Иудейско-христианская теология 6 страница
1. Во всех человеческих сообществах, доступных для исследования, мужчины более агрессивны, чем женщины.
2. Половые различия обнаруживаются в очень раннем возрасте, когда нет оснований считать, что взрослые по-разному
«формируют» агрессию у мальчиков и девочек, оказывая на них социальное давление разной силы.
3. Сходные половые различия обнаружены у человека и человекообразных обезьян.
4. Агрессия связана с количеством половых гормонов, и ее уровень может быть изменен в экспериментальных условиях путем контроля их количества. (1974, р. 242—243).
Однако, согласно последнему обзору Анне Фаусто-Стер-линг (Fausto-Sterling 1985), по меньшей мере, три из четырех приведенных доводов оказались гораздо слабее, чем полагали Маккоби и Джеклин. Например, что касается данных о развитии ребенка, то, согласно последним представлениям, половые различия у детей раннего возраста в отношении физической агрессии и драк могут в равной мере быть как результатом различного обращения с мальчиками и девочками, так и результатом влияния биологических факторов. Даже в обзоре Маккоби и Джеклин упоминается, что родители трехмесячных младенцев обращаются с сыновьями более небрежно, чем с дочерьми. Современные данные о человекообразных приматах показывают следующее: половые различия в физической агрессии наблюдаются только у некоторых видов приматов, а не у всех без исключения; у этих же некоторых видов половые различия проявляются только в некоторых обстоятельствах. И, наконец, в отношении связи между физической агрессией и гормонами получены следующие данные: хотя имеются серьезные доказательства причинной связи тестостерона с физической агрессией у крыс и мышей, пока не имеется достаточных доказательств того же на примере людей или приматов.
Хотя Фаусто-Стерлинг подвергает сомнению даже окончательный вывод Маккоби и Джеклин о том, что половые различия в физической агрессии человека одинаковы у всех культур, для меня это утверждение звучит, по меньшей мере, так же сильно, как и раньше. Но при этом я не вижу необходимости напрямую увязывать биологию с мозгом и поведением в целях объяснения этого феномена. Совсем наоборот. Можно теоретически вывести, что само разделение труда по половому признаку является причиной появления этих повсеместных половых различий в агрессии через механизм присвоения мужчинам роли воинов, а женщинам — роли заботливых нянек.
Присвоение мужчинами, а не женщинами роли воинов могло явиться причиной появления половых различий в физической агрессии посредством следующего механизма: мужчины, и только мужчины проводят время — и не только в
зрелости, но в детстве и в юности — в занятиях, напрямую связанных с боем или убийством; они проверяют свои физические силы и храбрость. Аналогично, присвоение женщинами, а не мужчинами роли заботливых нянек тоже обусловило половые различия в физической агрессии. Женщины, и только они проводят свое время, занимаясь одним из дел, которое, как уже доказано, снижает уровень агрессии — они заботятся о младенцах и маленьких детях (Barry, Bacon, Child 1957; Ember 1973; Whiting, Edwards 1988).
Мое следующее утверждение согласуется с данным анализом физической агрессии: женщины повсеместно в большей степени, чем мужчины, психологически предрасположены к уходу и заботе о детях. Однако это происходит не по причине наличия у них женских генов или женских гормонов и даже не потому, что они вынашивают детей в своем теле, но потому, что при разделении труда по половому признаку женщинам, и только им, повсюду отводится роль няни. И эта роль дает женщинам и девочкам, но не мужчинам и мальчикам, определенный социальный опыт общения с детьми, который благоприятствует развитию того, что обычно называют материнской мотивацией, но я предпочитаю называть родительской мотивацией. С данной гипотезой согласуются результаты двух очень тщательно проведенных исследований, посвященных тому, как сам по себе контакт с младенцами способствует появлению родительского поведения у взрослых (первое исследование было проведено на крысах, а второе — на людях).
