Иудейско-христианская теология 3 страница
Наконец, многие люди помогали мне сделать эту книгу лучше, чем она была изначально. Здесь перечислены все те, кто благосклонно читал черновики и устранял все несуразности. Это Кати Абраме, Джоан Брумберг, Авшалом Каспи,
Роберт Коннел, Ричард Дитрих, Дебби Фрейбл, Нелли Фурман, Кэролин Хейльбрун, Энди Хостетлер, Итсу Халл, Мэри Катценштейн, Исаак Крамник, Бев Липшиц, Уилл Провайн, Элизабет Адкинс Риган, Гленн Шелленберг и особенно Салли МакКоннел Гине и Дэрил Бэм. Помощь оказывали также талантливые и преданные своему делу сотрудники издательства Йельского университета, особенно редактор моей рукописи Мэри Пасти, которая искусно удаляла из текста все лишнее, при этом не искажая заложенного автором смысла.
Академические исследователи в области психологии пишут журнальные статьи гораздо чаще, чем монографии, поэтому эта книга может оказаться моей единственной, и я хочу посвятить ее девяти людям, которые больше всего значили для меня в жизни:
моим бабушкам, Эстер и Дженни, за их безграничную и безусловную любовь
моей матери Лил за ее интеллигентность, любовь к чтению романов и честность, проявлявшуюся в предпочтении работы вне дома (пусть даже и секретарем) домашним делам
моему отцу Питу за его не всегда последовательную маскулинность
моей сестре Бев за то, что разделяла со мной трудности жизни в нашей семье и была рядом в период формирования гендерного нонконформизма
моим детям, Эмили и Джереми, за их уникальную способность быть ничьими детьми, кроме как моими и Дэрила
моему сорокавосьмилетнему мужу Дэрилу за то, что он хороший друг и хороший писатель (как Шарлотта из Паутины Шарлотты')
моей самой молодой и самой новой подруге Бет за то, что она безмерно обогатила мою жизнь.
I
* Речь идет о широко известной в Америке детской книге И.Б.Уайта «Паутина Шарлотты». — Прим. ред.
Введение
В истории западной культуры получили распространение три вида представлений в отношении женщин и мужчин: психологическая и половая природа мужчин и женщин в корне различна (1); мужчины по своей природе представляют господствующий, или лучший пол (2); различия между мужчинами и женщинами, как и мужское превосходство, являются врожденными, а потому и естественными (3). До середины девятнадцатого века эта естественность, как правило, осмыслялась в религиозном плане — как часть великого божьего творения. Начиная с середины девятнадцатого века различия между мужским и женским стали толковаться в научном плане — как часть биологического, или эволюционного, великого творения.
В результате, большинство американцев не видели никакого противоречия между обязательностью равенства и лишением женщин политических прав до того момента, когда в середине XIX века появилось движение за права женщин. Эта первая феминистская правозащитная волна не только установила основные политические права женщин, она также впервые в истории США подвергла широкой огласке противоречие между идеологией и отношением к женщине в реальной жизни.
Зародившаяся в 1960-х годах вторая большая волна феминистского движения в защиту прав женщин продвинула общественное сознание еще дальше, разоблачив явление, получившее название «сексизм» — неприкрытую дискриминацию по признаку пола во всех областях политики и общественной
деятельности. Эта вторая волна феминистских требований постепенно способствовала осознанию многих общественных явлений — таких, как ограниченное число женщин в учреждениях профессионального обучения; меньшая оплата труда женщин, по сравнению с мужчинами, за одинаковый труд. И все это отнюдь не вытекало естественным образом из биологической и исторической роли жены и матери, а представляло собой незаконную форму дискриминации, основывающуюся на устаревших культурных стереотипах. Даже политические реакционеры начали поддерживать принцип равной платы за равный труд.
