Xiv. важный воспитательный
Для кандидатов в опекуны (попечители)
Сыктывкар, 2010
ЧТО ТАКОЕ ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО)?
Согласно статье 123 Семейного кодекса Российской Федерации, опека (попечительство) – это форма семейного устройства не достигших возраста 14 лет (14-18 лет) несовершеннолетних граждан или признанных судом недееспособными граждан, при которой опекуны являются законными представителями подопечных.
А ЧТО ДАЛЬШЕ?
Вы решили дать ребенку, оставшемуся без попечения родителей семью? Вы уже определись с будущим статусом вашей семьи, полом и возрастом ребенка? Да?! Раз так, позвольте Вам напомнить несколько основных моментов, которые помогут Вам, шаг за шагом, на каждом этапе адаптации ребенка в Вашей семье, добиваться успехов в благородном, но таком нелегком деле – в воспитании чужого для вас ребенка.
I. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО
Когда уважение приходит раньше дружбы, результатом является активность. Когда дружба приходит раньше уважения, результатом является пассивность.
II. БЛАГИЕ ЦЕЛИ.
Преследуя благие цели – воспитывать ребенка-сироту, не забывайте о родных детях – сохраните привычные для них ритуалы совместных прогулок, сна, подготовки домашнего задания и т.д. Это поможет Вам установить между детьми положительные взаимоотношения и сохранить мир в Вашей семье.
IV. ВАШЕ «ЗЕРКАЛО».
Ребенок «зеркалит» поведение и состояние родителей и значимых взрослых. Поэтому часто родители, обвиняют ребенка в том, что практически присуще самим родителям.
III. РЕБЕНОК – ЛИЧНОСТЬ!
Не пытайтесь «вылепить» из реального ребенка желаемого, удобного для вас без учета того, что он уже личность, сколько бы лет ему не было.
V. ГЕНЫ ТУТ НИ ПРИЧЕМ.
Не спешите списывать плохое поведение опекаемого ребенка на «дурные гены». Многие ученые – психологи и генетики – пришли к выводу о том, что генетика влияет на формирование личности, но далеко не факт, что именно она является определяющей в том, «хорошим» или «плохим» человеком вырастет ребенок. Куда как важнее то, в каких психосоциальных условиях этот ребенок живет. Поэтому не стоит изначально в Ваших неудачах обвинять «дурные гены» ребенка, просто все дело в том, что он пока Вам не доверяет. Тут важно помнить, что:
Ø чувство привязанности формируется в течение первых девяти месяцев жизни ребенка и объектом привязанности, как правило, становится мама.
Ø привязанности развиваются относительно одного или нескольких человек в определенном порядке;
Ø ребенок может сформировать новые привязанности, при этом не забывая старые;
Ø при формировании привязанности или ее разрушении проявляются самые сильные эмоции – гнев, любовь, печаль, радость. Если есть привязанность, ребенок спокоен и испытывает чувство радости.
VI. БОЛЬ УТРАТЫ…
Ребенок любого возраста, независимо от причины, по которой он остался без попечения родителей, пережил в своей жизни тяжелую душевную травму – разрыв эмоциональных связей с биологической семьей. Поэтому перед Вами стоит нелегкая задача – сформировать новую связь. Стоит отметить, что чем больше разорванных связей перенес ребенок, тем тяжелее будет выстроить новую привязанность. Исследования говорят, что ребенок, переживший больше четырех раз разрывы со значимыми людьми, может уже никогда больше не захотеть восстанавливать или создавать новые привязанности, заставляя страдать тем самым себя и окружающих. Помните, что ребенку сейчас очень тяжело и Ваша задача – набраться терпения и просто любить ребенка, поддерживая его и помогая ему.
VII. ПРАВО НА ПРОШЛОЕ.
Запомните, если у ребенка совсем нет прошлого, значит, он неуверенно будет жить настоящим, и не сформирует будущее. Помогите ребенку сохранить в памяти приятные воспоминая о жизни, как в биологической семье, так и в Вашей. Для этого можете посоветовать ребенку вести Дневник жизни, в котором он будет отмечать все интересные и значимые для него события. Начинать этот Дневник необходимо обязательно с прошлого.