В исследовании, проведенном на крысах (Rosenblatt 1967; см. также: Rosenblatt, Siegel 1981), новорожденные крысы помещались в клетку с одной взрослой крысой. Регистрировалось, как часто взрослая крыса проявляла различные формы родительского поведения: возвращала убегающих крысят к себе, наклонялась к ним, облизывала, строила для них гнездо. В качестве взрослой крысы в эксперименте участвовали здоровые самцы и самки с нормальным уровнем гормональной регуляции, а также самцы и самки, у которых гормональная регуляция отсутствовала в связи с хирургическим удалением яичек, яичников и гипофиза. Ни одна из взрослых самок никогда не давала потомства.
Результаты оказались поразительными. Хотя ни одна из взрослых крыс (ни самки, ни самцы) сразу же после предъявления им детенышей не проявляла родительского поведения, как это бывает у нормальной матери сразу после родов, со временем все взрослые самцы и самки стали демонстрировать все четыре вида родительского поведения. Кроме того, в
поведении взрослых особей не было обнаружено различий, связанных с полом или с наличием или отсутствием у них гормонов. Это исследование недвусмысленно показало: хотя опыт переживания в связи с рождением ребенка, безусловно, сразу вызывает всплеск родительского поведения у родивших матерей (и даже у родивших крыс), простого опыта контакта с младенцами или ухода за ними, в конечном счете, достаточно для того, чтобы у мужчин и женщин в одинаковой мере появилась мотивация к разнообразному родительскому поведению, которое на практике обычно наблюдается только у матерей.
В исследовании, в котором наблюдались матери сразу же после рождения детей (роды были преждевременными), женщины в случайном порядке были разделены на две группы (Leifer et al.,1972; также см.: Leiderman 1981; Myers 1984). Одной группе матерей, «контактной», разрешалось взаимодействовать со своими детьми, кормить их и, в общем, ухаживать за ними на протяжении периода от четырех до восьми недель, пока эти дети находились в больнице. Другой группе, «неконтактной», не разрешалось взаимодействие с детьми, пока те не наберут нормальный вес и не будут переведены в отделение, где их можно навещать и ухаживать. В то время, когда проводилось это исследование, отсутствие контакта матерей с младенцами практиковалось почти во всех американских больницах.
Чтобы установить, определяет ли наличие контакта общий уровень материнской привязанности, или преданности, или очень тесной связи с ребенком, каждая мать была объектом наблюдения в трех ситуациях: когда она кормила ребенка, когда его пеленала и когда купала. Первое наблюдение проводилось во время пятого визита матери в отделение свободного посещения; второе — через неделю после выписки ребенка из больницы; третье — в поликлинике через месяц после того, как ребенок был выписан домой. Потом была серия повторных обследований: многие из первично наблюдавшихся пар «мать — младенец» наблюдались по достижении ребенком двенадцати месяцев, затем двадцати одного месяца, а затем в промежутке между пятью и восемью годами ребенка. Во время первых трех наблюдений наибольший интерес представляли следующие два аспекта материнского поведения: (1) навыки ухода (как мать побуждает ребенка к кормлению; следит ли она за тем, чтобы в сосок поступало молоко; поддерживает ли головку ребенка); (2) уровень материнской привязанности или внимательности к ребенку (сколько времени она смотрит
на ребенка, улыбается ребенку, говорит с ним, как долго она сохраняет с ним зрительный контакт и прижимает ребенка к себе).
Результаты исследования были очевидны. Различия между «контактными» и «неконтактными» матерями сошли на нет к моменту исполнения двадцати одного месяца ребенку. Первоначальные различия в навыках ухода за ребенком также исчезли через неделю после выписки ребенка из больницы. Несмотря на это, при исследовании контакта матерей с годовалыми детьми было очевидно: «контактные» матери все еще демонстрировали признаки большей привязанности к детям, чем «неконтактные» матери.
В целом, приведенные исследования поддерживают гипотезу о том, что женщины и девочки повсеместно более мотивированы заботиться о детях, чем мужчины и мальчики. Однако, происходит это не из-за какого-то «материнского инстинкта», а по причине того, что разделение труда по половому признаку всегда помещает женщин и девочек в условия контакта, а мужчин и мальчиков — в условия отсутствия контакта с ребенком12.
