Деформация культового сознания
Рассмотренные выше личностные изменения приводят к серьезной деформации культового сознания. В нормально функционирующем сознании свободного от зависимости человека находит свое отражение вся временная перспектива личности — прошлое, настоящее и будущее личности. В душе человека есть гордость своими прошлыми достижениями, живы воспоминания о детстве, родителях, о семейной атмосфере тепла и защищенности (если не чувство гордости, то хотя бы принятие своего прошлого, нежелание отказываться от него). Настоящее воспринимается ясно и полно, есть осознание своей самореализации, самораскрытия. Будущее время также представлено в сознании — мечты, планы, раздумья об обеспеченности в будущем, уверенность в достижении целей и т.п. Разумеется, не у каждого человека сознание наполнено лишь позитивным содержанием, а во внутреннем мире царит гармония. Мы хотели лишь подчеркнуть, что в сознании есть составляющие, относящиеся к разным временам жизни личности.
Для культового сознания это не характерно, поскольку оно деформировано. Лидеры деструктивных культов внушают приверженцам необходимость забыть о прошлом, не связанным с идеями культа и служением ему. События настоящего отражены фрагментарно, не все голоса окружающего мира доходят до сознания приверженца культа. Такое состояние сознания лидеру культа необходимо, что людьми было легче управлять. Бесконечные молитвы, проговаривание одних и тех же словесных формулировок, психофизические упражнения, повторение одних и тех же слов при вербовке, весь уклад жизни приверженца порождает эмоциональную монотонию. Монотония, как и во всех других случаях, приводит к затяжному стрессовому состоянию и невротизации личности.
В невротическом сознании сужен интервал настоящего, ослаблена способность к полноценному переживанию телесных радостей, физического здоровья. Прошлое воспринимается как череда ошибок и невезения. Будущее, в котором все наконец-то разрешится, мечты станут реальностью, ожидается с нетерпением.
На высказывания о своем плохом физическом состоянии в культах наложен запрет. То, что адепт может услышать в этом случае от своих «братьев» весьма сходно для разных культов: «Ты мало приложил сил, чтобы освоить метод»; «Виноват ты сам, а не метод»; «Ты не вложил всю душу в наше дело, плохо верил, мало старался и поэтому оказался во власти злых сил»; «Болезнь — это заслуженное самим тобой наказание». Такая реакция на недомогания приверженцу хорошо известна. В связи с этим ухудшение физического и душевного состояния из сознания вытеснены, но одновременно нарушено и адекватное представление всей собственной телесности. Без этой составляющей невозможно полноценное ощущение настоящего времени, его отчетливое осознание.
Фокус культового сознания перемещен в будущее. Только там, как заслуженная награда за долгую борьбу со злыми силами окружения, с собственным несовершенством, начнется совсем другая жизнь. Э.Эриксон писал о «вечных путниках» — людях, склонных полагать, что их человеческая ценность заключается в том, кем они собираются стать в будущем, а вовсе не в том, кем они являются в настоящем. Такое отношение к жизни возникает у людей с неразвитым или подавленным чувством инициативы, с угасшим стремлением к жизненным целям.
Специфика Дианетики
Дианетика построена как совокупность аксиом. В математике и других науках такой стиль мышления вполне согласуется с духом наук, оперирующих абстракциями. Но в таких науках вслед за формулировкой аксиомы рассматриваются цепочки выводимых из нее следствий. Так делается до тех пор, пока следствия не могут быть соотнесены с тем, что известно в науке, что доказано, или с тем, что обладает очевидной ясностью. В его книге о душевном здоровье нет и привычных для литературы такой тематики описаний случаев из практики, анализа наблюдений за реальными пациентами, развернутого сравнения разных трактовок и взглядов на обсуждаемое душевное неблагополучие. И.П.Павлов говорил, что «Факты — это воздух ученого».
Хаббард не приводит доказательств даже к центральным в своей концепции положениям. Он излагает свою концепцию так, как будто в мировой науке никто до него о проблемах здоровья, в том числе душевного, не задумывался и не смог, хоть сколько-нибудь, продвинуться в их разрешении. В то же время, что не раз отмечено критиками Хаббарда, нетрудно видеть источники заимствования многих его положений.
Давая советы, Хаббард не обременяет себя указанием области их использования, не считает необходимым при следовании правилам Дианетики учитывать показания или противопоказания к их применению.
