Как сочиняется сказка по конфликтному случаю
Дочка выходит из кухни, осторожно закрывает дверь и приговаривает: «Я тихо – тихо хочу что-то ненужное сделать…»
До трёх лет малыш идёт к осознанию своего «Я», то есть себя как личности уникальной и неповторимой. Они всё больше отстраняются от родителей. И если поначалу (в год-полтора) это было только чисто физическое отстранение (уход, «убег»), то теперь это нечто иное. Ребёнок понял, что может кое-что решать и сам, и сделать сам, и ему любопытно проверить, до какой степени дозволенности можно дойти. И хотя родители очень сетуют на то, что «совсем распустился», это даже неплохо. Пусть такие проверки вас не обескураживают. Это – тоже дорога к осознанию своего «я», а заодно и проверка родителей на прочность. Стоит посочинять – поиграть в сказки, которые чётко покажут детям пределы дозволенного, и вам тогда не придётся вечно твердить вредное: «нет», «нельзя» да «не трогай».
Не мудрствуя лукаво, берёте бытовую тему, то есть любую ситуацию, с которой хорошо знаком ваш малыш. Берёте его игрушку. И помещаете её, так сказать, в быт.
Она, эта штучка, делает всё, что положено малышу. Или – что не положено (тут уж зависит от того, с какой целью вы сочиняете сказку).
Например, вы хотите, чтобы малыш как следует усвоил режим дня, привык к такому-то и такому распорядку и не увиливал.
Рано – рано утром проснулась кукла Лиза в своей кроватке. Проснулась – потянулась…вот так… И пошла умываться…
И так далее. Малышам нравится следить за своими делами как бы со стороны, многие дети активно включаются в действие и начинают подсказывать, что же в сказке будет дальше. Пусть ваша героиня «забывает» о некоторых важных делах. А малыш с удовольствием напомнит (и даже покажет), как моются ручки, где лежит одежда, когда надо делать зарядку. Так вы и малыша развлечёте, и в устной речи поупражняетесь, а заодно проработаете «скользкие» режимные моменты, те самые, которые не нравятся малышу.
От чего регулярно отказывается ваш малыш? От гречневой каши? А кукла Лиза есть её с удовольствием. Что, не ест? Тогда малыш с удовольствием объяснит (сам!), какая она полезная, эта каша, и как её надо кушать. И даже покажет.
О чём регулярно забывает ваш ребёнок? (Для малышей так естественно вечно всё забывать и отказываться, и кричать «нет! не буду!»). Не убирает игрушки? И пусть не убирает, на то и сказка, чтоб сагитировать его.
Жил – был жираф, и очень он любил играть в свои кубики. Поиграет, потом встанет и идёт в другую комнату, в зал. А кубики остаются на полу, разбросанные. И вот однажды прибежала жёлтая собачка, увидела кубики и говорит: «Вот валяются кубики, они никому не нужны. Возьму-ка я их к себе в будку. Собрала собачка кубики и побежала. Приходит жираф, глядь, а кубиков-то нет…Заплакал жираф и пошёл в нашей Женечке… И ваш/а Женечка, конечно, жирафу поможет: и кубики отыщет, и соберёт, и на место поставит, ведь так?!
Такая подпольно-сказочная агитация оставляет в ребёнке ощущение, что он всё решает сам. Это не ваше навязанное, это его выбор, его осознанное решение. Пусть вам не покажется это странным, но такие «мелочи» уже сейчас готовят ребёнка к школе, к тому сложному времени, когда самому ставить цель и реализовывать её.
Таким же образом вы можете приучить своё сокровище делать зарядку (он показывает упражнения мишкам и куклам, а вы двигаете плюшевыми лапами и не всегда успеваете – чтобы смешнее было), одеваться на прогулку, научит/ся чистить зубы – да мало ли трений случается между взрослыми и детьми.
Итак, сначала – агитируем, потом – повторяем-закрепляем, и скоро полезный навык входит в привычку.
Конечно, и повторять, и закреплять надо много-много раз, но вы ведь и дней у вас впереди много – много.
Многие мамы ужасно переживают, что не так воспитывают, и как бы не ошибиться, их швыряет то в строгость, то в попустительство, они
корят себя за ошибки. Наверно, вам станет легче, если вы запомните простую вещь.
...
Воспитание начинается с понимания.
Когда вы пойдёте за сказкой, или она вас поведёт за собой, и капризный ребёнок, прислушиваясь, забудет свои капризы, вы вдруг поймёте, что воспитание – вовсе не трудное дело, и с ребёнком можно договориться – всегда.
Сказочная самооценка
Маленькие дети (лет до 3-х) себя обожают! Они оценивают себя на «пять с плюсом» – без ложной скромности, и абсолютно уверены: всё, что ни делают – хорошо. И это здорово, эта завышенная самооценка, помогает малышу быть уверенным и довольным существом. И он не сомневается, как нужен и важен, и как любят его. Так должно быть.
Но вот есть у детей такая особенность: они оценивают себя через других. То есть как другие к нему относятся, таким он себя и считает. Вы сказали «хороший» – он в это верит – прекрасно. Вы сказали «плохой?» – увы, тоже поверит (со временем, когда разберётся, что такое «плохо» и «хорошо»). Вот почему ребёнка желательно не критиковать, а направлять.
Он – единственный и неповторимый, и не надо его ни с кем сравнивать. И вот, опять-таки, почему. Вот малышка подошла к шведской лесенке, встала на первую ступеньку, потянулась подняться повыше и…отошла. «Что же ты? Посмотри, Вика как высоко забирается, и не боится». С точки зрения нашей логики малышка должна сделать вывод: «Ничего страшного, и ты так можешь». С точки зрения детской, она сделает другой: «Вика не боится, а я боюсь…Вика хорошая, а я плохая…Я, выходит, трусишка, да». И если родители последовательны в своей тактике: сравнивать и ставить в пример – не стоит потом удивляться, когда их школьница Люся будет слушаться Веронику, даже если ту поведёт не туда.
Сказка, рассказанная вовремя, поможет человеку обрести уверенность в собственных силах, понять, что он нужен и важен, ничуть не меньше, чем взрослый, большой человек. И даже если сначала у тебя ничего-ничегошеньки не получается – всё впереди, ты доберёшься, научишься и осилишь, и сможешь суметь. Поможет, особенно если вы сумеете ею задеть что-то родное и близкое, что камертоном в душе отзовётся. И, возможно, она сделает то, что ещё важнее: подскажет вам. Подскажет, что вашему, именно вашему ребёнку необходимо, что в нём поддержать, чем помочь.