За пределами тела
Остается вопрос: действительно ли я считаю, что между полами нет иных биологических различий, кроме очевидных различий в их анатомии и физиологии? Здесь я занимаю позицию агностика*. Насколько мне известно, аргумент Алана Алда (Alda 1975) может содержать зерно истины: мужчины потому агрессивнее женщин, что они страдают от «отравления тестостероном» в пренатальном периоде развития плода. Доводы Алисы Росси (Rossi 1977, 1985) тоже могут содержать долю правды: женское материнское поведение обеспечивается женскими гормонами. И даже объяснение Камиллы Бенбоу (Benbow 1988) в некотором отношении справедливо: мужчины успешнее овладевают высшей математикой, потому что имеют особую биологически обоснованную способность к математическому мышлению.
Но к тому, о чем говорят вышеприведенные доводы, я отношусь совсем не как агностик, или не вполне агностически; может даже оказаться, что мужчины и женщины отличаются
* Агностик — отрицающий познаваемость объективного мира и объективное значение истины. — Прим. ред.
биологически в отношении какого-то количества отдельных способностей или видов предрасположенности.
1. Потенциально возможно такое множество частичных совпадений между полами в отношении всех этих способностей и предрасположенностей, что все иные отличия поблекнут, почти утратив свое значение, в свете более значительных и более очевидных различий на уровне мужского и женского организмов. Неважно, если будет доказано, что какие-то компоненты многих половых различий имеют биологическое происхождение. Эта информация мало или совсем ничего не добавит к нашему пониманию причин, по которым мужчины и женщины везде и всегда играли такие разные — и неравные — роли фактически в любом обществе в человеческой истории.
2. Думается, что вновь открываемые биологические различия будут так плохо согласовываться с требованиями работы,' выполняемой современными женщинами и мужчинами в американском обществе, что это снова мало или совсем не продвинет нас к пониманию того, почему мужчины и женщины занимают такие разные — и неравные — позиции. Да, женщины могут, в среднем, достоверно оказаться биологически более внимательными к другим, чем мужчины, но тогда им надо будет становиться психиатрами, а не секретаршами. Да, может быть достоверно доказано, что мужчины, в среднем, более склонны к занятиям математикой; но это не объяснит того факта, почему так много женщин с высоким уровнем математических способностей не востребованы профессионально. Говоря более обобщенно, не имеет значения, насколько тонкие биологические различия между полами будут однажды обнаружены; эти различия никогда не смогут оправдать половое неравенство, которое на протяжении столетий было особенностью социальной жизни человечества.
3. Не имеет значения, какое количество тонких биологических различий между полами однажды будет обнаружено; их «калибр» и значимость в каждом конкретном случае будут зависеть от ситуативного контекста, в котором живут женщины и мужчины. Особенность ситуативного контекста, которая постоянно подчеркивалась в этой главе, состояла в повсеместном отсутствии в исторические времена современных технологий. Фактором сопоставимого значения в развитии половых различий и полового неравенства является центрированность на мужчинах, которая в каждой конкретной культуре вытекала из институционализации мужской политической власти. Эту особенность окружающей среды мы обсудим далее.
Андроцентризм
В 1963 году Бетти Фридан (Betty Friedan) впервые упомянула в «Загадке женственности» о «проблеме без названия» (Р. 10). Проблема заключалась в том, что, отправив наконец своих самых младших детей в школу, американские домохозяйки в свои тридцать с небольшим вдруг обнаружили, что роль жены Боба или матери Мэри — это единственное, что придавало смысл их существованию, и вне этих ролей оставшиеся сорок лет жизни не имеют ни цели, ни направления. Эта идея нашла сочувствие у миллионов женщин, не удовлетворенных своей жизнью, но не сумевших до сих пор осознать глубину или сформулировать причину своего недовольства. В конце концов, у них ведь были замечательные жизненные условия, все преимущества среднего класса, и им посчастливилось жить в самом лучшем из миров. В чем же тогда дело? Может, причина кроется в них самих?