Но, какие бы глубокие сдвиги ни происходили в американском общественном сознании на протяжении последних 150 лет, скрытые предписания в отношении пола и гендера все же остаются внедренными в культурные дискурсы, общественные институты и души людей: эстафета мужской власти исподволь и систематически передается от поколения к поколению. Я называю эти исходные положения линзами гендера. Линзы не только задают ракурс восприятия, осмысления и рассмотрения общественной реальности, но и формируют саму социальную реальность. Они встроены в общественные институты, и поэтому их действие весьма ощутимо, что находит свое отражение, например, в неравной оплате труда и неадекватности системы страхового медицинского обеспечения.
Цель данной книги — сделать эти незаметные линзы видимыми; мы должны иметь возможность посмотреть, скорее, на гендерные линзы культуры, а не сквозь них. Только когда американцы прочувствуют и поймут, что есть более тонкие и системные пути, в русле которых культура воспроизводит мужскую власть; они наконец поймут суть пока еще не завершенного дела — феминистской защиты прав женщин.
Первая линза, внедренная в дискурс культуры, общественные институты и психику людей — это линза андроцентризма, или центрированности на мужском (превосходстве мужского, мужчин). То, что мужчины по существу совершеннее женщин, не просто исторически сложившееся общее представление, а в то же время и весьма вероломное обоснование для подобного представления. Так, мужчины и мужской опыт воспринимаются как нейтральный стандарт или норма, а женщины и женский опыт воспринимаются как отклонение от этой нормы, обусловленное спецификой пола. Поэтому к мужчине относятся не как к лучшему, а к женщине — как худшей, а, скорее, с мужчиной обращаются как с человеком, а с женщиной — как с «другой».
Вторая линза — это линза гендерной поляризации. Здесь мы снова встречаем не только исторически древнее представление о фундаментальных отличиях мужчин и женщин, но вдобавок более незаметное, обманом вкравшееся в жизнь общества использование наблюдаемых различий в качестве организующей нормы в общественной жизни . Это означает не просто то, что женщины и мужчины считаются разными. Это значит, что различия между мужским и женским привносятся в общественную жизнь настолько экстенсивно, что тем самым осуществляется скрытая подмена: практически любой аспект культуры, любой аспект человеческого опыта предстает перед нами в неразрывной связи с половыми особенностями — касается ли это стиля одежды, социальных ролей или даже способов выражения чувств и реализации сексуального влечения.
Наконец, третья линза — линза биологического эссенциализ-ма, которая логически обосновывает и узаконивает остальные линзы, представляя их как естественные и неизбежные последствия наследственной биологической природы женщин и мужчин. Это именно та линза, которая на светском уровне заместила великое творение Бога научным эквивалентом — великим творением эволюции. Как мы увидим дальше, в этой книге не отрицаются биологические факты. Но я утверждаю, что эти биологические явления не имеют фиксированного, независимого значения. Значение, которое им придается, зависит от того, как они объясняются и используются культурой, а их социальный смысл зависит от исторического и современного контекста.
Линзы андроцентризма, гендерной поляризации и биологического эссенциализма методично воспроизводят власть мужчин двумя путями. Во-первых, дискурсы культуры и общественные институты, в которые эти линзы встроены, автоматически помещают женщин и мужчин в различные и неравные жизненные ситуации. Во-вторых, в процессе приобщения к культуре индивидуум постепенно внутренне усваивает линзы культуры и тем самым стремится формировать свою личность в соответствии с ними.
Конечно, не все мужчины в американском обществе в действительности обладают властью. Выражение власть мужчин имеет конкретное значение — это власть, которая исторически принадлежала богатым, белым, гетеросексуальным мужчинам, во имя которой они сначала установили, а теперь, главным образом, защищают дискурсы культуры и общественные институты нации. По этой причине при построении
американского общества в невыгодном положении оказались не только женщины, но также и неимущие, цветные и сексуальные меньшинства. Наряду со многими другими формами общего угнетения, притеснение лесбиянок и геев настолько непосредственно вытекает из андроцентричного, гендерно-поляризирующего и биологически эссенциалистского представления о том, что это значит — быть женщиной или мужчиной, что я последовательно включала анализ такого рода притеснения в структуру книги. Хотя другие формы подавления, пересекающиеся с подавлением женщин, ясно и недвусмысленно упоминаются только в последней главе о трансформации взглядов на проблему неравенства полов, применимость анализа мужской власти с помощью линз во всех областях жизни представляется бесспорной.
