Возвращение выбора в наших переживаниях

Цель нашего описания философии и техник точки нуля—позволить людям иметь больше выбора в их убеждениях и переживаниях. Чтобы это произошло, старые убеждения нужно рассмотреть и демонтировать. Это дает больше пространства в сознании. Когда это происходит, люди начинают осознавать, что есть наблюдатель, творческий источник убеждений, который определяет, как истолковывать и обозначать переживания. В этот переходной момент мы НЕ задействуем новую систему убеждений, а позволяем человеку пережить наблюдателя как творческий источник переживания. Чтобы “добраться до нуля”, наблюдатель-создатель должен снять ярлыки и демонтировать ранее созданную реальность.

Зачем вообще добираться до нуля? Потому что в нуле вы можете просто быть и соединяться с другими, без фильтров, убеждений и препятствий, которые выскакивают в нашем сознании. Эти старые “выскочки” (внутренние голоса, старые картинки и ассоциации) мешают нам просто быть в настоящем времени и соединяться на уровне существо с существом, а не сквозь ранее созданные структуры.

Можно сказать, что в большинстве наших взаимоотношений мы соединяемся через наши роли. Мы часто чувствуем себя одиноко, потому что все наши штуки блокируют путь. Точка нуля позволяет нам соединяться как существо с существом. На этом уровне нет одиночества, нет отчуждения.

Еще раз цитируя Тартанга Тулку:

“Как противоположность тому, что есть, Нуль дает существующему разрешение быть.” (Тулку, 1990:271)

Вот почему нужно исследовать убеждения и переживания. Другие системы представили теории по этому вопросу. По отношению к созданию убеждений и переживаний есть противоположные взгляды. Многие считают, что вы сначала получаете переживание, а затем организуете убеждение, чтобы оно подошло к переживанию.

Например, если отец много раз жестоко обращается с ребенком, он может решить “глобализировать”,* что “все мужчины плохие”. Основанное на истолковании реальности ребенком, оно может начать воплощаться во всех его отношениях с мужчинами. Эрик Берн, создатель трансактного анализа в 1960-ых и автор книги “Игры, в которые играют люди”, исследовал эту территорию. Он подытожил, что убеждения создаются во время определенных переживаний, и что эти “игры”, как он их обозначил, становятся автоматическими стратегиями, которые люди используют во взаимоотношениях с другими. Ребенок, с которым жестоко обращаются, решает что у него нет другого выбора кроме как выступать в роли жертвы, чтобы выжить в семье. Его отец может быть преследователем, его мать спасительницей. Так как семья на каком-то уровне согласилась разыгрывать эту игру, она взаимно укрепляется и усваивается ребенком.

Затем, когда он выходит в мир, он считает себя вечной жертвой. Эта игра становится единственным по его мнению способом получить заботу и любовь. Его восприятие заботы и любви становится автоматическим из-за многократных переживаний—он автоматически считает себя жертвой и истолковывает все сквозь этот фильтр. У него буквально узкий кругозор. Так как единственным способом получения внимания от родителей было оставаться жертвой, он продолжает это и переносит в настоящее свою автоматическую стратегию. Эта структура убеждений настолько закреплена, что она вынуждает его продолжать такие отношения с другими людьми. Он начинает искать спасительницу или преследователя. Разнообразные убеждения и шаблоны становятся частицами в сознании. Людей часто привлекают друг в друге взаимно дополняющие игры. Жертва, которой очень нужна забота, соединяется с тем, кому нужно заботиться, например со спасителем. С частицами отождествляются и они застывают в сознании. Люди уже не чувствуют себя создателями своих жизней и выборов.

Чтобы понять психологическую динамику людей с квантовой точки зрения, нужно перестроить наше обычное мировоззрение. На квантовом языке, наблюдатель переживания с помощью наблюдения влияет на истолкование переживания. Субъективная реальность фильтруется+ и приукрашивается из-за того, что она создается наблюдателем. В результате наблюдатель прикрепляет к реальности ярлык, приняв решение о характере переживания. Например, если папа каким-то образом обращается с ребенком, наблюдатель создает смысл или объяснение этого переживания. Один может решить, что жестокое обращение это любовь, другой может решить что жестокого обращения нет, третий может решить что жестокое обращение это больно; всем реальностям придается смысл, который сгущает энергию в части(цы). В этом процессе решения наблюдатель каким-то образом замораживает или удерживает энергию. Затем это сгущение энергии становится более жестким, потому что оно сковывается убеждениями, отношениями, восприятиями.