В конце 1960-х годов образ Соединенных Штатов Америки как образцового государства самым драматическим образом изменился. Протесты против участия США в войне во Вьетнаме, волнения в черных гетто в крупных городах, студенческие демонстрации протеста, привлечение сил полиции для подавления недовольства во время национального Съезда Демократических сил... Все эти события выставили на всеобщее обозрение уязвимые места американского общества. На взрывной волне самокритики и родилось то, что средства массовой информации назвали движением за освобождение женщин, а сами его активистки окрестили радикальным феминизмом.
Они, эти активистки, отнюдь не были похожи на тех беззаветных домохозяек, о которых писала Фридан в своей «Загадке женственности». Это были, пожалуй, дочери тех домохозяек. И они приняли радикальное решение: не повторять материнских ошибок, не приносить себя в жертву, пусть даже и ради своих мужей или детей. Многие из них, учась в университетах, протестовали против войны во Вьетнаме. И они сполна прочувствовали, что это такое — мужское превосходство, когда товарищи по оружию отправили их на кухню, чтобы самим — как истинным мужчинам — заняться планированием революционной стратегии. Многие из этих молодых женщин обнаружили, что мужское превосходство весьма живуче даже в среде наиболее радикально настроенных университетских активистов-мужчин. Вслед за этим открытием пришло и безоговорочное понимание: несмотря на декларируемое в Америке равноправие полов, американское общество все еще остается глубоко «патриархальным»1.
К тому времени вышла книга Кейт Миллетт (Kate Millett) «Теория сексуальной политики», благодаря которой слово патриархат стало обиходным среди феминисток. «Наш строй, — писала Кейт Миллетт, — как и все другие в истории цивилизации, — это патриархат. Этот факт очевиден каждому, кто осознает, что армия, промышленность, технологии, университеты, наука, политика и финансы — короче говоря, каждая ветвь власти в обществе, включая политическую, полностью находится в руках мужчин» (1969, р. 34—35). Или, как позднее выразилась Адриенн Рич (Adrienne Rich) в книге «Рожденная женщиной»: «Патриархат — это власть отцов. Социально-родовая, идеологическая, политическая система, в которой мужчины при помощи силы, прямого давления или посредством сложившегося ритуала, традиции, закона и языка, обычаев, этикета, образования и разделения труда решают, какую роль отводить (или не отводить) женщине в их игре. В данной системе женское всегда и везде подчинено мужскому. Это вовсе не значит, что женщины не имеют власти или что всем женщинам данной культуры не доступен определенный тип власти... В условиях патриархата я могу жить на женской половине или водить грузовик; могу стать главой государства по праву наследования, в результате выборов или мне может выпасть участь обстирывать жену миллионера; я могу прислуживать своему мужу в глинобитной берберской хижине, поднося ему утренний кофе, или шествовать в процессии академиков. Но каков бы ни был мой статус или как бы ни сложились обстоятельства, к какому бы экономическому классу я ни принадле-
S
жала, я живу под властью отцов и имею доступ лишь к той части привилегий или влияния, которую пожелает предоставить мне патриархат, и только до тех пор, пока я плачу сполна за согласие с ним». (1976, р. 40—41).
Хотя концепция патриархата понятнее, чем более общая, а потому и не столь четкая концепция сексизма (согласно которой пол человека открывает дорогу к власти в обществе), еще более плодотворной выглядит идея андроцентризма, или центрированности на мужском. Андроцентризм не только подразумевает, кому принадлежит власть, но и идет дальше, обозначая, как эта власть мужчин воспроизводится в обществе благодаря действию культурных и психологических механизмов . Как я уже отмечала в главе 1, андроцентризм признает преимущество мужского опыта и исключает значимость опыта женского. Иными словами, в данном случае мужчины и мужской опыт рассматриваются как некий нейтральный стандарт или норма для культуры или человечества в целом, а женщины и женский опыт считаются специфическим отклонением от якобы универсального стандарта; отклонением, обусловленным половыми отличиями женщины.