Аналогичным образом я проанализировала фактически все встретившиеся мне конкретные примеры из истории, культуры и современной действительности в США. Но многие из этих примеров точно так же применимы к другим странам, разделяющим историческое наследие западной культуры. И я предполагаю, что в целом линзы гендера встроены в дискурсы культуры, общественные институты и сознание отдельных людей практически во всех обществах, где господствуют мужчины. А это настолько повсеместно, насколько можно себе представить. Следующие три главы знакомят с тремя гендерными линзами и иллюстрируют их распространенность в историческом и современном дискурсах западной культуры. Я начинаю рассмотрение с проблемы биологического эссенциа-лизма. Западная культура так долго рассматривала почти все вопросы, относящиеся к женщинам и мужчинам в терминах биологических различий, что с этим вниманием к биологии со стороны культуры должно быть покончено еще до того, как я продолжу свое изложение
Соответственно, в главе 2, посвященной биологическому эссенциализму, документально обосновывается и подвергается критике тенденция биологов — теоретиков натурализовать социальное и экономическое неравенство между полами. Они рассматривают это неравенство, скорее, как естественное и неизбежное, чем как сложившееся в ходе исторического развития и подверженное изменениям. Они переоценивают при этом биологию и недооценивают исторический и современный социальный контексты. Кроме того, в этой главе обрисовываются в общих чертах интеракционистские, биоисторические и биосоциальные представления о неравенстве полов.
В главе 3 документально обосновывается и подвергается критике линза андроцентризма в четырех важнейших дискурсах Западной культуры: иудейско-христианской теологии, древнегреческой философии, психоаналитической теории Фрейда и истории американского закона о равных правах.
В главе 4 исследуется линза гендерной поляризации: документально прослеживается, как совместными усилиями медицины, сексологии, психиатрии и психологии было получено научное и медицинское обоснование такого требования культуры, согласно которому телесные половые признаки имеют свой гендерный психологический эквивалент. Кроме того, здесь анализируется, каким образом предстал научно обоснованным и культурно обусловленный приоритет исключительной гетеросексуальное™. В этой главе также обсуждается критика сложившейся медицинской традиции (включая и мою собственную работу, касающуюся андрогинии и теории гендерных схем), благодаря которой расшатывается гендерная поляризация. Также рассматривается современное направление в рамках теории феминизма, известное как «подход, центрированный на женщине», уже сам по себе являющийся ген-дерно — поляризующим.
Глава 5, в отличие от предыдущих глав книги, сфокусирована на психологии личности. В частности, она знакомит читателя с моей собственной теорией формирования гендера на уровне личности посредством «внедренных в культуру линз» (enculturated lens). По сути, это моя более ранняя теория гендерных схем, но расширенная и более глубоко проработанная. Данная теория рассматривает сам процесс приобщения к культуре: какими путями андроцентричные и гендерно-поля-ризующие социальные традиции перемещают линзы гендера от культуры к личности. Также анализируется процесс восприятия себя и личностного формирования: каким образом человек, усвоивший гендерные линзы культуры, сам выстраивает себя как гендерную личность, гендерный организм, взращивает свою андроцентричную гетеросексуальность и отвращение к гомосексуальности.
Поскольку не все индивидуумы становятся традиционно гендерно — направленными (conventionally gendered), в главе 5 рассматриваются те случаи, когда личность сопротивляется влиянию гендерных линз и тем самым формируется в направлении «нарушенной гендерной идентичности» (gender-subversive identity). Эта весьма неоднородная группа людей, включающая лесбиянок, геев, людей с бисексуальной ориентацией, т.е. всех тех, чей образ жизни попирает андроцентрич-
ное, гендерно — поляризующее и биологически-эссенциали-стское восприятие «настоящей» женщины или «настоящего» мужчины.