Психическое здоровье индивида, психологическая устойчивость и душевное равновесие личности определяются закономерностями не только общими для любой психики, но и культурными, историческими, социально-экономическими факторами, а также генетическими, морфологическими, психофизиологическими, типологическими. Без учета характеристик среды, жизненной ситуации, параметров индивидуальности ни эффективное обучение, ни эффективная терапия не возможны. На эти принципы опираются самые разные психологические, психотерапевтические, дидактические теории. В современной науке это стало общепринятым и обязательным для любого, утверждающего, что он разрабатывает научные методы.
Сообщать человеку, прошедшему тестирование, что у него есть личностные проблемы (не зная, есть ли у него желание, время, деньги для устранения проблем с помощью сайентологов), значит наносить психическую травму обследуемому. Внушение необходимости пройти цикл семинаров, убеждение в том, что это единственно надежный путь решения проблем, формирует психологическую зависимость, является формой манипулирования сознанием. Психологическая зависимость ослабляет способность личности нести ответственность за себя, свои решения и поступки, мыслить самостоятельно, ограничивает адаптивный потенциал личности.
Возможно, в России у сайентологов еще долго будут находиться сторонники и истовые последователи, но тотальный охват россиян идеями Дианетики конечно не возможен.
В любые исторические времена находились люди, предрасположенные к тому, что оказаться под влиянием харизматического лидера и идти за ним хоть на край света. Но не следует забывать и о противоположном — были и будут люди, с неприятием любого культа, неподдающиеся обаянию харизмы.
Вряд ли сайентология получит значительное распространение в России. Во-первых, философия индивидуализма и фанатичного стремления к успеху чужда российскому менталитету. Во-вторых, в настоящее время сайентологию определенная часть населения воспринимает как один из возможных подходов к самосовершенствованию и коррекции психических качеств. С формированием цивилизованного рынка услуг психологов и психотерапевтов, с повышением психологической культуры населения ее популярность будет уменьшаться. В настоящее время Дианетику нередко еще воспринимают как новое, нетрадиционное направление целительства. Настороженное отношение к народному целительству увеличивается — все больше накапливается негативного опыта от услуг целителей. С уходом в прошлое смутных времен, с разрушением стереотипа оценки всего зарубежного как лучшего (самое качественного, передового…), с разрушением надежд на помощь от магов всех мастей у россиян появится здоровый консерватизм и критическое отношение к экзотике в сфере духовности, неверие в то, что кто-то (в том числе и последователи Хаббарда) за тебя решат твои проблемы лучше, чем ты сам.
_____________
Итак, распространению деструктивных культов способствует целый ряд субъективных и объективных факторов. К последним следует отнести современные социально-экономические условия России. Существенным субъективным фактором пониженной сопротивляемости личности к манипулированию сознанием является мировоззренческая незрелость, затруднения с поиском смысла жизни, склонность находить простые и быстрые решения сложных проблем.
Первым ключом к установлению контроля над сознанием обращаемого выступает направленная коррекция его психического состояния. Вербовщики вызывают у индивида переживания эмоционального комфорта, удовлетворенность тем, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее не доставало.
Удерживать под культовым влиянием позволяет жесткое ограничение потоков информации из внешнего мира, регламентированное поведение, сводящее к минимуму свободное время адепта и исключающее возможность критического осмысления происходящего, групповое давление и разрыв прежних межличностных связей.
Нахождение в деструктивном культе приводит к стиранию индивидуальности, снижению жизнестойкости, появлению всех признаков зависимого расстройства личности, указанных для этого вида расстройства в Международной классификации болезней (10-й пересмотр).
Сознание приверженца культа деформировано — события прошлого и настоящего отражены в нем фрагментарно. Фокус культового сознания перемещен в будущее. Все эти сдвиги сходны с определенным типом невротических изменений сознания.
Литература
Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) //Журнал практического психолога, 1996, № 2, С. 87-93.
Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) //Журнал практического психолога, 1996, № 5, С. 86-95.
Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Учебное пособие. Н.Новгород, 1998.
Егорцев А.Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. М., 1997.
Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
Полищук Ю.И. Некоторые духовные причины и предпосылки разрушения психического здоровья //Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996, № 3, С. 71-76.
Рид Д.А. За кулисами Сторожевой Башни. Разоблачение организации “Свидетели Иеговы”. СПб., 1998.
Скородумов А.А. О психонасилии над личностью в религиозных организациях деструктивной направленности //Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996, № 2, С. 73-77.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997.
Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е. СПб., 1996.
Hassan S. Combatting Cult Mind Control. Rochester. 1988.
Lifton R. Thought Reform and the Psychology of Totalism. N-Y. 1961.