступить к финальному шагу по возвращению мотивации – переменам. Неважно, что именно вы измените и насколько кардинально, потому что любые положительные перемены запускают в мозгу выработку гормона счастья – серотонина. Можно начать с малого – сменить прическу, начать заниматься спортом, выбираться на пешие прогулки по выходным, начать учить иностранный язык, найти хобби по душе. А можно и покрупнее – новая работа, новый бойфренд, новое место жительства. В общем, все, на что хватит смелости. Здесь главное – начать и не отступать, пока мотивация и жажда новых свершений не вернется обратно. Вдохновиться на перемены можно историями своего бизнеса от наших читательниц.
А в минуты, когда вас одолеет тоска и уныние, можете вспомнить слова Пауло Коэльо: "Все всегда заканчивается хорошо. Если все закончилось плохо, значит, это еще не конец".
Задача № 1 (по Н.Квин)
Пользуясь полученными вами знаниями о человеческой потребностях, определите, материальную или духовную потребность в достижениях имеют люди, которые являются действующими лицами приведенных ниже сюжетов. Укажите признак, по которому вы отнесли их потребность к той или иной категории.
а. Лариса ужасно рассердилась, когда узнала, что в ее новом офисе не будет ковра. Духовная
б. Священник во время службы всегда внимательно следит за лицами своих прихожан. Он хочет быть уверен, что его проповедь воодушевляет аудиторию. Духовная
в. В утренние часы работы Коля обычно устраивает небольшой перерыв. Ему необходимо расслабиться, иначе он не в состоянии полноценно концентрировать внимание до обеда. Духовная
г.Когда Макс узнал, что ему не заплатят за сверхурочную работу, он заявил: «Дудки! Я не буду работать даром!» Материальную
д. Дима пользуется любой возможностью, чтобы позаниматься баскетболом. Он хочет научиться забрасывать мяч в корзину из любого положения. Духовная
е. Начальник попросил Ларису придумать себе такое задание, выполнение которого доставило бы ей удовольствие. Лариса это не понравилось. Она заявила, что терпеть не может придумывать себе работу. Ей больше нравится выполнять чьи-нибудь указания. Духовная
ж. Денис — старшеклассник, но он никогда не ходит в школу один. Его провожает мама, которая боится, что он либо попадет под машину, либо его обидят другие ребята. Духовная
з. Валя играет на скачках и покупает лотерейные билеты, тратя на это половину своей зарплаты. Материальная
и. Надя опасается, что если не будет сейчас хорошо учиться, то потом не сможет найти работу. Материальная