В последней 6 главе сформулированы наиболее очевидные практические предписания, вытекающие из теоретического рассмотрения книги как единого целого. Здесь я утверждаю: в современном американском обществе в результате внешне гендерно-нейтральной, а по существу вероломной андроцен-тричной политики более всего пострадали женщины. Исходя из этого, феминистки должны направлять культурные дебаты о неравенстве полов таким образом, чтобы они сводились не к различиям между мужчинами и женщинами, а к выяснению того, как андроцентричные дискурсы и андроцентричные общественные институты превращают различия между мужчинами и женщинами в неблагоприятные условия для женщин. И, наконец, я утверждаю: необходимо нечто большее, чем устранение андроцентризма; необходимо устранение самой гендерной поляризации. Таким образом, эта книга — не только упражнение в деконструкции, но и первый личный проект в реконструкции себя.
Биологический эссенциализм
Предметом оживленных дискуссий в среде исследователей феминистского направления всегда остается вопрос: была ли когда-нибудь наука объективной и может ли она вообще быть объективной1. Хотя я и не намерена оспаривать объективность научного исследования в целом, я все — таки утверждаю: с середины девятнадцатого века в обоснованиях различий между мужским и женским с позиций биологии, а также в биологических доказательствах мужского господства использовался, скорее, язык науки, чем язык религии. Целью этих биологических оценок являлось логическое объяснение и узаконивание существующего положения вещей в области пола2.
Свою аргументацию я начну с анализа двух конкретных случаев, имевших место в девятнадцатом веке: один случай связан с классовым и национальным происхождением, а другой касается различий между женщинами и мужчинами. Мои рассуждения имеют отношение к двум биологическим теориям из области половых различий и мужского превосходства, игравшим главную роль в научной литературе, начиная с 1970-х годов. Речь идет о социобиологии и пренатальной (предродовой. — Прим. пер.) гормональной теории. Они позволяют мне сделать вывод, самым тесным образом связанный с проблемой неравенства полов. Этот вывод открывает путь для социальных изменений, так как он объясняет, почему женщины и мужчины исторически играли столь разные — и неравные — роли фактически в любом обществе в человеческой истории.
Биологическая политика
Классовое и национальное происхождение
На протяжении многих позорных периодов в истории науки биологическое философствование использовалось с целью представить социальное неравенство естественным и тем самым его увековечить-1. Возможно, наиболее известный тому пример в истории Соединенных Штатов — заявление о том, что выходцы из Африки особенно хорошо приспособлены к рабству из-за своего «врожденного расового характера» (Patterson 1854, цит. по: Frederickson 197\)4. Менее известно, но столь же бесчестно утверждение, согласно которому принятые правительством в начале 1900-х годов законы о стерилизации и иммиграции признаны необходимыми по следующим причинам: если бы не были введены ограничения на рождаемость или иммиграцию представителей «породы слабоумных», это неизбежно повлекло бы за собой упадок американской интеллигенции. (Brigham 1923, Р. 210). В контексте стерилизации теми «слабоумными», которыми Соединенные Штаты не хотели засорять свое население, были, в основном, лица, содержащиеся в учреждениях закрытого типа (тюрьмах, приютах, больницах для хронических больных — Прим. пер.) — одним словом, неимущие. В контексте иммиграции к умственно неполноценным людям относили большей частью уроженцев восточной и южной Европы, главным образом, итальянцев, поляков, русских и евреев, то есть тех, кто в то время начал перебираться в Америку большими группами. В отличие от них, выходцев из северной и западной Европы Америка долгие годы принимала без ограничений.