VIII. НЕ СУДИТЕ, ДА
НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ.
НИКОГДА не давайте негативных характеристик относительно биологических родителей ребенка. Ваша задача – правильно объяснить ребенку сложившуюся ситуацию. Важно своевременно и правильно сказать правду, помочь ему осмыслить происходящее. Если ребенок ждет от Вас какого-то ответа, Вы можете сказать о том, что в жизни взрослых тоже бывают трудности и не все с ними справляются. Взрослые сильно переживают, когда в их жизни происходит что-то плохое, например, если они теряют работу или заболевают. Решая свои проблемы, некоторым взрослым бывает трудно воспитывать детей. Одним словом, говоря с ребенком о его биологических родителях, необходимо:
Ø спокойно выслушать доводы ребенка;
Ø не насмехаться над чувствами ребенка;
Ø не высказывать сомнений, недовольств, раздражения;
Ø не делать замечания по поводу неправильных слов при рассказе ребенка;
Ø пусть разговор заканчивается оптимистично.
IX. СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ.
Не препятствуйте общению опекаемого ребенка с его биологическими родственниками, кончено, если Вы на 100% уверенны в том, что они не принесут вред ребенку. Для этого постарайтесь вначале сами наладить с ними контакт. Если способы общения биологических родственников с ребенком не определенны судом, то Вы можете выбрать их самостоятельно, учитывая, в первую очередь, интересы ребенка. Это могут быть:
Ø телефонные звонки;
Ø обмен фотографиями, письмами;
Ø подарки к праздникам;
Ø встречи.
X. ЛЮБОВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ
АВТОРИТЕТНОЙ.
Помните, что, прежде всего, Вам нужно стать авторитетом для ребенка. Завоевывать авторитет необходимо правильными способами, то есть для этого вовсе не нужно потакать всем капризам ребенка. Должна возникнуть так называемая авторитетная любовь – это сочетание требований дисциплины, любви, умения слышать ребенка, необходимости справедливого наказания, если это необходимо. Вот несколько приемов:
Ø Правильному общению часто мешают приказы (команды), угрозы, предупреждения, критика, отшучивание, мораль, нотация, советы, сочувствие на словах, похвала – пример кого-то, поэтому старайтесь всего этого избегать.
Ø Когда Вы просите о чем-то ребенка, говорите спокойно, глядя в глаза. Просить следует один раз, не угрожая наказанием, спокойно объясняя, что будет в случае невыполнения.
Ø Обязательно контролируйте выполнение Вашего задания, чтобы легче было похвалить за проделанную работу. Дайте ребенку почувствовать себя нужным и необходимым.
Ø Наказание – необходимый элемент воспитания. Вам обязательно нужно реагировать на явно плохое поведение ребенка. Наказывая, помните, что это делается не для того, чтобы унизить ребенка, причинить ему боль, а для того, чтобы он осознал совершенный поступок (не озлобился) и пережил чувство вины.
Ø Поощрением может быть не только похвала, но и вознаграждение (сладости, деньги). Однако распространенной ошибкой бывает назначение заранее цены за выполненную работу. Тем самым Вы покупаете послушание и труд ребенка.
XI. МЕСТО «ПОД СОЛЦЕМ».
Низкая самооценка – это распространенное явление у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Попадая в новую среду, ребенок пытается самоутвердиться и делает это как умеет. Вы видите, что поведение ребенка стало «плохим» и участились конфликты? Это верный признак того, что ребенок пытается найти свое место в вашей семье. Для того чтобы этого сделать, ребенок будет Вас «проверять» и всеми возможными способами, как правило, негативными, будет пытаться привлечь Ваше внимание. Для того чтобы помочь ребенку правильно самоутвердиться, Вам необходимо научить его добиваться внимания окружающих позитивными способами. Вам надо помнить о том, что ребенку нужно Ваше внимание, оценка правильности его действий, похвала, сотрудничество. Одним словом, хвалите ребенка за необычное для него, то есть положительное, поведение, акцентируйте на этом внимание всех членов Вашей семьи и других, значимых для ребенка людей. На привычное, негативное поведение, реагируйте спокойно и просто обсуждайте с ребенком поступок. Со временем ребенок поймет, что поступать «хорошо» лучше, чем поступать «плохо».
