Коррекционно - развивающее направление деятельности
Цель развивающей деятельности: создание социально - психологических условий для целостного психического развития школьников (ориентация на средневозрастные нормы развития).
Цель коррекционной деятельности: решение в процессе развития ребёнка конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
Задачи коррекционно-развивающей деятельности: развитие и коррекция познавательной среды детей с трудностями в обучении; развитие самостоятельности и самоорганизации; развитие творческих способностей; создание условий для успешного прохождения адаптационного периода в 1-х и 5-х классах; помощь в решении личностных проблем учащихся, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения.
Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности решаются путём проведения занятий с будущими первоклассниками по подготовке к школе, при проведении коррекционных занятий со слабоуспевающими и дезадаптированными детьми. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.
Одна из основных проблем, над которой я работаю - это психологическое сопровождение процесса адаптации к школе учащихся 1-х и 5-х классов. На каждый учебный год составляется программа организации адаптационного периода для учащихся 1-х, 5-х классов, реализация которой по психолого-педагогическому сопровождению учащихся осуществляется совместно с классными руководителями, социальным педагогом, медиком и администрацией школы. В 5-х кл. в I четверти провожу с детьми адаптационный тренинг для того, чтобы помочь успешно адаптироваться к среднему звену и новым учителям.
Для того чтобы период адаптации к школе прошёл у первоклассника относительно легко, для предупреждения и устранения дезадаптации учащихся я разработала программу адаптационных психологических занятий «Психологические игры». Основные цели данной программы: помощь детям успешно адаптироваться к школе, учителю, коллективу; сплочение коллектива; формирование новой социальной позиции - школьника; развитие эмоциональной и коммуникативной сфер детей.
Программа включает в себя тематическое планирование и подробное описание занятий, которые проводятся в течение всего учебного года в 1-х классах 1 раз в неделю (32 занятия в год). В программу входят психологические игры на знакомство детей, на развитие у них коммуникативных навыков, сплочение коллектива. А также включает в себя коррекционные сказки для школьной адаптации и отношения учеников к вещам, об отношении учеников к урокам и знаниям, о здоровье и о том, как стать большим, о школьных конфликтах, сказки о разных чувствах, эмоциях людей. Занятия проводятся с целым классом 1 раз в неделю по 40 минут. На занятиях дети выполняют рисунки к сказкам, тестовые рисунки, творческие задания.
Целенаправленно в течение учебного года данная программа проводится с 2003-04 уч. года. Результаты проведения диагностики уровня адаптации к школе показывают, что количество дезадаптированных учащихся к концу учебного года снижается, а количество успешно адаптированных - повышается.
Также разработаны программы «Психологических игр» во 2-х и 3-х классах. Основные цели занятий: развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер; сплочение коллектива; познание себя и других; пропаганда здорового образа жизни; профилактика потребления психоактивных веществ; сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Таким образом, на сегодняшний день я продолжаю работать по всем основным направлениям деятельности психолога по формированию психологически здоровой личности ребёнка на разных возрастных этапах его развития.