Чтобы контролировать процент умственно «неполноценных», Соединенные Штаты в период между 1907 и 1924 гг. приняли целую серию законов о стерилизации и иммиграции. Верховный суд поддержал закон о стерилизации, принятый штатом Вирджиния, что хорошо видно на примере процесса Бак против Белла {Buck v. Bell 1927). В соответствии с этим законом, действовавшим до 1972 года, в ряде психиатрических больниц подверглись стерилизации более 7500 мужчин, женщин и детей. В 1924 году Конгресс США принял иммиграционный Акт Джонсона — Лоджа (Johnson — Lodge Immigration Act), ограничивающий долю переселенцев из каждой страны в той пропорции, которая уже сложилась к моменту переписи населения страны в 1890 году. Надо
отметить, что эта перепись населения была осуществлена до того периода, когда среди въезжавших в США стали преобладать не уроженцы западной и северной Европы, а выходцы из восточной и южной Европы. Квоты 1890 года не только существенно ограничивали количество восточных и западных европейцев, пытавшихся в то время прибыть в страну, но и не позволили впустить в страну тысячи евреев из Европы, отчаянно пытавшихся избежать уничтожения от рук нацистов.
Единственным моральным оправданием действия ограничительных иммиграционных законов являлось самое современное на тот момент изобретение в области социальных наук, тест IQ {intelligence quantity, тест для измерения уровня интеллектуального развития. — Прим. пер.), применение которого придавало легитимный характер происходящему. Первоначально этот тест был сконструирован Альфредом Бине (Binet), для выявления среди французских школьников тех, кто нуждался в какой-либо коррекционной помощи. В Соединенных Штатах он был реконструирован таким образом, чтобы служить целям измерения врожденного интеллекта, и быстро превратился в орудие набирающего силу движения в защиту евгеники. Проблема обучения может быть устранена путем коррекции, а интеллект, как считалось, не меняется у человека с самого рождения.
В 1912 году по приглашению Министерства здравоохранения США Генри Годцарда (Henry Goddard) начал применять самую раннюю версию теста IQ при обследовании иммигрантов, прибывших на остров Эллис. К 1917 году психолог из Стэнфорда Льюис Терман (Lewis Terman) разработал американскую версию оригинального IQ теста Бине, известную сегодня как тест Стэнфорда — Бине, а также две отдельные версии, которые впоследствии были модифицированы в целях тестирования очень больших групп людей, а также для тестирования неграмотных. Ко времени вступления США в Первую мировую войну было принято устанавливать большие подмостки для массового определения уровня интеллекта, и через процедуру тестирования тогда прошли приблизительно два миллиона мужчин, призванных на военную службу.
На основе первого исследования иммигрантов, только что прибывших на о.Эллис, Годдард сделал предварительные выводы: около 79% итальянцев, 80% венгров, 83% евреев и 87% русских оказались «слабоумными» (1917, р. 252). По результатам тестирования военных, как более определенно заключил
Карл Бригхэм (Carl Brigham), оказалось, что «в группе иммигрантов наблюдается постепенное снижение интеллекта» относительно даты их прибытия в Америку. А именно: средний уровень интеллекта в каждой подгруппе, «прибывавшей в эту страну с 1902 года, с интервалом в пять лет», оказывался все ниже (1923, р. 111). К тому же выяснилось, что чем больше на каждый период приходилось лиц «нордической крови», тем выше был средний показатель интеллекта в данной подгруппе (Р. 162).
Это совершенно несостоятельное заключение о нордической крови и интеллекте было основано на одной-единст-венной подсчитанной корреляции: чем больше времени иммигрант проживал в Америке до момента тестирования, тем теснее уровень его интеллекта сближался с таковым у гражданина, рожденного в США. И не имело значения, что более ранний срок прибытия в Соединенные Штаты, вероятно, коррелировал с более молодым возрастом на момент прибытия, с лучшим знанием английского языка к моменту тестирования, с учебой в американской школе и наличием опыта работы со стандартизированными тестами — эти корреляции никогда не подсчитывались. Не имело значения также и то, что принадлежность к первым волнам иммиграции из любой страны происхождения могла коррелировать с более высоким уровнем интеллекта — этого тоже никто и никогда не подсчитывал. Со слов Карла Бригхэма, ставшего впоследствии профессором психологии в Принстонском Университете, а затем секретарем Комиссии по вступительным экзаменам в колледжи и создателем теста способности к обучению (Scholastic Aptitude Test, или SAT), результаты показывают «врожденное интеллектуальное превосходство нордической группы» (P. 180)5.