Когда наблюдатели прикрепляют ярлыки к переживаниями, то часто отождествляются и сливаются с ними. Они решают: “Это я”. С этого момента их энергия сковывается убеждением и, как мы показали, созданной реальностью. Этот процесс переживается в личном сознании как часть(ица)—у него есть свой психический вес, масса, и энергия. Вот почему при терапии терапевт говорит, что ваша часть такая или этакая. Когда личность становится частицей, она уже не переживает на опыте пространства или возможности смотреть на жизнь иначе. Напряжение, удерживаемое в этих частицах, сохраняется, и наблюдатель приукрашивает переживание с помощью своих фильтров. Настоящая природа наблюдателя или свидетеля утрачивается.

К сожалению, когда мы сливаемся* с частицей, мы теряем способность делать выбор в нашей реальности. Взгляд на жизнь становится узким и “застрявшим”. Многие формы терапии и духовной практики знают о наблюдении, о внимательности или бодрствовании. Они просят нас рассмотреть конкретные шаблоны. Таким образом мы начинаем наблюдать наше ограничение, но не оказываемся вовне этих отдельных реальностей частиц. Важно прояснить и подчеркнуть: мы не создаем то, что папа такой, но мы создаем нашесубъективное переживание того, что папа такой.

Это наша отправная точка. Большинство восточных и западных подходов просят нас осознавать, следить, замечать, наблюдать или свидетельствовать “наш процесс”. Проблема здесь та же, которую я испытал, медитируя 12 лет от трех до пяти часов в день. Я мог все свидетельствовать и наблюдать. Проблема была в том, что я снова и снова наблюдал одни и те же вещи, было ли это просто пустым пространством, или неприятной мыслью или чувством. Мне потребовалось двенадцать лет, чтобы осознать, что наблюдатель создает то, что он наблюдает. Этот мгновенный процесс, когда наблюдатель создает свой объект, и делает вид, что объект всегда был здесь, держал меня в тупике. Я испытал это явление потому что я, как наблюдатель, создавал внутреннее переживание с помощью наблюдения. Следующий квантовый скачок выводит нас из иллюзии пассивного наблюдения мира в создаваемую наблюдателем реальность. Вот здесь наблюдение как практика медитации должна быть оставлена позади, а то как в описанном опыте вы будете вечно свидетельствовать и наблюдать ум, поскольку вы как наблюдатель создаете ум для наблюдения. Гештальт-психология, которая настолько осознает незаконченные дела, которые все время всплывают на передний план, называет точку нуля “точкой, где вы (наблюдатель) встречаетесь с сейчас”.

Подход

Следующий подход позволяет индивидам увидеть, что наблюдатель создает то, что наблюдает, в смысле того как переживание переживается субъективно. Без подхода “как это сделать практически” это было бы только еще одной умственной мастурбацией. Здесь доказательство в полученных результатах. Если вы как наблюдатель можете перестать создавать субъективную реальность, то подход действует. Иначе это просто дополнительные идеи для ума.

Здесь активный наблюдатель квантовой физики встречается с более пассивным восточным наблюдателем-свидетелем. Мы не создаем происходящее с нами неприятное происшествие—автомобильную аварию, войну, потерю любимого. Однако, как мы обнаружили при исследовании реальностей частиц, мы фильтруем наш опыт, оцениваем и относим его к категориям с соответствии с построенными нами системами убеждений. Таким образом мы влияем на то, как субъективно переживается переживание.

Возможно, ребенок прошел трудную жизнь: бедность, издевательства и боль. Он или она может выбрать глобальное убеждение, например “жизнь тяжела”. Когда наблюдатель устанавливает эту реальность, то она субъективно создается снова и снова. Наблюдатель-создатель фиксирует теперешнюю реальность, и все переживания истолковываются таким образом. И вот теперешнее переживание личности затуманивается созданными в прошлом фильтрами. Тогда эта реальности были субъективными, но основанными на внешней реальности, с которой личность встретилась. Как бы эффективны они ни были в прошлом, они становятся неэффективными при автоматическом создании, потому что личность теряет выбор.

Отправная точка исследования этого явления—субъективная реальность, которую вы создаете автоматически. На этом уровне наблюдателя, то есть вас, просят научиться мастерству создавать намеренно, а не невольно. В это мастерство входит способность прекращать или останавливать создание субъективного переживания. Эта вновь обретенная способность переводит нас из позиции жертвы, чувства незнания и беспомощности насчет нашего переживания, к способности выбирать или прекращать определенную автоматическую субъективную реальность.

Наш следующий раздел предоставляет условия и практические упражнения, помогающие нам взять ответственность за нашу личную, субъективную реальность. Цель—освободить наблюдателя, чтобы ему не мешали ранее созданные реальности и переживания. Здесь наблюдатель может наблюдать без того, что отвлекает его, всплывая из ума.

Наши рекомендации