XII. «Мирные» правила.
Конфликт – это Ваше нежелание удовлетворить потребность ребенка в общении. Знание некоторых положений поможет Вам избежать конфликта и трудностей в воспитании.
Ø Не следует сидеть и ждать, когда ситуация будет обостряться или сама собой улучшится. Самый лучший способ – отвлечь ребенка от возможного конфликта. Чтобы это сделать, нужно найти альтернативу.
Ø Если поступок совершен, попробуйте спокойно его обсудить ребенку и по возможности, проиграть правильно.
Ø Часто взрослые говорят детям расхожую фразу: «Ты должен вести себя хорошо». Как – хорошо? Говорите конкретно, например: «Сегодня мы идем гулять. Постарайся не ходить по лужам».
Ø Вы должны не только слушать, но и слышать ребенка. Дети всегда говорят о своей проблеме, а взрослые порой, как говорится, пропускают это «мимо ушей». И помните о том, что детям очень тяжело описывать словами свое состояние, тем более душевное. Поэтому ребенок будет посылать Вам простые «сигналы» в виде слов «Мне плохо», «У меня что-то болит (живот, голова, рука и т.д.)», или будет пытаться постоянно завести с Вами разговор на одну и ту же тему, либо в виде своего состояния – он может стать плаксивым, замкнутым или, наоборот, чересчур говорливым.
Ø Если ребенок не выполняет правила, выясните, возможно, он их просто не понимает. Дайте ребенку понять, что Вы от него хотите, что будете от него требовать. Пересмотрите свои требования и просьбы, чтобы они не были авторитарно-требовательными. Просьбу «Ложись в кровать» можно сказать иначе: «Когда ляжешь в кровать, я почитаю тебе книгу». Можно заранее предупредить ребенка о предстоящем событии: «Через 20 минут тебе пора ложиться спать». Ваши просьбы и установки должны быть четкими. Когда говорите, старайтесь придать Вашему голосу соответствующую интонацию, а лицу – соответствующее выражение.
Ø Устраните все возможные соблазны, зная привычки ребенка в прошлом. Закройте на прочный замок шкаф, куда ребенок не должен залезать. Если он не нашел общий язык с другим ребенком, посадите их отдельно друг от друга.
Ø Обратите внимание на самого себя – Вы уверенны, что уделяете внимание в большей мере «хорошему» поведению, нежели «плохому»? Может быть, Вы видите только «плохое»?
Ø Даже если поведение ребенка Вас сильно расстроило, не ограничивайте общение ребенка с людьми, которые действительно важны для него. Наоборот, беседа со значимым человеком поможет поддержать правильное поведение.
Ø Если надо наказать ребенка, убедитесь в пользе, необходимости наказания и его соразмерности с поступком. И помните – за один плохой поступок должно следовать только одно наказание. Тогда как, за один хороший поступок может следовать семь похвал.
Ø Не принимайте участие в истериках ребенка, если это происходит дома – напевайте что-то или всей семьей выйдите из комнаты. Ребенок быстро поймет, что «концерт» устраивать некому. Если это происходит на улице, в общественном месте спокойно уведите ребенка домой или в тихое место.
Одним словом, всегда помните о том, что дети любят общение на равных. Если Вы не будете забывать об этом, то Вы дадите ребенку говорить, объяснять, быть услышанным и понятым – это для него очень важно.
XIII. БУДЬТЕ МУДРЕЕ
Будьте не просто взрослым, а еще и мудрым. Несмотря на плохое поведение ребенка, Вы не имеете право отказывать ему в общении. Спрашивайте, говорите, просите, делайте первые шаги для сближения.
XIV. ВАЖНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
МОМЕНТ
Ребенок воспитывается тогда, когда он занят деятельностью, причем не тогда, когда ему приказали или окружили его информационной стеной, а тогда, когда он сам заинтересовался (с вашей помощью) и сам захотел быть деятельным. У него формируется собственный мотив – хочу, могу, надо, жду поддержки, внимания и поощрения.