В последнее время ученые втянулись в бесконечную ожесточенную дискуссию по поводу того, сыграло ли военное исследование Бригхэма важную роль в принятии иммиграционного Акта Джонсона — Лоджа. Лион Камин (Leon Kamin 1974) и Стефен Гоулд (Stephen Gould 1981) утверждают, что сыграло, а Марк Шнейдерман и Ричард Герштейн (Mark Snyderman и Richard Herrnstein 1983) отрицают это. Однако, независимо от влияния данного исследования на Конгресс, если оно вообще имело место, главное заключается в том, что психологи того периода были такими же расистами и биологическими эссенциали-стами в развитии науки, как и политики в создании законодательства.
Пол
Вторая половина XIX века была временем огромных социальных сдвигов в Соединенных Штатах6. Борьба за отмену рабства и освобождение рабов, предоставление права голоса неграм привели к резким изменениям межрасовых отношений. Те же самые события подтолкнули феминисток, в числе которых были Элизабет Кейди Стэнтон, Лукреция Мотт и Сьюзен Б. Энтони, к протесту против закрепленного законом и утвердившегося в обществе неравенства между полами. Еще в 1948 году Стэнтон и Мотт созвали первую конференцию по правам женщин, прошедшую в городке Сенека Фоллз, штат Нью-Йорк. Элизабет Стэнтон требовала предоставления права голоса женщинам и проведения широкого спектра реформ в области семейного законодательства. К 1969 году, когда Стэнтон и Энтони основали Национальную Ассоциацию в защиту избирательных прав женщин (National Women's Suffrage Association), это событие стало началом развитого движения за права женщин в Соединенных Штатах. Теперь женщины требовали не только права голоса и права получения образования, которыми обладали мужчины, но и точно такого же права выступать публично, владеть собственностью, заниматься юридической практикой и даже носить брюки.
Этот феминистский вызов настолько угрожал общественному порядку, что в 1870-х гг. вновь активизировалось биологическое философствование о женщинах и мужчинах, тем самым продемонстрировав, насколько наука переплетена с культурной идеологией. В этом контексте заслуживают внимания теории четырех ученых, или групп ученых: Эдварда Кларка, Герберта Спенсера, Чарльза Дарвина, Патрика Гедце-са и Дж. Артура Томсона.
На протяжении многих столетий врачи использовали понятие «жизненная сила» («vital force») (C.E.Rosenberg 1976, p. 4), имея ввиду такие очевидные индивидуальные различия, как степень сопротивляемости болезням и способность к нормальной жизнедеятельности в стрессовых условиях. После того, как в 1852 году немецкий физик и физиолог Герман фон Гельмгольц смог измерить скорость прохождения нервного импульса, казалось логичным предположить, что эта жизненная сила не что иное, как одна из форм электрической энергии. При этом высказывалось предположение, согласно которому сама нервная система подчинена тому же закону сохранения энергии, который уже был известен в качестве регулятора тепла, света и электромагнитных явлений. Закон
сохранения энергии, известный также как первый закон термодинамики, гласит: о бщее количество энергии в (изолированной термодинамической. — Прим. пер.) системе всегда остается неизменным, потому что энергию нельзя ни создать, ни разрушить.
Принцип сохранения энергии использовался для подтверждения множества естественнонаучных представлений девятнадцатого века, в том числе и мнения, согласно которому человек должен с умеренностью предаваться какому-либо одному виду деятельности, в противном случае произойдет истощение ограниченного запаса энергии, и ее окажется недостаточно для осуществления других видов активности или деятельности. С того момента, как в 1873 году была опубликована работа Эдварда Кларка Пол в образовании (Sex in Education), закон сохранения энергии стал применяться для подтверждения антифеминистского убеждения, согласно которому высшее образование — неподходящая деятельность для женщин.
