Коммуникативной деятельности
1. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите и законспектируйте основные стадии дискуссии.
2. Составьте классификацию основных типов вопросов, задаваемых в процессе дискуссии..
3. Изучите технологию проведения дискуссии.
2. План практического занятия:
(для очной формы обучения)
1 .«Интеллектуальная разминка» по уточнению и закреплению понятий:
- полемика;
- дискуссия;
- виды спора;
- диспут;
- принципы дискуссии и полемики;
- публичный диалог;
- логическая структура спора;
- обманные приемы и уловки («приклеивание ярлыков»; «подтасовки и умолчания»; «игра в авторитеты»; «игра в цифры и детали»; «вырывание из контекста»; «абсурдная гиперболизация»; «аксиоматичность доказательств»; «отвлечение оппонента от предмета спора»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»; «притворство») - приёмы опровержения.
2 .Решение проблемных задач:
а) Объясните, в чём состоит сущность и значение приёма, которым пользовался Галилей в начале спора. «На новом посту в Падуе Галилей стал приобретать всё большую известность. Он любил спорить, разъяснять и доказывать свою правоту. Никто не мог превзойти его в научных дискуссиях: он начинал с того, что излагал точку зрения своих противников более ясно, чем то могли сделать они сами, а затем разносил её в пух и прах - в этом отношении он был истинным виртуозом.» (Роджерс Э. Физика для любознательных. - т.2., М.: 1978, с. 158).
б) На основании изученной литературы, составьте и обсудите с членами группы памятку: «Как отвечать на вопросы участников в ходе дискуссии».
4. Проведение педагогической игры «Дискуссия».
3.Рекомендации по выполнению заданий
и проведению практического занятия
При овладении методами проведения дискуссии обратите внимание соблюдение всех этапов (начало, основная часть, заключение, выводы).
Педагогическая игра «Дискуссия» представляет собой моделирование полемической ситуации (дискуссии, научного спора и т.п.) между студентами группы.
Цель игры заключается в формировании у студентов полемических умений, навыков ведения научного спора и дискуссий, ответов на вопросы.
Для проведения педагогической игры из студентов выбирается руководитель, его помощник и «психологи-консультанты». Тема дискуссии (полемики, научного спора) согласовывается с преподавателями и всеми слушателями.
В ходе дискуссии решаются три группы взаимосвязанных задач: задачи по отношении к проблеме, задачи по отношению к группе участников, задачи по отношению к каждому отдельному участнику. Решение этих задач требует выбора адекватных средств. На основе соотношения задач и средств их реализации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии.
По окончании дискуссии проводится ее анализ «психологами-консультантами» по следующим критериям:
Основные критерии | Оценка |
содержательность речи:наличие главной мысли, аргументированность, острота постановки вопроса, наличие фактов, убедительность | 1, 2, 3, 4, 5 |
четкость изложения содержания речи:структура речи, логичность изложения | 1, 2, 3, 4, 5 |
выразительность речи:правильность ударений, богатство лексики, образность | 1, 2, 3, 4, 5 |
ясность и понятность речи:учет аудитории, языковая ясность, дикция | 1, 2, 3, 4, 5 |
Средний балл уровня развития речи: высокий — 4,4-5 баллов; средний — 3,6-4,3 балла; низкий - 2,8-3,5 балла; очень низкий — 2,0-2,7 балла.
В заключении необходимо:
- дать характеристику подготовленности группы к практическому занятию и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки.
- проанализировать выступления, дополнить и уточнить содержание рассматриваемых вопросов.
- проанализировать работу обучаемых, их активность.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
6. Белланже, Л. Переговоры. – СПб.: Нева, 2002.
7. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте определение дискуссии, полемики и спора.
2. Как влияют на проведение дискуссии индивидуальные особенности участников?
3. Что такое «тезис и демонстрация»?
4. В чем выражается культура спора?
5. Какие вопросы и виды ответов используются в дискуссии?
Тема 3.3. Имидж российского таможенника как составная часть организационной культуры
1.Задания для самостоятельной работы
1*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.
2. Дополните конспект лекции о прочитанной теме во время самостоятельной работы.
3. Вспомните и опишите ситуации общения, иллюстрирующие основные элементы имиджа.*
4*. По тесту «Ваше отношение к себе» определите собственные приоритеты по удовлетворенности собой.
2.Рекомендации по выполнению заданий
При работе над темой обратите внимание на основные элементы имиджа российского таможенника, вербальные и невербальные средства общения, «телесный» имидж, внешний вид.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
4. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
5. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
7. Белланже, Л. Переговоры. – СПб.: Нева, 2002.
8. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое имидж?
2. Какие модели поведения присущи имиджу?
3. Что такое «телесный имидж»?
4. Как влияет имидж не тактику общения?
5. Что входит в понятие «внешний вид» человека?