XV. НАВСТРЕЧУ ДРУГ
ДРУГУ
Чем больше Вы будете уделять ребенку время, внимания и заботы, давать информации для размышления, тем больше он будет сближаться с Вами, проявлять инициативу, стремиться к сотрудничеству.
P.S.:
И самое главное – помните о том, что ни одно из этих правил не способно сотворить чудо без Вашего терпения, уверенности в своих силах, безграничной и безусловной любви к ребенку.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ознакомится с анкетами детей, ищущих семью и получить информацию по всем интересующим Вас вопросам в области опеки, попечительства и усыновления Вы можете на сайтах:
По Республике Коми:
Официальный сайт Агентства Республики Коми по социальному развитию: http://agentsoc.rkomi.ru/deti1.html
По России:
Официальный сайт Интернет-проекта Министерства образования и науки РФ и Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей «Усыновление в России»: http://www.usynovite.ru/db/
Официальный сайт некоммерческой организации — благотворительного фонда помощи детям оставшимся без попечения родителей «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: http://www.opekaweb.ru
Учреждения Республики Коми, оказывающие социально-психологические услуги кандидатам в опекуны, попечители, приемные родители, усыновители и замещающим семьям:
1. Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» г. Сыктывкар
Адрес: 167004, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Маркова, 13
Контактные телефоны: 8(8212) 21-10-51, 8(8212) 21-06-24
2. ГУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара»
Адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Чернова, д.3;
Контактный телефон: 8(8212)-24-71-89
3. Школа приемных родителей Эжвинского района города Сыктывкара на базе государственного учреждения Республики Коми «Комплексный центр социального обслуживания населения»
Адрес: 169018, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул.Мира, д.19
Контактный телефон: 8(8212)-631774
4. Отделение психолого-педагогической помощи государственного учреждения Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям» г. Ухта
Адрес: 169300, Республика Коми, г. Ухта, проезд Строителей, д.27, кааб.201-204;
Контактный телефон: 8(8247)-23013
5. Государственное учреждение Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям» г. Воркута
Адрес: 169900, Республика Коми, г. Воркута, ул. Дончука, д. 6»А
Контактный телефон: 8(82151)-20907
6. Отделение психолого-педагогической помощи государственного учреждения Республики Коми «Социальный приют для детей и подростков» г. Инта
Адрес: 169841, Республика Коми, г. Инта, ул. Куратова, д.66
Контактный телефон: 8(82145)-31074,
7. Государственное учреждение Республики Коми «Центр помощи семье и детям «Ассоль» г. Печора
Адрес: 169600, Республика Коми, г. Печора, ул. Островского, 49
Контактный телефон: 8(82142)-79226
8. Государственное учреждение Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям «Асыв» г. Сосногорск
Адрес: 169502, Республика Коми, г. Сосногорск, 6 микрорайон, д.17
Контактный телефон: 8(82149)-57282
9. Государственное учреждение Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям» г. Вуктыл
Адрес: 169570, Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Печорская, д.1
Контактный телефон: 8(82146)-21500
10. Государственное учреждение Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям «Гармония» г. Усинск
Адрес: 169712, Республика Коми, г. Усинск, ул. Молодежная, 20;
Контактный телефон: 8(82144)-44492
11. Отделение социально-психологической помощи семье и детям государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защите насиления» Корткеросского района
Адрес: 168020, Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Первомайская, д.25а
Контактный телефон: 8(82136)-92138
12. Государственное учреждение Республики Коми «Центр социальной помощи семье и детям» Прилузского района
Адрес: 168130, Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, ул. Мира, д. 132.
Контактный телефон: 8(82133)-21916
ГУ РК «Республиканский центр социальной попомни семье и детям»
г. Сыктывкар, ул. Маркова, дом 13.
тел.: 8(8212) 21-10-51, 8(8212)21-06-24
Республиканская служба «Телефон доверия»:
тел.: 8(8212) 21-11-66
анонимно, круглосуточно, бесплатно (со стационарных телефонов)
|
|