ЗянятиЕ 10. Какого человека мы нязывйем
НЕУВЕРЕННЫМ В СЕБЕ?
«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Неуверенность в себе имеет свои маски».
«Маски неуверенности».Ведущий предлагает учащимся догадаться, как можно назвать подростка, который:
— Постоянно боится сделать ошибку.
— Боится сделать что-то не так.
— С трудом знакомится.
— Трудно начинает новое дело.
Такого человека можно назвать застенчивым.
— Смотрит на других свысока.
— Любит поучать других.
— Подчеркивает собственную значимость.
— Стремится, чтобы его заметили, любой ценой — даже
нарушая правила поведения.
Такого человека можно назвать самоуверенным.
Работа в тетради.В тетради делается запись: «Маски неуверенности: застенчивость и самоуверенность». Затем учащиеся рисуют эти маски. Ведущий обращает особое внимание на маску самоуверенности, поскольку многие подростки склонны путать ее с уверенной позицией.
«Какое поведение у ребят?»Ведущий зачитывает учащимся ситуации и варианты реагирования на них. Учащиеся определяют, к какому поведению относятся данные варианты — к застенчивому, уверенному или самоуверенному.
«Дима второй раз подряд просит Петю подежурить за него в классе. Петя отвечает: "Ты что, не можешь заставить кого-то? Или вообще забей на дежурство, вот еще проблему нашел — дежурство"». (Самоуверенный.}
И*.
Часть 2. Уроки психологии в cpeqheu школе
Шестой клйсс
<<Я достаточно умен, чтобы быть успешным».
«Меня все замечают даже, если я специально не привлекаю . к себе внимания».
После этого желающие зачитывают те утверждения, которые они для себя выбрали и подчеркнули.
Работа с рассказом,-j
т • * *
Жил-был один шестиклассник. Звали его... Придумайте сами. Он очень хотел измениться, потому "что учился не так, как ему хотелось. В классе он мечтал быть первым, но тоже не получалось. Родители постоянно ругали его за различные слабости. Он действительно хотел измениться, но не мог. Он чувствовал, что дальше будет еще хуже, на душе было тоскливо. Но однажды к нему подошел один человек. Я даже не знаю, был ли он его другом или незнакомцем. Может быть, даже это была его мама или учительница. Этот человек сказал мальчику: «Не меняйся. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Я люблю тебя просто за то, что ты существуешь». И мальчик вдруг почувствовал себя очень счастливым и начал просто радостно жить, так же принимая и любя окружающих. А через некоторое время заметил, что стал лучше учиться. А когда он заболел, то телефон «обрывали» его друзья. А мама ласково сказала ему: «Ты сильно изменился, сынок». — «Да, я изменился, — удивленно сказал мальчик, — и я буду меняться, потому что...»
Учащимся предлагается продолжить рассказ. Делается вывод, что человеку очень важно, чтобы его принимали таким, какой он есть. Это способствует его развитию. Можно предложить учащимся сравнить этот вывод с выводом, сделанным на прошлом занятии.
После обсуждения подростки заключают, что уверенному в себе человеку легче изменяться. А помочь стать уверенным может принятие тебя окружающими.
I О. КйКОГО ЧЕЛО8ЕКЯ МЫ НЯЗЫВЙЕМ НЕУВЕРЕННЫМ В СЕБЕ?
«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Неуверенность в себе имеет свои маски».
«Маски неуверенности».Ведущий предлагает учащимся догадаться, как можно назвать подростка, который: —- Постоянно боится сделать ошибку.
— Боится сделать что-то не так.
— С трудом знакомится.
— Трудно начинает новое дело.
Такого человека можно назвать застенчивым.
— Смотрит на других свысока.
— Любит поучать других.
— Подчеркивает собственную значимость.
— Стремится, чтобы его заметили, любой ценой — даже
нарушая правила поведения.
Такого человека можно назвать самоуверенным.
Работа в тетради.В тетради делается запись: «Маски неуверенности: застенчивость и самоуверенность». Затем учащиеся рисуют эти маски. Ведущий обращает особое внимание на маску самоуверенности, поскольку многие подростки склонны путать ее с уверенной позицией.
«Какое поведение у ребят?»Ведущий зачитывает учащимся ситуации и варианты реагирования на них. Учащиеся определяют, к какому поведению относятся данные варианты — к застенчивому, уверенному или самоуверенному.
«Дима второй раз подряд просит Петю подежурить за него в
классе. Петя отвечает: "Ты что, не можешь заставить кого-то?
Или вообще забей на дежурство, вот еще проблему нашел —
дежурство"». {Самоуверенный.)
Чясть 2. Урокипсихологии всреонеп школе
Шестоп клйсс
«Лена стала последнее время грустной и молчаливой, держится от всех в стороне, даже от лучшей подруги Маши. Маша подходит к ней: "Мне кажется, что ты чем-то подавлена. Может быть, нам попробовать обсудить ситуацию?"» (Уверенный.)
«Марина хорошо подготовилась к уроку, но когда учитель спросил ее, она не решилась ответить и, покраснев, сказала, что не выполнила задания». (Застенчивый.)
«Мама обещала поговорить с папой о возможности интересной поездки для Миши, но до сих нор этого не сделала. Миша сказал: "Я думал, мы с тобой договорились о том, что ты поговоришь с папой обо мне. Но этого не произошло. Мне кажется, что это можно сделать сегодня"». (Уверенный.)
«Сосед Леши ведет себя на самоподготовке очень шумно, вертится и мешает Леше. Он говорит ему: "Да заткнешься ты, наконец? С такими легкими заданиями справиться не можешь!"» (Самоуверенный.)
«Надень маску».Каждому участнику предлагается выполнить какое-либо действие, «надев» сначала маску застенчивое ти, потом — самоуверенности, затем — уверенности:
— Подойти и спросить: «Как тебя зовут?»
— Улыбнуться.
— Спросить: «Как поживаешь?»
«На приемеу психолога».Из позиции уверенного человека необходимо побыть в роли психолога и помочь маме.
«Уважаемый психолог! Ситуация, в которой оказалась наша семья, может быть, очень типична, но поскольку она касается нашего ребенка, то кажется нам сложной и требующей безотлагательного решения.
Мы боимся своими неправильными действиями, словами, реакциями на поступки испортить отношения с дочерью, порвать ту нить близости и доверия, которая связывала нас. Поведение же нашей девочки в последнее время требует, как нам кажется, нашего активного участия в разрешении возникшей проблемы. Суть ее заключается в том, что наша дочь — дрб-
рая, доверчивая, открытая, мягкая, заботливая девочка — вдруг стала проявлять признаки постоянного недовольства всем и всеми, (и, наверное, прежде всего собой), обиды, выказывать раздражение, грубость и даже агрессию.
Ребенок изменился просто на глазах. Самое страшное, что все эти чувства чаще всего направлены на самых близких людей, которые любят ее и желают только добра. Очень просим вашего совета и надеемся на помощь».
Работа со сказкой. Маленькая Волна (К. Ступницкая) Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая, с аккуратным белым гребешком, который очень ей шел. Были у нее родители — Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко в море, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзья-волны — взрослые и дети.
Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросали ее друг в друга.
Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, все, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ею довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ею перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произой-