Концепция андроцентризма впервые была озвучена в начале двадцатого столетия Шарлоттой Перкинс Гилман (Charlotte Perkins Gilman), написавшей книгу «Мир, сделанный мужчина-ми, или наша андроцентричная культура», в которой говорится:
«Все наше мировоззрение зиждется на неизменном негласном предположении: в мужчине воплощен человеческий тип, а женщина олицетворяет собой некую дополняющую, сопровождающую и подчиненную помощницу, основная сущность которой сводится к продолжению рода. Относительно мужчины женщина всегда выполняла функцию препозиции — она всегда была при нем. Всегда считалось, что она над ним или под ним, впереди него, за ним, около него. Ее существование рассматривалось как полностью относительное — «сестра Сидни», «мать Пемброука», и никогда она не присутствовала сама по себе».
Гилман продолжает свои рассуждения: «Все, что мы наблюдаем вокруг, с чем рождаемся и с чем вырастаем, мы считаем естественным порядком вещей — так уж устроен мир...». Но «то, что мы до сих пор считали «человеческой природой»... было в значительной степени лишь мужской природой». И автор, в конце концов, приходит к выводу, что «наша андроцентричная культура была и остается чрезмерно маскулинной, что никак не может быть приемлемым» (1911/1971, р. 20-22).
Симона де Бовуар, не прибегая к самому термину андро-центризм, великолепно разработала это понятие, используя его в теории неравенства полов. В книге «Второй пол», первоначально опубликованной во Франции в 1949 году, она утверждает, что восприятие исторически сложившихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной как отношений по типу господство — подчинение, высокий статус — низкий статус или даже позитивное — негативное, не является самым верным. Скорее, в культурах, где господствуют мужчины, «мужчина воплощает как позитивные, так и нейтральные черты, что, собственно, и нашло отражение в общеупотребительном использовании существительного man {англ. — мужчина, человек) для обозначения человеческого существа вообще. В то же время «женщина» являет собой только негативные черты и воспринимается односторонне, через призму ограничений... Как у древних существовало понятие абсолютно вертикальной линии, относительно которой измерялся угол отклонения, так и в наши времена существует свой особый «ординар» — некий абсолютно мужской человеческий тип. В женском организме имеются яичники, матка. Тем самым женщина становится пленницей своей непохожести, очерченной границами ее природы. Часто говорят, что она думает не головой, а своими половыми железами. Мужчина позволяет себе роскошь игнорировать тот факт, что его анатомия тоже включает в себя половые железы, в том числе и яички, и что эти железы вырабатывают половые гормоны. Мужчина воспринимает свое тело в прямой и естественной связи с миром, который он постигает, с его точки зрения, объективно. В то же время женское тело он воспринимает как некий барьер, как тюрьму со всеми отягчающими последствиями. Таким образом, человечество, род людской по сути своей мужской, и потому женщина воспринимается не сама по себе, а лишь относительно мужчины; она не рассматривается как автономное, отдельное существо... Она — нечто побочное рядом с существенно важным и необходимым. Он — Субъект, он — Абсолют, она - Другая» (1952, XV - XVI)2.
В моем представлении основополагающий образ концепции андроцентризма выглядит так. Мужчины, помещенные в центр мироздания, смотрят оттуда на окружающий мир, воспринимая все увиденное через призму своей эгоцентричной — или андроцентричной — позиции. Они подразделяют реальность на «свое» и «другое» и оценивают все, что подпадает под категорию «другое» (включая и женщин) на основе соотнесен-
Ие
ности с собой. Подобное восприятие «другого» сопровождается у мужчин двумя взаимосвязанными вещами.
Во-первых, мужчины воспринимают все, с чем они сталкиваются, в контексте сходства или несходства с собой. Они принимают свое собственное существование за точку отсчета, правило или стандарт для культуры или даже человеческого вида в целом. В то же время любой другой опыт для них менее ценен и представляется второстепенным по значению отклонением, или отступлением от стандарта, который ими же и установлен.