Основной тезис Кларка был весьма прямолинейным. Нервная система содержит ограниченное количество энергии. Расходование энергии на развитие одного органа с необходимостью уменьшает оставшееся количество энергии, необходимое для развития других органов. Так как в процессе получения образования энергия у женщины отводится от репродуктивных органов к мозгу, это угрожает здоровью женщины. Обучение особенно пагубно во время менструаций, потому что в этот период репродуктивные органы женщины обычно требуют наибольшего количества энергии.
Идея о том, что образование может представлять опасность для здоровья женщины, высказывалась и многими другими известными авторами в конце XIX и в начале XX века, включая английского психиатра Генри Модели, английского философа Герберта Спенсера и американского психолога Стэнли Холла. Как и Кларк, они отреагировали, по крайней мере, на два взаимосвязанных изменения в социальной жизни своих стран: (1) все большее количество колледжей и университетов открывали свои двери для женщин; (2) женская элита, получившая высшее образование, рожала меньше детей, чем их менее образованные сверстницы. В Соединенных Штатах раздражение по этому поводу еще более усиливалось в связи с возрастающим количеством иммигрантов, в среде которых показатели рождаемости были выше, как это обычно бывает на уровне более низких в социально-экономическом отношении классов. И в Англии, и в США ощущался не только риск
крушения викторианских стандартов поведения женщины, но и угроза того, что позднее Стэнли Холл назвал самоубийством расы (Hall 1904/1919, р. 606).
Высказываясь против женского образования, Эдвард Кларк неверно использовал первый закон термодинамики в отношении женского организма. Герберт Спенсер (Spencer 1852, 1873, 1876) создал теорию эволюции, которая объясняла фактически любую иерархическую систему в викторианском обществе, в том числе мужские и женские роли. Для этого он с небрежностью перевернул второй закон термодинамики и соединил этот перевертыш с оптимистичным прочтением теории популяции Мальтуса (Maltus 1798/1960). Мало кто помнит сегодня о теории эволюции Спенсера, но в XIX веке она была даже более влиятельной, чем теория Дарвина.
Второй закон термодинамики гласит: несмотря на то, что общее количество энергии во вселенной всегда остается неизменным, со временем эта энергия становится все менее и менее полезной*. Спенсер утверждал обратное: и в биологических, и в общественных системах «постоянство силы», или сохранение энергии, всегда и неизбежно приводит к прогрессу. Точнее, постоянство силы всегда и неизбежно приводит к сдвигу от однородности к специализации. Это наблюдается и в эволюции человеческого вида от одноклеточных организмов, и в эволюции разделения труда по классовому и половому признаку от единообразного, недифференцированного труда. Для придания большего веса своему заявлению о том, что эволюция прогрессивна по своей сути, Спенсер по-новому истолковал теорию популяции Мальтуса. Он утверждал, что суровость борьбы за существование при дефиците ресурсов неизбежно приводит не к нищете и пороку, как предсказывал Мальтус, а к выживанию наиболее сильных и здоровых.
Применяя свою «прогрессивную» теорию эволюции к классу и полу, Спенсер пришел к выводу, что общественное разделение труда по классовому и половому признакам предопределено биологически. Спенсер заключил также, что биология таким образом сформировала каждый класс и
I
* Физический смысл этого закона таков: тепловая энергия, в отличие от всех других видов энергии, может превратиться в любой другой вид энергии лишь частично В результате, любой физический процесс, в котором происходит превращение какого-нибудь вида энергии в тепловую энергию, является необратимым процессом, т.е он не может быть осуществлен полностью в обратном направлении. Проще говоря, изготовление вечного двигателя невозможно. — Прим. пер.
каждый пол, чтобы их представители были готовы выполнять соответствующие им общественным роли — например, мужчин она сделала более соперничающими, а женщин — более опекающими. Фактически, биология сформировала женщин настолько заботливыми и милосердными, что им нужно отказать в праве голоса, иначе они могут вмешиваться в естественный ход прогресса и оказывать государственную помощь тем, кто без этой помощи не выжил бы в борьбе за существование. Как видно из этого вымученного аргумента против права женщин принимать участие в голосовании, Спенсер находился на переднем краю консервативного социального движения, известного как социал-дарвинизм.