РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ НАВЫКОВ Зрительный контакт



Навык

Прямой взгляд на слу

шателей при обраще

нии к ним.

Использование

Усиление чувства взаи

модействия.

Процедура

1. Осознанно смотрите

на лица людей в ауди

тории, когда произно

сите речь.

2. Если вы замечаете,

что смотрите в сторону,

постарайтесь снова на

править взгляд на слу

шателей.

Пример

Когда Билл рассказы

вал, как можно подать

заявку на кураторскую

работу с другими сту

дентами, он обращался

к людям, сидящим в

конце зала. Когда он

взглянул в свои записи,

чтобы убедиться, что он

ничего не забыл, то об

наружил, что продол

жает смотреть в свою

шпаргалку, а не на ауди

торию. Переходя к сле

дующему пункту своего

доклада, он заставил

себя посмотреть на лю

дей, сидевших в перед

ней правой части зала.

роятно, будут больше времени смотреть прямо на

вас. Слушатели, которые не проявляют внимания,

скорее всего, будут зевать, смотреть в окно и сидеть,

опустив голову. Следя за поведением аудитории, вы

можете определить, что вам нужно изменить в своем

докладе, добавить к нему или убрать из него. Стано

вясь более опытными, ораторы могут полнее и луч

ше использовать информацию, которую они получа

ют о слушателях посредством подержания с ними

зрительного контакта.

РЕПЕТИЦИЯ

На этой стадии подготовки вы готовы приступить

к репетиции — тренировке произнесения своей речи

вслух. В этом разделе мы рассмотрим график под

готовки и тренировки, использование записей, ис

пользование наглядных пособий и указания по эф

фективной репетиции.

Репетиция — тренировка произнесения

своей речи вслух.

График подготовки и тренировки

Неопытные ораторы часто полагают, что готовы

произнести речь, как только они составили ее конс

пект. Но речь, которую не репетируют, скорее всего,

будет менее эффективной, чем она могла бы быть,

посвяти вы достаточное количество времени ее тре

нировке. Если вы не являетесь опытным оратором,

постарайтесь закончить составление конспекта сво

9*

его выступления, по меньшей мере, за два дня до

него, с тем чтобы у вас было достаточно времени на

просмотр, оценку и осмысление всех аспектов речи.

На рис. 16.3 дан график, полезный при подготовке

речи в учебной аудитории.

Существует ли реальная связь между временем

подготовки речи и ее эффективностью? Исследова

ние Мензела и Кэррела (Menzel & Carrel, 1994) экс

периментально подтверждает общую гипотезу, со

гласно которой более продолжительная тренировка

ведет к лучшему выступлению. Они пришли к выво

ду, что «значимость повторения вслух, по всей види

мости, отражает следующий факт: вербализация про

ясняет мысль. Тем самым устная репетиция помогает

добиться успеха во время фактического произнесе

ния речи».

Использование записей во время

Выступления

Записи к речи включают в себя конспект речи в

виде слов или фраз, а также труднозапоминаемую

информацию, такую как цитаты и статистический

материал. Оптимальные записи состоят из ключевых

слов или фраз, которые помогают активизировать

вашу память. Записи будут вам наиболее полезны в

том случае, когда они состоят из минимально воз

можного количества слов, написанных буквами, до

статочно крупными, для того чтобы их можно было

сразу же увидеть. Многие ораторы сокращают свой

конспект до отдельных слов или фраз.

Записи к речи — конспект речи, а также

используемые цитаты и статистический ма

териал.

Дней (или более)

До выступления

Дней

Дней

Дня

Дня

Дня

День

Назначенная дата

Часть 4 · Публичное выступление

Выберите тему; начинайте исследование.

Продолжите исследование.

Напишите конспект основной части доклада.

Поработайте над вступлением и заключением.

Завершите конспект; поберите дополнительный материал, если он необходим;

подготовьте все наглядные пособия.

Первая репетиция.

Вторая репетиция.

Произнесение речи.

Рис. 16.3. График подготовки речи

Если ваша речь будет длиться от трех до пяти ми

нут, вам достаточно иметь одну две карточки с запи

сями размером 8×12 см. В случае 5–10 минутной

речи можно ограничиться двумя четырьмя карточка

ми того же размера: одна карточка для изложения

целей и вступления, одна или две — для основной

части доклада и одна — для заключения. Если ваша

речь содержит важную цитату или большое количе

ство статистических данных, возможно, вам понадо

бится записать их подробно на отдельных карточках.

На рис. 16.4 показаны два типовых набора записей,

взятых из основной части подготовительного конс

пекта, описанного в главе 14.

Репетируя, пользуйтесь записями, как бы вы ста

ли делать это во время своего выступления. Либо

положите их на ораторскую трибуну, либо держите

их в одной руке, обращаясь к ним только в случае

необходимости. Ораторы часто обнаруживают, что

составление карточек настолько эффективно, помо

гая закрепить в памяти основные идеи, что во вре

мя подготовки или позднее, в ходе самого выступ

ления, им нет никакой необходимости пользовать

ся записями.

Наши рекомендации