Во-вторых, мужчины определяют все, что их окружает, скорее, в категориях полезности или функциональной значимости персонально для себя, чем в категориях «нейтральных», то есть имеющих и какие-то другие значения, кроме субъективных привязок. На протяжении многих столетий мужчина воспринимал женщину либо как домашнюю работницу в доме, где он — глава, либо в контексте ее репродуктивной функции и умения стимулировать и удовлетворять его сексуальный аппетит.
В последних двух главах будет показано, каким образом институционализация андроцентричных линз повлияла не только на души отдельных мужчин и женщин, но и структурно трансформировала различие между мужчинами и женщинами в сторону женской ущербности. В данной главе я для контраста постараюсь документально подтвердить повсеместность андроцентричных линз в культуре Запада, используя четыре важнейших для всего человечества источника: иудейско-христианскую теологию, древнегреческую философию, психоанализ Фрейда и историю закона о равных правах в США. Начну с иудейско-христианской теологии. Кроме того, что она является фундаментальной основой современной западной мысли, она также служит прекрасным примером того, как власть иногда подавляет альтернативные направления человеческой мысли для того, чтобы сформировать дискурсы культуры по собственному подобию.
Иудейско-христианская теология
История
Иудаизм и христианство упрочили свое положение как основные религии на Ближнем Востоке между XVII и V веками до н.э. и между I и IV веками н.э., соответственно3. Хотя
большинство людей имеют представление об этих двух исторических периодах благодаря Ветхому и Новому Завету, очень немногие знают, почему или когда возникли эти священные книги. История их создания имеет значение для понимания андроцентризма, так как она связана с заменой богини на бога и восприятием женщины как «другой». Иными словами, эта история устанавливает «происхождение двух главных символов мужского господства в западной культуре — патриархального, несомненно маскулинного Бога и сексуальной, подчиненной женщины, сбивающей мужчину с пути истинного» (Sanday 1891, р. 215).
Иудейские религиозные верования восходят к XVI или XVII веку до н.э., когда Авраам впервые поведал о явлении ему бога Израиля, имя которому было Яхве. В течение последующих четырех столетий или около того Яхве оставался прежде всего богом евреев из колена Иуды. А евреи из других родов почитали Яхве наряду с многими другими мужскими и женскими божествами, включая Ашеру, которая является прототипом богини-созидательницы у всех древних народов Ближнего Востока*. Единственными ритуалами, общими для всех евреев, были в то время обрезание крайней плоти у мужчин и запрет на принесение в жертву людей, что отражено в священных книгах, например, в истории с Исааком.
После длительного периода Египетского рабства в XIII веке до н.э. евреи освободились от плена и вышли из Египта в Ханаан, ведомые Моисеем. В повествовании об исходе евреев очень большое значение придается Десяти Заповедям, открытым Моисею богом Яхве. Моисей негодовал на евреев из-за того, что они продолжали молиться другим богам, кроме Яхве (в частности, языческому идолу — Золотому Тельцу). Поэтому составители священных книг единодушно считали Моисея основателем иудаистского монотеизма. Однако даже после прибытия в землю Ханаанскую еврейский народ продолжал поклоняться другим богам и богиням, а не только богу Яхве. Фактически, как только древние евреи перешли от полукочевого скотоводства к
* В древней Финикии, начиная с III тысячелетия до н.э., центральными божествами были супружеская пара Эл и Ашера. Среди семидесяти потомков этой пары возвышаются бог смерти и подземного царства Мот и владыка земли Ваал. Древнесемитские мифотворческие традиции считаются общими для угаритской религии Финикии и иудейской религии. См.: Гече Г. Библейские истории. М., 1979. — Прим. пер.
82
оседлому образу жизни и орошаемому земледелию, они с большим воодушевлением стали почитать тех богов и богинь, которые, по их верованиям, способствовали плодородию — в особенности, Ваалу, сыну Ашеры, и его близкой родственницы Анат*.
Около 1100 г. до н.э. различные еврейские кланы объединились из политических соображений для защиты от общих врагов, начиная с филистимлян. Тогда же была основана монархия. Царь Саул правил до 1004 г. до н.э., царь Давид — до 965 г. до н.э; сын Давида, царь Соломон — до 922 г. до н.э. (даты приблизительные). При Давиде, собственно, и было создано Еврейское царство со столицей в Иерусалиме. Поскольку Давид до этого был царем Иудейским, в новом Еврейском царстве стали преобладать иудейские верования, в том числе и вера в единого и истинного бога Яхве.
После смерти Соломона в 922 г. до н.э. Иудейское царство распалось на две части — возникли Израильское и Иудейское царства. Иудея просуществовала почти четыреста лет, до 586 г. до н.э., когда вавилоняне разрушили Иерусалим и Иерусалимский храм. Израиль просуществовал только двести лет, до захвата его столицы Самарии ассирийцами в 722 г. до н.э. В начале истории Израиля, особенно в период царствования Ахава, женатого на чужеземке Иезавели, был распространен культ Ашеры и Ваала. Однако этому был положен конец в 852 г. до н.э., после политического переворота и казни более четырехсот жрецов культа Ваала.
Распад Иудейского царства таил в себе явную угрозу влиянию единого бога Яхве. Этот критический момент и был использован богословами, которых теперь называют яхвиста-ми**. Они взяли на себя труд написания согласующейся с единобожием истории еврейского народа, к которому призывал Моисей. Позднее эта история была детально развита и
* Ваал — языческое божество, чтимое также в Финикии, Сирии, Вавилоне. Почитался древними восточными народами как бог Солнца. У древних израильтян идолослужение Ваалу сопровождалось большими торжествами и пышностью. Анат — в западносемитской мифологии богиня охоты и битвы, сестра и возлюбленная умирающего и воскресающего бога Ваала. См.: Библейская энциклопедия. М., 1990. — Прим. пер.
** Яхвист, от Яхве — один из предполагаемых источников Пятикнижия. Считается, что книги Моисея имеют четыре разных источника, а, следовательно, и четырех авторов. Первый автор последовательно упоминает имя Яхве, второй называет бога Элохимом, и т.д. Поэтому условно текст первого автора называют Яхвист. См.: Гече Г. Библейские истории. М., 1989. С. 55 — Прим. пер.).
83
пополнена многими другими авторами, включая группу священников-книжников. В результате появилось Пятикнижие, известное также как Пятикнижие Моисея и канонизированное как Святое Писание пророками Ездрой и Неемией около 450 г. до н.э.
Чтобы впредь не допускать проникновения тенденций многобожия, Яхвист создал самую возвышенную историю сотворения мира. Вместо того, чтобы поведать о трудной борьбе между мужскими и женскими божествами, как о том повествовали другие древние источники Ближнего Востока, он умолчал о существовании любых богов, мужских или женских, кроме Яхве. Он также приписал Яхве высшие духовные совершенства, многие из которых ранее считались атрибутами других божеств (включая и сотворение мира). В свете истории длительной идеологической борьбы поклонников культа Яхве против других божеств, в том числе и богини-созидательницы Ашеры, некоторые современные теологи признают, что в Ях-висте бог предстает подчеркнуто маскулинным, а Ева проявляет себя в весьма негативном свете, не говоря уже о том, что женщины вообще были исключены из контекста тех мест Ветхого Завета, где повествуется о союзе, заключенном Яхве с Израилем. Очевидно, что этот факт также послужил цели ниспровержения Ашеры — раз и навсегда.
Хотя взгляды, отраженные в Яхвисте, были позднее слегка смягчены и уравновешены составителями священных книг, они не вызывали возражений в течение первых четырех столетий н.э. Но в некоторых образовавшихся сектах ранних христиан (известных в наше время как гностики) распространилось расширенное толкование некоторых уже укоренившихся версий. Отклонение от канона было настолько существенным, что более ортодоксальные христиане сочли его ересью. Так, основываясь на версии, изложенной в Библии (Бытие 1: 27), «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», а также на ряде других, гностики стали считать, что как Бог, так и человеческая природа заключает в себе и мужские, и женские начала. Кроме того, они представили Еву как советчицу Адама. Судя по тому, что данный образ Евы является более позитивным, понятно, почему гностики допускали, что и женщина может быть посланником божьим.